За что отвечает раздатка в машине – Раздатка. Раздаточная коробка. Что это такое и как работает раздаточная коробка

Содержание

Раздатка. Раздаточная коробка. Что это такое и как работает раздаточная коробка

Раздаточная коробка или как её называют в народе раздатка широко и давно известный автомобильный агрегат, при помощи которого появляется возможность распределить крутящий момент полученный от двигателя (и пройденный через коробку передач. В этой статье мы рассмотрим основные виды раздаточных коробок и их принцип работы.

Раздатка. Общий вид

Что такое раздатка. Назначение раздаточной коробки

Раздаточная коробка устанавливается практически на все автомобили с полным приводом (например, Нива, УАЗ) или на автомобили с каким-либо дополнительным оборудованием требующий отдельный привод, и по принципу действия в первую очередь предназначена для разделение крутящего момента по осям автомобиля, отсюда и название — раздаточная коробка. Впервые раздатка была применена в начале прошлого века на легковых автомобилях, которые были предназначены для участие в гонках по бездорожью.

Но большинство потребителей не сразу поняли всю выгоду от «коробки скоростей» (такое название была дано раздаточной коробке после её изобретения) и отнеслись довольно таки скептически к данному новшеству. Но после применения раздатки в полноприводных грузовых автомобилях интерес у производителей и конечных потребителей к нему возрос. Хоть основной функцией данного узла и является распределение крутящего момента, у большинства его модификаций есть и дополнительная функция в виде увеличения передаточного числа.

Опрос: Знаешь ли ты что такое раздоаточная коробка? (Кол-во голосов: 135)

Знаю от и до

Пока не знаю, зашел почитать

Не до конца знаю что это такое

Вообще не знаю

Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа. Результаты

Данная функция позволяет увеличить тяговые характеристики автомобиля, тем самым повышает проходимость транспортного средства, что очень полезно при передвижении по бездорожью.

Основные функций раздаточной коробки можно выделить:

  1. Распределение крутящего момента по ведущим мостам, для обеспечения проходимости транспортного средства по бездорожью, максимально понижая циркуляционную мощность.
  2. Повышение крутящего момента на ведущих мостах для снижения сопротивления качению колес, при эксплуатации автомобиля по бездорожью.
  3. Обеспечение устойчивого движения транспортного средства на малой скорости при работе силового агрегата на максимальных мощностях.

Устройство раздаточной коробки. Конструкция.

Раздатка. Раздаточная коробка

Обычно раздаточная коробка крепится на лонжеронах автомобиля с помощью кронштейнов с подушками (буферами) функцией которых является гашение вибрационных нагрузок, но на разных автомобилях схема расположения раздатки может иметь разные варианты установок.

Раздатка в зависимости от модели может иметь разное устройство, но так как принцип работы раздаточной коробки вне зависимости от модели практически одинаков, то и её устройство имеет общие основные элементы:

  • ведущий вал
  • механизм для блокировки межосевого дифференциала
  • цепная или зубчатая передача для передачи крутящего момента на приводной вал передней оси
  • межосевой дифференциал
  • вал привода задней оси
  • понижающая передача
  • приводной вал передней оси.

Все данные элементы постоянно смазываются при помощи трансмиссионного масла, которое находится в корпусе раздаточной коробки, тем самым обеспечивая смазку всех внутренних элементов.

Виды раздаточных коробок

Среди массы модификаций, можно выделить основные типы раздаточных коробок:

1. По расположению валов привода ведущих мостов

  • с соосными валами (приводящий вал с коробки передач соосен с валом привода заднего моста). Этот тип широко распространен благодаря своей незамысловатой конструкции.
  • с несоосными валами (приводящий вал КПП не соосен с валом привода заднего моста). Данный вид отличается высоким КПД, компактными габаритами и с точки зрения акустических параметров (не самые маловажные параметры) выглядит гораздо привлекательнее своих собратьев.

2. По приводу ведущих мостов

  • с механизмом блокирования привода ведущих мостов. Этот тип позволяет использовать максимально тяговую силу автомобиля без пробуксовки колес. Но у данного вида есть некоторые минусы – это повышение потребляемого автомобилем топлива, повышение износа шин и увеличение нагрузки на элементы трансмиссии.
  • с дифференциальным приводом. Данный тип коробок отличается наличием межосевого дифференциала, который дает возможность вращать ведущие валы с разными скоростями. Из минусов – понижение проходимости автомобиля. Для увеличения тяговых характеристик межосевые дифференциалы изготавливаются с элементом принудительной блокировки.

3. По числу передач различают -одно, -двух и трехступенчатые коробки. Большей популярностью раздаточные коробки с двухступенчатой передачей.

Режимы работы раздаточной коробки.

Режим работы раздаточной коробки в зависимости от конструктивных особенностей может подразделяться на несколько видов:

  • межосевой дифференциал заблокирован и оба ведущих моста работают
  • дифференциал автоматически заблокирован и оба ведущих моста в работе
  • оба ведущих моста получают крутящий момент (как у автомобиля Нива)
  • работает только задний мост
  • оба моста в работе на понижающей передаче, дифференциал заблокирован. В данном режиме у автомобиля самая высокая проходимость.

Переключение раздаточной коробки от одного режима работы к другому происходит при помощи рычага (на старых поколениях автомобилей с полным приводом) и с помощью кнопок. Само переключение может осуществляться механическим, электрическим, пневматическим и даже с гидравлическим приводом.

Принцип работы и схема раздаточной коробки.

Раздатка. распределение момента

Наверняка, многие, кто сталкивался с полноприводными автомобилями задавался вопросом: как работает раздатка? Принцип работы раздаточной коробки во многом зависит от его конструкции.

Схема и принцип работы простейшей раздаточной коробки выглядит примерно таким образом: коробка передач передает крутящий момент на ведущий вал раздаточной коробки (иногда между коробкой передач и раздаткой стоит ретардер), который в свою очередь передает момент на межосевой дифференциал.

Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между валом привода задней оси и валом привода передней оси (он также имеет важную функцию – он дает возможность вращаться осям с разной угловой скоростью). Дальше в зависимости от режима работы раздаточной коробки крутящий момент передается либо на оба моста, либо только на один. Здесь также важным элементом является механизм блокировки межосевого дифференциала, в задачи которого входит полное или частичное отключение межосевого дифференциала. Данная функция обеспечивает жесткое сцепление и, соответственно, одинаковую скорость вращения валов привода переднего и заднего моста.

Видео о том как работает раздаточная коробка

Понравилась статья? Расскажите друзьям: Оцените статью, для нас это очень важно:

Проголосовавших: 9 чел.
Средний рейтинг: 4.6 из 5.

principraboty.ru

Раздаточная коробка, что это и как ее не разрушить раньше времени?

Приветствую вас на страницах блога! В данном материале пойдет речь о раздаточной коробке, механизме, который находится за коробкой передач у полноприводных автомобилей. Раздаточная коробка что это? Многие слышали такое определение – раздатка, но не совсем понимают его важную поль. Рассмотрим устройство раздаточной коробки и её разновидности.

Раздаточная коробка что это за устройство

Прежде чем рассматривать устройства необходимо понять, в чем заключается работа раздаточной коробки. Тут как бы все просто, раздатка предназначена для перераспределения крутящего момента между передними и задними осями.

Кроме того, на спецтехнике (трактора, грузовики) из нее выходит вал отбора мощности для подключения дополнительного оборудования, такого как насосы, компрессоры и т.д. Так же раздаточная коробка может иметь в своем устройстве демультипликатор, который включает пониженную передачу. Это необходимо на бездорожье для повышения тяги от двигателя.

Ну а теперь переходим к самому интересному, а именно рассмотрении схемы раздаточной коробки и узлов из которых она состоит:

  • Корпус;
  • Входной вал;
  • Выходные валы;
  • Шестеренки;
  • Дифференциал;
  • Система управления.

Корпус

Он может быть как объединенным вместе с основной коробкой, так и стоять отдельным агрегатом. При отдельном положении связь между коробкой передач и раздаткой осуществляется отдельным валом, который для агрегата является входным.

Так же необходимо отметить что заполняется раздаточная коробка как и КПП, специальным трансмиссионным маслом.

Входной и выходной валы

Входной вал принимает от коробки передач крутящий момент и далее с помощью дифференциала, если он интегрирован в конструкцию, происходит передача его на выходные валы, которые идут соответственно на переднюю и заднюю ось.

Роль дифференциала состоит в перераспределении момента сил между валами на передние и задние колеса. Необходимость данной процедуры обусловлена тем, что колеса проходят неодинаковое расстояние. Например, передние колеса наехали на кочку, а задние все еще едут по прямой дороге, в итоге количество оборотов сделанное передней и задней осью будет разным.

Шестерни

Шестерни в раздаточной коробке нужны для связывание всех валов между собой. Кроме того, реализация пониженной передачи тоже возложена на шестерни, только с другим соотношением зубьев. Это как в обычной КПП только передач две, обычная (прямая) и пониженная.

Иногда, вместо шестерней автопроизводители используют металлическую цепь. Она считается менее надежной чем шестеренчатый привод.

Дифференциал

Следует упомянуть, что присутствует еще и механизм блокировки дифференциала. Он блокирует его работу и обороты делятся на передние и здание колеса поровну. Данная функция значительно поднимает уровень проходимости автомобиля на бездорожье.

Система управления

Она служит для переключения между режимами работы раздаточной коробки. На более старых автомобилях управление происходило при помощи механических тяг и рычагов, которые водитель перемещал в салоне. На современных же автомобилях управление раздаткой осуществляется через специальные вакуумные или электрические приводы. А водитель нажимает только кнопочки или крутит специальные шайбы.

Виды раздаточных коробок

Условное разделение раздаточных коробок мы сделаем по автомобилям, на которые они устанавливаются, так как этот параметр наиболее точно характеризирует требование к агрегату. А автомобили с полным приводом делятся на:

  • Кроссоверы;
  • Внедорожники.

Не все знают что кроссоверы, ещё из называют паркетники, относятся к классу автомобилей, для которых езда по бездорожью вещь весьма условная. К ним по строению трансмиссии можно отнести и легковые полноприводные машины.

Они могут проехать небольшую лужу или забраться на бордюр, но месить на них грязь не стоит. А все из-за того что раздаточная коробка у них имеет блокировку дифференциала со склонностью к перегреву при частом буксовании. Делается она на основе одной из трех систем:

  1. Вискомуфта;
  2. Дифференциал Торсен;
  3. Многодисковая муфта.

Рассмотрим кратко каждую из систем.

Вискомуфта

Вискомуфта построена на базе специальной жидкости, которая находиться между многочисленными, крутящими относительно друг друга с малыми зазорами, пластинами раздатки. Пластины связаны с выходными валами и когда разница между оборотами пластин становиться очень большая (одна из осей буксует) жидкость резко повышает свою вязкость и связывает (жестко склеивает) пластины между собой, блокируя дифференциал.

Но долго она в таком состоянии не может быть потому что жидкость перегревается и теряет свои свойства.

Дифференциал Торсен

Такой дифференциал создан на основе червячных передач и его главное умение быстро и точно перераспределять крутящий момент между осями. Очень хорошая механическая конструкция на основе червячных шестерен, но главный его недостаток ненадежность, то есть в критических ситуациях он склонен к быстрому разрушению.

Многодисковая муфта

Это более надежный механизм, на который переходят все современные кроссоверы.

Ее устройство представляет из себя набор дисков, которые между собой трутся в зависимости от силы, которая на них давит. И чем больше сила тем сильнее они блокируют дифференциал.

Прижимом командует компьютер на основе показаний от датчиков и положения селектора.

Следует сказать, что две предыдущие системы не требовали от водителя участия и работали самостоятельно.

Многодисковая муфта тоже, при длительной пробуксовке начинает перегреваться, и чтобы сохранить механизм, электроника отключает ее работу, автомобиль становиться моноприводным. Это мудрое решение для «нежных» паркетников, которых иногда испытывают,  по незнанию, на внедорожность, сохраняя их от поломки.

Так же немаловажным фактором является в кроссоверах отсутствие пониженного ряда в трансмиссии.

Что же касается внедорожников, то стоит заметить высочайшую надежность их трансмиссии при езде по бездорожью. Блокировки в них осуществляются жестко, без возможности плавного изменения крутящего момента между осями.

Да, это плохо сказывается на управлении при высоких скоростях, зато буксовать можно сколько угодно, без боязни перегрева.

Кроме того, в раздатке таких автомобилей есть демультипликатор, для включения пониженной передачи. Может быть один или два пониженных режима.

Благодаря этому, внедорожники могут вскарабкаться на гору очень большой крутизны или ехать по грязи без опасения, что не хватит тяги двигателя.

Так же пониженная передача дает возможность двигаться на очень малых скоростях (1-2 км/ч), что дает время водителю без остановки машины точнее выбрать траекторию движения.

Подводя итоги, можно заметить, раздаточная коробка очень полезный агрегат. И если не насиловать его зря, а учитывать предназначение транспортного средства то срок службы будет очень долгим.

На этом разрешите откланяться.

По традиции подписывайтесь на рассылку нового материала,  и не забывайте делиться знаниями с друзьями в социальных сетях ссылками на наши материалы. И счастье от полученных новых знаний вам обеспечено!

auto-ru.ru

Зачем нужна раздатка? — CarLeader.ru

Разбираемся в устройстве раздаточной коробки.

Разда́точная коробка — агрегат для распределения крутящего момента от двигателя на несколько приводных механизмов, которые в большинстве случаев, также увеличивают число передач в трансмиссии.

— распределяет крутящий момент между ведущими мостами таким образом, чтобы обеспечивалась наилучшая проходимость автомобиля без возникновения негативного явления — «циркуляции мощности» в трансмиссии.

— увеличивает крутящий момент на ведущих колёсах в пределах, необходимых для преодоления сопротивления качению колёс при движении по плохим дорогам и бездорожью, а также на крутых подъёмах (см. демультипликатор).

— обеспечивает устойчивое движение автомобиля с малой скоростью при работе двигателя в режиме максимального крутящего момента.

Типы раздаточных коробок

Существует несколько типов раздаточных коробок, различающихся в зависимости от назначения автомашины, на которой они устанавливаются. Принято выделять три основных типа раздаток: по расположению валов привода ведущих мостов — с соосными и несоосными валами; по приводу ведущих мостов — с блокированным и дифференциальным приводом; — по числу передач — одно-, двух- или трехступенчатые.

Автомобили, оборудованные системой полного привода, обязательно оснащаются раздаточной коробкой.

Узлы трансмиссии ЗИЛ-157.

Устройство раздаточной коробки и назначение ее деталей

Несмотря на некоторые отличия, можно выделить общее в устройстве всех раздаток.

Коробка состоит из:

  • ведущего вала;
  • межосевого дифференциала;
  • механизма блокировки межосевого дифференциала;
  • вала привода задней оси;
  • цепной (или зубчатой) передачи;
  • понижающей передачи;
  • вала привода передней оси.

Крутящий момент передается ведущим валом от коробки передач к раздатке. В функцию межосевого дифференциала входит распределение крутящего момента между осями. Это дает им возможность вращаться с разными угловыми скоростями.

Симметричный межосевой дифференциал поровну распределяет крутящий момент между осями. Несимметричный осевой дифференциал распределяет тот же момент в определенном соотношении. Межосевой дифференциал не применяется в раздатках, установленных в системах полного привода с автоматическим и ручным подключением.

Механизм блокировки межосевого дифференциала предусматривает полное или частичное его отключение, благодаря чему обеспечивается жесткое соединение передней и задней осей между собой и полная реализация полноприводных возможностей автомобиля. Блокировка дифференциала может осуществляться вручную или автоматически.

Вал привода задней оси устанавливается соосно к ведущему валу. Функция цепной, или зубчатой, передачи заключается в обеспечении доставки крутящего момента на переднюю ось.

Цепная передача состоит из ведущего и ведомого колес и приводной цепи. Наряду с цепной, в раздаточной коробке может быть использована цилиндрическая зубчатая передача.

Понижающая передача служит увеличению крутящего момента при движении автомобиля по бездорожью. Она выполнена в форме планетарного редуктора и устанавливается в раздаточных коробках внедорожников.

Раздатки автомобилей с системой полного привода с ручным подключением предусматривают возможность использования передней оси. Раздаточные коробки постоянного полного привода включают функцию отключения переднего вала (оси).

Конструкция раздаточной коробки определяет режимы ее работы. Это может быть:

  • включение заднего моста;
  • включение двух мостов;
  • включение двух мостов с блокировкой межосевого дифференциала;
  • включение двух мостов на понижающей передаче с блокировкой межосевого дифференциала;
  • включение двух мостов при автоматической блокировке межосевого дифференциала.

Переключить режимы работы раздаточной коробки можно при помощи рычага управления, поворотного переключателя или кнопок панели приборов.

Характерные поломки раздаточной коробки

Раздаточная коробка – сложный технический узел автомобиля, поэтому и причин его выхода из строя может быть множество.

Признаками поломки раздатки служат воющий звук при движении автомобиля на большой скорости, вибрация пола кузова в момент старта и разгона. Появившийся шум при повороте или пробуксовке колес также свидетельствует о проблемах в работе раздаточной коробки.

Довольно частыми поломками раздаточной коробки являются блокировка дифференциала и самопроизвольное выключение передач.

Во всех подобных случаях стоит сразу обратить на это внимание и обратиться к специалистам.

carleader.ru

Раздаточная коробка: устройство, неисправности и ремонт

Каждый автомобилист, неважно, какой машиной он владеет, хотя бы раз слышал словосочетание «раздаточная коробка». Но что это за агрегат, какие функции он выполняет, от каких «болезней» страдает и как их предотвратить, знают немногие. В основном те, у кого автомобиль оснащен системой полного привода. Сегодня мы узнаем все о раздаточной коробке. Упомянув в начале статьи систему полного привода, отметим, что раздаточная коробка является неотъемлемым компонентом этой системы, играя в ней важнейшую роль – она ответственна за передачу крутящего момента от двигателя и коробки передач («механика» или «автомат») на переднюю и заднюю оси автомобиля. Она не просто распределяет крутящий момент к ведущим колесам в заданной пропорции, но и может, при выезде машины на бездорожье, увеличивать его значение на том колесе (колесах), которое опирается на твердую поверхность.

Раздаточная коробка Audi

Раздатка раздатке – рознь

Так как существуют различные системы полного привода (постоянный, автоматически подключаемый и подключаемый по требованию), то и устройство раздаточной коробки в них разнится. Но есть и общие детали для всех раздаток: это две передачи (цепная зубчатая и понижающая), ведущий вал, межосевой дифференциал (включает в себя блокировки), приводные валы передней и задней оси. Прежде чем перейти к различиям, характерным для раздаток разного типа, разберемся в функциях их основных компонентов.

Ведущий вал. Исходя из названия, можно догадаться, что этот элемент раздаточной коробки принимает на себя крутящий момент от КПП и передает его далее на межосевой дифференциал.

Межосевой дифференциал. Находящийся между передней и задней осями дифференциал ответственен за дальнейшую передачу и распределение крутящего момента на каждую ось, угловые скорости вращения которых — различны. Есть два типа межосевого дифференциала – асимметричный (крутящий момент распределяется между передней и задней осями в неравнозначных пропорциях) и симметричный (крутящий момент подается на обе оси в пропорции 50:50). Блокировка дифференциала позволяет полностью или частично выключить его, в результате чего обе оси жестко соединяются между собой, обеспечивая автомобилю повышенные оффроудные способности. Блокируется дифференциал, в зависимости от устройства раздатки, автоматически или вручную. Подробно о конструкции и работе этого узла можно узнать здесь.

Цепная передача. Основная ее функция – трансляция крутящего момента от межосевого дифференциала на переднюю ось. В ее конструкции используется цепной привод, но есть и разновидность этой передачи – зубчатая, когда вместо цепи в приводе за передачу крутящего момента отвечают две зацепленные между собой зубцами цилиндрические шестерни.

Понижающая передача. Этот узел раздатки предназначен для повышения крутящего момента при езде по сложному бездорожью. В современных раздаточных коробках «понижайку» сменил планетарный редуктор. Об устройстве и функции этой передачи читаем здесь.

Приводные валы. Это конечные узлы раздатки, передающие крутящий момент непосредственно на переднюю и заднюю оси. Приводной вал задней оси, как правило, расположен на одной оси с ведущим валом, а приводной вал передней оси соединен с ним посредством цепной передачи. Но бывают и другие варианты, о которых упомянем ниже.

Масляный картер. Раздаточная коробка имеет собственную систему смазки, которая включает картер и маслосборник. Разобравшись с общими для раздаточных коробок механизмами, поговорим о том, какие типы конструкций этого узла бывают на полноприводных автомобилях. Их четыре:

  • Тип первый – в этой раздаточной коробке передний и задний приводные валы размещены на одной оси с мостами.
  • Тип второй – для этой раздатки характерно размещение приводных валов на разных осях с ведомыми валами.
  • Тип третий – у этой раздатки имеется механизм блокировки привода ведущих мостов.
  • Четвертый тип – привод от мотора распределяется на ведущие мосты через дифференциал.

Раздаточная коробка первого типа имеет всего лишь одну ступень, которая обеспечивает передачу крутящего момента на ведущие мосты с одинаковыми угловыми скоростями. Благодаря простоте устройства, довольно популярна у производителей полноприводных моделей автомобилей.

Раздатка второго типа лишена промежуточного вала, за счет чего имеет компактные размеры, легкий вес и работает практически бесшумно. Для этого типа раздаточной коробки характерен высокий коэффициент полезного действия.

Раздаточная коробка третьего типа позволяет отключать передний мост при движении автомобиля по дорогам с качественным покрытием, и включать при езде по бездорожью. За счет этого выборочного включения/отключения переднего моста автомобиль, во-первых, может передвигаться по бездорожью, используя всю тягу двигателя, во-вторых, при езде по нормальным дорогам, существенно экономить топливо.

Раздатка четвертого типа является наиболее продвинутой, так как позволяет регулировать угловые скорости вращения передней и задней колесной оси в зависимости от условий езды. Наличие в устройстве этой коробки блокировочного механизма, включаемого по принуждению электроникой или вручную, позволяет добиваться передачи повышенного крутящего момента на ту ось, которая имеет лучшее сцепление с поверхностью дороги.

Основные режимы работы раздаточной коробки

Различают пять режимов функционирования раздатки. Опишем их вкратце:

  • Включена нейтральная передача, ведущий вал вращается свободно, крутящий момент не передается на оси
  • Включена повышающая передача, межосевой дифференциал разблокирован (крутящий момент передается в пропорции 1:2)
  • Включена повышающая передача, межосевой дифференциал заблокирован (большинство крутящего момента передается на ту ось, колеса которой имеют лучшее сцепление с поверхностью)
  • Включена понижающая передача, межосевой дифференциал разблокирован (передача крутящего момента на оси идет в пропорции 1:2)
  • Включена понижающая передача, межосевой дифференциал заблокирован (жесткое соединение переднего моста с задним, крутящий момент распределяется на ту ось, которая имеет лучшее сцепление с дорогой). Этот режим используется при преодолении самого сложного бездорожья.

Неисправности раздатки и способы их предотвращения

Многим владельцам полноприводных авто, столкнувшихся с поломкой раздаточной коробки, знаком характерный гул, который издает этот узел, когда один из его элементов выходит из строя. Еще один признак неисправности коробки – шум определенной тональности, который раздается при повороте ведущих колес или их пробуксовке. Так что если услышите вой или шум при работе системы полного привода, знайте – пора диагностировать раздатку.

Наиболее часто в раздаточной коробке выходит из строя блокировка дифференциала. Как мы уже знаем, производители раздаток применяют различные по своей конструкции механизмы, позволяющие блокировать дифференциал – локеры (позволяют полностью и жестко заблокировать механизм передачи крутящего момента) и самоблокирующие LSD (допускают ограниченное проскальзывание дифференциала).

У локеров в процессе длительной эксплуатации могут выйти из строя шестерня замыкателя, что не позволит механизму заблокировать дифференциал. Чтобы предотвратить эту поломку, нужно тщательно следить за тем, в каком режиме работает система полного привода и не допускать длительную езду с включенной блокировкой. К тому же могут поломаться системы жизнеобеспечения блокировки – порваться шланги (у пневматического и вакуумного механизмов), провода (у электронноуправляемого). Ресурс такой блокировки – 100-200 тысяч километров.

У дифференциалов повышенного трения свои болячки, наиболее распространенная из них — износ фрикционов при перегревах муфты (из-за частой пробуксовки). Чтобы избежать перегрева муфты, не следует нагружать ее во время пробуксовки колес, давать «передышки», чтобы она остыла. Также следует использовать специальную трансмиссионную жидкость с присадками, предотвращающими перегрев и износ фрикционов. Ресурс такой блокировки составляет 50-150 тысяч километров.

Раздаточная коробка BMW X5 E53

Вторая распространенная поломка раздатки – самопроизвольное выключение передач. Это происходит из-за выхода из строя пружин фиксаторов, облома зубьев шестерен, износ гнезд и шариков фиксаторов. Зубья шестерен и пружины фиксаторов могут сломаться из-за повышенных нагрузок на трансмиссию, а износ гнезд и шариков фиксаторов возможен по причине загрязненности или малого количества трансмиссионной жидкости в картере раздатки. Если причина в малом количестве жидкости – грешим на герметичность масляного картера, который мог треснуть и дать течь. В таком случае нужно внимательно осмотреть его и запаять образовавшиеся трещины. Жидкость грязная – требуется ее замена.

Шестерня раздатки

Третья причина неисправности раздаточной коробки – самопроизвольное отключение переднего моста. Она может возникать из-за изношенности вилки раздатки, канавки ползунка, зубьев муфты шестерен приводного механизма переднего моста. Он также может отключаться, если ослабли крепления подшипников переднего приводного вала и возник перекос зубцов вала и муфты. Рецепт исправления «болячек» — замена изношенных деталей, подтяжка ослабленных креплений.

Предотвратить появление этих поломок можно, если правильно эксплуатировать автомобиль с системой полного привода, периодически делать осмотр раздаточной коробки и вовремя менять в ней трансмиссионную жидкость.

avtoexperts.ru

Для чего автомобилю нужна раздаточная коробка? :: SYL.ru

Раздаточная коробка – это неотъемлемый атрибут каждого автомобиля, который оснащается полным приводом. Данное устройство выполняет функцию распределения крутящего момента по осям и его увеличение при движении на бездорожье. В сегодняшней статье вы узнаете подробную информацию о том, как устроена раздаточная коробка и на какие типы разделяется.

Назначение

Как мы уже отметили выше, данная коробка распределяет усилие, то есть крутящий момент на ось автомобиля. Однако раздаточная коробка выполняет и ряд других важных функций. Среди них стоит отметить отключение и включение ведущего переднего моста.

Особенности конструкции

Как правило, данный механизм имеет 2-ступенчатый редуктор. В зависимости от него меняются передаточные числа автомобиля. Таким образом, количество передач в трансмиссии может возрасти вдвое. Первый ряд передаточного числа получается при выключении высшей (прямой) передачи. Второй ряд может задействоваться аналогично, только в обратом порядке – при понижении передачи. Благодаря этому коробка раздаточная позволяет двигаться автомобилю в любых дорожных условиях. Каждый автомобиль с полным приводом имеет специальный механизм, который не дает возможность включить понижающую передачу в то время, когда задействуется передний мост. Это позволяет снизить нагрузку на заднюю ось и предохранить ее от перегрузки большого крутящего момента.

Раздаточная коробка УАЗ ‘а и всех других полноприводных автомобилей имеет одинаковое устройство. Она состоит из:

  • Ведущего вала.
  • Межосевого дифференциала.
  • Вала привода задней оси.
  • Цепной (зубчатой) передачи.
  • Механизма блокировки дифференциала.
  • Понижающей передачи.
  • Вала привода передней оси.

Кроме этого различают два основных типа раздаточных трансмиссий:

  • Коробки для переключаемого привода на 4 колеса.
  • Трансмиссии для постоянного привода на то же самое количество колес.

Раздаточная коробка первого типа может переключаться в режим «4WD» (полный привод) вручную или автоматически. Когда данный режим не включен, такой автомобиль будет работать по принципу моноприводного, по системе 4х2. Полный привод может включаться двумя способами – непосредственно водителем и через специальный модуль. Раздаточная коробка второго типа всегда работает только в режиме полного привода, то есть все время задействуется 4 колеса. Такая «раздатка» передает постоянный крутящий момент к переднему и заднему мосту. Колесная формула такого автомобиля всегда 4х4 — из 4 колес все ведущие.

Режимы работы трансмиссии

Режимы работы «раздатки» определяются ее конструкцией. В основном такая трансмиссия может выполнять следующие функции:

  • Включение заднего моста.
  • Обоих мостов.
  • Обоих мостов при блокировке межосевого дифференциала или на понижающей передаче при блокировке.
  • Режим включения 2 осей при автоматической блокировке дифференциала.

Как правило, переключение режимов осуществляется при помощи рычага, расположенного на передней панели в салоне автомобиля.

www.syl.ru

Зачем нужна раздаточная коробка?

Раздаточная коробка отвечает за порядок раздачи и контроль приводного момента задних колес благодаря планетарному межосевому дифференциалу. На автомобиле ей выделено место за двигателем, непосредственно в оси передних валов приводного типа. Конструктивное решение заключается в разделении момента следующей пропорцией: 53% передним колесам и 47% задним. Дифференциал классического типа переднеприводного моста распределяет момент между передними колесами. А электромагнитная блокировка отвечает за жесткое соединение промежуточной планетарной передачи.

Аналоги из прошлого

Первые транспортные аналоги появились только в начале прошлого века. Они предназначались лишь в гоночных соревнованиях по шоссе и по бездорожью, а вид имели легкового автомобиля. Публика того времени посчитала разработку простым баловством. Идея сошла на нет, но не затерялась, и нашлось свежее применение. Конструктора того времени наделили разработкой грузовые автомобили.

Трудности возникли в вопросе распределения крутящего момента между двумя ведущими мостами. Привычной коробке скоростей с этой задачей было не справиться.

После ряда манипуляций был произведена раздаточная коробка, выполняющая задачи:

  • Формирование ряда передаточных отношений, служивших согласованию скорости вращения коленвала, крутящего момента, и скорости транспортного средства;
  • Распределение крутящего момента между ведущими мостами;
  • Беспрепятственного движения на задней передаче.

Но и эти старания не увенчались успехом по причине высокой себестоимости. Наступившие времена Первой мировой войны вдохнули новую жизнь полноприводным автомобилям. В военных действиях, когда приходилось тащить пушки по бездорожью, да еще и в весеннюю оттепель, они выручали как никогда.

Демонтажные работы

Ремонт агрегата предусматривает его демонтаж снизу автомобиля.

Перед тем как затеять ремонт, ознакомьтесь с порядком манипуляций относительно снятия коробки. Важно: слейте смазочный материал и жидкости системы охлаждения.

Приступаем к работе и прежде всего снимаем валы приводного типа. Затем изымаем верхний элемент крепления направляющей указателя уровня масла в агрегате, и сам указатель. Отвинчиваем болты, соединяющие подшипники стабилизатора и те, которые скрепляют рулевую передачу к передней поперечине.

Избавляемся от зажима объединения нижнего кронштейна двигателя. После откручиваем болты, соединяющие двигатель блокировки межосевого дифференциала, и снимаем ось, ограничивающую перемещение.

Перед тем как раскрутить болты, скрепляющие поперечины двигателя, снизу устанавливаем подставку телескопического характера. Зачем? Для того чтобы спокойно извлекать поперечину.

Раздаточная коробка

Теперь переходим к снятию ограничителя перемещения и его зажима. Устанавливаем стальной стержень, чтобы исключить выпадение передней части приводного вала. После выполнения предыдущего действия нужна манипуляция отвинчивания болтов сцепления переднего фланца с соединителем выхода привода.

Извлекая приводной вал, помните: не рекомендуется разделять промежуточный подшипник от передней части вала, чтобы не спровоцировать отклонения балансировки.

Нейтрализовав функцию автоматизированного натяжителя троса блокировки, поворачиваем его на ¼ оборота. Извлекаем трос, отвечающий за управление двигателя блокировкой дифференциала.

Снимаем управление коробкой передач вместе с корпусом входа воды в блок цилиндров. Отделяем трос привода спидометра от раздаточной коробки.

Не забудьте подложить деревянный брус под раздаточную коробку. Извлекаем верхний элемент крепления коробки и аннулируем разъем контрольной лампочки блокировки дифференциала.

Раздаточная коробка будет снята, но ещё нужна манипуляция съема её правого кронштейна и откручивания болтов, скрепляющие его к коробке передач.

Обратная установка

Завершив ремонт агрегата необходимо воспользоваться простыми советами:

  1. Процесс установки – манипуляции демонтажа в обратной последовательности. Ремонт, предусматривающий замену уплотнительных колец, при установке на транспортное средство требует смазки места опоры вала левого привода, а новые самоконтрящиеся гайки – смазки болтов заднего приводного вала.
  2. Исходя из эксплуатационных рекомендаций жидкостей, залейте масло, охлаждающую смесь, а также избавьтесь от воздуха системы охлаждения.

Работа раздаточной коробки

Ремонт агрегата

Ремонт подобного агрегата в большинстве случаев приравнивается к простой замене уплотнителя или уплотнительных колец. Это объясняется тем, что только они выступают в качестве запасных частей в полном доступе.

Такой ремонт относится к наиболее сложным, который следует доверить профессионалам. Они компетентны во всех вопросах начиная от демонтажа и регулировки, заканчивая сбором и испытательными работами. Качественный ремонт – залог длительной и плодотворной работы транспортного средства.

Признаки неисправности

Ремонт агрегата обязателен когда:

  • раздаточная коробка изменяется шумность работы;
  • во время движения при обычных дорожных условиях появляются посторонние стуки;
  • течет смазочный материал;
  • наблюдается произвольное выключение передач и блокировка дифференциала при движении автомобиля с переменной нагрузкой в тяжелых дорожных условиях.

autodont.ru

Неисправности раздаточной коробки и их причины

Конструкция трансмиссии полноприводных автомобилей обязательно включает в себя раздаточную коробку. Благодаря этому узлу осуществляется разделение вращения, выходящего из КПП на обе оси автомобиля. То есть, именно раздатка делает автомобиль полноприводным.

Раздаточная коробка конструктивно значительно проще, чем коробка передач, но в ней присутствуют составные элементы, которые могут в значительной мере повлиять на ресурс этой составляющей трансмиссии.

Факторы, влияющие на срок службы раздаточной коробки

На срок службы раздаточной коробки влияет несколько факторов:

  1. Тип полного привода
  2. Конструкция
  3. Особенности эксплуатации
  4. Периодичность проведения технического обслуживания

Как известно, существует три самых распространенных типа полного привода – постоянный, подключаемый автоматически и включающийся вручную.

Устройство и виды полного привода

Если взять постоянный полный привод, то в нем раздаточная коробка работает практически постоянно, что и приводит к постепенному износу. К тому же в современных конструкция раздаток этого типа используется электронное управление, которое следит за работой узла и осуществляет перераспределение крутящего момента по осям в необходимом соотношении.

В трансмиссиях с подключаемым полным приводом в автоматическом режиме износ раздатки хоть и немного меньше, чем с постоянным включением, поскольку она работает под нагрузкой не всегда, но все же достаточно интенсивен. К тому же наличие электроники также сказывается на длительности службы раздаточной коробки.

Самыми надежными являются раздаточные коробки, подключаемые вручную. Они задействуются только при надобности. И хоть такая раздаточная коробка при движении работает – передает вращение на одну из ведущих осей, но в таком режиме в ней задействуются не все составные компоненты, что снижает износ.


Конструкция тоже влияет на возникновении неисправности раздатки. Самой надежной является коробка с шестеренчатым зацеплением валов и механическим управлением. Но из-за неудобства включения и громоздкой конструкции такие типы раздаточных коробок сейчас не используются. В современных узлах применяются с электронным управлением. В конструкциях с ручным управлением водитель при помощи клавиш задействует электрический привод, который и осуществляет подключение второй оси.

Также на многих коробках привод вала передней оси осуществляется посредством цепи, что уменьшило металлоемкость конструкции, но немного снизило надежность, поскольку цепь со временем изнашивается.

Многие автопроизводители заменили классический межосевой дифференциал планетарного типа на электромеханические фрикционные муфты. Это дало возможность менять соотношение крутящего момента по осям в широком диапазоне, а также высокую скорость срабатывания. Но по надежности эти муфты значительно уступают обычному диффренциалу.

Неисправности раздаточной коробки возникают и из-за тяжелых условий эксплуатации. Частое и длительное использование полного привода для преодоления бездорожья создает значительные нагрузки на узел, что и становиться причиной поломки. К тому же движение по ухабам нередко приводит к повреждениям корпуса. Несоблюдение правил эксплуатации полного привода – тоже одна из причин поломки узла.

Естественно, раздаточная коробка требует периодического технического обслуживания, сводящегося, по сути, к своевременной замене смазочного материала. От качества смазки напрямую зависит интенсивность износа. Недостаток масла, его сильное загрязнение или исчерпание ресурса приводит к повреждениям составных компонентов коробки.

Самая фатальная поломка, полное разрушение раздатки на Jeep Grand Cherokee

Конструкций раздаточных коробок – много, и у каждого вида есть свои особенности, влияющие на появление поломок. Но есть ряд неисправностей, которые присущи для множества вариантов раздаток.

Общие неисправности

Основные неисправности раздаточной коробки и их признаки указаны в таблице:

Поломки раздаточных коробок
ПризнакПричина
Повышенная шумностьВозникает при износе подшипников валов. Сильная выработка рабочих поверхностей подшипников приводит к появлению люфтов в них. Вращение валов в таком случае сопровождается созданием дополнительных шумов. Добавить сторонних звуков может и растянутая цепь привода вала передней оси. В обоих случаях восстановление работоспособности сводится к замене изношенных элементов.
Сильные вибрацииЯвляются следствием дальнейшей эксплуатации раздатки с изношенными подшипниками. При сильном износе появляются сильные колебания валов, из-за чего коробка начинает сильно вибрировать. Вибрации также могут появиться и из-за нарушения центровки раздатки относительно КПП. Такая проблема нередко возникает из-за повреждения или послабления точек крепления коробки к кузову. Вибрация появляется и при дисбалансе карданных валов.
Для устранения неисправности необходимо заменить изношенные и поврежденные элементы, проверить центровку, надежно зафиксировать узел, а также проверить карданы на дисбаланс.
Стуки, скрежетСигнализирует о критическом износе подшипников и его разрушении. Дальнейшая эксплуатация полного привода приведет к полному выходу из строя узла. Устраняется все путем разборки коробки, дефектовки и замены изношенных элементов.
Затрудненное включение, невозможность смены ступениПоявляется в раздатках с ручным управлением. Проявляется из-за задиров на зубьях шестерен, износе или изгибании вилки включения. Вальцовка и задиры на зубьях просто не дают ввести в зацепление шестеренки. Является такая поломка следствием грубого включения привода ранее. Устраняется поломка заменой поврежденных частей – шестерен, вилок.
Самовольное отключениеСледствие износа зубьев шестеренок и муфт, фиксаторов механизма переключения. В некоторых случаях такой результат дает неправильная регулировка механизма включения, он просто не доводит шестерни до полного зацепления. Ремонт в этом случае сводится к разборке, дефектовке и замене изношенных и поврежденных составляющих.
Быстрый перегревТакой результат дает поломка сервопривода включения фрикционной муфты. Из-за этого муфта оказывается постоянно включенной и создание нагрузки в случае преодоления бездорожья приводит к интенсивному нагреванию. Устраняется проблема заменой сервопривода.
Подтекание маслаТакой результат дает износ сальников и продавливание прокладок между составными частями корпуса раздатки. Игнорирование проблемы приводит к масляному «голоданию» и поломке узла. «Лечится» такая неисправность заменой сальников и прокладок.
В некоторых случаях утечка масла происходит из-за повреждения корпуса. В этом случае блок придется заменить.
«неадекватное» поведение коробкиВиной этому являются сбои в работе электроники. В поиске причины обязательно проверяется вся проводка, идущая на узел, а также места ее соединения. Нередко выходят из строя и сбоят следящие датчики и блок управления раздаточной коробкой. Выявить причину неисправности в этом случае может только опытный электрик. Ремонт же сводится к замене неисправных электронных элементов.
Рывки при движенииЯвляются следствием сильного растяжения приводной цепи. Игнорирование этой проблемы приводит к обрыву успокоителя цепи и повреждениям корпуса. Восстановление работоспособности сводится к замене цепи.

Отметим, что в таблице указаны общие неисправности, которые могут произойти с раздаточной коробкой. Некоторые из них для определенных типов раздаток не присущи. К примеру, в коробке с механическим приводом проблем с электроникой не возникнет из-за ее отсутствия. А в раздатках с электронным управлением не появляются такие неисправности, как невозможность включения или самовольного отключения.

Так что, при появлении каких-либо поломок следует сразу же поинтересоваться особенностями конструкции раздаточной коробки. Это позволит сократить область поисков и быстрее найти причину поломки и устранить ее.

autoleek.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *