Как правильно форсировать двигатель ВАЗ 2109
Наверняка каждый любитель быстрой езды мечтает обладать мощным автомобилем с хорошей динамикой. Что же делать, когда средств на покупку новой машины с желаемыми техническими характеристиками нет? Лучшее решение в сложившейся ситуации – форсирование двигателя. Такой вид тюнинга применяют зачастую для автомобилей отечественного производства, например, для ВАЗ 2109. Эта модернизация подразумевает раскрытие в полной мере всего потенциала двигателя: она позволяет улучшить показатели мотора за счёт уменьшения энергетических потерь ДВС, приходящихся на трение.
Форсированный двигательСпособы форсирования
В большинстве случаев достижение требуемых показателей достигается благодаря увеличению объёма двигателя автомобиля. Чтобы выполнить задачу такого плана, существует несколько вариантов:
Первый предполагает увеличение диаметра блока цилиндров под больший диаметр поршня путём расточки. Его называют «народным» из-за его невысокой стоимости, ведь в данном случае всё, что требует затрат – это покупка комплекта поршней и колёс, а также оплата услуг по токарным работам.
Первый вариант – расточкаВторой заключается в замене заводского коленвала другим, отличающимся более увеличенным радиусом кривошипа и, следовательно, большим ходом поршня и большим объёмом. Его стоимость намного выше первого способа, поскольку придётся потратиться на коленчатый вал, набор поршней, подходящий новому коленвалу (так как у блока цилиндров высота имеет определенные ограничения), специальные кольца для поршней. К тому же необходимо будет оплатить работы, касающиеся расточки блока.
Пример для замены стокового коленвалаДля многих удивлением может стать тот факт, что увеличенный объём мотора «девятки» не всегда является наиболее выигрышным методом форсирования. В некоторых ситуациях (всё зависит от того, каким должен быть двигатель в конечном итоге) намного проще и эффективнее заняться доработкой головки блока цилиндров (ГБЦ), после чего установить подходящий распредвал. Такой вид форсирования также позволит добиться увеличения мощностных показателей силового агрегата.
Безусловно, для максимального раскрытия всех возможностей и резервов распределительного вала потребуется достаточно серьёзная доработка ГБЦ, которая может коснуться даже перепрессовки сёдел и установки клапанов с большим диаметром. К примеру, двигателям, характеризующимся наличием восьми клапанов, подойдут аналогичные детали от BMW, а шестнадцатиклапанным моторам – составляющие от Opel и Volkswagen. При этом нельзя упускать из виду впускные/выпускные каналы, предназначенные для циркуляции топливновоздушной смеси – они тоже требуют доработки. Их совершенствование предполагает увеличение диаметра сечения до предельных размеров путём внутренней полировки.
Технические характеристики блока цилиндров ВАЗ 2109, как и другие составляющие, накладывают свой отпечаток на общие показатели мотора. Можно, конечно же, более детально изучить влияние типов и форм поршней, вес коленвалов и многое другое, что каким-либо образом отображается на работе двигателя, но данная статья не об этом.
Особенное воздействие на работоспособность ДВС оказывают следующие характеристики: отношение длины шатуна к ходу поршня и габариты кривошипа коленвала (диаметр).
Габариты деталей и их массаВажность вышеперечисленных параметров обусловлена тем, что двигатель по своей сути представляет собой насос, прокачивающий через себя определённое количество смеси за конкретный период времени. Именно об этих характеристиках далее и пойдёт речь.
Влияние величины R/S на двигатель ВАЗ 2109
Соотношение длины шатуна к ходу поршня обозначается, как R/S, и его преобразованию относятся со всей серьезностью и ответственностью. Во многих источниках отмечается, что норма величины R/S – 1,75.
Таблица соотношения параметровПоказатели, отличающиеся от этого значения, по-разному воздействуют на работу двигателя внутреннего сгорания:
R/S выше нормы. К его несомненным «плюсам» можно отнести способность поршня дольше находиться в положении верхней мёртвой точки (ВМТ). Это обеспечивает отличное горение топливной смеси, а именно: полное сгорание топлива, повышение давления на поршень после ВМТ и температуры в камере, где осуществляется сгорание горючего. Результатом становится хороший крутящий момент при высоких оборотах и уменьшение трения в паре «поршень-цилиндр» за счёт длинного шатуна, что важно для рабочего хода поршня. При этом мотор, собранный с превышающим норму числом R/S, из-за уменьшения скорости потока воздуха не может обеспечить должное наполнение цилиндров при работе на низкой и средней частоте вращения коленчатого вала. Это существенный «минус», но, к сожалению, не единственный. За счёт высокой температуры камеры сгорания и продолжительного нахождения поршня в ВМТ появляется большой риск детонации;
R/S ниже нормы. Преимуществами такого положения является прекрасная скорость наполнения цилиндров на низких и средних оборотах коленвала, обусловленная тем, что движение поршня от ВМТ происходит быстрее, вследствие чего быстро наступает и разряжение. Увеличение скорости движения смеси, состоящей из топлива и воздуха, положительно отражается на её качестве: она становится более однородной, отчего лучше сгорает. Добиться таких показателей намного проще, так как требования к подобной доработке значительно отличаются от двигателей с высоким R/S.
Низкий показатель R/S означает, что шатун имеет большой угол наклона, соответственно, сила к поршню будет прикладываться в горизонтальной плоскости. В итоге это может привести к быстрому износу стенок цилиндра и колец, а также к ухудшению процесса смазки.АвтоВАЗ при комплектации двигателей отдаёт предпочтение шатунам длиной 121 мм, обеспечивающим оптимальные показатели. В отличие от них, тюнингаторы, использующие коленчатый вал с большим радиусом кривошипа, применяют более длинные шатуны (129,132 мм). Правда, их стоимость существенно выше стандартных изделий.
- Автор: Алексей
- Распечатать
Оцените статью:
(2 голоса, среднее: 4.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Тюнинг двигателя ВАЗ 2109.
Чип-тюнинг и увеличение мощностиДобавлено Июл 30, 2014 в Тюнинг
Большинство водителей, которые много времени проводят за рулем своего «железного коня», думают о его техническом оснащении. Причем данная тенденция наблюдается, в основном, у владельцев автомобилей отечественного автопрома.
Естественно, данная процедура требует вливания определенного количества денежных средств, а также наличия свободного времени. Тюнинговать двигатель ВАЗ 2109 можно несколькими способами, о которых мы расскажем ниже.
С чего начинается тюнинг (форсирование) двигателя «девятки»? Естественно, с проверки текущего состояния тормозной системы и качества работы коробки передач. Если все работает, как часы, смело можно приступать к процессу усиления.
Самым простым способом технического тюнинга является шлифовка и расточка компонентов и узлов двигателя. При достижении оптимального результата технические характеристики и показатели авто значительно увеличиваются.
Ну а если возникает потребность в солидном улучшении, то своими силами не обойтись. Хотя и тут на выручку приходят автосервисы. Или некоторые, особо одаренные водители со знанием техники, выполняют мощный тюнинг в домашнем гараже. Суть не в этом, важен сам процесс.
Лучшим вариантом усиления двигателя является увеличение рабочего объема до 1,7 л. (это максимально, что можно сделать). Если попытаться выжать еще больше, то компоненты двигателя быстро придут в негодность за счет износа и регулярного перегрева.
Вообще, тюнинг двигателя ВАЗ 2109 целиком зависит от того, какой результат хочет получить водитель и финансов, которые он готов в это дело вложить.
Способ №1
Апгрейд двигателя путем установки дополнительных компонентов. Этот способ предусматривает установку облегченных коленвала, шатунов, поршневых колец, а также кованых поршней (диаметр 82,5 мм).
В результате мощность двигателя возрастает почти до 100 л.с., а максимальная скорость – до 183 км/ч.
Способ №2
Регулировка карбюратора и трансмиссии. Этот способ экономичен и быстр. Для начала нужно установить новый фильтр (диаметр 70 мм), рассчитанный на прямоточный выпуск. Это новшество позволяет моментально повысить мощь «девятки» на 10 лошадок (прямо, как в компьютерных играх). Далее требуется установить 5-ступенчатую трансмиссию, а также обновленный масляный радиатор.
Способ №3
Модернизация двигателя под спортивный стиль.
Чтобы сделать из ВАЗ 2109 спорткар, требуется множество новых компонентов. Это:
- облегченный коленвал и маховик;
- облегченные поршни и шатуны;
- форсунки и новый редуктор;
- новое сцепление (спортивного типа).
Это еще не все, так как в соответствии с выбранным стилем придется перелопатить кучу остальных деталей. Это и новая система зажигания, основанная на бесконтактном соединении, глушитель для спортивного авто, радиатор из меди и т.п.
Карбюраторный и инжекторный двигатель
Если тюнинг двигателя ВАЗ 2109 осуществляется с карбюраторным двигателем, то дополнительно к облегченным компонентам понадобится и другой карбюратор. При этом потребуется выполнить ряд действий:
- снижение трения в комплексе цилиндр-поршень;
- утончение поршневых колец, а также уменьшение их числа;
- монтаж облегченных компонентов – маховика, шатуна, пальцев и т.п.
Когда необходимо тюнинговать инжекторный двигатель ВАЗ 2109, достаточно провести чип-тюнинг, подразумевающий под собой регулировку электронного блока управления автомобиля.
Таким образом, когда речь идет о тюнинге двигателя, на первое место встает усиление главных технических показателей – скорость, мощь, ускорение и т.п. Однако, чтобы сделать все идеально, простого желания недостаточно. Нужно приложить еще и практические знания, и финансовые средства.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2109 своими силами
Когда речь заходит об улучшении технических характеристик любого отечественного автомобиля, первая мысль, которая приходит на ум, это фраза: «Надо поставить другой двигатель, от иномарки, Например.» Но такой вариант по карману не каждому, поэтому сегодня мы поговорим о том, как сделать тюнинг двигателя ВАЗ 2109 самостоятельно.
Начать тюнинг двигателя нужно с проверки и при необходимости с модернизации тормозов и коробки передач. Когда все работы в этом направлении завершены, можно смело переходить к настройке самого мотора.
Первый, и самый простой и недорогой вариант тюнинга карбюраторного двигателя ВАЗ 2109 — это обычная переделка узлов двигателя, которые под силу любому умельцу отшлифовать, отполировать и растачивать. Уже этого может быть достаточно, чтобы немного улучшить характеристики автомобиля. Но, если вы хотите приблизиться к идеалу, то вам стоит обратиться ко второму варианту – серьезной переработке «сердца» машины.
При тюнинге двигателя ВАЗ 2109 обратите пристальное внимание на распределительный вал, регулировку фаз и высоту подъема. Замена этих деталей позволяет добавить мощности автомобилю.
Можно использовать любой из способов, предусматривающих установку облегченного коленчатого вала с ходом поршня 78 мм, облегченных шатунов размером 121 мм, облегченных поршневых колец, кованых поршней диаметром 82,5 мм. , головка блока цилиндров взята от автомобиля LADA Kalina и распредвал размером 11,3 мм. В совокупности это позволит получить мощность двигателя в 98 лошадиных сил и возможность развивать скорость до 183 километров в час.
В качестве альтернативы можно использовать титановые пружины на поршне с шатуном. Это позволит получить рациональное распределение энергии при сгорании топлива. С одной стороны, это позволяет экономить топливо, а с другой – увеличивает мощность автомобиля.
Короче говоря, при тюнинге двигателя ВАЗ 2109 можно заменить и карбюратор. А вообще при тюнинге карбюраторного двигателя помните, что для повышения качества его работы необходимо ослабление силы трения в цепи цилиндр-поршень-кольцо, уменьшение массы шатунов, поршней и пальцев, уменьшение толщины поршневых колец , уменьшая их количество.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2109: инжектор. Отметим, что на электрифицированном автомобиле не требуется никакого механического вмешательства. Для изменения технических характеристик механизма необходимо лишь изменить настройки электронного блока управления всего двигателя.
Спортивный тюнинг двигателя ВАЗ 2109
Если вы спите и видите себя победителем в спортивных соревнованиях, то вам стоит заняться форсировкой двигателя автомобиля в спортивных целях. Для этого нужен более легкий коленвал, более легкие шатуны, более легкие поршни, новая коробка передач, масляные форсунки, новое сцепление и более легкий маховик. Плюс потребуется установить бесконтактную систему зажигания, спортивный глушитель и медный радиатор.
Жизнь после тюнинга двигателя ВАЗ 2109
Хочу напомнить, что если детали «девятки» хоть чем-то отличаются от штатных заводских элементов, то даже незначительная поломка на трассе приведет к Дело в том, что вам нужно будет вызывать эвакуатор или пользоваться тросом, опять же вызывая помощь у кого-то из знакомых.
Да, ремонтировать модифицированный автомобильный двигатель станет сложнее, что может сделать ремонт непомерно дорогим. Чтобы его уменьшить, остается только провести ремонт самостоятельно. Да, это серьезное дело, и здесь есть подводные камни.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, это расход топлива. Например, если установить распредвал с увеличенной фазой, то двигатель отреагирует на это большим расходом топлива. Естественно, это можно компенсировать заменой других элементов, постепенно приближая автомобиль к тому, что вы считаете идеальным.
ВАЗ 2109 (карбюратор) дергается на ходу, что делать?
«Старикам» здесь не место: кто правит вторичным рынком?
Субару Форестер с оппозитным 210-сильным двигателем на вторичном рынке
Какое масло лить в коробку ВАЗ 2109? Делаем правильный выбор
Безусловно, трансмиссия – одна из важнейших частей любого автомобиля. Именно благодаря редуктору коленчатый вал двигателя вращается и усилия передаются на ведущие колеса. Но, как и все остальные узлы, КПП нуждается в постоянном обслуживании. И сегодня мы рассмотрим какое масло заливать в ВАЗ 2109коробка и в каких пропорциях.
Особенности коробки передач ВАЗ
С появлением в восьмидесятых годах восьмого и девятого автомобилей многие автовладельцы были озадачены тем, что в трансмиссию этих моделей можно было заливать моторное масло.
Эта оригинальность была вызвана принципиально новой конструкцией коробки передач, которая работала исключительно на специальных жидкостях. Но так как таких масел производилось в СССР совсем немного, то в КПП заливали обычные моторные вещества.
Немного истории
Какие смазочные материалы были популярны в СССР? Самым распространенным в то время трансмиссионным маслом было ТАД-17И. Этот инструмент был создан специально для косоцилиндрических и гипоидных передач. Однако по каким-то причинам ТАД-17И не подходил для использования в современных КПП. Его повышенная вязкость и специальные присадки не способствовали полному образованию пленки на рабочих поверхностях синхронизаторов.
В связи с этим не уравновешивались угловые скорости шестерен и муфты. Поэтому передачи на «девятках» включались с очень большим усилием, к тому же в процессе переключения образовывался характерный звук заклинивших шестерен. Все это не только создавало дискомфорт при езде, но и значительно сокращало срок службы коробки передач, что приводило к ее ускоренной поломке.
По ГОСТу наиболее подходящими маслами для «девятки» были вещества группы ТМ-1 и ТМ-2, что обеспечивало больший ресурс и долговечность деталей КПП. В то же время популярный ТАД-17И соответствовал стандарту ТМ-5, поэтому использовать его на новых трансмиссиях было просто нецелесообразно, так как главная пара у «восьмерки» и «н9» имела не гипоидную, а косозубую передачу.
Какое масло лить в коробку ВАЗ 2109? Об особенностях ТМ 5-9П
Так продолжалось до тех пор, пока в начале 90-х годов (через 10 лет серийного выпуска «Самары») для отечественных трансмиссий не было создано новое вещество ТМ 5-9П. Как показала практика, на переднеприводных автомобилях это масло обеспечивало образование тонкой пленки на зубьях почти на 75 тыс. км пробега. Однако этот ресурс читался после обкатки КПП (до этого периода ТМ 5-9П меняли один раз после 2-3 тысяч километров пробега).
Что можно сегодня вписать в «девятку»?
С развитием автомобильного рынка России количество производителей трансмиссионных масел увеличивается с каждым годом. Какое масло теперь можно заливать в коробку «девятки»? Специалисты рекомендуют приобретать материалы для коробки передач ВАЗ 2109, по группе API GL-4. По ГОСТу это могут быть масла ТМ-4 и ТМ 5-9П. По характеристикам вязкости лучше ориентироваться при выборе товара со следующей маркировкой SAE:
- 75W-90;
- 80W-90;
- 80W-85.
Вот какое масло заливать в коробку «девятки» рекомендуют специалисты. Именно эти жидкости больше всего подходят для коробок передач ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108. Они имеют очень высокий ресурс и обеспечивают бесперебойную работу деталей трансмиссии на протяжении нескольких десятков тысяч километров.
Как заменить трансмиссионное масло на «девятке»?
Какое масло заливать в коробку ВАЗ 2109 мы уже выяснили, теперь о том, как его правильно заменить. Учтите сразу, что это займет у вас не более 15-20 минут свободного времени, поэтому на СТО ехать просто нет смысла.
Итак, сначала подготовим инструменты. В ходе работы нам понадобятся ключи на 10 и 17 миллиметров, а также емкость для отработанной жидкости. Последний можно сделать из пустой канистры из-под тосола или машинного масла – достаточно просто вырезать ножом одну из его боковых частей.
Приступим к работе. Для начала необходимо открутить элементы крепления защиты ДВС ключом на 10 мм. Они находятся под передним бампером. Далее с помощью отвертки отворачиваем 2 болта защиты, которая находится ближе к салону.
Теперь ставим под машину нашу «модернизированную» канистру в горизонтальном положении и с помощью ключа на 17 мм откручиваем сливную пробку. Учтите, что эта часть находится под давлением и вместе с жидкостью может попасть в канистру.
Дожидаемся, пока вытечет старое трансмиссионное масло, и заворачиваем пробку обратно. Затем ставим на место защиту двигателя и достаем из коробки передач масляный щуп.