Тюнинг: вчетверо мощнее — журнал За рулем
Этот автомобиль, выполняя свои обычные функции, одновременно служит и разъездной рекламой техцентра Алексея Пелевина. Клиенты приезжают к нему со словами: «Твоя машина? Хочу такую же. Не смог догнать!»
Тюнинг
Кузов окрашен той же эмалью, что и спортбайки Yamaha. Карбоновый капот — эксклюзив
Кузов окрашен той же эмалью, что и спортбайки Yamaha. Карбоновый капот — эксклюзив
С детства Алексею нравились «Волги» (именно 24-е). Увлечение превратилось в профессию, и «Волги» − модифицированные — стали специализацией его техцентра, хоть изначально он позиционировался как тойотовский. Только на японских автомобилях ездил и сам Алексей, пока не получил по наследству от деда свою первую «Волгу». Покатавшись на старой отечественной машине, он решил ее немного переделать. Начал искать тюнинг и понял, что ничего готового для «Волги» просто не существует, автомобиль проще полностью реконструировать, нежели пытаться править подетально…
Тюнинг
На заднем плане — кагэбэшная «догонялка» с V8 (ГАЗ-24-34), которая также полностью реконструируется. Проект обещает быть весьма интересным
На заднем плане — кагэбэшная «догонялка» с V8 (ГАЗ-24-34), которая также полностью реконструируется. Проект обещает быть весьма интересным
Тюнинг
В 2007-м Алексей отправился в Тулу, где приобрел у пожилого автовладельца за довольно скромную сумму ГАЗ-24M 1986 года выпуска. Название неофициальное, принятое среди «волговодов», оно означает переходную модификацию от «24-ки» к 24–10. Такие «эмки» еще называют «мутантами» или «переходками». Внешне они практически не отличались от обычных «двадцатьчетверок», но имели ряд технических особенностей: более мощные двигатели, 98-сильные ЗМЗ-402, модифицированную переднюю подвеску, широкие колеса, измененную тормозную систему с двумя контурами и встроенным в главный цилиндр вакуумным усилителем (на некоторых экземплярах спереди стояли даже дисковые тормоза, как на 3102), доработанный стеклоочиститель, электрообогрев заднего стекла. Однако все это Алексея интересовало мало, ведь машину предстояло переделать полностью.
Тюнинг
Выпускная на 76-миллиметровой трубе. Задний мост Volvo, амортизаторы Koni
Выпускная на 76-миллиметровой трубе. Задний мост Volvo, амортизаторы Koni
Тюнинг
Фильтр пониженного сопротивления — атрибут спортивного мотора
Фильтр пониженного сопротивления — атрибут спортивного мотора
Тюнинг
Выпускная на 76-миллиметровой трубе. Задний мост Volvo, амортизаторы Koni
Выпускная на 76-миллиметровой трубе. Задний мост Volvo, амортизаторы Koni
Тюнинг
Стандартная «Волга» едва ли способна устроить такую дымовую завесу. Но для машины Алексея это пустяковая задача. Правда, замена колес для этого автомобиля стала регулярной процедурой
Стандартная «Волга» едва ли способна устроить такую дымовую завесу. Но для машины Алексея это пустяковая задача. Правда, замена колес для этого автомобиля стала регулярной процедурой
Главным условием покупки была сохранность кузова. И в этом ожидания оправдались: бывший автовладелец машину берег, ездил на ней только летом и преимущественно в ясную погоду. Алексей благоразумно решил не делиться с первым хозяином «Волги» своими планами реконструкции.
Тюнинг
Тюнинг
В торпедо поселился мультимедийный комбайн с LCD-дисплеем
В торпедо поселился мультимедийный комбайн с LCD-дисплеем
Тюнинг
Под крышкой перчаточного ящика установлены дополнительные приборы Defi
Под крышкой перчаточного ящика установлены дополнительные приборы Defi
Тюнинг
А также японская жидкокристаллическая «приборка»
А также японская жидкокристаллическая «приборка»
Автомобиль доставили в Москву, разобрали, усилили кузов, где это было необходимо, и начали имплантацию импортных агрегатов. И хотя у мастеров уже был опыт подобной работы, что облегчало процесс, многое приходилось делать заново. Сложность состояла в том, что Алексей хотел получить не просто «Волгу» с современным импортным двигателем. Она должна была стать такой же мощной и быстрой, как спортивные японские машины.
Тюнинг
Сиденья от Volvo R-серии с индивидуальной обивкой
Сиденья от Volvo R-серии с индивидуальной обивкой
Что вышло в итоге — смотрите, изучайте. Двигатель (почти в 400 cил) и автоматическая коробка передач от Toyota Chaser, задний мост и сиденья Volvo, подвеска, тормозная система и электрика гибридные. Вот уж действительно мутант! Вызывающий уважение, как всякая профессиональная работа. И как всякий профессионал останавливаться на достигнутом Алексей не собирается. Он планирует очередные модификации «Волги», а в боксах его техцентра зреет несколько проектов на базе горьковско-нижегородских машин, один любопытнее другого… Со временем мы познакомимся с ними поближе и познакомим вас.
Тюнинг
Спицованные 18-дюймовые колеса позволяют рассматривать тормозные механизмы Proma
Спицованные 18-дюймовые колеса позволяют рассматривать тормозные механизмы Proma
На мой взгляд…
Илья Пименов
— Этот автомобиль критикуют за стилистические огрехи. И его владелец, он же главный автор проекта, не огрызается, а терпеливо объясняет, чем вызвана необходимость, или обещает подумать над вариантами. Техническая же сторона сомнениям практически не подвергается, за исключением разве что архаичной задней подвески. Но и здесь Алексею есть что сказать. Кстати, и он, так же как авторы «Фордоволги» (см. с. 54), не поленился зарегистрировать переделки автомобиля в НАМИ. Верный подход.
Илья Пименов, редактор
Итог
Тюнинг
Тюнинг: вчетверо мощнее
Этот автомобиль, выполняя свои обычные функции, одновременно служит и разъездной рекламой техцентра Алексея Пелевина.

Тюнинг: вчетверо мощнее
Форсировка двигателя ЗМЗ 24Д/2401/402 Волги ГАЗ-24/2410
Итак всем известно, что Волга комфортный, основательный автомобиль. Однако одно его качество не позволяет успокоиться пытливому разуму волговода. Это двигатель. К сожалению конструкторы не смогли сделать качественный рывок в конце 60-х, в конце 70-х, и только в середине 90-х Волга получила двигатель принципиально и кардинально отличающийся от двигателя 21-й Волги. Но сейчас не об этом. Форсировка двигателя 24Д или 402 до параметров необходимых для выполнения безопасного обгона, подъема в гору, быстрого ускорения и вливания в поток и т.д. Есть несколько уже ставших классическими модернизаций для Волговского двигателя. Первое, что надо сделать это довести все параметры мотора до заводского уровня. Форсировать убитый двигатель нет смысла. Итак проверяем компрессию, регулируем зажигание, меняем неисправные детали. Второе это карбюратор. Есть несколько уровней форсировки по карбюратору(системе впуска):
1. Стандартный карбюратор К-126Г с диффузорами 24х24. Стоит на двигателе 24Д, надежен, неприхотлив и прост в обслуживании. Но на верхах двигатель откровенно спит (хуже только жигулевский карбюратор для мощности).
2. Стандартный карбюратор К-126ГМ с диффузорами 24х26. Устанавливался на ГАЗ-2410, двигатель 402. Вполне подходит для двигателя 24Д/2401, обеспечивает более устойчивые мощностные режимы за счет более легкого прохождения горючей смеси. Прирост мощности по сравнению с К-126Г порядка 2-3%. Стоит ставить тем кто не любит «запиливать», а предпочитает ставить заводские детали. К этому же уровню можно отнести карбюраторы 151-го семейства в стоковом состоянии, которые более экономичны и совершенны, но очень нестабильно держат характеристики и обслуживаются в гараже. Особенно капризен К-151 без букв. Более качественный и экономичный — К-151С.
3. Карбюратор К-126 «запиленный». Все знают, что карбюратор К-126 изобретен в эпоху когда в СССР никто не гонялся за мощностью на стандартных автомобилях. Главной задачей было просто перейти на 2 камеры и экономить бензин (по сравнению с ГАЗ-21 мощность возросла на 20 л.с. (из них 10 л.с. за счет улучшенной ГБЦ и двухкамерного карбюратора К-126Г), что дало качественный шаг вперед в плане динамики автомобиля). В связи с этим карбюратор К-126Г подобен валенку на сверхзвуковой скорости. Он обладает огромным количеством не нужных завихрителей которые тормозят смесь на входе в двигатель. В частности ступеньки на впуске, детали подсоса ужасно тормозят и турбулизируют воздушный поток. Их нужно убирать/заглаживать. Заглаживать нужно напильником надвилем, не увлекаясь снятием слоев металла, главное закруглить кромки и вывести чистоту. Также полезна бор-машинка. Все эти меры по оптимизации позволят получить еще несколько процентов прироста. На этом этапе стоит остановиться людям которые не имеют особых слесарных навыков.
Так как все последующие этапы должны выполняться грамотными технически и рукастыми людьми, иначе будет не модернизация и улучшение, а только ухудшение работы. Слесарь дядя «Вася» из гаражей вам тут не поможет.
4. Карбюратор к-126Г/ГМ с диффузорами 26х26. Все тоже, что и уровень 3, но на 1-2% веселее на верхах, уже чуть хуже экономия топлива на режиме частичных нагрузок. Этот уровень требует умения настраивать топливную смесь с помощью «кастомизации» жиклеров. Для контроля желательно анализировать смесь датчиком кислорода (лямбда-зонд).
5. Карбюраторы семейства К-135 и К-126 с параллельным открытием заслонок. Ставились на грузовые автомобили в СССР. При некоторой модернизации, адаптации жиклеров, убирании ограничителя оборотов позволяют повысить мощность двигателя 24Д на 10% по сравнению с оригиналом. А это уже весьма немало и наряду с хорошим поведением на низах позволяет повысить приемистость автомобиля вплотную к показателям автомобиля оснащенного двигателем ЗМЗ-406. Однако расход бензина возрастет по сравнении с оригиналом хотяб за счет большего расхода на мощностных режимах — двигатель то стал мощнее. На сайте gaz-24.com товарищем Мортисом подробно описано как и что нужно делать. Я повторяться не буду, кто ищет — тот найдет. Естественно умение «кастомизации» жиклеров и настройки топливной смеси необходимо.
6. Гоночные горизонтальные спаренные карбюраторы. Это топ-форсировка по карбюраторам. Дорого но эффективно. Ключевые слова для поиска WEBER и DELLORTO. Позволяет выжать с мотора все, что может пропустить через себя ГРМ. Сопротивление на впуске минимально, смесь настраивается индивидуально пол лямбда сенсору. С этим к дрег-рейсерам.
7. турбина и компрессор. Слышал о единичных случаях установки, однако запас прочности ДВС достаточно низок и этот способ может очень легко привести к уничтожению двигателя из-за неспособности охлаждения поршней в условиях совсем других порядков нагрузок. Сюда же стоит отнести и впрыск закиси азота. Степень сжатия для компрессоров нужно понижать. Желательна установка впрыска топлива для адекватного управления топливоподачей и для избежания подачи обедненной смеси на мощностных режимах которая может «сжечь» двигатель. Бедная смесь горит при значительно большей температуре, мотор быстро перегревается. И если на режимах частичных нагрузок это просто «кипим» то на мощностных режимах это весьма опасно. Из-за низкого запаса прочности родного двигателя данный способ модернизации крайне непопулярен.
8. Установка впрыска топлива. Имеет смысл если вам детали впрыска достались дешево и вы обладаете скиллами по настройке «мозгов», а также запиливанию шкивов, изготовлению кронштейнов, топливных рамп и прочих слесарно-токарно-сварочных работ. Без этого установка впрыска принесет вам только головняки. Также следует учесть ненадежность многих «отечественных» компонентов систем впрыска топлива. Я в свое время от впрыска отказался по причине большой сложности системы хотя весь ма недорого приобрел готовый инжекторный набор. В частности стоимость системы впрыска колеблется от 500 до 1000 долларов США. А за 1000 можно купить ЗМЗ-406 который сходу на 40% мощнее. Не говоря уже о других моторах. Для горячих голов вкратце напишу «кастомные» детали которые нужно будет изготовить для установки впрыска:
а) впускной коллектор — изготавливается с помощью технологии сварки алюминия. На место площадки карбюратора устанавливается дроссель от инжекторного мотора. Форсунки врезаются в впускные каналы с помощью наваривания площадок под них. Или устанавливаются детали в сборе от двигателя УМЗ-421 (которые скорее всего не влезут под капот из-за габаритов — придется мутить горб/дырку).
б) топливная рейка — как правило стальная, подгоняется от других автомобилей с помощью сварки.
в) шкив ДПКВ — изготавливается с помощью «запиливания» родного и шкива от 406 либо устанавливается шкив от 421-го двигателя.
г) датчик фазы
д) кронштейны
Из-за большего количества кастомных деталей переделка теряет смысл при отсутствии навыков самостоятельного изготовления. Это уже я не говорю об самостоятельном изобретении прошивки мозгов под данный двигатель.
9. Закись азота — впрыск окислительной смеси закиси азота. В этом случае двигатель для сжигания топлива использует не кислород а закись азота находящуюся в баллоне под давлением. Тем самым уменьшаются потери на нагнетание воздуха в цилиндры, двигатель может сжечь больше топлива. Повысить мощность таким способом можно сразу от 20 до 100 и больше процентов. Чем выше количество порции закиси азота с топливом тем больше нагрузка на все системы двигателя. Поскольку двигатель ЗМЗ-24Д, ЗМЗ-402 являются по своей сути моторами низкооборотными и с малым резервом прочности по перенагрузке и по перекруту то впрыск закиси азота на них применяется крайне редко. Закись азота по своей сути применяется в основном на высокофорсированных двигателях с высокопрочными деталями поршневой группы и др. деталями. В принципе мотор ЗМЗ-24Д или ЗМЗ-402 способен переварить повышенный даже в 2 раза крутящий момент и мощность относительно своего стокового состояния, однако при этом его способность охлаждаться, смазываться, противостоять износу резко уменьшается и двигатель может внезапно выйти из строя.
Все вышеописанные модернизации касались системы питания или карбюратора. К ним можно также отнести установку воздушных фильтров пониженного или нулевого сопротивления от других автомобилей. Описывать это не буду так как это подбирается индивидуально. Одно можно сказать — следует устанавливать элементы глушители от автомобилей с объемом двигателя от 2 литров и мощностью больше 100 л.с.
Далее следующим шагом в форсировке двигателя ЗМЗ-24Д/402 является форсировка по степени сжатия. Итак безопасно можно снимать с помощью фрезеровки с головы алюминий до размера 93мм ( в стандарте 94.4 для 93-го бензина и 98мм для 76-го). Поскольку низкооктановые бензины уходят в прошлое такая модернизация кроме форсировки может дать экономию. В частности разница по расходу между двигателем со степенью сжатия 6.7 и 8.2 достигает почти 10%. В случае запила до 93мм получим еще до 5% экономии по количеству сожженного бензина (однако он более высокооктановый и более дорогой) по сравнению с двигателем со СЖ 8. 2. Однако эта модернизация не даст ощущения форсировки без должной модернизации системы питания. В таком случае мотор просто будет немного экономней. Также следует учесть, что при запиле головы нужно уделить внимание вопросу укорачивания штанг под 92-й бензин еще на 1.5 мм. Каждый этот вопрос решает по своему.
Также следует рассмотреть владельцам двигателей 24Д возможность установки головки блока цилиндров от двигателя УМЗ-421 с увеличенными диаметрами клапанов. С параллельным форсированием по степени сжатием и обработкой каналов (устранение дефектов литья, сглаживание переходов). ГБЦ от УМЗ-421 после вставки в нее водораспределительной трубы от 24Д/2401 без проблем работает на двигателе 24Д. От себя отмечу, что головки УМЗ-421 отлиты более качественно чем большинство голов от ЗМЗ-24Д которые мне встречались. В частности каналы отлиты более аккуратно, ступенек ужасных нет. Вобщем обработка каналов нужная работа, хотя на данном этапе форсировки двигатель даст прирост порядка всего 4-5% в лучшем случае.
Следующим этапом форсировки 24Д является установка другого распредвала — форсированного. Причем это может быть либо стандартный вал от 402-го двигателя или от двигателя УМЗ-417/421 либо вал от специализированных фирм. Этот этап модернизации приведет к значительному изменению характера поведения автомобиля. Ведь распредвал это сердце дыхательной системы двигателя. От него зависимость больше всего. Чем больше позволит вал тем больше плюсов дадут все предыдущие модернизации. Однако с установкой верховых валов двигатель станет более высокооборотным и будет хуже работать на низах, что потребует более частой работы рычагом КПП в городе. Также соответственно будет больше шумность работы.
Также следует уделить внимание штатной системе выпуска. Она никуда не годится для спорта, кроме относительно небольшого веса и относительной легкости купить зч никаких приемуществ. Слабогерметичная, душащая двигатель куча железок. Установка качественных «кастомных» рассчитанных выпускных систем с современными глушителями позволит поднять параметры мотора еще как минимум на 5%. В некоторых случаях и больше.
Еще один не упомянутый пока способ модернизации является увеличение рабочего объема. Есть способы установки поршней диаметров больше номинального. Так можна точить штатные гильзы и устанавливать поршня ремонтных размеров 93мм или переходить на диаметр 100 мм. Второй даст прирост сразу 15% по рабочему объему, однако сразу же трансформирует двигатель в относительно низовой из-за возросшей массы поршней и неспособности штатной или слегка модернизированной системы впуска/выпуска и ГРМ переварить все это. Именно поэтому трехлитровый инжекторный УМЗ-421 развивает всего 102 л.с. вместо ожидаемого прироста в 15% (то есть 115 л.с.).
Подытожив все это хочу сказать, что модернизация штатного мотора до верхнего уровня весьма затратная, поэтому не имеет большого смысла. а стоит остановиться на уровне 4 или 5 по карбюратору и модернизацией выпуска+запил головы с обработкой дефектов каналов. Проведя все эти модификации могу уверенно сказать, что вы получите прирост в 10-15%, что в паре с некоторым облегчением автомобиля позволит Вам более уверенно ездить в потоке машин и не чувствовать себя «пенсионером».
Но не стоит забывать о о тормозах ГАЗ-24 которые абсолютно не готовы к работе на высоких скоростях и спортивных режимах. Один из способов модернизации подвески и тормозов описан на этом сайте в разделе про тормоза от 3102. Не скажу, что это оптимальный путь, но один из неплохих.
Если Вам понравилась эта статья жмите «Сохранить» и сердечко.
Данная статья намеренно написана с небольшим количеством конкретики и является скорее образовательно-популярной чем практической и позволяет определить смысл тех или иных доработок. Перепечатка разрешается только при наличии гиперссылки на источник.
MG 2012.
Форсировка двигателя ЗМЗ 24Д/2401/402 Волги ГАЗ-24/2410
Дистрибьютор. Распределитель зажигания Новое зажигание на УАЗ дв 402
Датчик-распределитель 19.3706 бесконтактная электронная система зажигания двигателя ЗМЗ-4021, устанавливаемая на автомобили УАЗ, представляет собой генератор, формирующий импульсы напряжения для управления транзисторным коммутатором, а также служит для распределения импульсов тока высокое напряжение от свечей зажигания.
Датчик-распределитель 19.3706 системы зажигания двигателя ЗМЗ-4021.
В датчике-распределителе два автомата регулировки угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки. На автомобилях УАЗ датчик распределения 19.3706 работает совместно с транзисторным ключом 131.3734 и зажиганием Б116 или Б116-01.
Установка датчика-распределителя 19.3706 на двигатель ЗМЗ-4021.
Перед установкой датчика трамблера на двигатель необходимо снять его крышку и очистить от пыли и грязи. Протрите внутреннюю часть крышки тряпкой, смоченной в бензине. Проверьте, не заедает ли центральный контакт крышки. Он должен свободно уходить в гнездо крышки и возвращаться под действием пружины.
Осмотрев крышку, установите ее на место и надежно установите высоковольтные провода до упора в гнезда крышки. Если провода ненадежно держатся в гнездах, необходимо несколько развести лепестки наконечников.
Следует отметить, что возникновение дополнительного искрового промежутка в цепи высокого напряжения из-за неплотной посадки высоковольтных проводов в гнездах крышки приводит к прогоранию пластмассы крышки с последующим выходом из строя крышки распределителя или к нарушению нормальной работы двигателя ЗМЗ-4021.
Зачищать напильником внутренние электроды крышки или токоведущую пластину ползуна нельзя, так как это приведет к увеличению разрывов в высоковольтной цепи и пробою пластика ползунка крышка или ползунок может появиться в будущем. Перед установкой необходимо смазать фильтр оси ротора датчика-распределителя моторным маслом, для смазки необходимо снять бегунок.
Обслуживание датчика-распределителя должно осуществляться на специализированном стенде. Характеристики центробежного и вакуумного автоматов датчика-распределителя должны соответствовать данным, приведенным в таблице ниже.
Если характеристики машин не соответствуют указанным данным, необходимо заменить или отремонтировать датчик-распределитель 19.3706. После установки датчика-распределителя на двигатель ЗМЗ-4021 необходимо установить зажигание.
Установка зажигания на двигатель ЗМЗ-4021.
Для установки зажигания необходимо:
— снять крышку датчика-распределителя,
— открутить первый цилиндр,
— закрыть отверстие свечи первого цилиндра пальцем, либо отогнуть конический стаканчик наружу бумаги и вставив ее в отверстие для свечи, провернуть коленчатый вал двигателя рукояткой до начала выхода воздуха, это произойдет в начале такта сжатия,
— убедившись, что сжатие началось, осторожно провернуть вал двигателя до совпадения стрелки со второй на шкиве коленчатого вала,
— убедиться в том, что бегунок находится у внутреннего контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра,
— установить шкалу октан-корректора на нулевое деление,
— ослабить болт крепления датчика трамблера к пластине октан-корректора, он находится в нижней части корпуса распределителя, и поворачивайте корпус датчика распределителя до совмещения красной линии на роторе и стрелки на статоре датчика распределителя,
— удерживая корпус распределителя от проворачивания, затяните болт крепления и установите крышку на место,

После каждой настройки зажигания, а также смены вида топлива необходимо уточнять настройку момента зажигания, прослушивая работу двигателя во время движения автомобиля. Доводку установки зажигания необходимо производить октан-корректором, не отворачивая болт крепления корпуса датчика-распределителя. При повороте корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет раньше, против часовой стрелки — позже.
Крышка. Ползунок должен располагаться напротив входа «1» внутри него. Если нет, поверните коленчатый вал на 180 градусов. Установите октановое число на «0». Прикрутите указатель болтом к корпусу датчика распределителя зажигания так, чтобы он совпал со средней риской октан-корректора. Слегка ослабьте болт крепления пластины к корпусу датчика-распределителя.
Аккуратно повернуть корпус, удерживая ползунок пальцем против его вращения, чтобы исключить зазоры в приводе, до совмещения кончика лепестка на статоре и красной метки на роторе в одну линию. Закрепите пластину октан-корректора болтом на корпусе датчика распределителя.
Заменить крышку распределителя. Проверьте установку проводов зажигания в соответствии с порядком зажигания цилиндров 1-2-4-3, считая против часовой стрелки. После установки угла опережения зажигания проверьте его правильность в движении.
Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры(80 градусов). На прямом участке дороги, двигаясь со скоростью 40 км/ч, резко нажмите на педаль газа. Если на скорости 55-60 км/ч ощущается кратковременная детонация, значит момент при бесконтактном зажигании выставлен правильно. При сильной детонации поверните датчик-распределитель на 0,5-1 деление против часовой стрелки по шкале октан-корректора. Если детонация полностью отсутствует, то увеличьте угол опережения поворотом датчика трамблера по часовой стрелке. Деление шкалы соответствует углу 4 градуса на коленчатом валу двигателя.
Источники:
- Как установить трамблер на УАЗ 417
- Схема бесконтактного управления зажиганием
Регулировка бесконтактной системы зажигания автомобилей УАЗ должна производиться с высокой точностью. Ошибки, допущенные при настройке зажигания, приводят к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя.
Инструкция
Установите автомобиль на ровную поверхность и включите стояночный тормоз. Установите поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки. При этом отверстия М3 (5 градусов до ВМТ) на шкиве коленчатого вала и штифт на крышке распределительного механизма должны быть совмещены.
Снимите пластиковую крышку с корпуса датчика-распределителя. Убедитесь, что электрод ползунка находится прямо напротив клеммы на крышке. Этот вывод помечен цифрой 1 и предназначен для свечного провода первого цилиндра.
Вставленным в него болтом со стрелкой притяните пластину октан-корректора датчика-распределителя к корпусу привода. При этом указатель должен совпадать с центральным делением шкалы октан-корректора.
Ослабьте болт крепления пластины октан-корректора к датчику-распределителю. Удерживая бегунок для устранения зазоров в приводе, осторожно поверните корпус до совмещения красной линии метки на роторе и кончика лепестка на статоре в одну линию. Затяните болт крепления пластины октан-корректора к датчику-распределителю.
Установить коленчатый вал в положение, соответствующее моменту зажигания 5°. Для этого на двигателе ЗМЗ-402 совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).
… первую метку на шкиве установить напротив штифта на крышке ГРМ.
Если датчик распределителя не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяют снятием крышки распределителя…
Бегунок должен стоять у внутреннего контакта крышки, соединенного проводом с свеча первого цилиндра.
Иначе выворачиваем свечу первого цилиндра. Закрыв отверстие бумажной пробкой, проворачиваем коленчатый вал. Воздух, выходящий из свечи, укажет на начало такта сжатия.
Ключом «10» ослабить винт октан-корректора…
… и установить его шкалу на нулевое деление (середина шкалы).
Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора…
… и, повернув корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красная риск на роторе и стрелку на статоре).
Убедиться, что бегунок прилегает к контакту крышки первого цилиндра и проверить правильность подключения высоковольтных проводов остальных цилиндров — считая против часовой стрелки от первого цилиндра в порядке 1-2-4-3.
Рекомендуем дополнительно проверить правильность опережения зажигания на работающем автомобиле. Для этого, двигаясь на четвертой передаче с постоянной скоростью 50-60 км/ч, резко нажмите на педаль «газа». Если при этом кратковременно — на 1-3 секунды появляется детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) — момент зажигания выбран правильно. Длительная детонация говорит о завышенном угле опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление. Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего испытание необходимо повторить.
На отечественные автомобили Газель, УАЗ, Волга устанавливают двигатели внутреннего сгорания 402 производства Заволжского моторного завода», при котором важным моментом является настройка зажигания.
Автомобильные силовые агрегаты продуктивно работают, если система зажигания настроена на 402 топливно-воздушную смесь. Карбюратор формирует состав топлива, подавая приготовленную смесь в цилиндры двигателя.
В момент крайнего верхнего положения поршней свечи вырабатывают искру, воспламеняющую топливную смесь в камере сгорания. Мини-взрыв топлива с образовавшимися газами давит на поршни, превращая их поступательное движение в крутящий момент коленчатого вала.
Алгоритм воспламенения смеси выбирает одно событие в последовательности событий. важная точка. Будет ли мотор работать полноценно, если смесь воспламеняется в начале подъема поршней или при их опускании. Правильный ответ — нет.
Любой двигатель внутреннего сгорания работает как часы при условии правильного воспламенения топлива. Мощность силовой установки увеличивается, приближаясь к установленным нормам. Для этого необходимо зафиксировать правильное пространственное положение трамблера, который поочередно замыкает электрическую цепь от катушки высокого напряжения до свечей автомобиля.
Особенности зажигания топлива
Прежде чем устанавливать и правильно выставлять порядок зажигания на 402 двигателе, важно разобраться в конструктивных особенностях трамблера. На этом двигателе был установлен электрический распределитель потока без традиционных металлических контактов. Инновация заключается в том, что регулятор опережения вакуума управляет сложным процессом вместе с генератором.
Распределитель задает порядок появления искры, последовательность воспламенения топлива в цилиндрах. Механический ползунок помогает правильно «ловить» моменты искрового разряда. Он устанавливается непосредственно на шкив. Он имеет резистор, чтобы помочь смешать интерференцию. Коммутационное устройство размыкает цепь в первой катушке. В последующем он превращает исходящие от узла электрические импульсы в прерывистый ток при коротком замыкании.
Находим момент зажигания в зажигании
На 402 двигателе регулировка зажигания осуществляется по следующему алгоритму и порядку:
- Коленчатый вал занимает пространственное положение, соответствующее 5 степеням опережения зажигания топлива смесь;
- Добиться этого положения легко, совместив метку на шкиве с выемкой на блоке двигателя;
- Совпадение означает, что силовая установка отметила окончание полного хода поршня.
При снятом датчике-распределителе регулировка производится следующим образом:
- Свечу вынимаю из головки камеры сгорания цилиндра, в порядке воспламенения топлива, указанного под №1;
- Накрываю листом бумаги, проворачиваю коленвал двигателя;
- Выталкиваемый поршнем воздух сдувает лист, что свидетельствует о достижении им вертикального максимума, с которого начинается цикл;
- Затем клавишами выставляю шкалу октан-корректора на 0.
Проверка правильности установки
Если порядок выполнен без ошибок зажигания 402 двигателя, то следующей задачей будет проверка силовой установки в движении автомобиля:
- Выезжаем на трассу и когда двигаясь 60 км/ч, включите четвертую передачу. Мы газ. Появление детонационных коротких стуков свидетельствует о правильной установке зажигания.
- Растянутые во времени детонационные стуки являются подтверждением неправильной установки угла опережения.
В этом случае следует снизить его октан-корректором, переставив на одну риск. Если детонации совсем не слышно, то следует увеличить угол опережения зажигания топливной смеси. И снова проверьте правильность установки, разогнав машину до 60 км/ч с переключением на четвертую передачу.
Двигатель ЗМЗ 402 является одним из продуктов российского автомобилестроения, широко применяемым в автомобилестроении. Этими силовыми агрегатами оснащались отдельные модели автомобилей Волга, УАЗ, Газель. Для обеспечения нормальной работы мотора на машине необходимо правильно выставить зажигание. В этой статье мы расскажем, как устанавливается трамблер на двигатель 402 и что следует учитывать при выполнении задачи.
[скрыть]
Что нужно знать
Для того, чтобы правильно настроить и ЗМЗ 402, необходимо знать некоторые нюансы по работе силового агрегата. На такие моторы установлен бесконтактный распределитель, дополненный генератором управляющих сигналов и навесные регуляторы опережения — вакуумный и центробежный (автор видео — smotri Vidik).
Распределитель предназначен для выполнения определенных функций:
- определяет момент появления искры;
- передает сигналы высокого напряжения на цилиндры силового агрегата с учетом порядка их работы.
Для правильного распределения импульсов используется ползунок, установленный на шкиве механизма. Ползунок снабжен резистором и предназначен для подавления помех. Коммутационное устройство выполняет функцию размыкания цепи обмотки катушки зажигания, преобразования сигналов управления от регулятора в сигналы тока короткого замыкания.
Для правильной установки зажигания на 402 двигателе необходимо учитывать характеристики системы ниже:
- порядок работы цилиндров сначала первый, затем второй, затем четвертый и третий;
- Ротор распределительного элемента вращается против часовой стрелки;
- на центробежное устройство, угол опережения от 15 до 18 градусов;
- на вакуумном аппарате этот показатель составляет от 8 до 10 градусов;
- Люфт в СЗ должен быть не более 0,8 мм;
- показатель сопротивления резистора должен быть от 5 до 8 кОм;
- параметр сопротивления СЗ должен варьироваться в районе 4-7 кОм;
- в обмотке статора уровень сопротивления должен быть не более 0,45 и не менее 0,5 кОм.
Разобранный трамблер на ЗМЗ
Как самому установить зажигание?
Как устанавливается зажигание на ЗМЗ 402? Коленчатый вал необходимо поставить в положение, соответствующее углу опережения 5 градусов.
Выставить момент нужно так:
- На силовом агрегате совмещаем среднюю риску на его валу на крышке ГБЦ, то есть в конце такта сжатия на 1 цилиндре.
- Если распределитель не снят с силового агрегата, такт сжатия на цилиндре 1 можно определить, открыв его крышку. Необходимо, чтобы бегунок был установлен напротив внутреннего контакта, который соединяется кабелем со свечой. Если компрессию таким способом определить не удается, можно демонтировать СЗ, установленный в первом цилиндре. После этого отверстие нужно будет закрыть тряпкой, а лучше бумагой. Коленчатый вал должен начать вращаться, и в тот момент, когда бумажная пробка будет выбита потоком воздуха, начнется такт сжатия.
- Теперь вам понадобится ключ на 10 — им нужно немного ослабить болт октан-корректора, при этом сам винт откручивать не нужно.