Кривошипно-шатунный механизм автомобильного двигaтeля
Кривошипно-шатунный механизм (аббревиатура — КШМ) —комплекс движущихся и фиксированных на одном месте деталей.
Оглавление
- Назначение кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
- Из чего состоит КШМ
- Подвижная группа КШМ
- Неподвижная группа
- Принцип работы кривошипно-шатунного механизма
- Основные неисправности
- Кривошипно-шатунный механизм, 3D анимация
Они необходимы для превращения возвратно-поступательных движений коленвала во вращательные. Гарантируют нормальную работу двигателя, но требуют контроля и устранения неисправностей. Ниже рассмотрим, из каких элементов состоит механизм, на каком принципе работает, и какие возможны поломки в процессе эксплуатации.
Назначение кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Важно
Ключевое назначение кривошипно-шатунного механизма состоит в принятии давления газов, которые появляются при сжигании горючего в рабочей камере, и преобразования во вращательное движение коленвала.
В итоге имеет место преобразование движения коленчатого вала (одного из главных устройств механизма) во вращение колес. Работа происходит с минимальными потерями, обеспечивающими высокий КПД. Эффективность работы коленвала зависит от эффективности конструкции и правильности обслуживания.
Из чего состоит КШМ
Конструктивно в состав КШМ входит блок цилиндров (БЦ), состоящий из поршней и цилиндров с гильзами. Также в состав входят шатуны для соединения поршней и коленчатых валов, сам коленвала и маховик. Условно устройство кривошипно-шатунного механизма предусматривает наличие двух групп элементов:
- Подвижные: поршни с кольцами и пальцами, коленвал, шатуны и маховик.
- Фиксированные: картер, головка блока цилиндров (ГБЦ), БЦ с прокладкой и поддон.
Ниже рассмотрим особенности, конструкцию и назначение элементов.
Подвижная группа КШМ
К этой категории относятся элементы КШМ, которые при работе механизма находятся в движении. Выделим основные:
- Поршень. После пуска силового агрегата перемещается внутри цилиндра, благодаря давлению газов, возникающему после воспламенения топливной смеси в камере сгорания. Снизу в роли действующей силы выступает коленчатый вал.
- Поршневые кольца. Размещены в специальных углублениях на поршнях и движутся вместе с ними. Компрессионные предназначены для обеспечения герметичности цилиндра и защиты от прохождения газов в нижнюю часть двигателя. Маслосъемные используются для равномерного распределения смазки и отвода тепла.
- Шатун. Подвижный элемент кривошипно-шатунного механизма двигателя, объединяющий поршень и коленчатый вал. Сверху он зафиксирован на поршне с применением так называемого пальца, а снизу на головке предусмотрена съемная деталь для фиксации на шейке коленвала. Для снижения трения монтируются подшипники скольжения, созданные в виде пары полукруглых пластин.
- Коленчатый вал. Главный элемент силового агрегата, обеспечивающий его работу.
Базовой частью является вращающаяся ось, выступающая в качестве опоры в БЦ. Выделяющиеся элементы используются для подключения шатунов.
- Маховик. Фиксируется на фланце сбоку коленчатого вала. Вращается одновременно с валом силового агрегата и гасит рывки, возникающие в процессе работы. Главная функция узла состоит в раскрутке коленвала, а с ним и перемещение цилиндров.
Рассмотренные выше элементы находятся в постоянной динамике, поэтому требуют особого контроля при эксплуатации и ремонте.
Неподвижная группа
К этой категории относятся элементы КШМ двигателя, которые в процессе работы фиксированы и никак не перемещаются. Рассмотрим назначение основных:
- БЦ. Представляет собой кожух, имеющий внутри определенную форму для цилиндров и других рабочих элементов. В нем предусмотрено множество каналов для движения охлаждающей жидкости, крепления под распределительный и коленчатый валы. Бывает чугунным или алюминиевым. Отличается наличием ребер жесткости для повышения прочности.
По бокам БЦ находятся места для установки дополнительных устройств.
- ГБЦ. Смонтирована на БЦ и закрывает его. Имеет отверстия для фиксации клапанов, коллекторов впуска и выпуска, распределительного вала и иных узлов силового агрегата. В нижней части головки установлена прокладка, обеспечивающая герметичный стык с БЦ. В ней имеются дырки для болтов, соединяющих главный блок и головку. В моторах послушного охлаждения ГБЦ может иметь реберную фактуру.
- Поддон картера. Закрывает двигатель с нижней стороны и выступает в роли емкости для смазки. Бывает стальным или алюминиевым (применяется сплав). Во внутренней части могут изготавливаться перегородки или лотки, которые предотвращают движение или взбалтывание смазки при перемещении транспортного средства по плохим дорогам. Вверху имеет крепления для фиксации к блок-картеру, а внизу — бобышку с резьбой и магнитной пробкой. Ее назначение состоит в удалении продуктов износа и продлении срока службы мотора.
- Цилиндры.
Представляют собой полости, в которых перемещаются поршни и обеспечивают работу мотора. Изготавливаются из чугуна, а внутренняя часть закаляется и обрабатывается до состояния «зеркала». Вверху цилиндры получают набольшую нагрузку, ведь именно здесь происходит воспламенение с резким увеличением давления и нагрева. Также стенка цилиндра вынуждена выдерживать ударные нагрузки.
- Гильзы. Устанавливаются в БЦ в виде фиксированного или съемного элемента. Первый вариант имеет цилиндрическую форму с необходимыми углублениями по диаметру и высоте. Съемные похожи по внешнему виду, но закрыты по бокам. Устанавливаются на специальном месте в БЦ. Снизу для обеспечения плотности применяются специальные кольца. Внутренняя часть гильзы обработана до блеска и имеет зеркальный внешний вид. Предусмотрено два или три «окна» для 2-х и 3-тактных моторов соответственно. В последнем случае отверстия используются для впуска, выхода и движения отработанных продуктов.
- Коренные подшипники.
Выполняются в виде вкладышей, изготовленных с применением ленты из стали. Их толщина может отличаться в зависимости от конструкции и типа мотора. Для дизельных силовых агрегатов это 3-6 мм, а для бензиновых — 1.9-2.8 м. Вкладыши делаются из алюминия или бронзы с добавлением свинца.
Принцип работы кривошипно-шатунного механизма
Рассмотренные выше узлы гарантируют работу кривошипно-шатунного механизма. Алгоритм действий имеет следующий вид:
- Включение зажигание и вращение стартера.
- Раскручиванием маховика, обеспечивающего начало вращения коленвала и поршней.
- Подача подготовленной смеси в камеру сгорания (над цилиндром).
- Воспламенение горючего в момент, когда поршень поднимается к наиболее высокой точке.
- Резкое опускание вниз цилиндра под действием возникшей силы.
- Давление на шатун, который соединен одной стороной с коленчатым валом, а другой — с поршнем.
- Передача импульса на вал, который проворачивается под действием усилия.
По рассмотренному выше принципу работают и другие цилиндры, что обеспечивает стабильное вращение коленчатого вала и передачу движения на колеса. Задача маховика состоит обеспечении требуемого импульса в момент, когда поршень находится в «мертвой» точке. Дальнейший процесс происходит по замкнутому циклу.
Основные неисправности
Несмотря на надежность КШМ двигателя, его элементы могут выходить из строя. Причина —высокая температура и другие негативные факторы, способные ускорить поломку. В таких случаях остальные узлы также находятся под угрозой повреждения, что требует своевременного выявления и устранения неисправностей. Рассмотрим основные поломки, с которыми приходится сталкиваться в процессе эксплуатации.
- Уменьшение мощности. Характерная неисправность КШМ — ухудшение динамики, которое часто свидетельствует о залегании колец на поршнях. В результате в камеру сгорания просачивается масло, а отработавшие газы — в картер. Такая ситуация ведет к снижению мощности, что сразу чувствуется в процессе движения.
- Если ничего не предпринимать, ситуация может усугубиться, вплоть до необходимости капремонта. Для проверки нужно достать свечи и поочередно проверить компрессию в каждом из цилиндров. При ее снижении ниже допустимой нормы придется разбирать мотор и делать ремонт.
- Появление стука. Для автовладельцев стук в двигателе — самая страшная неисправность, которая может свидетельствовать о серьезных проблемах. Для определения причины необходимо снимать ГБЦ и разбирать остальные элементы. Поврежденная деталь требует замены. Причиной неисправности может быть несвоевременное техническое обслуживание. Чаще всего это игнорирование требований по замене масла и фильтра. Появление стука может свидетельствовать о повреждении подшипников, которые боятся дефицита смазки.
- Появление нагара. Распространенная проблема КШМ — накопление нагара на свечах, клапанах и поршнях. Указанные признаки свидетельствуют о неисправностях мотора и требуют обращения на СТО. Если ничего не предпринять, двигатель начинает перегреваться из-за ухудшения отвода тепла.
Результатом перегрева могут быть более серьезные поломки.
- Прожорливость смазки. Увеличение прожорливости масла свидетельствует о залегании поршневых колец или иных проблемах с ЦПГ. Масло сгорает с горючим, а из выхлопной трубы выходит дым черного цвета. Из-за попадания в рабочую камеру смазки возрастает и температура горения, что негативно влияет на ресурс силового агрегата. Для решения проблемы может требоваться очистка без снятия с мотора, но чаще всего необходима разборка и дефектовка силового агрегата.
- Выхлоп белого цвета. Появление такого дыма из выхлопной трубы свидетельствует о повреждении прокладки ГБЦ или дефекте в системе охлаждения. Для решения вопроса необходимо сразу заменить неисправную деталь. Важно учесть, что появление протечки может привести к гидроудару и необходимости капитального ремонта мотора.
Причины выхода из строя деталей кривошипно-шатунного механизма различны. В большинстве случаев это касается применения низкокачественных ГСМ и несвоевременной замены, заливки плохого бензина или повреждения системы зажигания.
Нельзя исключать и такие факторы, как низкое качество масляных фильтров, повышенные нагрузки на мотор и сбои в работе системы охлаждения. Результатом может быть износ коренных / шатунных подшипников, поршней, цилиндров или поршневых пальцев. До диагностики и устранения неисправности поездки на ТС запрещены.
Заключение
КШМ — группа ключевых узлов двигателя, обеспечивающих движение транспортного средства. Элементы механизма взаимодействуют друг с другом для преобразования энергии, обеспечения вращения коленчатого вала и колес.
Неисправности любого из узлов почти сразу проявляют себя стуком, нестандартным цветом выхлопа и другими признаками. В таком случае нужно сразу обращаться на станцию техобслуживания для выявления и устранения проблемы.
Кривошипно-шатунный механизм, 3D анимация
Поиск запроса «кривошипно-шатунный механизм, устройство и работа» по информационным материалам и форуму
Общее устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
Общее устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
Кривошипно-шатунный механизм является основой двигателя внутреннего сгорания. Он состоит из следующих основных деталей: гильз цилиндров, установленных в блок-картере, головки, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала с подшипниками и маховиком и поддона картера.
На данном рисунке изображен разрез двигателя Д-240. Цилиндры здесь размещены в блоке двигателя вертикально в один ряд. Сверху цилиндры закрываются общей головкой. Для надежного уплотнения полостей цилиндров в разъем блока и головки укладывается уплотнительная прокладка.
Поршни имеют пружинящие уплотнительные и масляные кольца. При помощи поршневых пальцев поршни шарнирно связаны с шатунами. Нижние концы шатунов имеют разъемы и шарнирно соединяются с коленчатым валом. В нижнюю расточку шатунов заложены вкладыши подшипников скольжения.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Коленчатый вал укладывается в разъемные подшипники блока двигателя. На переднем конце коленчатого вала крепятся приводные детали: шкив, шестерни; на заднем — маховик.
Замкнутая полость, в которой вращается коленчатый вал и находится рабочий запас смазочного масла, называется картером. Он образуется нижней частью блока двигателя и поддоном, который крепится к блоку снизу. В плоскость разъема блока и поддона картера устанавливается уплотнительная прокладка.
Блок цилиндров и верхняя часть картера представляют собой деталь, которую называют блок-картером.
К блок-картеру и его головке, составляющим остов двигателя, крепятся детали и узлы других механизмов и систем двигателя.
Рис. 1. Разрез двигателя Д-240: 1 — шатун; 2 — маслосъемные кольца; 3 — уплотняющая часть поршня с компрессионными кольцами; 4 — камера сгорания в днище поршня; 5 — валик коромысел; 6 — клапан; 7 — опорная шайба пружин клапана; 8 — сухари крепления опорной шайбы на клапане; 9 — пружины клапана; 10 — направляющая втулка клапана; 11 — гильза цилиндра; 12 — стойка валика коромысел; 13 — регулировочный болт; 14 — контргайка; 15 — коромысло; 16 — штанги; /7 — головка цилиндров; 18 — прокладка головки цилиндров; 19 — вентилятор; 20 — шкив привода вентилятора; 21 — шестерня распределительного вала; 22 — промежуточная шестерня распределения; 23 — шкив коленчатого вала; 24 — шестерня распределения коленчатого вала; 25 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 26 — уплотнение поддона картера; 27 — шестерня привода масляного насоса; 28 — маслоприемник; 29 — распределительный вал; 30 — толкатель; 31 — уплотняющие резиновые кольца гильзы цилиндров; 32 — поршневой палец; 33 — поддон картера; 34 — коленчатый вал; 35 — коренной подшипник коленчатого вала; 36 — перегородки нижней части блок-картера; 37 — маховик; 38 — блок-картер
Детали кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя испытывают как силовые, так и тепловые нагрузки.
Силовая нагрузка складывается из давления газов, сил инерции возвратно-поступательно и вращательно движущихся масс, сил трения и полезного сопротивления, нагрузки от упругих колебаний.
Максимальная сила давления газов Ргна поршень карбюраторного двигателя составляет 12…13 кН. Поршень дизеля испытывает давление газов порядка 45…100 кН.
Центробежная сила Рц у автомобильных и тракторных двигателей достигает 3…9 кН.
Упругие колебания деталей двигателя возникают вследствие того, что силы давления газов и силы инерции являются периодически изменяющимися. Дополнительные напряжения в деталях при упругих колебаниях, складываясь с основными напряжениями, могут приводить к разрушению деталей. Суммарные напряжения достигают максимума при явлениях резонанса.
Для ослабления вредного действия упругих колебаний детали двигателя делают достаточно жесткими из материалов с высоким пределом выносливости.
Тепловая нагрузка приводит к снижению механических свойств металлов, появлению тепловых напряжений, изменению формы деталей и зазора между ними, ухудшению условий смазки и т. п. Поэтому тепловой режим работы двигателя должен соответствовать расчетному и не вызывать нарушений в работе его деталей и узлов.
Детали кривошипно-шатунного механизма, работающие в условиях больших знакопеременных нагрузок, упругих колебаний и высокой температуры, должны иметь достаточную прочность, жесткость и износостойкость.
Кривошипно-шатунный механизм должен быть компактным и легким. Уменьшение массы движущихся относительно остова двигателя деталей при сохранении их прочности и жесткости снижает инерционные силы, а следовательно, нагрузки и износ деталей.
Для уменьшения утечки газов из цилиндров детали, образующие рабочие полости (цилиндры, поршни с кольцами, головки с прокладками), должны постоянно поддерживать требуемую герметичность цилиндров.
Устройство деталей кривошипно-шатунного механизма и компоновка его узлов на двигателе должны обеспечивать простоту технического обслуживания и ремонта.
КШМ-Д | Weaponsystems.net
БМД-1КШ | Сорока
Обзор
КШМ-Д
КШМ-Д Командно-штабная машина ВДВ на выставке в музее.
Источник: Ain92 — © GNU Attribution Share Alike license
Происхождение
Советский Союз
Тип
Командно-штабная машина
Поступил на вооружение
1975 или 1976
Статус
В эксплуатации
Разработка
Начало 1970-х
Разработчик
Советский Союз — ВТЗ / Волгоградский тракторный завод
Производство
1975 — Конец 1980-х
Производитель
Советский Союз — ВТЗ / Волгоградский тракторный завод
Номер выпуска
Выпускался ограниченным тиражом
Обозначения
БМД-1КШ (альтернативное обозначение)
Сорока (официальное прозвище)
КШ / Командно-Штабная
Русский «командно-штабной»
Объект 926 (индекс ГАБТУ)
Известные пользователи
Советский Союз
Россия
Описание
Введение
КШМ-Д — бронированная командно-штабная машина конца холодной войны советского производства. Она также известна как БМД-1КШ, что означает ее предназначение для поддержки воздушно-десантных войск, оснащенных БМД-1. КШМ-Д базируется на шасси БТР-Д, что позволяет десантировать его вместе с другими советскими боевыми машинами десанта.
Конструкция
КШМ-Д базируется на шасси авиадесантного бронетранспортера БТР-Д. Стрелковые портики были удалены, люки в крыше перемещены, а внутреннее пространство переустроено для штаба. Установлены три типа радиостанций, в том числе для дальней связи. Кроме того, есть навигационная система. Устанавливаются как штыревые, так и рельсовые антенны. APU обеспечивает питание оборудования, когда двигатель автомобиля выключен.
Варианты
БМД-1КШ
Оригинальная серийная машина. Можно узнать по двум антеннам рельсового типа.
БМД-1КШ-А
Модернизация существующих машин с заменой всех трех типов радиостанций и навигационной системы. Также добавляется спутниковая связь.
Огневая мощь
КШМ-Д не вооружен. Убраны носовые пулеметы, а также порты для стрельбы.
Защита
Алюминиевая броня в определенной степени защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Бронебойные боеприпасы пробьют. То же самое относится и к огню из крупнокалиберных пулеметов. Установлена система NBC, дымовых гранатометов нет.
Мобильность
КШМ-Д обладает очень хорошей тактической и стратегической мобильностью благодаря своему ограниченному весу. Дизельный двигатель мощностью 240 л.с. обеспечивает движение. Ограниченный вес приводит к хорошему соотношению мощности к весу и ограниченному давлению на грунт. КШМ-Д является полностью амфибийным и движется по воде двумя водометами. КШМ-Д может быть загружен на платформу, оснащенную парашютами, что позволяет сбрасывать его с низколетящего транспортного самолета.
Пользователи
КШМ-Д был принят Советским Союзом на вооружение ВДВ ВДВ. КШМ-Д используется вместе с боевой машиной пехоты десанта БМД-1 и бронетранспортером БТР-Д. Из-за его специализированной роли было произведено лишь небольшое количество. Эти машины остаются на вооружении России и других государств-преемников СССР. На вооружении России его заменяет командирская машина на базе БТР-МДМ, которая использует общие автомобильные компоненты с боевой машиной пехоты десанта БМД-4М.
СМИ
БМД-1КШ-А
БМД-1КШ-А Командно-штабная машина ВДВ в траверсном варианте.
Источник: www.niissu.ru
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу.
Источник: www.bastion-karpenko. ru
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
< Предыдущий > Следующий
Детали
Факты КШМ-Д
General
Origin
Soviet Union
Type
Command post vehicle
Crew
6 (commander, driver, 4 staff)
Dimensions
Weight
8.7 t combat load
Длина
5,88 м
Ширина
2,63 м
Высота
2,0 м с подвеской
1,65 м с подвеской пониженной
Chassis
Type
Lacked Chassis
Play
Lacked Chassis
Play
Lacked Chassis
. задняя
Давление на грунт
0,54 кг/см²
Подвеска
Гидропневматическая, регулируемая высота
Ширина колеи
2,38 м
Автомобильная
Engine model
5D20-240
Engine type
15.9 L four stoke V6 liquid-cooled diesel
Power output
240 hp at 2.400 rpm
Transmission
Manual, 4 forward
Fuel
280 L
Мобильность
скорость
60 км/ч на дороге
35 км/ч от дороги
9 — 10 км/ч.
27.6 hp/t
Obstacle crossing
Ground clearance
Variable, 0.10 to 0.45 m
Wall
0.7 m
Trench
2.5 m
Gradient
32°
Slope
18°
Фординг
Амфибия
Защита
Тип брони
Алюминий
Толщина брони
15 мм борта корпуса
и 15 мм борта корпуса 15 мм спереди
10017
NBC system
Yes
Smoke system
No
Equipment
Night vision
Yes, for driver
Radio
2x R-123M
2x R-111
1x R-130
Навигация
ТНА-3
ВСУ
Да, АБ-0,5П/30
Похожие статьи авианосец для воздушно-десантных войск.
![](/800/600/http/asx-club.su/wp-content/uploads/1/a/e/1aee0ea7dd11227e9feb81e18a08f520.jpg)
Чтение подробнее о БТР-Д
БМД-1
КШМ-Д часто называют БМД-1КШ в связи с ее ролью командно-штабной машины для воздушно-десантных войск, оснащенных БМД-1.
Чтение подробнее о БМД-1
Армейский справочник
МТ-ЛБ — бронированная гусеничная машина-амфибия. Он имеет приземистый коробчатый корпус из сварных стальных листов и небольшую башню в правой передней части, в которой установлен один 7,62-мм пулемет.
Имеются четыре порта для стрельбы: по одному с каждой стороны машины и по одному в каждой из двух задних выходных дверей. Плоская крыша корпуса имеет два открывающихся вперед люка для выхода десанта. Подвеска с плоской гусеницей состоит из шести опорных катков без возвратных катков.
Корпус МТ-ЛБ цельносварной стальной с боевым отделением в передней части, двигателем сразу за боевым отделением с левой стороны и десантным отделением в задней части корпуса. Пулеметная турель установлена справа от места командира и вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ.
И у механика-водителя, и у пулемётчика перед их позициями есть лобовое стекло, которое в бою прикрывается крышкой, откидывающейся вверху. В каждом борту корпуса, слева от места механика-водителя и справа от места пулемётчика, есть смотровые блоки. Проход обеспечивает доступ из боевого отделения в передней части машины в служебное отделение в задней части, в котором установлены откидные брезентовые сиденья, обращенные внутрь, для 10 пехотинцев.
Два люка над крышей десантного отделения открываются вперед. Пехота входит и выходит из машины через две двери в задней части корпуса, обе из которых снабжены огневым портом. С каждой стороны десантного отделения имеется дополнительный люк для стрельбы и смотровой блок. Отцепляющая балка часто находится на крыше или сбоку автомобиля.
МТ-ЛБ полностью амфибийный, передвигается по воде на гусеницах. В стандартную комплектацию всех автомобилей входит система NBC.
MT-LB имеет пневматические тормоза, которые можно подсоединять к прицепу. Средства ночного видения включают бело-инфракрасный прожектор ОУ-3ГК с дальностью действия 400 м для командира и инфракрасный перископ ТВН-2 для механика-водителя с дальностью действия 40 м. Он также может буксировать прицеп или оружие массой до 6500 кг или перевозить до 2000 кг груза или запасов.
ВАРИАНТЫ:
1V13 Батарейная машина центра управления огнем, называемая 1W13 в Польше, Чехословакии и Венгрии. Болгарией называется MT-LBO.
Батальонная командно-штабная машина 1V14, обозначенная Польшей как 1W14, также используется в Чехословакии и Венгрии , также используется Чехословакией и Венгрией
Примечание. Семейство 1V12 состоит из 1V13, 1V14, 1V15 и 1V16. Это исходный комплект управления и контроля: 1В14, 1В15 и 1В16, каждый из которых имеет комплект цифровой передачи данных АПК, а 1В15 и 1В16 также имеют компьютер управления артиллерийским огнем 9В59. Семейство 1В12М состоит из 1В13М, 1В14М, 1В15М и 1В16М, они представляют собой модифицированный комплекс управления артиллерией, в котором каждая машина имеет вычислительную систему расчета артиллерийских данных и цифровой передачи АПКК. (Подробнее об этих системах см. в разделе «Машины артиллерийской поддержки».)
Штабно-командирская машина 1В21, получившая в Чехословакии название MP-21, также используется Польшей. Установлено новое оборудование C3.
1V22 Машина управления ПВО, получившая в Чехословакии название MP-22, также используется Польшей. Установлено новое оборудование C3.
1В23 Командно-штабная машина, названная в Чехословакии MP-23, также используется Польшей. Установлено новое оборудование C3.
1В24 Артиллерийская машина С3, получившая в Чехословакии название МР-24, также используется Польшей. Оснащен новым оборудованием C3.
1V25 Машина управления ПВО, получившая в Чехословакии название MP-25, также используется Польшей. Установлено новое оборудование C3.
МТ-ЛБ 9С743 Болгарский МТ-ЛБ с радиосистемой и генератором в задней части корпуса
МТ-ЛБ КШМ Р-80, болгарский МТ-ЛБ со столом и увеличенной высотой над головой
МТ-ЛБ КШМ Р-81 Болгарский МТ-ЛБ с радиооборудованием
МТ-ЛБ ТРИ Польская инженерно-разведывательная машина
МТ-ЛБ БПЭ Польская ремонтно-эвакуационная машина
МТ-ЛБ Сова Болгарский МТ-ЛБ со съемной обзорной радиолокационной системой Бета ЭМ, польская машина связи.
MT-LBV Модель MT-LB также может быть оснащена гусеницами шириной 565 мм для работы на снегу и болотистой местности; тогда он называется MT-LBV. Эта версия имеет давление на грунт 0,28 кг/см{2}.
Артиллерийский тягач МТ-ЛБ Были замечены МТ-ЛБ, используемые в качестве артиллерийских тягачей, с полностью закрытым ящиком, установленным над крышей десантного отделения, в котором находилось оборудование орудийной секции.
МТ-ЛБУ (командирский) Это командирская версия МТ-ЛБ с дополнительными радиостанциями, генератором, системой наземной навигации и брезентовым чехлом, который можно удлинить назад, когда машина используется в статической роли.
MT-LB M1975 (SNAR-10) Эта машина представляет собой MT-LB, оснащенную радаром обнаружения артиллерийских/минометных минометов, которому присвоено отчетное имя НАТО BIG FRED. При движении антенна складывается вперед на верхнюю часть большой башни, которая находится в задней части машины. Установленный в передней турели 7,62-мм пулемет сохранен. Считается, что радар аналогичен британскому THORN EMI Cymbeline в том смысле, что радар измеряет наклонную дальность и пеленг двух точек на траектории минометной бомбы / артиллерийского снаряда. Также измеряется время, необходимое для прохождения бомбы/снаряда между двумя точками, и бортовой компьютер использует эту информацию вместе с заданными углами возвышения для определения положения вражеского миномета или артиллерийского орудия. Затем эта информация передается подразделениям полевой артиллерии, и цель поражается. Радар имеет радиус действия около 20 км. Технические характеристики МТ-ЛБ с БОЛЬШОЙ ФРЕД аналогичны характеристикам базового МТ-ЛБ, за исключением массы 11500 кг, высоты с опущенной антенной 2,9.м и экипаж от четырех до шести человек.
МТР-ЛБ Ремонтная машина МТР-ЛБ предназначена для полевого обслуживания, ремонта и эвакуации танков и других ББМ и отличается отсутствием пулеметной башни. В передней части автомобиля установлена А-образная рама, которая может поднять максимальную нагрузку 1500 кг. В стандартную комплектацию входят инструменты, газосварочное и режущее оборудование, тросовая лебедка с кабелем длиной 85 м и грузоподъемностью 6700 кг, домкратное устройство, буксировочные крюки и кран.
МТ-ЛБ (Скорая помощь) Это МТ-ЛБ, используемый в качестве бронированной эвакуационной машины (бронированная машина скорой помощи) с носилками, установленными в заднем отсеке.
Инженерный автомобиль МТ-ЛБ Внешне похож на базовый МТ-ЛБ, но модифицирован для установки отвала на крыше. Гидравлические устройства в задней части машины позволяют вручную устанавливать отвал плуга только сзади.
МТ-ЛБ с Василек Для использования в Афганистане был разработан самоходный вариант буксируемого 82 мм автоматического миномета 2Б9 Василек, описанный и проиллюстрированный в разделе Буксируемые орудия и гаубицы. У миномета сняты колеса, и он установлен на верхней задней палубе на стальных ящиках для боеприпасов.
9П149 МТ-ЛБ с ПТУР AT-6 SPIRAL Этот истребитель танков состоит из модифицированного МТ-ЛБ с выдвижной пусковой установкой AT-6 SPIRAL и средствами управления наведением ракет. Система полностью автоматизирована, пусковая установка до использования защищена броней. Автомат заряжания вмещает 12 ракет, скорострельность 3-4 ракеты в минуту. Радиокомандная система наведения установлена в правой передней части надстройки корпуса, заменив малую башню с 7,62-мм пулеметом ПКТ.
120-мм миномет МТ-ЛБ Болгарская армия установила 120-мм миномет в задней части многоцелевой бронированной машины МТ-ЛБ. МТ-ЛБ с башней WAT Польша оснастила МТ-ЛБ башней WAT, установленной на БТР OT-64C(2) (SKOT-2AP) и OT-62C, вооруженных 14,5-мм и 7,62-мм пушками. пулемет.
ЗРК SA-13 Gopher Шасси многоцелевого бронеавтомобиля МТ-ЛБ также используется в качестве основы для ЗРК SA-13 Gopher. В центре крыши корпуса установлена турель с манипулятором, на которой размещается всего четыре ракеты SA-13 в транспортно-пусковых контейнерах, при этом оператор размещается внизу и между ракетами. SA-13 поступил на вооружение в 1977 и заменяет SA-9 по принципу «один к одному». Он сохраняет амфибийные возможности МТ-ЛБ и имеет радар только для дальнего действия.