Основные функции и свойства моторного масла / Блог АвтоТО — Обслуживание автомобиля
Основные функции моторного масла:
- Обеспечивать чистоту деталей двигателя за счет высоких моющих, диспергирующе-стабилизирующих и солюбилизирующих свойств по отношению к различным нерастворимым загрязнениям.
- Способствовать легкому холодному пуску двигателя, обеспечивать хорошую прокачиваемость при холодном пуске и надежное смазывание в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды за счет оптимальных вязкостно-температурных свойств.
- Отводить тепло от нагретых деталей двигателя, обеспечивать надежную работу двигателя при высоких температурах в зоне цилиндропоршневой группы и в зоне картера за счет высокой термической и термоокислительной стабильности.
- Обеспечивать надежную смазку деталей двигателя при любых режимах его работы за счет высоких антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств.
- Нейтрализация коррозионно-агрессивных компонентов, накапливающихся в процессе эксплуатации двигателя (продукты неполного сгорания топлива, а также воздействия кислорода воздуха и воды на материал деталей двигателя) за счет высоких противокоррозионных и защитных свойств.
Для придания необходимых эксплуатационных свойств или улучшения имеющихся (за счет оптимизированного состава базовой основы) в масло добавляют функциональные присадки.
Все моторные масла выпускаются с присадками, их число достигает до 8 различных соединений, а общее массовое содержание – до 25%. Почти все присадки, как одиночные, так и пакеты, поставляются на маслосмесительные заводы в виде растворов присадок в масле, содержащих около 50% активного вещества.
Основные присадки, имеющиеся в составе масла:
- моющие
- диспергирующие
- антиокислительные
- противокоррозионные
- антифрикционные (модификаторы трения)
- противоизносные
- депрессорные
- загущающие (модификаторы вязкости)
- противопенные
Моюще-диспергирующие свойства.
Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии. Чем выше моюще-диспергирующие свойства масла, тем больше нерастворимых веществ — продуктов старения может удерживаться в работающем масле без выпадения в осадок, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая температура деталей (степень форсирования двигателя). Кроме концентрации моюще-диспергирующих присадок на чистоту двигателя существенно влияет эффективность используемых присадок, их правильное сочетание с другими компонентами композиции, а также приемистость базового масла. В композициях моторных масел в качестве моющих присадок используют сульфонаты, алкилфеноляты, алкилсалицилаты и фосфонаты кальция или магния и реже (по экологическим соображениям) бария, а также рациональные сочетания этих зольных присадок друг с другом и с беззольными дисперсантами-присадками, снижающими, главным образом, склонность масла к образованию низкотемпературных отложений («шламов») и скорость загрязнения фильтров тонкой очистки масла. Модифицированные термостойкие беззольные дисперсанты способствуют и уменьшению лако- и нагарообразования на поршнях (находят все большее распространение в новых пакетах присадок).
Механизм действия моющих присадок объясняют их адсорбцией («прилипанием и обволакиванием») на поверхности нерастворимых в масле частиц. В результате на каждой частице образуется оболочка из обращенных в объем масла углеводородных радикалов. Она препятствует коагуляции («выпадению в осадок») частиц загрязнений, их соприкосновению друг с другом («слипанию в более крупные частицы»).
При работе двигателей на топливах с повышенным содержанием серы моющие присадки, придающие маслу щелочность, препятствуют образованию отложений на деталях двигателей также и путем нейтрализации кислот, образующихся из продуктов сгорания топлива.
Металлсодержащие моющие присадки повышают зольность масла, что может привести к образованию зольных отложений в камере сгорания, замыканию электродов свечей зажигания преждевременному воспламенению рабочей смеси, прогару выпускных клапанов, снижению детонационной стойкости топлива, абразивному изнашиванию. Поэтому сульфатную зольность моторных масел ограничивают верхним пределом. Ее допустимое значение зависит от типа и конструкции двигателя, расхода масла на угар, условий эксплуатации, в частности, от вида применяемого топлива. Наименее зольные масла необходимы для смазывания двухтактных бензиновых двигателей и двигателей, работающих на газе.
Антиокислительные свойства.
Антиокислительные свойства в значительной степени определяют стойкость масла к старению. Условия работы моторных масел в двигателях настолько жестки, что предотвратить их окисление полностью не представляется возможным. Соответствующей очисткой базовых масел от нежелательных соединений, присутствующих в сырье, использованием синтетических базовых компонентов, а также введением эффективных антиокислительных присадок можно значительно затормозить процессы окисления масла, которые приводят к росту его вязкости и коррозионности, склонности к образованию отложений, загрязнению масляных фильтров и другим неблагоприятным последствиям (затруднение холодного пуска, ухудшение прокачиваемости масла).
Окисление масла в двигателе наиболее интенсивно происходит в тонких пленках масла на поверхностях деталей, нагревающихся до высокой температуры и соприкасающихся с горячими газами (поршень, цилиндр, поршневые кольца, направляющие и стебли клапанов). В объеме масло окисляется менее интенсивно, так как в поддоне картера, радиаторе, маслопроводах температура ниже и поверхность контакта масла с окисляющей газовой средой меньше. Во внутренних полостях двигателя, заполненных масляным туманом, окисление более интенсивно.
На скорость и глубину окислительных процессов значительно влияют попадающие в масло продукты неполного сгорания топлива. Они проникают в масло вместе с газами, прорывающимися из надпоршневого пространства в картер. Ускоряют окисление масла частицы металлов и загрязнений неорганического происхождения, которые накапливаются в масле в результате изнашивания деталей двигателя, недостаточной очистки всасываемого воздуха, нейтрализации присадками неорганических кислот, а также металлорганические соединения меди, железа и других металлов, образующиеся в результате коррозии деталей двигателя или взаимодействия частиц изношенного металла с органическими кислотами. Все эти вещества — катализаторы окисления.
Стойкость моторных масел к окислению повышают введением в их состав антиокислительных присадок. Довольно энергичными антиокислителями являются некоторые моюще-диспергирующие присадки, в частности алкилсалицилатные и алкилфенольные. При длительной работе масла в двигателе интенсивный рост вязкости, обусловленный окислением, начинается после практически полного истощения антиокислительных присадок.
Смазочные свойства.
Смазочные свойства включают в себя: антифрикционные свойства (снижение трения), противоизносные свойства (препятствие изнашиванию поверхностей трения контактирующих поверхностей) и противозадирные свойства (предотвращение задиров поверхностей и вырывания металла).
Антифрикционные свойства достигаются путем добавления различных модификаторов трения.
Противоизносные свойства моторного масла зависят от химического состава и полярности базового масла, состава композиции присадок и вязкостно-температурной характеристики масла с присадками, которая в основном предопределяет температурные пределы его применимости (защита деталей от износа при пуске двигателя, при максимальных нагрузках и температурах окружающей среды). Особенно важны эффективная вязкость масла при температуре 130-180 °С и градиенте скорости сдвига 105-107 с-1, зависимость вязкости от давления, свойства граничных слоев и способность химически модифицировать поверхностные слои сопряженных трущихся деталей.
При работе на топливах с повышенным или высоким содержанием серы, а также в условиях, способствующих образованию азотной кислоты из продуктов сгорания (газовые двигатели, дизели с высоким наддувом), важнейшей характеристикой способности масла предотвращать коррозионный износ поршневых колец и цилиндров является его нейтрализующая способность, показателем которой в нормативной документации служит щелочное число.
Различные узлы и детали двигателей, как правило, смазываются обычно одним маслом, а условия трения, изнашивания и режим смазки существенно различны. Подшипники коленчатого вала, поршневые кольца в сопряжении с цилиндром работают преимущественно в условиях гидродинамической смазки. Зубчатые колеса привода агрегатов, масляных насосов и детали механизма привода клапанов работают в условиях эластогидродинамической смазки. Вблизи мертвых точек жидкостное трение поршневых колец по стенке цилиндра переходит в граничное. Множественность факторов, влияющих на износ деталей двигателей принципиальные различия режимов трения и изнашивания узлов затрудняют оптимизацию противоизносных свойств моторных масел.
Придание маслу достаточной нейтрализующей способности и введение в его состав дитиофосфатов цинка часто оказывается достаточным для предотвращения коррозионно-механического изнашивания и модифицирования поверхностей деталей тяжело нагруженных сопряжений во избежание задиров или усталостного выкрашивания. Однако тенденция к применению маловязких масел для достижения экономии топлива и ограничение поступления масла к верхней части цилиндра для уменьшения расхода на угар требуют улучшения противоизносных свойств масел при граничной смазке. Это достигается введением специальных противоизносных присадок, содержащих серу, фосфор, галогены, бор, а также введением беззольных дисперсантов, содержащих противоизносные фрагменты.
Большое влияние на износ оказывает наличие в масле абразивных загрязнений. Их наличие в свежем масле не допускается, а масло, работающее в двигателе, должно подвергаться очистке в фильтрах, центрифугах, сепараторах. Уменьшению вредного действия абразивных частиц способствуют высокие диспергирующие свойства масла.
Противокоррозионные свойства.
Противокоррозионные свойства моторных масел зависят от состава базовых компонентов, концентрации и эффективности антикоррозионных, антиокислительных присадок и деактиваторов металлов. В процессе старения коррозионность моторных масел возрастает. Противокоррозионные присадки защищают антифрикционные материалы (свинцовистую бронзу), образуя на их поверхности прочную защитную пленку.
Антиокислители препятствуют образованию агрессивных кислот.
Вязкостно-температурные свойства.
Вязкостно-температурные свойства — одна из важнейших характеристик моторного масла. От этих свойств зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды.
Даже в умеренных климатических условиях диапазон изменения температуры масла от холодного пуска зимой до максимального прогрева в подшипниках коленчатого вала или в зоне поршневых колец составляет до 180-190 °С. Летние масла, имеющие достаточную вязкость при высокой температуре, обеспечивают пуск двигателя при температуре окружающей среды около 0 °С. Зимние масла, обеспечивающие холодный пуск при отрицательных температурах, имеют недостаточную вязкость при высокой температуре. Таким образом, сезонные масла независимо от их наработки (пробега автомобиля) необходимо менять дважды в год. Это усложняет и удорожает эксплуатацию двигателей. Проблема решена созданием всесезонных масел, загущенных полимерными присадками.Вязкостно-температурные свойства загущенных масел таковы, что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур — летним, то есть легко поступают к узлам трения при низких температурах и образуют надежный смазочный слой при высоких нагрузках и температурах.
В отличие от сезонных, загущенные всезонные масла изменяют вязкость под влиянием не только температуры, но и скорости сдвига, причем это изменение временное. С уменьшением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость возрастает, а с увеличением — снижается. Этот эффект больше проявляется при низкой температуре, но сохраняется и при высокой, что имеет два позитивных последствия: снижение вязкости в начале проворачивания холодного двигателя стартером облегчает пуск, а небольшое снижение вязкости масла в зазорах между поверхностями трения деталей прогретого двигателя уменьшает потери энергии на трение и дает экономию топлива.
Характеристиками вязкостно-температурных свойств служат кинематическая вязкость, определяемая в капиллярных вискозиметрах, и динамическая вязкость, измеряемая при различных градиентах скорости сдвига в ротационных вискозиметрах, а также индекс вязкости — безразмерный показатель пологости вязкостно-температурной зависимости, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости масла, измеренной при 40 и 100 °С . В нормативной документации на зимние масла иногда нормируют кинематическую вязкость при низких температурах. Индекс вязкости минеральных масел без вязкостных присадок составляет 85-100. Синтетические базовые компоненты имеют индекс вязкости 120-150, что дает возможность получать на их основе всесезонные масла с очень широким температурным диапазоном работоспособности.
К низкотемпературным характеристикам масел относят температуру застывания, при которой масло не течет под действием силы тяжести, т.е. теряет текучесть. Она должна быть на 5-7 °С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость.
Если у вас газовое оборудование, тогда стоит прочитать о моторных маслах MANNOL для моторов на газовом топливе.
Запись опубликована в рубрике Моторное масло с метками замерзание масла, вязкость масла, Термоокислительная стабильность, моющие сойства масла, диспергирующе-стабилизирующие диспергирующе-стабилизирующие свойства масла, солюбилизирующие свойства масла, прокачиваемость, холодный пуск, вязкостно-температурные свойства, термическая стабильность, антифрикционные свойства, противоизносные свойства, противозадирные свойства, противокоррозионные свойства, ащитные свойства, функциональные присадки, моющие присадки, диспергирующие присадки, антиокислительные присадки, противокоррозионные присадки, антифрикционные присадки, противоизносные присадки, депрессорные присадки, загущающие присадки, противопенные присадки, Моторное масло 04.
08.2010 автором dimalgor. ← Предыдущая запись Следующая запись →МОТОРНЫЕ МАСЛА — Kendall Motor Oil
ПРОДУКТЫ
Фильтр
Мы знаем, что производительность вашего двигателя зависит от дополнительного слоя защиты внутри каждой красной бутылки Kendall Motor Oil.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
- ВСЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
- Моторные масла
- Персидовые масла
- Смажки
- Гидравлические жидкости
- Трансмиссионные жидкости
- Строительство
- ДВИЖЕНИЯ
- GEARLIC
- GREASES
- HY -MID -FLAILID
- . МОТОРНЫЕ МАСЛА
- GF-6
- ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
- СМАЗКИ
- ТРАНСМИССИОННЫЕ ЖИДКОСТИ
- МАЛЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
- SMALL ENGINE OILS
- TRUCKING
- ENGINE OILS
- GEAR OILS
- GREASES
- HYDRAULIC FLUIDS
- TRANSMISSION FLUIDS
com\/category_pro\/[1]\/","https:\/\/kendallmotoroil.com\/category_pro\/[2]\/"]»>- ALL PRODUCTS
- ENGINE OILS
- HEAVY DUTY
- ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
- GF-6
- ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
- ТЯЖЕЛЫЕ АВТОМОБИЛИ
- ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
- GREASES
- GREASES
- HYDRAULIC FLUIDS
- HYDRAULIC FLUIDS
- SMALL ENGINE OILS
- 2-CYCLES
- 4-CYCLES
- TRANSMISSION FLUIDS
- HEAVY DUTY
- PASSENGER CAR
PRODUCTS
ПРОДУКЦИЯ
ОТРАСЛИ
Спасибо за подписку!
Моторные масла более сложны, чем когда-либо
МЕНЮ
Служба отраслевых новостейИ чулочные стратегии последовали их примеру
8 июня 2022 г.
Майк Мангес
Комментариев нет
Заказать репринты
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА автосервис замена масла розница Shell Valvoline
«На вторичном рынке в магазинах по-прежнему встречаются старые автомобили, — говорит Майк Уорхолик, старший менеджер по технологиям Valvoline. — Ключевым моментом является правильное сочетание запасов для обслуживания этих старых автомобилей, а также для обслуживания новых автомобилей».
По мере того, как автомобили становятся все более сложными, моторные масла будут продолжать следовать их примеру, по словам представителей Valvoline и Shell Lubricants.
«Двигатели должны работать при более высоких температурах и использовать новейшие технологии для (достижения) большей эффективности и увеличения мощности», — говорит Шон Нгуен, ученый Pennzoil и специалист по автомобильным смазочным материалам, Shell Lubricants. «И производители двигателей перешли к подходу, в большей степени основанному на экономии топлива».
Это вынудило производителей масел «делать более вязкие масла, чтобы соответствовать этим современным требованиям. Эти масла по-прежнему должны защищать детали двигателя», обеспечивая при этом другие преимущества, в том числе работу при экстремальных температурах.
«Раньше мы видели, что 10w30 и 5w20 были наиболее распространенными» классами вязкости, — говорит Майк Уорхолик, старший технический менеджер Valvoline. «И теперь мы видим, что 0w20 и 5w20 более распространены».
Технология моторных масел улучшилась и в других областях. «Первое — это качество базового масла, — говорит Нгуен. «Качество значительно улучшилось благодаря усовершенствованию процесса очистки и способа производства синтетических масел.
«Мы знаем, что синтетическое масло проходит химические процессы, и молекулы в этих маслах, как мы бы описали, обладают более однородными свойствами и меньшим количеством примесей».
Присадки к маслам также значительно улучшились, объясняет он.
Проблемы с инвентаризацией
Более 80% респондентов, принявших участие в последнем опросе автомобильных дилеров шин MTD, предлагают замену масла на своих предприятиях в среднем на 205 работах в месяц.
По словам Уорхолика, в ближайшие годы у дилеров будет много работы по замене масла, даже несмотря на то, что парк автомобилей в Северной Америке продолжает электрифицироваться.
«На вторичном рынке магазины все еще видят старые автомобили. Ключевым моментом является правильное сочетание запасов для покрытия как старых автомобилей, так и новых автомобилей. Это может быть немного сложно».
Производители оригинального оборудования (OEM) также могут указывать определенные моторные масла для различных автомобилей, внедорожников, внедорожников и легких грузовиков, говорит он. «Это быстро усложняется».
География тоже может сыграть роль, добавляет Уорголик. Продавцы шин в сельской местности «могут увидеть больше грузовиков и больших внедорожников. В городе они могут увидеть автомобили меньшего размера. Если вы находитесь в более теплом регионе, вам может не понадобиться (запасать) масло, обладающее такими же низкотемпературными свойствами, как в северном климате.
«Вы должны знать своих клиентов и знать, на чем они ездят, чтобы иметь под рукой нужное масло в нужное время».
Правильный интервал
Увеличены интервалы замены масла. Но это не значит, что владельцы транспортных средств должны испытывать удачу. Дилеры должны поощрять клиентов соблюдать интервалы замены масла, установленные производителем автомобилей.
«Многие думают, что производители моторных масел контролируют интервалы замены», — говорит Нгуен. «Это производитель двигателя, который контролирует интервалы. Они знают нюансы того, на что способны их двигатели».