Что такое приемистость двигателя?
Устройство мотора
Прежде, чем разбираться с принципом работы, стоит сначала понять, как устроен силовой агрегат и что входит в его конструкцию. Так как поршневые считаются наиболее востребованными, рассматриваться будет именно такое устройство. К основным деталям следует отнести:
- Цилиндры, образующие отдельный блок
- Головку блока с ГРМ
- Кривошипно-шатунный механизм
Последний приводит в движение коленчатый вал, заставляя его вращаться. Механизм передает валу энергию, получаемую от двигающегося поршня, который в несколько тактов меняет свое положение. Движение поршня регулирует энергия тепла, возникающая в результате горения топлива.
Невозможно представить и организовать движение силового агрегата без установленных в нем механизмов. Так, например, ГРМ меняет положение клапанов, за счет чего удается обеспечить регулярную подачу топлива, впуская и выпуская определенные составы. Система поступления новых газов и выхода отработавших налажена.
- зажигания, основная роль которой заключается в воспламенении топлива,
- содержащего также воздух;
- впускная, регулирующая своевременную подачу воздуха внутрь цилиндра;
- топливная, благодаря которой удается обеспечить подачу топлива для сгорания и дальнейшей работы транспорта;
- система смазки, снижающая износ трущихся деталей конструкции во время их работы;
- выхлопная, посредством действия которой удается удалить отработавшие газы, в результате чего снижается их токсичность.
Также работает система охлаждения, регулирующая температуру внутри агрегата и следящая за тем, чтобы она была оптимальной.
Технические характеристики двигателя 3SZ VE
Технические характеристики двигателя 3SZ VE описаны в таблице ниже.
Параметр | Значение |
Объем в литрах | 1,5 |
Горючее | Бензин |
Привод | Цепь Морзе |
Тип | Рядный |
Питание | Инжектор MPI |
Мощность | 110 лошадок |
Крутящий момент | 145 Нм |
Материал для блока цилиндров | Чугун |
ГБЦ | Алюминий |
Диаметр цилиндра | 72 мм |
Ход поршня | 91,8 |
Степень сжатия | 10 |
Турбонаддув и гидрокомпенсаторы | Отсутствуют |
Масло | Не менее 5W30 |
Экокласс | Евро 4 |
Фазорегуляция | Есть на впуске (VVTi) |
Тип бензина | АИ 92 |
Жизненный ресурс | 250 тыс км |
В этом моторе появились седельные клапаны. А также инженеры установили особый чугунный блок управления. Благодаря подобным новшествам, двигатель 3SZ VE перестал выделять слишком много тепла. Как отмечают автолюбители, движок стал простым в эксплуатации.
Опытные механики говорят, что в этот двигатель можно заправлять горючее марки 92. А вот только в машины из Европы с этим мотором должны заправляться девяносто пятым. Потому что инженеры рекомендуют АИ 95 для двигателей, которые изготавливаются специально для Европейского рынка.
Так как к модификациям транспортных средств, на которые устанавливается движок, относятся недорогие модели, то конструкцию модели мотора делали не заковыристой. Поэтому многие пользователи отмечают легкость в ремонте движка даже «на коленке».
Похожая статья Газовые двигатели внутреннего сгорания
Привод ГРМ осуществляется цепь Морзе. Не на всех Тойотовских агрегатах можно встретить эту цепь. Многие автовладельцы недовольны подобной конструкцией. Потому что цепь имеет свойство удлиняться, не отходив свой положенный срок жизни.
Более высокая степень сжатия
Это один из тех способов, который не только увеличивает нужный нам показатель и крутящий момент двигателя во всем диапазоне, но также и уменьшает расход топлива автомобиля, но при этом придется перейти на бензин с более высоким октановым числом, то есть с 95-го на 98-ой.
Когда поршень в цилиндре доходит вверху до мертвой точки, то вместо находится выше него называется камерой сгорания и чем больше ее объем, тем выше ваша степной сжатия, а в соответствии и мощность. Сразу следует пояснить, что степень сжатия и компрессия это разные вещи, стерео сжатия является геометрической величиной, а компрессия динамической.
Для того чтобы повысить степень сжатия можно воспользоваться двумя способами, первый из них это приобретение поршней с большим диаметром и соответственно расточение под них цилиндров. В итоге вы получаете более высокий объем и степень сжатия тем самым получая плюс благодаря двум способам тюнинга.
Второй вариант – установка более тонкой прокладки ГБЦ. Этот способ даст результат, но с ним больше проблем, так как под такое изменение необходимо будет отрегулировать многие детали.
Вот такой результат вы можете получить:
- с 8 до 9 = 2.0 %;
- с 9 до 10 = 1.7 %;
- с 10 до 11 = 1.5 %;
- с 11 до 12 = 1.3 %;
- с 12 до 13 = 1.2 %;
- с 13 до 14 = 1.1 %;
- с 14 до 15 = 1.0 %;
- с 15 до 16 = 0.9 %;
- с 16 до 17 = 0.8 %.
Также если вы сильно повышаете степень сжатия, эти результаты суммируются, то есть подняв с 8-ми до 17-ти даст 11.5%. Также не забывайте, что от степени сжатия равной 12 уже необходим 98-ой бензин, а от 13.5 уже 102-ой, от 15-ти 105-й, который очень редкий и дорогой. Некоторым моторам смена топлива не требуется.
Приемистость — двигатель
Приемистость двигателя согласно ряду опубликованных данных улучшается, так как отставание топлива от потока воздуха при впрыске становится менее ощутимым.
Приемистостью двигателя называют его способность разгонять инерционную нагрузку. Эта способность зависит от величины развиваемого момента и момента инерции вращающихся ( или возвратно-поступательно движущихся) частей.
Время приемистости двигателя в пределах нормальных температур газов за турбиной и окружающего воздуха устанавливается инструкцией и постоянно проверяется в процессе эксплуатации. Запаздывание или растянутая приемистость ГТД характеризует неудовлетворительную регулировку автоматики приемистости либо неисправность каких-либо элементов технического устройства На ГТД с недостаточной приемистостью летать опасно, так как может произойти остановка либо помпаж двигателя.
Требование приемистости двигателя ( третье требование) выполняется слабо. При значительном прикрытии заслонки поступление топлива из компенсационного распылителя значительно уменьшается, вследствие чего колодец заполняется топливом.
Под термином приемистость двигателя принято понимать скорость повышения числа оборотов полностью прогретым двигателем при резком открытии дроссельной заслонки. Приемистость двигателя зависит от фракционного состава бензина ( главным образом температуры испарения 50 % бензина) и конструкции впускной системы двигателя.
Уменьшение диапазона устой-усттйчибаго чивой работы камер сгорания с подъемом на высоту. |
Ухудшение характеристик приемистости двигателя при увеличении высоты полета связано с уменьшением избытка мощности на турбине; оно выражается в увеличении времени приемистости двигателя и в ограничении темпа дачи или уборки РУД до 2 — 3 сек на больших высотах по сравнению с 1 — 2 сек на малых и средних высотах. Кроме того, на больших высотах не допускается встречная приемистость из-за сужения диапазона устойчивой работы ТРД с ростом высоты полета.
На графике зависимости приемистости двигателя от состава горючей смеси ( рис. 20) по оси ординат отложено время разгона т, а по оси абсцисс коэффициент избытка воздуха а. Таким образом, для улучшения приемистости двигателя, а также для устранения всех нарушений, которыми сопровождается работа двигателя при резком открытии дроссельной заслонки карбюратора, необходимо кратковременное обогащение горючей смеси.
Зависимость приемистости двигателя от состава горючей смеси.| Зависимость времени пуска двигателя от состава горючей смеси. |
На графике зависимости приемистости двигателя от состава горючей смеси ( рис. 19) по оси ординат отложено время разгона т, а по оси абсцисс коэффициент избытка воздуха а. Таким образом, для улучшения приемистости двигателя, а также для устранения всех нарушений, которыми сопровождается работа двигателя при резком открытии дроссельной заслонки карбюратора, необходимо кратковременное обогащение горючей смеси.
Карбюратор должен обеспечивать достаточную приемистость двигателя.
Главным образом, это относится к тому, чтобы двигатель быстро развивал мощность от холостой до максимальной нагрузки и обороты. Эго имеет большое значение для всякого автомобиля, а в особенности для специальных автомобилей. Существенным недостатком турбокомпресеорного наддува является также пониженная приемистость двигателя вследствие отсутствия у него кинематической связи с нагнетателем. Турбокомпрессор всегда отстает в необходимом изменении подачи воздуха при изменении режима работы двигателя; причиной этого является инерция вращающихся масс нагнетателя и турбины.
Температура выкипания 90 % также влияет на приемистость двигателя, кроме того, на полноту испарения топлива во всасывающей системе, на степень разжижения смазки ( особенно в автомобильном двигателе) неиспарившимися хвостовыми фракциями топлива.
Влияние фракционного состава бензина на приемистость двигателя ГАЗ-51 без нагрузки. |
Изучение влияния фракционного состава отечественных бензинов на приемистость двигателя ГАЗ-51 ( табл. 64) показало, что даже без нагрузки на двигатель количество средних и хвостовых фракций в бензине существенно влияет на приемистость двигателя.
На какие машины ставился силовой агрегат 3SZ VE
А теперь давайте посмотрим на какие автомобили ставился этот силовой агрегат под названием 3SZVE. Мотор можно увидеть на:
- Daihatsu Terios;
- Daihatsu Taruna;
- Toyota bB;
- Toyota Avanza;
- Тойота Пассо Сетте;
- Тойота Раш.
Terios продают в Южной Америке. По своей сути автомобиль считается почти копией транспортного средства Toyota Rush. Поэтому на нее ставится одинаковый двигатель от этой компании 3SZ VE.
Расход топлива на автомашинах с этим двигателем начинается от 5,1 литра на 100 километров при движении по трассе. Если машина постоянно двигателя по городу с пробками и остановками на светофорах, то расход горючего увеличивается семи с половиной литров. В смешанном же режиме движок потребляет 6,2 литра.
На этот мотор похожи силовые агрегаты от следующих компаний:
- Дэу G15MF;
- Nissan QG15DE;
- Ford UEJB;
- Honda L15A.
Несмотря на то, что этот движок является широко используемым среди малолитражек, многие пользователи негативно отзываются о двигателе 3SZ VE. Однако есть много и положительных отзывов.
Автомобиль плохо разгоняется
Автомобиль плохо разгоняется
Так расположены в подкапотном пространстве узлы, неисправность которых влияет на динамику автомобиля.
Причин ухудшения динамики много, основные можно определить так.
- Неисправность двигателя — снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах, подсос дополнительного воздуха во впускной тракт двигателя. Закоксовывание системы выпуска или повреждение нейтрализатора отработавших газов.
- Неисправность системы питания — засорение форсунок, топливного фильтра и шлангов системы подачи топлива. Недостаточная подача бензонасоса. Применение топлива низкого качества.
- Неисправность системы зажигания — выход из строя свечи зажигания, пробой высоковольтной цепи системы.
- Неисправность системы управления двигателем — отказ датчиков системы. При отказе какого-либо датчика электронный блок управления переходит на работу по резервной программе, позволяющей доехать до гаража или автосервиса, но при этом снижаются мощностные и экономические характеристики двигателя.
- Неисправность системы изменения фаз газораспределения — отказ электромагнитных клапанов или блока управления системы.
- Пробуксовка сцепления вследствие износа или неисправности элементов гидропривода его выключения.
- Неисправность тормозной системы — притормаживание одного или нескольких колес на ходу, неправильная регулировка стояночного тормоза.
- Недостаточное давление воздуха в шинах.
- Перегрузка автомобиля.
Полную диагностику автомобиля должны проводить высококвалифицированные специалисты с применением специального диагностического оборудования, поэтому обратитесь в автосервис.
Самостоятельно можно провести следующие работы.
- Проверьте и доведите до нормы давление воздуха в шинах.
- Проверьте работу рабочей тормозной системы и стояночного тормоза. Снимать колеса для этого необязательно. Найдите ровный участок дороги и в сухую безветренную погоду проведите заезд на определение выбега автомобиля. Автомобиль должен быть полностью заправлен, в салоне только водитель. Разгоните автомобиль до 50 км/ч, выровняйте скорость, а затем выключите передачу и двигайтесь по инерции до полной остановки. Сделайте еще один заезд в обратном направлении. Выбег должен составить около 500 м.
- Проверьте работу системы зажигания, как описано выше.
- Проверьте работу сцепления. Первоначальную проверку проводят на ровной, свободной от препятствий площадке. Педалью акселератора установите повышенную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода — примерно 1500 мин–1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом. Выжмите сцепление и включите I передачу. Затем начинайте плавно отпускать педаль сцепления. Если двигатель заглохнет, сцепление исправно и не буксует. Если двигатель не глохнет, сцепление изношено и требует замены.
opelastraj.ru
Двигатель перестал тянуть, нет приемистости ДВС: самые распространенные неисправности
Начнем с того, что опытный автолюбитель хорошо знает свой автомобиль и его «характер» (динамика разгона, обороты крутящего момента и обороты максимальной мощности и т.д.). Вполне очевидно, что падение мощности обычно сразу становится заметным и является поводом для диагностики.
Что касается причин, их достаточно много, однако в каждом случае происходит потеря мощности двигателя и ухудшение его приемистости. Также среди дополнительных косвенных признаков стоит отметить, что мотор может работать нестабильно, троить и дымить.
Итак, снижение тяги зачастую вызвано следующими причинами:
Температура наружного воздуха. Особенно сильно ощущается на простых малолитражных 3-х или 4-х цилиндровых атмосферных двигателях (как правило, 8-клапанных) с рабочим объемом до 1.5 литра на бюджетных авто.
Например, в сильную жару многие владельцы таких машин отмечают, что машина «не едет», падает динамика, нужно сильнее нажимать на педаль газа и раскручивать ДВС до более высоких оборотов для поддержания привычного темпа езды.
Если просто, объемная часть горячего воздуха из атмосферы в двигателе уменьшается, в результате чего ухудшается и тяга. Отметим, что поломкой это считать нельзя. После того, как наружная температура понизится, все придет в норму.
Горючее низкого качества, не соответствует октановое число бензина и т.д. Если просто, приемистость двигателя может заметно ухудшится сразу после заправки на АЗС. В этом случае снижается мощность, может возникнуть детонация двигателя, вероятны проблемы с запуском ДВС и т.д.
В одних ситуациях нужно просто разбавить топливо более качественным, в других нужно полностью сливать горючее из бака. Наиболее проблемной ситуацией можно считать необходимость не только слить топливо, но и промывать систему питания двигателя.
Загрязнение воздушного фильтра. Если указанный фильтр забит, тогда в двигатель не поступает достаточного количества воздуха. В результате кислорода не хватает для полноценного сгорания всего объема подаваемого топлива. Другими словами, топливный заряд не отдает максимум своей энергии поршню.
В подобной ситуации двигатель не только не тянет, но еще и дымит. Решить проблему просто — необходимо заменить воздушный фильтр двигателя, причем такую замену можно сделать самому.
Загрязнение или разрушение свечей зажигания
Важно учитывать, что данные элементы на бензиновых моторах являются «расходником». Если еще учесть и плохое качество отечественного бензина, тогда не стоит сильно рассчитывать и на дорогие иридиевые или платиновые свечи с большим заявленным ресурсом
Также к нарушениям в работе свечей зажигания может приводить и загрязнение электродов, появление нагара и налета, изменение зазора между электродами и т. д. В этом случае зазор нужно выставлять, а свечи чистить.
Если свечи старые или грязные, а также подобраны для конкретного ДВС неправильно, тогда нарушается процесс воспламенения смеси топлива и воздуха в цилиндрах, может возникнуть детонация двигателя и т.д. Мотор в таких условиях теряет приемистость, может плохо заводиться.
Прежде всего, если свечи новые, нужно выяснить, что приводит к их быстрому загрязнению. Если же свечи зажигания попросту давно не менялись, тогда необходимо подобрать нужные элементы системы зажигания под конкретный мотор и установить на двигатель новый комплект. Также внимания заслуживает и настройка системы зажигания, бронепровода, катушки, правильно выставленный УОЗ (угол опережения зажигания) и т.д.
Топливная система. Как и в случае с системой подачи воздуха, загрязнение системы питания приводит к тому, что в двигатель подается недостаточное количество горючего. В подобной ситуации рабочая топливно-воздушная смесь сильно «обедняется», то есть воздуха в составе смеси много, а топлива мало.
Обычно частой причиной является забитый фильтр топлива, который по рекомендации специалистов также желательно менять каждые 15-20 тыс. км. Еще нужно добавить, что периодически необходимо чистить инжектор или карбюратор, так как загрязненные жиклеры или форсунки вполне могут стать причиной явной нехватки топлива в моторе.
Также следует отдельно отметить, что снижение производительности бензонасоса можно отнести к частым причинам потери тяги двигателя. На карбюраторных ДВС диагностировать проблему проще, так устройство расположено на виду.
Рекомендации по выбору двигателей автомобиля
Часто, выбирая конкретную модификацию двигателя автомобиля, потенциальные покупатели обращают внимание лишь на литраж мотора, его мощность и показатели расхода топлива. Однако одним из важных параметров является именно крутящий момент , от которого будет зависеть динамичность авто и его способность быстро ускоряться в широком диапазоне скоростей и оборотов двигателя
Как уже было сказано выше, максимально возможный крутящий момент отмечается у дизельных двигателей , причём у них пик мощности агрегат выдает на низких оборотах. Это обеспечивает ураганное ускорение и великолепную приемистость мотора, который позволяет с любых оборотов отлично разгонять автомобиль. Однако у такого огромного едва ли не рекордного показателя крутящего момента имеются и свои определенные недостатки. В первую очередь, это повышенные требования к конструкции трансмиссии и коробки передач.
Чтобы переварить такой высокий показатель крутящего момента коробка передач должна выполняться не только мощной, она имеет усложненную конструкцию, что неизменно сказывается на ее надежности и стоимости. А вот простые автоматы использовать на сверхмощных дизелях не рекомендуется, так как такая коробка передач выдержит от силы 100-150 тысяч километров пробега, после чего потребуется выполнять ее дорогостоящий ремонт.
У турбированных автомобилей показатели крутящего момента также могут быть высокими, однако их максимум приходится на максимальные обороты, соответственно добиться равномерного ускорения машины будет попросту невозможным. В особенности подобное часто отмечалось на старых турбомоторах с большими нагнетатели, где была выражена так называемая турбояма, то есть провал мощности при резком нажатии на педаль газа. На современных автомобилях эта проблема отчасти решена, однако полностью исключить турбояму всё же не представляется возможным.
Покупателям новых подержанных автомобилей при выборе конкретной модификации двигателя можно порекомендовать не гнаться за рекордными показателями мощности двигателя и его крутящего момента. Дело в том, что не всегда такая повышенная мощность требуется водителю, а новички часто просто не могут справиться с динамичным авто, что приводит не только к опасным ситуациям на дороге, но и серьёзным дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому при выборе следует придерживаться некой золотой середины между мощностью, показателем крутящего момента и топливной экономичностью.
Также необходимо различать понятия среднего крутящего момента и его максимального значения. Многие автопроизводители в своей технической документации указывают, что 80% и более крутящего эффекта достигается уже при 3000 оборотов, а при раскручивании двигателя до 5000 вращений коленвала этот показатель достигает своих пиковых значений.
Выводы
Под показателем крутящего момента, который измеряется в оборотах двигателя и Ньютон метрах, принято понимать приземистость авто и его способность быстро ускоряться. От этой характеристики напрямую зависят динамические показатели машины, а также возможность быстрого ускорения с любой скорости и на любой передаче. По причине особенностей конструкции максимально возможные показатели крутящего момента отмечаются у дизельных турбированных авто, которые великолепно тянут уже буквально с 2-3 тысяч оборотов, тогда как для достижения максимальной мощности бензиновый мотор требуется раскрутить до 5000 оборотов коленвала и более.
Источник
Подведем итоги
Как видно, возможных причин для ухудшения приемистости двигателя и потери тяги достаточно много. При этом инжекторный мотор диагностировать сложнее по сравнению с карбюраторным ДВС.
Если суммировать полученную информацию, тогда на моторах с электронным впрыском на начальном этапе:
- проверяется фильтр топлива и воздуха на предмет загрязнения;
- при необходимости производится чистка инжектора, выполняется замена свечей зажигания, высоковольтных бронепроводов и т. д.;
- затем диагностируется бензонасос, параллельно стоит проверить регулятор давления в топливной рампе;
- далее выполняется компьютерная диагностика автомобиля;
Еще стоит добавить, что в процессе поиска неисправностей в обязательном порядке проверяется точность установки ремня/цепи ГРМ по меткам, чистится дроссельная заслонка, анализируется корректность работы системы изменения фаз газораспределения, рециркуляции отработавших газов и т.д.
В любом случае, если вы заметили, что двигатель автомобиля стал не такой приемистый, как раньше, лучше сразу сделать комплексную диагностику. После того, как была определена причина снижения тяги, неполадку нужно быстро и качественно устранить, что позволит избежать более серьезных последствий.
Захлебывается двигатель при нажатии на газ
Причины, по кторым после нажатия на педаль газа возникают провалы и двигатель начинает захлебываться. Провалы мотора с ГБО при переходе с бензина на газ. Читать далее
Почему машина дергается на ходу
В результате чего появляются рывки и провалы при наборе скорости, машину дергает в движении на переходных режимах. Причины и устранение неисправностей. Читать далее
Двигатель не набирает обороты: причина и решение…
Почему двигатель может не набирать обороты: бензиновый мотор, дизельный агрегат, автомобиль с ГБО. Диагностика неисправности, полезные советы. Читать далее
Высокие обороты двигателя на холостом ходу: инжектор…
Почему двигатель может иметь повышенные обороты холостого хода. Главные причины высоких оборотов ХХ на инжекторном моторе и двигателях с карбюратором. Читать далее
Почему глохнет двигатель на горячую
Основные причины, по кторым двигатель начинает глохнуть после прогрева. Частые проблемы карбюраторных и инжекторных моторов, диагностика неисправностей. Читать далее
Почему троит дизельный двигатель: возможные причины
Признаки неработающего цилиндра (троение и вибрации) дизельного двигателя. Поиск неисправности: компрессия, дизельные форсунки, свечи накала, ТНВД и другие. Читать далее
Регулирование приемистости нагнетательных скважин нефтяных месторождений — Добыча
Основным способом разработки нефтяных месторождений, как в России, так и в других странах является поддержание необходимого пластового давления с помощью закачки воды. При этом, достижение максимальных показателей нефтедобычи во многих случаях определяется эффективностью работы нагнетательных скважинных агрегатов.
В процессе разработки нефтяных месторождений важно знать характер и динамику приемистости скважин, возможность максимального охвата пластов закачиваемой водой [1]. К сожалению, на практике зачастую отсутствуют не только широкомасштабные промысловые исследования, но и описания реальной геологической модели.
Несмотря на это, в результате широкого развития очагового заводнения доля нагнетательных скважин в эксплуатационном фонде постоянно растет.
В процессе нагнетания в скважины пресных вод открытых водоемов, стоков с нефтепромыслов наблюдается заиливание поверхности фильтрации привнесенными взвешенными твердыми фракциями, смолами, нефтепродуктами и солями. В результате этого происходит снижение и зачастую полная потеря приемистости пластов и как результат – снижение нефтедобычи.
Важнейшим фактором, влияющим на данный показатель, является качество подготовки призабойной зоны нагнетательных скважин, вводимых под закачку после бурения или из эксплуатационного фонда. Эта важная задача решается путем очистки призабойной зоны от глинистого раствора, твердых и дисперсных фракций, асфальтеновых и смолопарафинистых отложений, образующихся в процессе эксплуатации скважин.
На заключительных этапах разработки месторождений с использованием закачки воды может возникнуть проблема недостаточного охвата продуктивного пласта. Это связано с особенностями геологического строения залежи, неоднородностью, коллекторскими свойствами пород, а именно: пористостью, проницаемостью, остаточной нефтенасыщенностью, податливостью системы заводнения.
В результате основной объем закачиваемой воды фильтруется по промытым каналам, оставляя невыработанными менее проницаемые объемы продуктивного пласта.
Основные факторы, влияющие на приемистость, хорошо известны и описаны в технической и патентной литературе. Они подразделяются на три основные группы.
Геологические факторы:
-
размеры поровых каналов, виды пористости и характер распределения пор по размерам;
-
наличие глинистых пропластков и реальная площадь фильтрации;
-
остаточная нефтенасыщенность;
-
количество связанной воды;
Качество закачиваемой воды:
-
плотность, температура, вязкость;
-
совместимость с пластовой водой;
-
содержание нефтяной пленки, ароматических углеводородов;
-
наличие твердых частиц и их фракционный состав;
Технологические факторы:
-
режим нагнетания, скорость закачки и давление нагнетания;
-
согласованность отбора и закачки;
-
ремонтные работы в призабойной зоне, применение химических реагентов;
-
кольматация из-за набухания глин, выпадение солей при фронтальной кольматации пористой среды.
С целью предупреждения потерь приемистости сегодня разработаны многочисленные методы регулирования фильтрационно-емкостных характеристик в призабойной зоне, которые призваны качественно и количественно восстановить ее и увеличить охват пластов заводнением. Подавляющее большинство основываются на использовании химических реагентов (кислот, ПАВ, полимерных гелей и т.д.) [2–4].
Состав композиций подбирают таким образом, чтобы решить несколько проблем.
Это изоляция водопритока в нефтяные скважины, регулирования профиля приемистости нагнетательных скважин, ликвидация негерметичности эксплуатационных колонн и заколонного пространства, а также подавление соле- и пескопроявления.
В частности, решение ряда проблем на некоторых месторождениях удалось достичь включением в состав реагентной композиции гелеобразующих компонентов [5].
Подобный инновационный прием был использован авторами [6 – 8], которые для обработки призабойного пласта использовали комбинацию следующих химреагентов: препарат моющий «МЛ-Супер», ТУ-2383-002-51881692-2000,; высокодисперсный порошок «Полисил» ТУ 2169-001-05793979-00, неионогенное ПАВ марки «Неонол АФ9–12» ТУ 2483-077-05766801-98; соляную кислоту ингибированную (24%-ную) ТУ 6-01-04689381-85-92, техническую воду.
При рецептуростроении композиций было принято во внимание, что высокое межфазное натяжение углеводородных сред в призабойной зоне пласта затрудняет их извлечение из капиллярных каналов пористой среды, снижая рабочие дебиты, а наличие в порах газообразной фазы делает это явление более резко выраженным. Для снижения поверхностного и межфазного натяжений при обработке нагнетательных скважин весьма удачным оказалось применение подкисленных растворов поверхностно-активного вещества, например,«Неонола АФ9– 12». Его закачка в нагнетательную скважину дает возможность кислоте более полно проникать в пустоты пористой среды и в тонкие каналы продуктивного пласта, удаляя нефть с поверхности породы. Такой вид обработки изменяет также смачиваемость пород-коллекторов, предотвращает образование или разрушение эмульсии кислота – нефть, благоприятствует удалению из призабойной зоны отработанного кислотного раствора и продуктов реакции, включая твердые взвеси, предупреждая образование твердых компонентов или увеличение вязкости при контакте кислоты с нефтью.
Увеличение приемистости нагнетательных скважин объясняется тем, что при попадании «Полисила» в поровое пространство происходит сильная гидрофобизация поверхности. Это изменяет энергетику поверхностного слоя коллектора, обусловливая удаление рыхлосвязанной пластовой воды из ранее недренируемых или слабо дренируемых интервалов и зон пласта, что не позволяет воде в течение длительного времени блокировать коллектор в призабойной зоне. Кроме того, гидрофобизация породы препятствует диспергированию и набуханию содержащихся в пласте глинистых частиц в присутствии водного фильтрата. Это увеличивает эффективное сечение поровых каналов за счет снижения толщины гидратных оболочек физически связанной воды с гидратированной поверхностью глинистых частиц. С другой стороны, при обработке породы «Полисилом» ее поровое пространство приобретает органофильные свойства, что снижает межфазное натяжение на границе нефть – порода – вода. В результате этого повышаются фазовые проницаемости для нефти и воды. Указанные факторы способствуют улучшению капиллярной пропитки и, в конечном счете, увеличивают скорость фильтрации закачиваемой воды [6].
В ходе проведенного исследования было показано, что неионогенные поверхностно активные вещества являются не только активными эмульгаторами, но и в значительной степени снижают адгезию глинистых частиц к породе продуктивного пласта.
Данный практический вывод позволил создать реагент «МЛ-Супер», способный снизить стабильность водонефтяной эмульсии и обеспечить эффект «вымывания» нефти из горных пород. К достоинствам данного ПАВ можно отнести и то обстоятельство, что в его присутствии меняется характер протекания процессов, происходящих на границах нефть – газ – вода – порода, улучшаются реологические свойства нефти.
С целью проверки влияния новых реагентов на увеличение приемистости пластов были приготовлены и экспериментально апробированы две композиции.
Экспериментальная часть
Экспериментальное изучение процесса фильтрации пресной воды в глинизированных коллекторах проводилось на модели элемента пласта, представляющей собой трубку тока длиной 22 см и диаметром 3,2 см, которая заполнялась смесью из 95% кварцевого песка и 5% монтмориллонитовой глины. Из трех основных типов глин — каолинит, гидрослюды и монтмориллонит – различных по степени набухания, в качестве глинистого компонента модели был выбран монтмориллонит, как обладающий наибольшей способностью к набуханию.
Модель элемента пласта вакуумировалась и насыщалась пластовой водой (принципиальная схема узла вакуумирования и имитации насыщения породы пластовой водой для определения пористости и объема пор представлена на рис.1).
Рис.1. Принципиальная схема узла вакуумирования и насыщения пластовой водой модели элемента пласта для определения пористости и объема пор
Водопроницаемость керна находилась на фильтрационной установке фирмы «Gilson» (принципиальная схема узла фильтрации представлена на (рис.2).
Рис.2. Принципиальная схема узла фильтрации по определению реологических и нефтевытесняющих свойств закачиваемых флюидов
Первоначально пластовая вода вытеснялась из трубки керосином (создание остаточной водонасыщенности), а затем керосин – пластовой водой (создание остаточной нефтенасыщенности).
Так как степень набухания глинистых частиц зависит от минерализации закачиваемой воды, то в проводимых экспериментах для получения наибольшего эффекта в модель элемента пласта после создания остаточной нефтенасыщенности, закачивалась пресная вода, по которой определялась водопроницаемость. Полученная до закачки исследуемого состава водопроницаемость (К1) сопоставлялась с водопроницаемостью после закачки химсоставов (К2 и К3). По отношению данных показателей (θ1= К2/К1 и θ2= К3/К1) делали заключение об эффективности того или иного химсостава или технологии его применения. В проведенных экспериментах объем закачиваемой оторочки химсостава составлял – 0,1 объема пор модели элемента пласта; линейная скорость фильтрации – 7 м/сут.
Полученные экспериментальные данные приведены в таблице. Из нее следует, что наилучшие результаты получены в опытах №7 и №9. Так, например, после прокачки кислотного «МЛ-Супер» было достигнуто увеличение исходной проницаемости в 2,17 раза, а при добавлении в этот же состав небольшого количества реагента «Полисил» — увеличение проницаемости составило 2,43 раза. Подобный позитивный результат может быть объяснен наличием в используемой композиции гидрофобных добавок в виде кремнийсодержащих соединений, а также соляной кислоты. При взаимодействии последней с карбонатными породами образуется углекислый газ, разжижающий нефть и снижающий ее поверхностное натяжение [9].
ТАБЛИЦА 1. Результаты исследований химреагентов с целью повышения проницаемости коллектора
Промысловые испытания
В соответствии с полученными лабораторными результатами с целью увеличения приемистости были обработаны 7 нагнетательных скважин НГДУ «Сергиевскнефть» и «Первомайскнефть» АО «Самаранефтегаз». Данные промысловых испытаний представлены на рис. 3.
РИС. 3. Результаты промысловых испытаний поверхностно‑активных композиций на основе материалов «МЛ‑Супер» и «Полисил»
Для увеличения приемистости были исследованы следующие составы:
Композиция 1 — Кислотная поверхностно-активная композиция (КПАК)
-
Неонол АФ9– 12 – 5,3%
-
Кислота соляная концентрированная – 47,3%
-
Вода техническая – остальное.
Композиция 2 — Поверхностно-активная композиция (ПАК):
Расход каждой композиции составлял не менее 1м3 на один погонный метр перфорированной толщины пласта.
Процесс реагентной обработки осуществляли по следующей схеме:
На первой стадии — подача кислотным агрегатом расчетного количества КПАК в насосно-компрессионные трубы (НКТ) и вслед за этим дозирование требуемого объема ПАК при максимально возможном давлении, не превышающем уровня опрессовки эксплутационной колонны. Перемещение компонентов композиции к забою пласта проводили технической водой с помощью агрегата ЦА – 320 в объеме НКТ. По окончании работы скважину оставляли на двухчасовую выдержку и подключали затем к водоводу.
Предложенная технология активно используется в России и республиках СНГ, так как позволяет в широких пределах регулировать приемистость нагнетательных скважин, активно растворять осадки выпавших солей, подавлять разбухание глинистой составляющей продуктивных пластов и высокоэффективно отмывать породу от адсорбированных на ней нефтепродуктов. Благодаря этому существенно повышается эффективность воздействие на грунт соляной кислоты, присутствующей в поверхностно-активной композиции.
Список литературы
1. Хисамутдинов Н.И., Ибрагимов Г.З., Кобяков Н.И., Муслимов Р.Х., Телин А.Г., Ким М.Б., Хазипов Р.Х. Опыт восстановления и регулирования производительности добывающих и нагнетательных скважин. – М.: ВНИИОЭНГ, 1990. – 50с.
2.Патент RU№2112873. Способ обработки пласта нефтяных месторождений. (опубл. 1998 г.).
3. Патент RU №2279463. Состав для выравнивания профиля приемистости нагнетательных скважин, снижения обводненности и повышения нефтеотдачи и способ его приготовления (опубл. 2006 г.).
4. Патент RU №2307860. Состав для удаления асфальтеносмолопарафиновых отложений и гидрофобизации призабойной зоны пласта (опубл. 2007 г.).
5. Афанасьев С.В., Волков В. А., Турапин А.Н. Полимерные гелевые композиции для очистки магистральных трубопроводов сложной конфигурации и переменного диаметра от отложений // Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2019. №12. С.64 – 67.
6. Грайфер В.И., Колесников А.И., Котельников В.А. и др. Возможность повышения конечного нефтеизвлечения за счет обработок нагнетательных скважин материалом «Полисил» // Нефтяное хозяйство. 1999. №5. С.44 – 46.
7. Калинин Е.С., Кирьянова Е.В., Степаненко В.Ф. К вопросу о применении моющего препарата «МЛ-СУПЕР» в технологиях по реагентной разглинизации продуктивных коллекторов // Интервал. 2002. №1. С.14– 16.
8. Акташев С.П., Волков В.А., Калинин Е.С. и др. Увеличение приемистости нагнетательных скважин месторождений Самарской области с применением многофункционального реагента «МЛ-СУПЕР» и «Полисил» // Интервал. 2003. №2. С.12– 14.
9. Афанасьев С.В. Углекислый газ как сырье для крупнотоннажной химии// Neftegaz. ru. Деловой журнал. 2019. №9. С.94 – 106.
Статья «Регулирование приемистости нагнетательных скважин нефтяных месторождений » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2020)
Плохая «приемистость» двигателя: основные причины
Как правило, в процессе эксплуатации любой силовой агрегат по мере естественного износа становится менее производительным. При этом потеря мощности даже на моторах с солидным пробегом обычно составляет, в среднем, около 10% от заявленной паспортной. Естественно, такое снижение производительности водитель практически не замечает.
Однако если пропала тяга двигателя, мотор потерял приемистость в момент нажатия на педаль газа, тогда эксплуатировать такой силовой агрегат становится затруднительно и даже опасно, а сама проблема требует решения. Параллельно с этим владелец может заметить, что двигатель тяжело заводится, причем как на холодную, так и на горячую. Еще может появиться дымный выхлоп двигателя на разных режимах работы силового агрегата (холостой ход, дымление под нагрузкой и т. д.)
Далее мы рассмотрим наиболее частые причины, по которым мотор перестает тянуть, не реагирует своевременно на нажатие педали газа, дымит, пропадает приемистость двигателя и т.д.
Содержание статьи
- Двигатель перестал тянуть, нет приемистости ДВС: самые распространенные неисправности
- Если инжекторный двигатель потерял приемистость: что нужно учитывать
- Подведем итоги
Двигатель перестал тянуть, нет приемистости ДВС: самые распространенные неисправности
Начнем с того, что опытный автолюбитель хорошо знает свой автомобиль и его «характер» (динамика разгона, обороты крутящего момента и обороты максимальной мощности и т.д.). Вполне очевидно, что падение мощности обычно сразу становится заметным и является поводом для диагностики.
Что касается причин, их достаточно много, однако в каждом случае происходит потеря мощности двигателя и ухудшение его приемистости. Также среди дополнительных косвенных признаков стоит отметить, что мотор может работать нестабильно, троить и дымить.
Итак, снижение тяги зачастую вызвано следующими причинами:
- Температура наружного воздуха. Особенно сильно ощущается на простых малолитражных 3-х или 4-х цилиндровых атмосферных двигателях (как правило, 8-клапанных) с рабочим объемом до 1.5 литра на бюджетных авто.
Например, в сильную жару многие владельцы таких машин отмечают, что машина «не едет», падает динамика, нужно сильнее нажимать на педаль газа и раскручивать ДВС до более высоких оборотов для поддержания привычного темпа езды.
Если просто, объемная часть горячего воздуха из атмосферы в двигателе уменьшается, в результате чего ухудшается и тяга. Отметим, что поломкой это считать нельзя. После того, как наружная температура понизится, все придет в норму.
- Горючее низкого качества, не соответствует октановое число бензина и т.д. Если просто, приемистость двигателя может заметно ухудшится сразу после заправки на АЗС. В этом случае снижается мощность, может возникнуть детонация двигателя, вероятны проблемы с запуском ДВС и т. д.
В одних ситуациях нужно просто разбавить топливо более качественным, в других нужно полностью сливать горючее из бака. Наиболее проблемной ситуацией можно считать необходимость не только слить топливо, но и промывать систему питания двигателя.
- Загрязнение воздушного фильтра. Если указанный фильтр забит, тогда в двигатель не поступает достаточного количества воздуха. В результате кислорода не хватает для полноценного сгорания всего объема подаваемого топлива. Другими словами, топливный заряд не отдает максимум своей энергии поршню.
В подобной ситуации двигатель не только не тянет, но еще и дымит. Решить проблему просто — необходимо заменить воздушный фильтр двигателя, причем такую замену можно сделать самому.
- Загрязнение или разрушение свечей зажигания. Важно учитывать, что данные элементы на бензиновых моторах являются «расходником». Если еще учесть и плохое качество отечественного бензина, тогда не стоит сильно рассчитывать и на дорогие иридиевые или платиновые свечи с большим заявленным ресурсом.
Как показывает практика, обычные одноэлектродные свечи желательно менять каждые 15 тыс. км. Что касается более дорогих многоэлектродных аналогов или изделий с платиновыми или иридиевыми электродами, срок службы зачастую не превышает 50-60% от заявленного самим производителем тех или иных свечей.
Также к нарушениям в работе свечей зажигания может приводить и загрязнение электродов, появление нагара и налета, изменение зазора между электродами и т.д. В этом случае зазор нужно выставлять, а свечи чистить.
Если свечи старые или грязные, а также подобраны для конкретного ДВС неправильно, тогда нарушается процесс воспламенения смеси топлива и воздуха в цилиндрах, может возникнуть детонация двигателя и т.д. Мотор в таких условиях теряет приемистость, может плохо заводиться.
Прежде всего, если свечи новые, нужно выяснить, что приводит к их быстрому загрязнению. Если же свечи зажигания попросту давно не менялись, тогда необходимо подобрать нужные элементы системы зажигания под конкретный мотор и установить на двигатель новый комплект. Также внимания заслуживает и настройка системы зажигания, бронепровода, катушки, правильно выставленный УОЗ (угол опережения зажигания) и т.д.
- Топливная система. Как и в случае с системой подачи воздуха, загрязнение системы питания приводит к тому, что в двигатель подается недостаточное количество горючего. В подобной ситуации рабочая топливно-воздушная смесь сильно «обедняется», то есть воздуха в составе смеси много, а топлива мало.
Обычно частой причиной является забитый фильтр топлива, который по рекомендации специалистов также желательно менять каждые 15-20 тыс. км. Еще нужно добавить, что периодически необходимо чистить инжектор или карбюратор, так как загрязненные жиклеры или форсунки вполне могут стать причиной явной нехватки топлива в моторе.
Также следует отдельно отметить, что снижение производительности бензонасоса можно отнести к частым причинам потери тяги двигателя. На карбюраторных ДВС диагностировать проблему проще, так устройство расположено на виду.
Однако на моторах с инжектором нужно отдельно проверять электробензонасос, который находится в топливном баке. Также в ряде случаев следует менять или чистить дополнительную сеточку-фильтр бензонасоса после снятия устройства.
- Неполадки в системе выпуска. Не все знают, что сильное загрязнение выхлопной системы также приводит к тому, что приемистость двигателя падает. Особенно это актуально для инжекторных авто с катализатором.
Указанный элемент является фильтром, через который проходят выхлопные газы для очистки. Если пропускная способность катализатора снижена, тогда двигатель «задыхается», мощность закономерно падает, ухудшается тяга.
Наиболее правильным способом решения этой проблемы является замена катализатора на новый, однако нужно учесть, что данный элемент является весьма дорогостоящим. По этой причине на территории СНГ распространена практика удаления катализатора.
Отметим, что успешно вырезать катализатор удается не на всех автомобилях, но если все работы выполнены грамотно, тогда двигатель работает нормально. При этом основные минусы – в выпускной системе появляются дополнительные шумы, автомобиль начинает сильно загрязнять окружающую среду, постоянно присутствует запах выхлопных газов во время работы мотора и т.д.
- Износ двигателя или повреждение деталей и узлов ДВС. Данная ситуация является самой проблемной, так как причиной снижения тяги и приемистости является поломка двигателя. Как правило, речь идет о снижении компрессии, появлении задиров на зеркале цилиндров, сильном износе и залегании поршневых колец, проблемах с клапанами ГРМ и т.д.
При этом не во всех случаях стоит сразу настраивать себя на капитальный ремонт двигателя. Все будет зависеть от того, в каком состоянии находится силовой агрегат. Иногда бывает достаточно произвести замену поршневых колец, почистить двигатель от кокса и нагара, заменить маслосъемные колпачки, отрегулировать клапана и т.д.
После ряда манипуляций такой мотор еще можно «оживить» и эксплуатировать далее. В любом случае, не стоит делать каких-либо поспешных выводов до того момента, как будет произведена комплексная диагностика и дефектовка двигателя в случае его разборки.
- Еще отметим, что как в случае с карбюраторными, так и инжекторными моторами необходимо исключить вероятность подсоса лишнего воздуха на впуске, а также утечек топлива или завоздушивания системы питания.
Подобные неисправности приводят к нарушению смесеобразования, состав рабочей смеси (соотношение топлива и воздуха) меняется, в результате чего такая смесь может не соответствовать режиму работы мотора.
Если инжекторный двигатель потерял приемистость: что нужно учитывать
С учетом того, что карбюраторные моторы все больше уходят на задний план, давайте заострим внимание на проблемах двигателей с инжектором, которые имеют ЭСУД и оснащены электронным впрыском.
Дело в том, что на таких автомобилях проблемы стоит разделить на две группы:
- механические неисправности;
- неполадки по электронной части и электрике;
Сама ЭСУД фактически представляет собой множество электронных датчиков, которые подают сигналы на ЭБУ, после чего блок управления посылает команды на исполнительные устройства.
При этом сбои в работе одного из датчиков могут существенно повлиять на работу мотора. Например, неправильный сигнал от кислородного датчика (лямбда-зонд) или выход его из строя приведет к тому, что ЭБУ также будет получать неверную информацию. То же самое происходит и тогда, когда, например, выходит из строя или некорректно работает ДМРВ.
Затем на основе ошибочных данных от того или иного датчика блок начинает «приготовлять» топливно-воздушную смесь, которая фактически не будет соответствовать режимам работы двигателя.
Достаточно часто мотор теряет мощность, работает со сбоями, переходит в аварийный режим, ухудшается приемистость и тяга, агрегат дымит и т.д. именно по этим причинам. Для решения проблемы и точной локализации неисправности следует выполнить компьютерную диагностику двигателя.
Подведем итоги
Как видно, возможных причин для ухудшения приемистости двигателя и потери тяги достаточно много. При этом инжекторный мотор диагностировать сложнее по сравнению с карбюраторным ДВС.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель»захлебывается» при нажатии на газ. Из этой статьи вы узнаете о причинах такой неустойчивой работы мотора в момент нажатия на акселератор, а также как найти и устранить проблему.
Если суммировать полученную информацию, тогда на моторах с электронным впрыском на начальном этапе:
- проверяется фильтр топлива и воздуха на предмет загрязнения;
- при необходимости производится чистка инжектора, выполняется замена свечей зажигания, высоковольтных бронепроводов и т.д.;
- затем диагностируется бензонасос, параллельно стоит проверить регулятор давления в топливной рампе;
- далее выполняется компьютерная диагностика автомобиля;
В любом случае, если вы заметили, что двигатель автомобиля стал не такой приемистый, как раньше, лучше сразу сделать комплексную диагностику. После того, как была определена причина снижения тяги, неполадку нужно быстро и качественно устранить, что позволит избежать более серьезных последствий.
53 Синонимы и антонимы слова ПРИЕМЛЕМОСТЬ
существительное
Сохранить словокачество или состояние адекватного удовлетворения своих потребностей
- приемлемость сломанных клавиш или двух на подержанном пианино может зависеть от того, какие клавиши сломаны
- Адекватность,
- Удовлетворительность,
- Достаточность
- Уместность,
- Правильность,
- FITNES ,
- переносимость
- обилие,
- обилие
- избыток,
- переизбыток,
- Offuppply,
- Преодоление,
- Избыток
- Обилизация,
- Амплитуда,
- ,
- ,
- .
- хочу
- кризис,
- недостаток,
- дефицит,
- голод,
- недостаток,
- дефицит
- ,
- Бедность,
- Бедность,
- Ред. нужда,
- лишенность
07 Установка,
- недостаточность,
- неадекватность,
- недостаточность,
- неудовлетворенность
См. определение в словаре
Доля Приемлемость
Опубликуйте больше слов для приемлемости в Facebook Поделитесь другими словами для приемлемости в Твиттере
принимать
приемлемость
приемлемый
Просмотреть другие записи рядомПроцитировать эту запись
«Приемлемость». Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/acceptability. По состоянию на 14 октября 2022 г.
Стиль: MLA
Merriam-Webster.com Thesaurus, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/acceptability. По состоянию на 14 октября 2022 г.»> MLA Merriam-Webster.com Тезаурус, с.в. «приемлемость», по состоянию на 14 октября 2022 г., https://www.merriam-webster.com/thesaurus/acceptability.»>Chicago Тезаурус Merriam-Webster.com. Получено 14 октября 2022 г. с https://www.merriam-webster.com/thesaurus/acceptability»>APA. Merriam-Webster.com Thesaurus, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/acceptability. По состоянию на 14.10.2022.»> Merriam-Webster
Еще от Merriam-Webster о приемлемости
Английский язык: перевод приемлемости для говорящих на испанском языке
СЛОВО ДНЯ
трансмогрифицировать
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Проверьте свой словарный запас
Странные привычки и причуды
- Что из следующего лучше всего описывает легко раздражающегося человека?
- раздражительный общительный
- кричащий поверхностный
Можете ли вы произнести эти 10 слов, которые часто пишут с ошибками?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Слова в игре
«Дундерхед» и другие «приятные» способы сказать «глупый»
На примере некоторых очень умных щенков
10 слов из географических названий
Бикини, бурбон и бадминтон заняли первые места
«Гордость»: слово, которое превратилось из порока в силу
Вы гордитесь Прайдом?
Когда впервые были использованы слова?
Найдите любой год, чтобы узнать
Спросите у редакторов
Буквально
Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в. ..
«Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?
Мы намерены разобраться
Лэй против лжи
Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.
горячий беспорядок
«Публика в беспорядке»
Игра слов
Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2
Проверьте свой визуальный словарный запас!
Пройди тест
Любимые новые слова в словаре
Повысьте свой словарный запас с помощью этих новых слов. ..
Пройдите тест
Назови это
Можете ли вы произнести эти 10 слов, которые часто пишут с ошибками?
Пройди тест
Орфографическая викторина
Сможете ли вы превзойти прошлых победителей национального конкурса Spelli…
Примите участие в викторине
приемлемость-и-вовлечение [Вики по оценке наблюдения]
Эта страница была разработана F. Goutard, CIRAD и C.Calba, CIRAD
Публикации : Calba et al., 2015, PVM; Calba et al., 2016, PLOSONe; Шульц и др., 2017 г., Научный отчет о природе; Шульц и др., 2016 г., BMC Vet. Рез.
RISKSUR Тематические исследования : Надзор за КЧС у диких кабанов
МЕТОД ПРИНЯТИЯ
1.
ЧТО ТАКОЕ ПРИЕМЛЕМОСТЬ?1.1. Определение и важность в процессе оценки
Приемлемость относится к готовности лиц и организаций участвовать в системе наблюдения и к степени, в которой каждый из этих пользователей вовлечен в наблюдение [1]. Этот атрибут оценки был указан CDC как один из основных показателей качества эпиднадзора. Действительно, решение сообщить о подозрительном событии является важнейшей функцией новой системы эпиднадзора за инфекционными заболеваниями. Он выявляет важные факторы восприятия и социологические аспекты, поскольку сообщение о вспышке может быть связано с противоречивыми экономическими, культурными и/или политическими мотивами.
Чтобы ограничить занижение сведений о подозрительных случаях и определить наилучшие способы улучшения существующей системы эпиднадзора, крайне важно оценить готовность заинтересованных сторон участвовать в этой системе.
1.2. Элементы, которые следует учитывать
Приемлемость относится к различным аспектам системы эпиднадзора. Сначала это относится к принятию субъектами системы цели и к тому, как она работает . Принятие способа работы системы относится к (i) роль каждого актора и представление его собственной полезности, (ii) последствия потока информации для каждого актора и (iii) отношения между заинтересованными сторонами. Другим важным элементом приемлемости является доверие к системе в целом, а также к другим заинтересованным сторонам, участвующим в ней.
2. КАК ОЦЕНИТЬ ПРИЕМЛЕМОСТЬ?
2.1 Совместные инструменты
Участие дает людям возможность находить решения своих собственных проблем развития. Это и отношение, и философия, которые поощряют обучение, открытия и гибкость.
Совместная оценка представляет собой семейство подходов и методов, которые позволяют людям представлять, делиться и анализировать свои знания о жизни и условиях, чтобы планировать и действовать. Это совместный, гибкий, легко структурированный, адаптируемый, исследовательский, расширяющий возможности и изобретательный подход.
Для исследования одних и тех же вопросов можно использовать различные инструменты совместной оценки. Хотя методы предназначены в первую очередь для изучения различных аспектов проблемы, в полученной информации будет некоторое дублирование. На этом тренинге будут представлены три основные группы инструментов:
Неформальные интервью: Полуструктурированные интервью, встречи с ключевыми информаторами, обсуждения в фокус-группах.
Ранжирование и оценка: Простое ранжирование, парное ранжирование, пропорциональное нагромождение, матричная оценка.
Визуализация: Картографирование, временные шкалы, сезонные календари, диаграммы Венна.
Качественные методы исследования требуют проверки и анализа данных. При совместной оценке этот процесс начинается во время полевых работ. На протяжении всего расследования практикующий врач анализирует информацию, и в результате постоянно развивается гипотеза, лежащая в основе расследования. Существует несколько способов перекрестной проверки, проверки и анализа данных.
Зондирование: Во время интервью информация, предоставленная информантами, изучается на предмет внутренней согласованности. Когда интервьюируемый отвечает на вопрос, интервьюер обычно задает дополнительные вопросы, чтобы проверить и углубить свое понимание точки зрения интервьюируемого.
Триангуляция: Аналитический процесс, при котором сравниваются данные, собранные разными методами и из разных источников. Триангуляция используется для изучения закономерностей и согласованности, а также для понимания предвзятости различных информантов. Триангуляция происходит во время интервью, при сравнении вторичной информации и результатов интервью, а также во время окончательного анализа.
Конфликт интересов: Важно понимать любой потенциальный конфликт интересов, который может возникнуть у ваших информаторов, чтобы интерпретировать информацию, которую вы собираете.
Взвешивание доказательств: Практикующий врач должен взвесить доказательства, собранные из различных источников, чтобы принять решение, на основе которого следует расставить приоритеты и продолжить расследование.
Лабораторная диагностика: Результаты, особенно в отношении диагноза, должны быть подтверждены биологическим тестированием.
Важно осознавать свое отношение и поведение и то, как они могут повлиять на нашу работу. Люди общаются со всеми пятью нашими органами чувств: звуком, зрением, слухом, осязанием и обонянием. Большинство из нас привыкло общаться в первую очередь с помощью звуков, посредством речи. Однако когда мы взаимодействуем с другими, мы сознательно или подсознательно общаемся другими способами. Наше отношение часто выражается через эти другие средства коммуникации; мы демонстрируем поведение, о котором люди узнают и на которое реагируют непредвиденным образом. Наше отношение и поведение могут повлиять на наше исследование.
Также важно знать об отношении и поведении тех, с кем мы работаем. Отношение и поведение наших интервьюируемых дают нам важную информацию для нашего исследования, а также то, насколько хорошо мы фасилитируем интервью!
2.1 Совместный набор инструментов для оценки приемлемости (AcEPT)
Целью AccEPT является привлечение представителей всех типов заинтересованных сторон надзора (например, фермеров, охотников, ветеринарных служб) посредством индивидуальных личных интервью или посредством обсуждения в фокус-группах. Каждое собеседование состоит из трех шагов.
Шаг 1 — Определение профессиональной сети заинтересованных сторон системы наблюдения и оценка удовлетворенности отношениями между ними посредством разработки диаграмм отношений и использования смайликов.
Шаг 2. Представление потока информации в системе и оценка доверия, необходимого для выполнения ее цели (целей), с использованием блок-схем, связанных с пропорциональным нагромождением.
Этап 3 — Оценка удовлетворенности информационным потоком (т. е. положительное и отрицательное влияние после подозрения) с разработкой диаграмм воздействия, связанных с пропорциональным нагромождением.
Каждый элемент оценивался с использованием специальных инструментов совместной оценки, адаптированных и разработанных для сбора данных, связанных с конкретными вопросами, как указано в следующей таблице.
3. ПРИНЯТЬ
Оценка приемлемости с использованием совместных подходов может быть реализована со всеми типами заинтересованных сторон в системе, от фермеров и охотников до ветеринарных служб. Тем не менее, на каждом собрании должен присутствовать только один тип участников. Предпочтительным способом осуществления процесса является организация обсуждений в фокус-группах. Лучше не включать слишком много людей в каждую группу. Пять участников оказались управляемыми. Также можно применять подходы посредством индивидуальных интервью. Фокус-группа продлится примерно три часа; индивидуальное собеседование около двух часов.
Для каждой встречи будет реализовано несколько шагов, как описано ниже. Сначала вам придется начать с введения, с вашей стороны (например, проект, цели) и со стороны участников. Вы должны указать, что информация, которая будет собрана, будет анонимной. Кроме того, важный момент, который участники должны понять, заключается в том, что в этом процессе нет вопроса суждения. Цель состоит в том, чтобы оценить их точку зрения и понять их отношение к целевой системе наблюдения.
Наконец, вы должны представить им организацию дня. «С вами будут реализованы три упражнения. Первый будет нацелен на вашу профессиональную сеть и ваши отношения. Второй будет связан с санитарной информацией. И последний будет связан с последствиями какого-то конкретного события».
Эти инструменты лучше применять в команде: один человек отвечает за организацию дискуссий, а один (или два) отвечает за ведение записей и наблюдение за поведением участников. Если у вас нет выбора, кроме как реализовать его с одним человеком, рекомендуется использовать цифровой рекордер. Действительно, вы не сможете проводить встречи и делать заметки одновременно.
3.1 Инструменты
3.1.1 Реляционные диаграммы и смайлики
Реляционные диаграммы используются для определения профессиональной сети респондентов и взаимодействия между заинтересованными сторонами. Этот инструмент является хорошим способом познакомить участников с процессом оценки, когда они обсуждают свои профессиональные отношения. Цель здесь состоит не в том, чтобы сосредоточиться на отношениях, связанных с системой наблюдения, а в том, чтобы получить обзор отношений участников.
После рисования диаграммы с участниками цель состоит в том, чтобы оценить уровень их удовлетворенности каждым отношением. На реляционной диаграмме будут использованы пять смайликов, представляющих пять уровней удовлетворенности: очень неудовлетворительно, неудовлетворительно, средне, удовлетворительно, очень удовлетворительно. Цель состоит в том, чтобы иметь один и только один смайлик для каждой определенной заинтересованной стороны/организации.
Метод
1. Нарисуйте прямоугольник в середине флипчарта со статусом участников (например, фермеры, охотники).
2. Спросите респондентов о заинтересованных сторонах или организациях, с которыми они взаимодействуют в рамках своей деятельности (например, сельское хозяйство, охота). Нарисуйте коробку для каждого из них.
3. Попросите респондентов описать эти отношения. Эти взаимодействия только с одной стороны или с обеих сторон? Можно ли определить эти взаимодействия как (i) недостаточно, (ii) достаточно или (iii) больше, чем необходимо? Соответственно нарисуйте стрелки.
4. По каждому взаимодействию спросите (i) , какой информацией / услугами обмениваются заинтересованные стороны, и (ii) , почему они определили их как недостаточно, достаточно или больше, чем необходимо.
5. Подведите итоги обсуждения, просмотрев диаграмму. Убедитесь, что на диаграмме нет пропущенных заинтересованных сторон/организаций.
6. После того, как диаграмма будет нарисована, попросите участников посвятить один и только один смайлик в каждой ячейке в зависимости от их удовлетворения. Убедитесь, что участники поняли, что это не суждение, а представление их собственных чувств. Попросите их объяснить свой выбор.
7. Подведите итоги обсуждений и результатов, просмотрев диаграмму.
3.2.1. Блок-схемы и пропорциональная забивка свай
Блок-схемы используются для оценки знаний участников о потоке информации после подозрения и для определения различных путей, по которым эта информация может циркулировать. Это упражнение основано на опыте, знаниях и/или будущем отношении заинтересованных сторон. Эта диаграмма подчеркивает знание системы заинтересованными сторонами.
Метод (для охотников)
1. Спросите у респондентов, были ли у них санитарные проблемы с животными. Если да, спросите их, что они сделали? Если нет, спросите их, что они будут делать? Проведите обсуждение, чтобы определить, кто из участников или организаций будет располагать информацией, связанной с подозрением в отношении дикой природы.
2. После определения первых заинтересованных сторон, получивших информацию (т.е. подозрение), спросите участников, знают ли они, куда направляется информация. Перечислите заинтересованные стороны, у которых будет эта информация, и нарисуйте стрелки, чтобы показать этот информационный поток.
3. После завершения потока информации спросите участников, знают ли они, идет ли информация вниз, и как? Есть ли у них обратная связь после сообщения о подозрении?
4. После того, как диаграмма будет нарисована, спросите респондентов, знают ли они, почему существует эта система? Какова цель осуществления наблюдения?
5. Используя 100 жетонов, начните осуществлять пропорциональную укладку. Сначала попросите участника разделить фишки на две стопки. Одна стопка представляет их доверие к системе, а другая представляет их недоверие. Помните, чем больше вы ставите фишек, тем больше вы доверяете/не доверяете системе. Обязательно объясните участникам, что это не вопрос суждения. Цель состоит в том, чтобы учесть все аспекты: человеческие и/или бюджетные ограничения, отношения между заинтересованными сторонами и т. д.
6. Используя жетоны, посвященные доверию к системе, попросите участников разделить их на заинтересованные стороны/организации, представленные на диаграмме. Опять же, чем больше вы ставите фишек, тем больше вы доверяете заинтересованной стороне.
7. Попросите участников объяснить свой выбор. Просматривая диаграмму, подведите итоги, чтобы убедиться, что вы проверили данные.
3.3.1. Диаграммы воздействия и пропорциональная забивка свай
Диаграммы воздействия используются для оценки как положительного, так и отрицательного воздействия конкретного события, а также для документирования последствий, испытанных непосредственно респондентами. Конкретное событие, переживаемое здесь, является подозрением.
Метод
1. Попросите участников подробно описать потенциальные последствия подозрения на их собственном уровне. Если у вас есть информация, связанная с подозрением, что вы будете делать? Как вы думаете, изменятся ли ваши отношения?
2. Спросите участников, является ли последствие положительным, отрицательным или и тем, и другим, и попросите их объяснить свой выбор.
3. Как только все воздействия определены, подведите итоги обсуждений, просмотрев диаграмму.
4. Реализуйте пропорциональную укладку в два этапа. Во-первых, попросите участников разделить счетчики на положительные и отрицательные части в соответствии с влиянием на их деятельность. Убедитесь, что они понимают, что чем больше фишек они поставят, тем выше будет их влияние.
5. Попросите респондентов разделить счетчики каждой категории (т. е. отрицательные или положительные) в соответствии с вероятностью возникновения каждого воздействия. Чем больше фишек ставят, тем выше вероятность удара.
6. Подведите итоги обсуждения, чтобы проверить результаты.
3.2 Анализ результатов
Чтобы сделать оценку приемлемости, вам необходимо проанализировать диаграммы, нарисованные участниками, и их обсуждения во время встреч.
Первым шагом процесса будет анализ результатов каждого отдельного интервью и каждой проведенной фокус-группы. Чтобы получить окончательные баллы, вам просто нужно рассчитать полученное среднее значение.
В следующих таблицах представлены критерии оценки, разработанные для оценки каждого элемента приемлемости.
[1] Определение Консорциума РИСКСУР
Передовая статья: Что такое (не)приемлемость и (не)грамматичность? Как они соотносятся друг с другом и с интерпретацией?
То, что грамматические предложения и их интерпретация образуют строительные блоки лингвистических теорий, не вызывает сомнений. Тем не менее, подборка статей по данной теме исследования показывает, что понятие (не)грамматичности, с одной стороны, и наблюдения за рейтингами (не)приемлемости, с другой, могут на самом деле поддерживать довольно сложные взаимодействия. То есть отношение между понятием грамматичности и фактической приемлемостью, которую говорящие приписывают предложениям, далеко не прямолинейно: не только некоторые грамматические предложения могут представлять трудности для разбора, из-за которых говорящие оценивают их как неприемлемые, но также и предложения, которые считаются неграмматическими для говорящих. лингвисты могут быть восприняты говорящими как приемлемые и привести к надежным интерпретациям. Кроме того, методология, используемая при исследовании (не)приемлемости и (не)грамматичности и их связи, может сыграть важную роль в нашем окончательном понимании этих двух основных понятий, которые, несмотря на то, что они в принципе независимы друг от друга, часто пересекаются. Таким образом, представляется полезным и, возможно, необходимым активно оценивать, насколько определенные методы исследования могут оказаться особенно полезными при попытке установить степень и степень, в которой (не)грамматические лингвистические структуры и их интерпретации (не)приемлемы для говорящих, и насколько это можно считать надежным и непротиворечивым отношением к (не)грамматичности.
Как обсуждалось в статье Лейвады и Вестергаарда «Гипотеза и теория», связь между грамматичностью, приемлемостью (и разборчивостью), найденная в литературе, нуждается в терминологическом уточнении, как это делают (не)грамматичность и (не)приемлемость. неоднородно проявляются совпадающие масштабы. На самом деле, дальнейшее эмпирическое подтверждение того, что неграмматичность может соответствовать неправильному восприятию говорящего, содержится в статье де-Диос-Флорес, посвященной оригинальным исследованиям, в которой исследуются так называемые иллюзии элементов отрицательной полярности в английском языке. Автор показывает, что грамматические предложения с множественными отрицаниями могут восприниматься как неприемлемые при определенных условиях обработки. Это дополняет предыдущие исследования, показывающие, что неграмматические предложения могут восприниматься как приемлемые.
Аналогичным образом, в статье Бланшетт и Лукьяненко в Original Research предлагается эмпирическое подтверждение идеи о том, что приемлемость и грамматичность не обязательно тождественны, что позволяет грамматике носителей английского языка генерировать структуры Negative Concord, которые, тем не менее, оцениваются с низкие рейтинги приемлемости из-за контекстуальных факторов. Оригинальная исследовательская статья Hubers et al. также показывает, что носители языка могут использовать лингвистические конструкции, нарушающие предписывающие правила. В своей статье они эмпирически исследуют, как один конкретный случай этих нарушений грамматической нормы (то есть использование приравнивающей частицы вместо сравнительной) обрабатывается в голландском и немецком языках. Результаты трех разных экспериментов показывают, что они обрабатываются по-разному как с неграмматическими, так и с грамматическими предложениями.
Также с приемлемостью тесно связана частота встречаемости в контексте языковых вариаций, как показано в статье Герасимовой и Лютиковой в Оригинальном исследовании. Авторы обращаются к тому, как различные грамматические варианты, доступные одному носителю русского языка, распределяются в воспроизведении и восприятии, основной вывод заключается в том, что чем чаще встречается вариант, тем выше оценка приемлемости, которую носители приписывают ему. Тем не менее варианты, воспринимаемые говорящими как вполне приемлемые, не всегда чаще встречаются в производстве.
То, что методологические вопросы имеют отношение к определению приемлемости и грамматичности, показано в статье Original Research Лангсфорда и др., которые манипулируют инструкциями, данными участникам эксперимента, состоящего в оценке приемлемости/грамматичности предложений-стимулов для исследования могут ли инструкции помочь контролировать изменчивость мотивации, лежащей в основе рейтингов, которая была выявлена в литературе. Их результаты показывают, что участники действительно оценивают предложения по-разному в зависимости от того, просят ли их рассмотреть их приемлемость или грамматичность (последние суждения более экстремальны, чем первые).
Краткий исследовательский отчет Гаварро показывает, что можно использовать задачи на оценку грамматики с детьми, прогнозируя, что различия в воспроизведении и понимании, которые дети могут демонстрировать по сравнению со взрослыми, также проявятся в задаче на оценку грамматики, как производство, понимание , и суждения по грамматике совпадут. Автор использует эту методологию для исследования относительной минимальности в детском каталонском языке и утверждает, что она может помочь определить, представляет ли она собой грамматический феномен или феномен обработки. Задача оценки грамматичности также является методологией, используемой в статье Perpiñán Original Research о чувствительности носителей испанского языка L1 и L2 к извлечению из островных конфигураций. Экспериментальные результаты Перпиньяна показывают, что изучающие иностранный язык и носители языка используют одни и те же механизмы обработки и интерпретации для разбора островков, и указывают на необходимость более целостного переопределения грамматики, поскольку такие факторы, как правдоподобие и обрабатываемость, могут оказывать на нее сильное влияние.
Осэки и Маранц используют эксперимент по оценке приемлемости для исследования морфологически сложных слов и оценивают пять различных вычислительных моделей морфологической компетентности. Их результаты показывают, что модели с морфемными единицами превосходят модели без них. На основе компьютерного моделирования данных о приемлемости авторы показывают, что морфологическая компетентность лучше всего характеризуется наличием иерархических структур, сгенерированных грамматикой, а не внешних поверхностных линейных строк в корпусах.
Кстати, Хуанг и Феррейра обсуждают суждения о приемлемости в статье Methods. Суждения о приемлемости широко использовались в лингвистических исследованиях, но оказались противоречивыми, поскольку они имеют ряд ограничений и могут включать предвзятость в ответах говорящих. Это побуждает авторов предложить применение теории обнаружения сигналов — метода, используемого в других областях психологических исследований — к данным суждений с целью более эффективного контроля предвзятости. Дальнейшее подтверждение того, что методология суждения о приемлемости может размыть выводы о (не)приемлемости, можно найти в статье Wellwood’s Hypothesis and Theory. Рассматривая тематическое исследование семантики степени (т. е. структуры шкалы прилагательных), автор предлагает двухэтапную модель семантической интерпретации, которая отделяет значение от интерпретации и связывает язык с мыслью.
Короче говоря, статьи в данной теме исследования подтверждают, что действительно необходимо попытаться теоретически и эмпирически исследовать и (пере)определить (не)приемлемость и (не)грамматичность как основные понятия, которые взаимодействуют сложным образом, а не только друг с другом, но и с толкованием предложений. Это, безусловно, может привести не только к лучшему пониманию того, что делает (не)грамматические предложения (не)приемлемыми, но и роли факторов производительности, ограничений памяти и механизмов обработки в оценке (не)приемлемости, (не)приемлемости, грамматика и интерпретация языковых структур. Методологический выбор, сделанный при исследовании лингвистических явлений, связанных с (не)приемлемость, (не)грамматичность и/или их взаимодействие, также обсуждался как важная часть плана исследования, которую нельзя упускать из виду.
Авторские вклады
ST подготовил проект работы, который был критически отредактирован UE, VD и MTE. Все авторы внесли свой вклад в окончательное утверждение работы к публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Благодарности
Редакционная работа в этом томе была поддержана грантами, предоставленными Министерством экономики и конкурентоспособности Испании (FFI2017-82547-P), Женералитатом Каталонии (2017SGR634), Организационным комитетом Нидерландов (Partitivity in European Languages). , PARTE), ANR (BIM ANR-17-CE27-11) и франко-германский ANR-DFG (UV2 ANR-18-FRAL-0006). MTE также признает награду Academia от Каталонского института исследований и перспективных исследований (ICREA).
Ключевые слова: (не)приемлемость, (не)грамматичность, интерпретация, лингвистика, экспериментальное исследование
Образец цитирования: Тубау С., Эчеберриа У., Депре В. и Эспиналь М.Т. Грамматичность? Как они соотносятся друг с другом и с интерпретацией? Фронт.