Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131
По устройству она аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-66: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Заправочная емкость 29 л (с расширительным бачком 31 л).
Паровой клапан пробки радиатора открывается при избыточном давлении в системе 0,28—0,38 кгс/см2, а воздушный — при разрежении 0,01—0,12 кгс/см2.
Водяной насос центробежного типа установлен на переднем торце блока цилиндров. Привод водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя клиновидным ремнем. Насос состоит из корпуса, корпуса подшипников, валика, крыльчатки, сальника, ступицы шкива и шкива привода.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Корпус насоса чугунный. Корпус подшипников имеет масленку и контрольное отверстие для выхода смазки, а внизу контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости в случае повреждения сальника. Валик насоса вращается в двух шарикоподшипниках. На переднем конце валика установлены шкив вентилятора и ступица шкива водяного насоса. Ступица шкива водяного насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы шкива в эксплуатации в случае ослабления крепления. Крыльчатка насоса изготовлена из чугуна и закреплена на валике болтом.
Рис. 1. Водяной насос с вентилятором двигателя ЗИЛ-131:
1 — ступица шкива вентилятора; 2 — вентилятор; 3 — шкив вентилятора; 4 — шкив привода водяного насоса; 5 — шкив привода компрессора; 6 —масленка; 7 — корпус подшипников; 8 водосбрасыватель; 9 — корпус насоса; 10 — крыльчатка; 11 — сальник; 12 — обойма сальника; 13 — валик; 14 — конусная втулка шкива; 15 — масленка для смазки подшипников вентилятора
Термостат с твердым наполнителем помещен в патрубке, подводящем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров в радиатор. Термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой, между которыми закреплена мембрана. Баллон заполнен активной массой, состоящей из церезина (нефтяной воск) и медного порошка. На мембрану опирается шток, который шарнирно соединен с заслонкой. Заслонка пружиной удерживается в закрытом положении.
При холодном двигателе активная масса в баллоне находится в твердом состоянии и заслонка термостата под действием пружины закрыта. Охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует. При нагревании до 70—83 °С активная
масса баллона плавится и, увеличиваясь в объеме, приподнимает мембрану. Мембрана действует на шток, приподнимаясь, открывает заслонку, которая пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. При снижении температуры церезин уменьшается в объеме и заслонка под действием пружины закрывается.
Вентилятор шестилопастный, изготовлен из листовой стали. Привод вентилятора осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, причем вентилятор приводится в действие независимо от водяного насоса, что позволяет при преодолении бродов отключать вентилятор ослаблением ремня, не останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления. Натяжение ремня привода вентилятора осуществляется перемещением генератора на кронштейне. При нормальном натяжении прогиб ремней привода водяного насоса и вентилятора под действием усилия 4 кгс должен быть 8—14 мм на середине ветви.
Жалюзи установлены перед радиатором, привод их осуществляется из кабины водителя. Рукоятка управления расположена с левой стороны в кабине.
Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термометр, датчик которого находится в канале впускного трубопровода двигателя, а указатель на щитке приборов. Кроме того, система охлаждения имеет контрольную лампу, которая загорается при достижении температуры охлаждающей жидкости 115 °С.
Рис. 2. Схема работы термостата:
а — термостат и закрытом положении; б — термостат в открытом положении, 1 — возвратная пружина; 2—корпус: 3 — заслонка; 4 — коромысло; 5 — шток; 6 — мембрана; 7 — активная масса; 8 — баллон
Смазка подшипников водяного насоса и вентилятора осуществляется через масленки смазкой ЯНЗ-2 (1-13с).
Охлаждающая жидкость из системы охлаждения сливается через три краника: один находится на патрубке радиатора и два — на пусковом подогревателе.
Охлаждение двигателя ЗИЛ-131
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса.
Схема системы охлаждения показана на рис. 1.
Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).
Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм.
При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм.
При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.
В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель.
В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.
Работа непрогретого двигателя ведет к интенсивному износу поршневых колец и цилиндров.
Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения от замерзания, во время сильных морозов, рекомендуется применять специальную жидкость, замерзающую при низкой температуре (антифриз).
Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление.
При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы.
Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после появления из него жидкости.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран радиатора и два крана пускового подогревателя.
При наличии расширительного бачка добавляется четвертый кран, установленный на его днище.
Необходимо помнить, что при сливе жидкости из системы охлаждения надо открывать все краны, а также пробку радиатора или расширительного бачка.
В зимнее время после слива воды из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.
Краны снабжены дистанционным управлением (рис. 3), что обеспечивает легкую доступность к ним при открытом капоте двигателя.
Рукоятки управления выведены в подкапотное пространство над двигателем. Кран котла подогревателя и кран расширительного бачка не имеют дистанционного управления. Краны винтовые, с шариковым уплотнением.
При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов.
В случае необходимости слива охлаждающей жидкости в какую-либо посуду на сливные краны необходимо надевать резиновые шланги, концы которых следует пропускать в специальные отверстия подмоторных брызговиков.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля следует оставить краны открытыми.
Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.
При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.
Если двигатель холодный, клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе
Тем не менее, в период сильных морозов удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.
Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора.
Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.
Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка охлаждающей жидкости из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.
В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промывать.
В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
Радиатор и термостат ЗИЛ-131
Радиатор трубно-ленточный, с овальными трубками, четырехрядный
Крышка заливной горловины радиатора (рис. 1) уплотнена двумя вентилями; вход (воздух) и выход (пар)
Подпружиненный выпускной клапан поддерживает давление 1 кг/см 2 в системе охлаждения.
При таком давлении охлаждающая жидкость закипает при температуре 119˚С
Следовательно, создается резерв эффективности системы охлаждения и автомобиль может более длительное время эксплуатироваться в тяжелых условиях с некипящей водой в системе охлаждения. радиатор.
При отсутствии или разрушении резиновых шайб 6 и 11 клапанов крышки радиатора работа системы охлаждения как закрытой системы прекращается, и жидкость в этом случае закипает при 100˚С.
Впуск клапан, нагруженный более слабой пружиной, предотвращает создание большого разрежения в системе при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения.
Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при снижении давления на 0,01-0,13 кг/см.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на панели приборов.
Датчик указателя температуры расположен в водяном канале впускной трубы двигателя.
При достижении температуры охлаждающей жидкости 115°С на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости, датчик которой расположен в верхнем бачке радиатора
В этом случае откройте крышку радиатор или расширительный бачок осторожно, так как при резком открытии крышки из горловины может брызнуть горячая вода.
Термостат с твердым наполнителем устанавливается между верхней и нижней трубами водяной рубашки.
Термостат предназначен для ускорения прогрева холодного двигателя и защиты его от переохлаждения.
При прогреве холодного двигателя канал, соединяющий рубашку двигателя с радиатором, перекрывается заслонкой термостата 7 (рис. 2).
Охлаждающая жидкость интенсивно циркулирует по перепускному патрубку, соединяющему нижний выходной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипника водяного насоса, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
Циркуляция поддерживается до полного открытия термостата.
При достижении охлаждающей жидкостью температуры 70-83 °С церезин (нефтяной воск) 2 (рис. 2, б), заключенный в колбе термостата 1, плавится и, увеличивая свой объем, заставляет шток 5 двигаться вверх и открывает заслонку 7, после чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать по радиатору.
При понижении температуры церезин уменьшает свой объем, и заслонка закрывается под действием пружины (рис. 2, а).
Жалюзи радиатора используются для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор; шторки управляются из кабины водителя.
Рычаг управления находится под щитком с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи, потяните ручку на себя.
Жалюзи должны быть закрыты при прогреве двигателя, а также во время движения в случае падения температуры охлаждающей жидкости.
Armorama :: Revell of Germany 1:35 Зил 131 Обзор
|