принцип работы охлаждения двигателя на Газели и Волге — «ИнфоСорт»
Содержание статьи:
Продукция, выпускаемая на Заволжском моторном заводе, известна всем и даже тем людям, которые очень далеки от автомобилей. Продукция завода – это бензиновые двигатели, которые затем будут установлены на автомобили моделей «Газель» и «Волга». В ЗМЗ-406 впервые применили систему распределенного топливного впрыска. Это дало толчок к совершенствованию других систем. Особое значения в работе имеет система охлаждения ЗМЗ-406. Она не дает мотору разогреваться до критических температур.
Схема системы охлаждения ЗМЗ-406
Она является закрытой, жидкостной и состоит из стандартных узлов и элементов, которые входят в систему охлаждения любого другого двигателя. Система включает в себя термостат, радиатор, патрубки, рубашку охлаждения, помпу и другие элементы.
Также есть и другие детали. Это сливной кран на блоке цилиндров, радиатор отопителя, кран отопителя и электромотор, узел подогрева дросселя, датчики температуры, вентилятор, клапаны термостата.
Термостат
Он в системе охлаждения ЗМЗ-406 играет роль клапана, перенаправляющего охлаждающую жидкость с малого круга на большой. Двигатель рассчитан на работу при температурах от 87 до 103 градусов.
В процессе прогрева двигателя термостат закрыт, что дает возможность быстрее прогреть ДВС до его рабочей температуры. Когда охлаждающая жидкость нагреется до 60 градусов, термостат откроется и жидкость пойдет по большому кругу системы охлаждения через радиатор.
Многие водители автомобилей, оснащенных этими двигателями, считают, что термостат – это слабое звено в схеме системы охлаждения. Часто узел заклинивает и мотор подвергается перегреву либо не греется вовсе. Решением проблемы служит полная замена термостата.
Термостат распределяет потоки охлаждающей жидкости. Он имеет два клапана – байпасный и основной. Схема работы термостата следующая.
Когда мотор не прогрет, то основной клапан еще закрыт. Жидкость движется по малому кругу, который начинается в рубашке охлаждения и ГБЦ, а затем проходит мимо радиатора. При этом тосол будет возвращаться обратно к помпе.
Когда будет достигнута рабочая температура, откроется основной клапан, а байпасный закроется. Когда температура достигнет температуры 94°С, основной клапан откроется полностью. Жидкость будет двигаться по рубашке в блоке. Затем пойдет через основной клапан, а далее в радиатор. Это большой круг системы охлаждения ЗМЗ-406.
Помпа
Насос заставляет охлаждающую жидкость двигаться, или же циркулировать, по системе. Находится помпа в блоке цилиндров, а в действие приводится посредством ремня. Крутящий момент забирается с коленчатого вала двигателя. Ресурс помпы для этих двигателей составляет около 100 тысяч километров. Но по причине некачественных запчастей ресурс может быть значительно меньше.
Помпа чаще всего неразборная, современная, поэтому при выходе насоса из строя следует менять узел в сборе.
Вентилятор и радиатор
Эти элементы в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 нужны, чтобы обеспечить надежное охлаждение самого мотора. Радиатор при движении автомобиля может охлаждаться от встречного потока воздуха. Но летом жарко и радиатору помогает вентилятор.
Радиатор на данных двигателях алюминиевый, 3-х рядный, чтобы обеспечить максимальное охлаждение тосола или антифриза. Вентилятор на нем включается посредством датчика температуры, который установлен в блоке цилиндров на карбюраторной версии, а на инжекторной имеется датчик в блоке и электронный блок, который также управляет вентилятором.
Датчики температуры – это одна из причин головной боли владельцев автомобилей с ЗМЗ-406.
Патрубки и рубашка охлаждения
Патрубки служат проводящим и соединяющим звеном между разными частями системы охлаждения. По причине изношенных патрубков тосол может уходить из системы и двигатель может перегреваться.
По рубашке охлаждения в блоке циркулирует антифриз, поглощающий тепло. Затем по ней жидкость выводится в радиатор. По причине пробоя рубашки охлаждения может случиться гидроудар. Это очень опасное явление для любого двигателя внутреннего сгорания.
Расширительный бачок
Это емкость из пластика, расположенная выше, чем все остальные элементы в системе. Бачок выполняет множество функций, но самое главное – это уровень жидкости. Кроме того, в бачок выдавливается лишняя жидкость.
Пробка расширительного бачка
Несмотря на то что пробка маленькая, роль ее в охлаждающей системе очень большая. Через нее выдавливается давление, а также кипящий тосол в случае перегрева двигателя. Внутри пробки установлен специальный клапан, за счет которого и стравливается лишнее давление.
В пробке имеется два клапана и каждый из них выполняет свою отдельную функцию. Так, выпускной клапан пробки нужен для работы с избыточным давлением, когда двигатель нагрет. Впускной откроется, если давление пониженное (то есть мотор остывает).
Датчик температуры
Это единственная электронная часть системы охлаждения инжекторного двигателя ЗМЗ-406, которая считывает температуру и отдает эту информацию в ЭБУ. Затем блок управления принимает решение о включении вентилятора.
Нужно заметить, что неисправный датчик температуры может принести много проблем. На основании информации с этого элемента также готовится топливная смесь. Также данные о температуре влияют и на другие системы в двигателе.
Принцип действия
Выше уже было рассмотрено, как устроена система охлаждения инжекторного ЗМЗ-406. Но познакомиться подробнее с принципом работы все-таки не будет лишним.
Камеры сгорания окружены рубашкой, по которой проходит тосол, антифриз или вода. Все эти жидкости отбирают тепло и переносят его к радиатору, откуда тепло передается в атмосферу. Жидкость в процессе работы постоянно циркулирует и тем самым поддерживает оптимальную температуру мотора. Тосол, антифриз и вода при работе образуют накипь, которая может серьезно мешать функционированию всей системы в целом.
Вода в принципе не может быть чистой – она включает соли, различные примеси и агрессивные вещества. Когда температура повышается, все это может выпадать в осадок и образуется накипь в системе охлаждения. Антифризы накипи не образуют, но в процессе эксплуатации разлагаются. Продукты разложения не лучшим образом виляют на механизмы.
Возможности для тюнинга
Различные заводские недоработки ведут к модернизации системы охлаждения ЗМЗ-406 владельцами и водителями. Существуют различные возможности для улучшения системы. Такой тюнинг сделает жизнь гораздо легче.
Так, можно принудительно включать вентилятор радиатора с индикацией. Напряжение подается на электромотор. Здесь же можно менять разъемы подключения колодки вентилятора. Также многие ставят электропомпу, которая прокачивает тосол через печку. Можно сделать так, чтобы электропомпа включалась вместе с вентилятором.
С помощью данных доработок можно получить максимальную температуру двигателя в 97 градусов. Если включать вентилятор вручную, особенно в пробках, то имеется большой запас теплоемкости. Система охлаждения ЗМЗ-406 будет работать исправно, и мотор не перегреется.
Некоторые владельцы считают электровентлиятор ненадежным и уходят от этого решения. Например, можно установить принудительное охлаждение, приводимое в действие от помпы. Надежность выше, чем у электрического аналога. Систему такую применяли за ЗМЗ-402 и на «Газелях». Если нужно модернизировать инжекторную «Газель», то просто устанавливают вентилятор системы охлаждения на карбюраторный ЗМЗ-406. Но понадобится также и помпа.
Заключение
Для двигателей ЗМЗ-406 система охлаждения очень важна. Поэтому необходимо знать, как она работает и из чего состоит. Идеально работающая система поможет избежать губительных для мотора перегревов, а владельца обезопасит от больших денежных затрат за капитальный ремонт. Многие знают, как отечественные авто склонны к перегреву. Чтобы этого не допускать, важно следить за исправностью всех составляющих системы, контролировать уровень тосола и вовремя его менять. Тогда проблем с перегревом не будет возникать.
Источники: fb.ru
карбюратор, электросхема, инжектор, замена цепи ГРМ, сцепление
Содержание
- Особенности устройства и характеристик
- Система охлаждения
- Топливная система
- Где номер двигателя
- Частые неисправности, обслуживание и ремонт
- Почему не заводится
- Что делать, если греется
- Если в карбюраторе тосол
- Сколько масла заливать
- Как выставить метки
- Замена цепи ГРМ
- Отзывы владельцев о двигателях
Двигатель ГАЗель 406 — это механизм, который необходим для преобразования энергии в механическую работу.
Особенности устройства и характеристик
Конструкция этой модели силового агрегата включает в себя такие элементы и механизмы, как:
- система охлаждения;
- топливная система;
- вал распределительного типа;
- крышка клапанов;
- выпускной и впускной вал, через которые проходят газы;
- выхлопное отверстие;
- головка цилиндрических элементов;
- маслосборник;
- поршневая часть и электрооборудование;
- генераторная установка и ремень генератора.
Среди особенностей конструкции можно выделить наличие гидравлических натяжителей у приводных валов, распределительные устройства, оборудованные гидравлическими толкателями, электрический стартер, который помогает завести мотор даже при низких температурах.
Технические характеристики двигателя:
Средний расход бензина | 15 л на 100 км |
Количество тактов | 4 |
Диаметр цилиндрических элементов | 90 мм |
Степень сжатия | 9,3 |
Мощность мотора | 110 л. с. |
Международная экологическая норма | Евро-3 |
Количество клапанов | 16 |
Рабочий объем | 2,3 л |
Система охлаждения
Система охлаждения необходима для понижения температуры смазочной жидкости, для охлаждения воздушного потока, который циркулирует в турбонаддуве.
На этом силовом агрегате установлена система жидкостного типа, которая отводит от мотора тепло при помощи потока жидкости, проходящей по всем деталям и механизмам.
Схема системы охлаждения двигателя включает в себя:
- отводящий шланг радиаторной части;
- защитный кожух вентилятора;
- подводящий шланг;
- корпус термостата;
- штуцер выпускного клапана;
- расширительный бак;
- радиатор охлаждения двигателя и пароотводящий шланг.
Топливная система
Конструкция топливной системы включает в себя следующие элементы:
- дроссельный узел;
- клапан гравитационного типа;
- обратный клапан;
- адсорбер;
- диагностический штуцер;
- топливную рампу;
- механизм, регулирующий уровень давления топливной жидкости;
- сливной провод;
- предохранительный клапан;
- заливную трубу;
- насосный элемент;
- фильтрующий механизм.
Из топливного бака бензин переходит в подающую магистраль, которая ведет к фильтрующему механизму. После этого топливо попадает на корпус регулятора давления, а затем на топливную рампу. Бензин растекается по всем форсункам, где начинается непосредственный впрыск топливной жидкости в проходящий воздушный поток.
Где номер двигателя
Номер расположен на блоке силового агрегата, ниже водяного насосного элемента на специальном выступе.
Частые неисправности, обслуживание и ремонт
Основные неисправности мотора:
- не заводится;
- перегревается;
- глохнет на холостом ходу;
- не развивает полной мощности;
- нет искры в момент зажигания;
- высокий уровень расхода бензина и масла;
- быстрое падение уровня рабочей жидкости в расширительном баке;
- слышен посторонний шум в зоне работы подшипников;
- высокий уровень вибрации во время выполнения работ.
Ремонт двигателя ГАЗель 406 проводится только на отключенном агрегате и в специальной защитной одежде.
Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, проверку герметичности соединений, замену фильтрующих элементов, прослушивание механизма при помощи стетоскопа на наличие посторонних шумов, замену износившихся деталей, удаление остатков примесей из фильтров.
Почему не заводится
Причиной того, что двигатель не заводится, может стать:
- неисправность системы зажигания;
- пониженный уровень давления топливной жидкости в рампе;
- засоренность топливных приводов;
- неисправность топливного насосного механизма;
- выход из строя регулятора, отвечающего за уровень давления топлива.
Для того чтобы устранить эту неисправность, рекомендуется промыть и продуть топливный бак и топливные проводы, открутив защитную пробку. Эта процедура проводится при помощи сжатого потока воздуха. Заменить насосный механизм, фильтр и регулятор. Также следует провести внешний осмотр электрического стартера на наличие повреждений и дефектов. Очистку фильтров проводят при помощи бензина.
Что делать, если греется
Перегрев силового агрегата может быть вызван ослабленным натяжением ремня привода вентилятора или водяного насосного механизма, недостаточным количеством рабочей жидкости в охлаждающей системе, поздним срабатыванием системы зажигания, образованием большого количества накипи в системе охлаждения.
В этом случае рекомендуется провести регулировку натяжения ремня, вытянутый или оборванный ремень следует заменить на новый. Необходимо долить жидкость до требуемой отметки, установить более раннее зажигание, промыть охлаждающую систему.
Если рабочая жидкость кипит, следует демонтировать отводящий водяной патрубок, вытащить термостат и проверить его на наличие дефектов, при необходимости заменить.
Если в карбюраторе тосол
Причиной того, что в карбюратор попал тосол, может стать нарушение герметичности игольчатого клапана и поплавка. В этом случае рекомендуется промыть и продуть клапан и его седло, заменить или запаять поплавок, предварительно вылив из системы все масло и топливо.
Тосол попадает в карбюратор при слабом натяжении крепежных элементов корпуса топливного клапана и при наличии повреждений уплотнительной прокладки. Необходимо подтянуть все крепления и заменить вышедшие из строя и износившиеся элементы.
В некоторых случаях может потребоваться разборка мотора и регулировка карбюратора. Во время снятия силового агрегата с транспортного средства следует воспользоваться специальной тележкой.
Сколько масла заливать
Объем масла в дигателе зависит от сезона. Рекомендуемое количество масляной жидкости на лето — 5 л, на зиму — 6 л.
Как выставить метки
Установка зажигания происходит только на отключенном двигателе.
Для того чтобы установить зажигание, необходимо выполнить следующие действия:
- Демонтировать защитный кожух мотора и брызговики.
- Слить масляную жидкость и тосол.
- Снять верхний патрубок радиаторной части.
- Отсоединить все патрубки.
- Отодвинуть в сторону жгут от проводов.
- Отвернуть крепежные болты и снять крышку клапанов.
- Убрать ремень и шкив насоса охлаждающей жидкости.
- Снять крышку газораспределительного устройства.
- Вытащить генератор.
- Выставить на ГАЗели метку на коленчатом вале. Она должна оказаться на одном уровне с кромкой головки блока цилиндрических элементов.
- Установить метки для распределительного вала.
- Собрать механизм, выполнив все действия в обратном порядке.
Замена цепи ГРМ
Для того чтобы заменить цепь газораспределительного механизма, необходимо снять и выкрутить катушки системы зажигания. После этого можно приступать к снятию воздушных шлангов вместе с клапанами. Затем слить всю масляную жидкость из силового агрегата.
После этого нужно демонтировать головки блока цилиндров, снять шкив коленчатого вала вместе с уплотнительной прокладкой. Затем убрать старую цепь и установить новую. Перед тем как устанавливать новую цепь, рекомендуется смазать ее маслом. Сборка двигателя осуществляется в обратном порядке.
Отзывы владельцев о двигателях
Евгений, 44 года, Ижевск: «406 двигатель способен работать без сбоев даже при сильных морозах. За 6 лет эксплуатации только 1 раз проводил ремонт: потребовалась замена ремня. Агрегат потребляет небольшое количество топлива и выдерживает большие нагрузки».
Василий, 56 лет, Иркутск: «Работаю на ГАЗели с этим двигателем уже второй год. До этого проработал на транспорте с мотором 402 около шести лет. Это мощный агрегат, ремонтируем его только 1 раз в 2 года. Из минусов выделю сбои в работе датчиков».
Gazelle Carb & Airbox Parts Archives — Zip North
Gazelle Carb & Airbox Parts Archives — Zip North — Ведущий поставщик картинга в ВеликобританииЗаказать
ЗаказатьЗаказ поНазвание продуктаЦена от низкой к высокойЦена от высокой к низкой
Ось
ОсьВсе
30 мм
25/980
25 мм
5/002040 мм
50 мм
25/970
25/1000
25/980- 8мм ОТК
- 00 25/85010 25/85030/3 2
2 9009
Балаклава Цвет
Балаклава ЦветВсе
Черный
Красный
Кремовый
Синий
5 9 0
Размер цепи
Размер цепиВсе
100
102
104
106
112
114
98
- 2
115
116
9 105
108 9
110
Боковой
БоковойВсе
Левая
Правая
Магнето / Конец вала звездочки
Конец вала / Звездочка / Магнето
Размер
РазмерВсе
30 мм
L (большой)
40 мм
50090 2 ммS (маленький)
XL (очень большой)
10 мм
25 мм
M (средний)
XS (очень маленький)
100010
Шасси
ШассиВсе
30 мм
32 мм
28 мм
Project One
Synergy
Zip Kart
509 Honda 09
Iame
Размер звездочки
Размер звездочкиВсе
11 зуб
10 зуб
9 зубьев
12 зубьев
13 зубьев
64 зуба
- 02
05 зуб 9
66 зуб
67 зуб
68 зуб
Размер сцепления
Размер сцепленияВсе
19T
20T
22T
50090 100010 16T0100
Цвет
ЦветВсе
Черный
Красный
Синий
Серебристый
5 9 0
Золотой
Зеленый
Белый
Желтый
Голубой
Цвет костюма
Цвет костюмаВсе
Черный
Синий
Красный
Размер костюма
Размер костюмаВсе
50
36
24
30
32
22
34
38
9
90 22 9
28
Комплект фитингов
Комплект фитинговВсе
Монтажный комплект не требуется
Добавить монтажный комплект
Крепежный блок, отличный от MSA
Крепежный блок типа 90- 900 012
Добавить комплект крепежа и болтов для углового бампера
Добавить комплект крепления углового бампера
Добавить комплект крепления и болтов прямого бампера
Добавить комплект крепления прямого бампера
Комплект подшипников/клапана не требуется
Стандартный комплект подшипников/клапанов (+10 фунтов стерлингов)
Переднее колесо
Переднее колесоВсе
120 без штифтов
120 со штифтами
150 без штифтов
2 2 03 ТипВсе
Honda T1
Honda T2
Левая резьба
0 Правая резьба
00012Взрослый
Юниор
Dash
Hard
9 Honda
Толщина прокладки
Толщина прокладкиВсе
0,4
0,2
0,5
50090 0,210100,05
0,3
0,25 мм
0,4 — новый тип
0,5 — новый тип
0,8 мм
козырек
козырекВсе
Прозрачный
Светло-дымчатый
Синий
- 0 Темно-дымчатый
25 0 Зеленый
Серебристый
Золотой
Красный/оранжевый
Цвет перчаток
Цвет перчатокВсе
Черный
Синий
Красный
- 0 Голубой
5
5
5 Оранжевый
Желтый
Размер перчатки
Размер перчаткиAll
XXS (дополнительный лишний малый)
S (небольшой)
XS (Extra Small)
M (Средняя среда)0005
XL (сверхбольшой)
L (большой)
XXXS (сверхсверхсверхмалый)
9
9
5
2 0 XL/XXL
XS/S
Размер ботинок Wet Over Boot
Размер ботинок Wet Over BootВсе
L (большой)
M (средний)
Размер S (маленький)
3 Гидрокостюм размер костюмаВсе
XXL
L (большой)
M (средний)
90S- 9001 12
XL (очень большой)
XS (очень маленький) )
3XL (XXX Large)
AXS — Junior 150
AXXS — Junior 140
- 1 Junior Large 9009
JL -0 -0 053
Размер шлема
Размер шлемаРазмер втулки
Размер концентратораВсе
17 x 50
17 x 75
17 x 95
5 x 9002- 90 90 0
25 x 62 мм
25 x 75
25 x 95
30 x 62 мм
40 x 62 мм
Размер 50 x 62 мм
Все
150
170
118
119
120
0 121
122
123
124
125 5
5Все
230 мм
260 мм
210 мм
520
2
9
240 мм
270 мм
300 мм
340 мм
- 300009
5
Длина
Длина9
9
400 мм
Производитель
ПроизводительВсе
Rotax
ТКМ
Деллорто
- 2
Тиллотсон 09
Бета
Тилле
Kart Care
Mojo
NGK
Noram
Крепление
КреплениеВсе
с отверстиями
без отверстий
Размер иглы
Размер иглыВсе
K27
K57
K98
Все
0
1
2
3
910- 4
4
009
5
6
7
8
9
Внешний диаметр
Внешний диаметрВсе
22 мм
26 мм
80 мм
90 мм
Размер поршня
Размер поршняВсе
49,90
49,94
0,25
0,0 50912
9 0012
0,75
51,00 мм
51,24 мм
54,25
- 12 54,35 мм
54,45 мм
поршневого типа
поршневого типаВсе
Зеленый
Красный
Тип штекера
Тип штекераВсе
IEX 10
IEX 8
IEX 9
IW27
IW29
IW31
NGK GR8DI-8
NGK GR9DI-8
BR10EG
Максимальный класс Rotax
Максимальный класс RotaxВсе
Микро
Интер
Юниор
Старший
5 9 0
Тип датчика
Тип датчикаВсе
Блок 1T+M10 Температура воды
Блок 1T+датчик EGT
Блок 1T+под пробкой CHT
5
5
5
Только блок 1T — без датчика
Блок 1T + датчик температуры — Iame & Honda
Блок 1T + датчик температуры — Comer C50
Блок 2T
9005 000 Блок+Вода+1T Патч
Блок 2T+Вода+Заплата 2T
Блок 2T+Вода+EGT+Заплата 2T
Загрузить еще
- Электронная почта*
Снятие и установка двигателя ЗМЗ-402 автомобиля Газель
Перед отсоединением шлангов и электропроводов рекомендуется промаркировать их, чтобы не перепутать при сборке
Двигатель снимается с автомобиля вверх.
Для снятия двигателя требуется подъемник или другое подъемное устройство грузоподъемностью не менее 300 кг.
Автомобиль должен быть установлен на подъемнике, смотровой канаве или эстакаде.
Перед снятием двигателя необходимо подготовить надежную подставку, на которой двигатель должен стоять устойчиво.
Извлеките аккумулятор.
Снимите капот.
Снимите передний брызговик двигателя.
Слейте воду из системы охлаждения двигателя. Статья — Как заменить охлаждающую жидкость двигателя
Слить масло из картера. Статья — Замена моторного масла и масляного фильтра
Слить масло из коробки передач. Статья — Как поменять масло в коробке передач
Снять радиатор системы охлаждения. Статья — Как заменить радиатор
Отсоедините центральный провод высокого напряжения и провод низкого напряжения от распределителя зажигания.
Отсоедините провода от стартера, сняв резиновые защитные колпачки 1.
Отсоедините топливопровод 2 от топливного насоса.
Отсоедините провод от датчика аварийного давления масла, установленного под масляным фильтром.
Отсоедините подводящий шланг масляного радиатора от крана, расположенного в нижней части агрегата с левой стороны.
Отсоедините провод 1 от датчика температуры охлаждающей жидкости 2.
Ослабьте хомут 3 и отсоедините шланг 4 от крышки корпуса термостата.
Отсоедините провода от генератора, отсоединив блок 1 и открутив винт 2.
Снимите воздушный фильтр.
Отсоедините провода 1 от микровыключателя 2 на карбюраторе.
Отсоедините шток воздушной заслонки 2 от рычага привода воздушной заслонки карбюратора и, отвернув винт 1, снимите шток 2 с кронштейна.
Отсоедините тягу 4 привода акселератора от сектора привода дроссельной заслонки, отверните гайку 3 и снимите тягу 4 с кронштейна.
Отсоедините шланг слива топлива 1 от карбюратора.
Отсоедините вакуумный шланг 2 электромагнитного клапана EPHX и вакуумный шланг от трубки подачи вакуума к клапану EPHX с другой стороны карбюратора.