как удалить воздушную пробку правильно
Воздушные пробки в системе, отводящей излишки тепла от сильно нагревающихся деталей двигателя, снижают охлаждающую способность. Они становятся причиной порчи уплотнителей и шлангов, мешают полноценно наполнить систему антифризом или водой.
Их требуется удалить. Как воздух из системы охлаждения двигателя выводится наиболее эффективно, автовладельцу надо знать досконально.
Содержание
- Итог повреждения охлаждающей системы
- Проблемные участки
- Способы борьбы с воздушными пробками
- Износ уплотнителей насоса
- Неплотные соединения
- Пропускание воздуха сливными краниками
- Залипание воздушного клапана расширителя
- Удаление воздушной пробки через патрубок
- Дорожная прокачка
- Прокачивающая методика
- Способы продувки
Итог повреждения охлаждающей системы
Нормальная работа системы, охлаждающей двигатель, предотвращает выгорание смазки, препятствует закипанию антифриза или воды, предупреждает заклинивание движущихся деталей, происходящее из-за их термического расширения.
Если в контуре, по которому циркулирует охлаждающая жидкость, появляется воздух, эффективность работы системы падает на 30-45%. Воздушная пробка в системе охлаждения – одна из самых частых причин выхода из строя мотора.
Проблемные участки
У машин с жидкостным охлаждением вода движется по так называемой рубашке, сформированной двойными стенками головки цилиндров и самого блока цилиндров.
Вода либо антифриз, заполняющие охлаждающую рубашку, забирают тепло со стенок цилиндров. Нагретый в итоге охладитель из рубашки поступает в радиатор, в котором его температура снижается вентилятором.
После остывания жидкость снова нагнетается в рубашку водяной помпой. За работу вентилятора и насоса отвечает коленчатый вал. Интенсивность работы системы контролирует термостат и регулируют жалюзи.
Кроме перечисленных функциональных деталей в системе охлаждения принимают участие соединительные патрубки со шлангами и водораспределительная трубка насоса.
Появление воздуха в системе охлаждения чаще всего связано с потерей герметичности на этих участках. Из-за растрескивания эластичных деталей, уплотнителей или неплотных соединений в систему подсасывается воздух.
Отобранное у жидкости тепло латунный радиатор передает наружу через пластины или стенки трубок в зависимости от конструкции.
После заливки жидкости в радиатор его горловина запирается пробкой. Ее неплотное прилегание также является распространенной причиной появления в системе охлаждения двигателя воздушных заторов.
Горловина радиатора снабжена выпускным клапаном пружинной конструкции. Седло выпускного клапана оснащено впускным клапаном, прижимаемой еще одной пружиной, немного выше выпускника находится пароотводная трубка.
При выяснении причин завоздушивания системы охлаждения этому узлу стоит уделить предельно пристальное внимание.
Если появление пробок связано с подсосом воздуха, причиной чаще всего бывает разгерметизация одного или нескольких компонентов системы или соединительных узлов.
Просто стравить воздух из поврежденной системы охлаждения в таких ситуациях недостаточно. Он все равно станет проникать через зазор в уплотнении, разрыв в шланге или пробоину в металлической стенке.
Найти место повреждения обычно не составляет труда. Выразительными симптомами являются места, в которых наблюдается протекание охладителя. Если подсос воздуха происходит через изношенные сальники, внизу корпуса насоса обнаружится лужица.
Способы борьбы с воздушными пробками
Выясняя, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя, автовладельцы первым делом производят примитивную диагностику.
На ее основании решают, справятся они сами с проблемой или обратятся к автослесарям. Повреждения, не требующие углубленных знаний и профессиональных умений, без затруднений устраняются руками хозяев авто.
Износ уплотнителей насоса
При обнаружении течи в нижней части корпуса помпы надо полностью выпустить охлаждающую жидкость.
Алгоритм борьбы с подсосом из-за уплотнителей:
- Освободив контур от воды или антифриза, снимают вентилятор, открепляют резиновый шланг, предварительно ослабив хомутик.
- Отсоединенный от контура насос аккуратно извлекают, старясь не испортить прокладку.
- Отворачивают болт, фиксирующий крыльчатку, и удаляют ее, чтобы получить доступ к осмотру сальника. У него может быть повреждена манжета или шайба, которая сама поднимается. Проблему устраняют путем замены поврежденных составляющих.
Так же поступают с поврежденными деталями и узлами вентилятора.
Неплотные соединения
Если в районе патрубков радиатора с подключенными к ним шлангами обнаружен подсос, воздушная пробка, течь, удалить их из системы охлаждения следует путем затягивания хомутиков.
Закручивание болта, регулирующего плотность охвата хомутом, ничего не дало? Плотность повышают посредством подкладки под хомутик металлической полоски.
Пропускание воздуха сливными краниками
Обнаружив жидкость на краниках, через которые производится слив охладитель, их притирают. Для выполнения процедуры их снимают с мотора и накладывают притирочную пасту.
Наносят средство вращательными движениями, так действовать продолжают до того, пока поверхность краников не станет матовой.
Если контур охлаждения завоздушило из-за бреши в радиаторе, для устранения изъяна обращаются в сервисную мастерскую.
Залипание воздушного клапана расширителя
Для автоматического стравливания воздуха в системе есть расширительный бачок с клапаном. Емкость предоставляет возможность нагревающейся воде расширяться, не нанося при этом вред деталям конструкции.
Клапан позволяет воздуху, устремляющемуся вверх, выходить в атмосферу. Когда его скопится достаточное количество, клапан под напором самопроизвольно приоткрывается.
Если клапан залип, придется вставать на яму, так как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения в таких ситуациях возможно, только расположившись под днищем.
Автомобиль ставят на ручник. Чтобы удобнее было работать, машину следует приподнять домкратом примерно на 30-40 см.
Последовательность работ по борьбе с завоздушиванием системы охлаждения:
- Откручивание крышки расширительного бачка. Действовать надо осторожно, чтоб не обжечься.
- Запуск мотора и включение обогрева на максимально возможную мощность.
- Постепенное заполнение расширителя антифризом до наивысшей отметки.
- Увеличение оборотов мотора до 3000 в минуту.
- Сдавливание нижнего патрубка, идущего на радиатор, сдавить надо, как только термостат откроется. Для проведения всех действий на руки надевают перчатки, чтобы не получить ожог от разогревшихся деталей. Ожечься можно даже о шланг.
Перечисленные работы производятся до тех пор, пока из бачка выходит воздух. В момент появления воды без содержащихся в ней пузырьков, изложенные действия прекращаются.
Завершив процедуру, проверяют температуру патрубков, они должны хорошо нагреться.
Обязательно после удаления пробок воздуха из системы охлаждения следует проверить работу отопления в салоне. Печку запускают, чтоб удостовериться, что она поставляет горячий воздух.
Следующим шагом традиционно становится доливка антифриза. Для пополнения объема жидкости машину опускают, чтобы корректно наполнить систему. До предела многие автовладельцы доливать не рекомендуют, чтобы расширяющийся от нагрева охладитель не перелился.
Удаление воздушной пробки через патрубок
Если есть хотя бы элементарные навыки автослесаря, допустимо стравить воздушную пробку через патрубок. Для этого так же потребуется установка авто на яму, так как развоздушивать систему охлаждения придется, отделяя патрубок снизу. После чего следует включить нейтраль.
Мотору нужно дать прогреться до 90º С. Среагировав на нагрев, термостат полностью откроет путь антифризу. Жидкость пойдет по большому кругу.
Дождавшись этого, двигатель глушат и ослабляют хомут, поставленный на патрубок дросселя, чтобы его снять. Работать надо аккуратно, все детали очень горячие.
Сняв резиновую трубку, выпускают воздушную пробку, не страшно, если воздух будет выходить вперемежку с антифризом.
Избавившись от воздушного затора, патрубок возвращают на штатное место и накрепко фиксируют хомутиком. По завершению в обязательном порядке заводят авто и проверяют результат.
Дорожная прокачка
Есть несложный, но не слишком эффективный метод, реализуемый в дороге, так как убрать воздух из системы охлаждения нередко требуется прямо в пути.
Для удаления воздушного затора поступают таким образом:
- останавливают машину на ровной площадке;
- блокируют возможное движение стояночным тормозом;
- переднюю часть машины поднимают домкратом приблизительно на 50 см;
- откручивают пробку, закрывающую горловину радиатора, и заводят мотор;
- запускают фильтрующее устройство, предназначенное для чистки воздуха в салоне;
- доливают антифриз в радиатор до наивысшей риски;
- разгоняют двигатель до 3000 об/мин, чтобы его максимально прогреть;
- добившись реакции от системы охлаждения на нагрев компонентов двигателя, сжимают нижний патрубок, идущий к радиатору;
- выпускают весь воздух.
Метод не самый действенный, но на дороге он может спасти положение или позволить дотянуть до автосервиса, в котором знают, как профессионально стравить воздух, не прибегая к отсоединению трубок.
Если приходится прибегать к приведенному методу, чтобы выгнать мешающую пробку из системы охлаждения, действовать надо предельно аккуратно и защищать руки перчатками.
Во время разгона двигателя все металлические составляющие разогреваются до предела. Соприкосновение с ними без средств защиты рук опасно.
Бывает, пробка образуется при заполнении системы. В подобных случаях останавливают авто на ровной площадке, запускают двигатель, чтобы он 5 мин. проработал вхолостую.
Затем порционно доливают антифриз, следя за температурой его нагрева, так устранить воздушную пробку в системе охлаждения проще всего.
Прокачивающая методика
Перед тем как пытаться стравить воздух посредством продувки, стоит попробовать прокачивающий способ. Во время заливки жидкости в радиатор его нижний патрубок быстро сдавливают и разжимают, как бы старясь прокачать.
Перед тем как прокачать систему, крышку с расширителя следует снять и запустить мотор.
Способы продувки
Если заливка антифриза производилась в автосервисе, владельцу не надо думать, как развоздушить систему охлаждения. Там затор моментально выгонят, подключив компрессор к расширительному бачку. Горловину при этом закрывают чистой тряпкой.
Чтобы в своем гараже удалить из системы воздушную пробку, как в автомастерской, вместо мощного компрессора допустимо использовать его ножной аналог, предназначенный для накачки колес.
Важно следить, чтобы не вышел весь антифриз вместе с завоздушенной частью.
Если нет подходящего оборудования, идей, как убрать воздушную пробку, не возникает, продувают собственными легкими.
Для этого отсоединяют верхний патрубок радиатора и помещают его в широкую емкость. Чтобы активировать процесс, дуют в горловину расширителя, когда выйдет воздух и антифриз с пузырями, заливают новую жидкость.
Узнаем как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя
Существует несколько причин, из-за которых двигатель после холодного пуска долго прогревается. Об одной из них мы и поговорим в данной статье. Нередко в системах охлаждения двигателя появляется воздушная пробка, которая препятствует нормальной работе мотора и способствует тому, что двигатель перегревается. Поэтому нужно знать, как выгнать воздух из системы охлаждения.
Подготовка к выполнению работ
Перед тем как начать выпускать воздух из системы охлаждения двигателя (СОД), нужно подготовиться. Для этого необходимо поставить автомобиль на ровную поверхность, для более комфортной работы. Также, перед тем как начать удаление воздуха из системы охлаждения, нужно обзавестись инструментом. Как правило, потребуется крестовая отвёртка, пара ключей для снятия хомута.
Нужно помнить, что работы выполняются на холодной машине, поэтому после остановки требуется подождать минут 10. Нельзя лезть под капот машины с заведённым мотором. Снимаем крышку расширительного бачка, сделать это можно руками. Далее необходимо ослабить и опустить хомут водяного патрубка. Так как через него подаётся охлаждающая жидкость к двигателю, то нужно быть осторожным, чтобы не повредить патрубок. Теперь можно переходить непосредственно к удалению воздушной пробки.
Как выгнать воздух из системы охлаждения
Несмотря на то что на все работы уйдёт примерно 10-15 минут, в сервисе за это возьмут приличную сумму, а ведь самостоятельно это сделать не составит труда. Итак, первым делом необходимо немного сдвинуть хомут. Затем из патрубка будет выходить воздух, это можно услышать по шипению. После того как воздушная пробка будет удалена, из трубки потечёт охлаждающая жидкость (антифриз), это свидетельствует о том, что пора возвращать хомут на своё место.
Стоит заметить, что целесообразно во время выполнения данных работ проверить всю систему охлаждения на наличие утечек. Теперь, когда патрубок стоит на своём месте, а хомут плотно затянут, нужно заполнить расширительный бачок антифризом до уровня max, можно немного меньше, главное, чтобы количество жидкости было больше минимально допустимого. Сразу стоит проверить отопитель. Если циркуляция воздуха нормальная и поток теплый, то воздушных пробок нет, и вы полностью справились с поставленной задачей.
Стравливание воздуха из системы охлаждения: способ 2
Данный метод подойдёт владельцам автомобилей с двигателем рабочим объёмом 1,6 литра. Во всех случаях воздух скапливается в самой высокой точке, в нашем случае это дроссельный узел. Следовательно, удалять воздушную пробку желательно именно оттуда. Для этого потребуется снять пластиковую накладку, которая находится на двигателе, после чего отвернуть крышку для заливки масла. Затем необходимо полностью снять накладку, она установлена на специальных резиновых уплотнителях.
Следующим шагом будет закрытие крышки для залива масла. Затем находим шланг дроссельного узла. Ослабляем хомут и снимаем его. После этого дуем в патрубок до тех пор, пока не выйдет весь воздух и не польётся тосол. Потом быстро вставляем шланг обратно, нужно следить за тем, чтобы туда не попал воздух. Тестируем обогреватель и радуемся полученному результату. Не забываем обратно надеть накладку на двигатель.
Как избежать попадания воздуха во время замены ОЖ
Итак, далеко не все знают, что в большинстве случаев воздушные пробки образуются непосредственно во время замены охлаждающей жидкости. Чтобы этого не происходило, нужно ослабить затяжку хомута и отсоединить шланг подачи ОЖ от штуцера. Но это подходит только в том случае, если у вас инжекторный автомобиль. В случае с карбюратором необходимо отсоединить шланг подачи ОЖ от штуцера карбюратора.
После этого можно заполнять расширительный бачок рабочей жидкостью. Заполнять необходимо до уровня max. Если таковой отсутствует, то можно лить до тех пор, пока охлаждающая жидкость не достигнет верхней кромки крепления бачка. После этого плотно закрывается крышка.
Также необходимо подсоединить шланги, которые мы достали до заливки ОЖ в систему. В обратном порядке выполняем подключение, после чего запускаем двигатель и греем его до рабочей температуры (зелёное поле на датчике). В это время включается вентилятор. Глушим двигатель и проверяем уровень ОЖ, если он немного упал, ничего страшного, просто жидкость была прокачана по системе. Необходимо просто долить охлаждающей жидкости.
О чём всегда нужно помнить
Многие забывают об элементарных осмотрах системы охлаждения на наличие дефектов (утечек). Если регулярно заглядывать под капот, то воздушных пробок можно избежать. Кроме того, удалить воздух из системы охлаждения достаточно просто, поэтому не стоит ехать в сервис. Иногда это можно сделать следующим образом. Заезжаем передними колёсами автомобиля на небольшую возвышенность. В таком положении на оборотах двигателя 2000-3000 стоим пару минут. Как правило, после этого пробка исчезает. Но если это не помогло, то используем вышеописанные методы.
Всегда нужно помнить о том, что чистый радиатор отопления является залогом того, что выпуск воздуха из системы охлаждения просто не понадобится. Это же касается и регулярной промывки системы охлаждения. Промывку можно выполнять обычной водой или специальными моющими средствами. Некоторые водители используют напитки Coca-cola, Sprite.
Пару слов в заключение
Сегодня многих автолюбителей интересует ответ на вопрос о том, как выгнать воздух из системы охлаждения, но, как было отмечено выше, лучшее средство — это своевременная профилактика и тщательный уход за узлами автомобиля. Иногда всему виной банальная утечка, её достаточно легко обнаружить при ультрафиолетовом свечении, чем, собственно, и пользуются.
Еще одна причина возникновения воздушных пробок в том, что используется некачественная охлаждающая жидкость. Она не выполняет свою работу на 100% эффективно и способствует засорению каналов. Иногда именно по этой простой причине и возникает необходимость узнать, как выгнать воздух из системы охлаждения правильно. В некоторых случаях имеет смысл установить специальный фильтр, который позволит нормально работать даже жидкости качества ниже среднего. Но дешевле всё же купить более качественную ОЖ, нежели сам фильтр. Тем более что его придется менять каждые 3000-5000 километров.
Как стравить воздух из системы охлаждения Powerstroke
Дон Боуман
Емкость системы охлаждения Ford Powerstroke составляет 27,5 кварты плюс дополнительные 0,5 кварты. если в системе есть фильтр охлаждающей жидкости. Правильно заполненный, он должен содержать четыре галлона антифриза Dexcool или Ford Gold, что примерно соответствует смеси охлаждающей жидкости и воды 50/50. Важно, чтобы система охлаждения дышала, не закрывая крышку радиатора во время обслуживания, а не закрывая крышку и позволяя двигателю создавать давление в системе. Всегда соблюдайте крайнюю осторожность при открытии заливной горловины системы охлаждения, которая может находиться под давлением, так как это может привести к телесным повреждениям.
Шаг 1
Снимите крышку бачка охлаждающей жидкости. Если резервуар не заполнен до обозначенной отметки полного заполнения, добавьте воды, пока она не будет заполнена. Двигатели Ford Powerstroke не нуждаются в «отрыгивании» воздуха, потому что они имеют резервуар для «дегазации». Наденьте крышку на резервуар неплотно, чтобы не было скопления давления.
Шаг 2
Запустите двигатель и дайте ему нагреться до рабочей температуры. Следите за указателем температуры и, если он отклоняется от нормы более чем на 10 градусов, выключите двигатель. Дайте ему остыть в течение 20 минут.
Шаг 3
Проверьте уровень охлаждающей жидкости в бачке. Если уровень низкий, это хороший признак того, что термостат открылся и воздух был удален. Заполните резервуар на дюйм выше полной линии на бутылке. Запустите двигатель снова и следите за температурой и резервуаром. Добавляйте воду по мере снижения уровня. Если температура повышается без видимых потерь охлаждающей жидкости в полном бачке, неисправность в системе присутствует. Наиболее вероятными неисправностями являются неправильно установленный термостат, неисправный термостат, неисправная муфта вентилятора, смятый шланг или забитый радиатор.
Шаг 4
Запустите двигатель и посмотрите на вентилятор, чтобы убедиться, что вентилятор не отстает от частоты вращения двигателя. Если вентилятор вращается медленно, неисправна муфта вентилятора. Ищите смятый шланг сверху или снизу.
Шаг 5
Выключите двигатель. Ощупайте радиатор со стороны вентилятора на наличие прохладных мест. Если одна сторона холоднее другой, значит, радиатор не течет должным образом. Это случается не слишком часто, но возможно. Если это не проблема, неисправность указывает на термостат. Снимите верхний шланг радиатора, ослабив хомут с помощью отвертки. Запустить двигатель. Если термостат неисправен, температура поднимется до нормальной температуры, но антифриз не будет течь из верхнего шланга. Установите верхний шланг и затяните хомут.
Вещи, которые вам понадобятся
- Отвертка
Writer Bio
Дон Боуман пишет для различных веб-сайтов и нескольких онлайн-журналов с 2008 года. Он владеет автосервисом с 1982 года и имеет более 45 лет технического опыта. в качестве главного техника ASE. Боуман имеет степень в области бизнеса Университета штата Пенсильвания и был офицером армии США (офицер по техническому обслуживанию самолетов, пилот, шесть наград за воздушные медали, два путешествия во Вьетнам).
Другие статьи
Как прокачать систему охлаждения
1. Необходимо снять крышку радиатора
Прежде чем снимать радиатор, убедитесь, что автомобиль остыл. Если снять крышку на горячем двигателе, можно обжечься кипящей жидкостью, а этого никто не хочет. Повторяю, убедитесь, что двигатель остыл. Затем снимите крышку радиатора.
2. Найдите длинную воронку механика
Вставьте универсальную воронку в отверстие радиатора.
3. Залейте охлаждающую жидкость в радиатор
Залейте охлаждающую жидкость в радиатор до полного заполнения; наверх. Это может занять некоторое время, чтобы добраться туда. Радиатор, вероятно, будет пузыриться и булькать, поскольку он заполняет некоторые из пузырьков воздуха, которые существуют в радиаторе.
4. Теперь сядьте и заведите автомобиль
5. Отрегулируйте настройки нагревателя
Включите нагрев на максимальную мощность и установите низкую скорость вентилятора. Убедитесь, что вентиляционные отверстия открыты, чтобы вы могли чувствовать поток воздуха. Делая это, вы можете следить за температурой двигателя и внутренней температурой нагревателя. Уровень радиатора должен упасть.
6. По мере снижения уровня радиатора продолжайте заполнять его.
При работающем двигателе необходимо держать радиатор закрытым. Уровень охлаждающей жидкости значительно упадет, когда двигатель прогреется, и термостат откроется, чтобы начать контролировать температуру двигателя.
7. Убедитесь, что кабина нагревается
Поместите руки или лицо перед вентиляционными отверстиями, чтобы убедиться, что из них дует горячий воздух. Ваше лицо может быть более чувствительным к изменению температуры и часто более точным, чем ваши руки.
8. Что показывает датчик температуры?
Посмотрите сейчас на датчик температуры на вашем автомобиле и посмотрите, где он находится.