Как правильно поменять электролит в аккумуляторе: Замена электролита в аккумуляторе! | Статьи компании ООО «KRONVUZ» г Москва

Замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях

Исправность аккумулятора является одним из основных условий беспроблемной эксплуатации автомобиля. Бывают случаи, особенно зимой, когда емкость аккумулятора резко падает, и владельцу приходится бежать за новой АКБ в магазин. Не всегда такие траты оправданы. Если батарея не старше 5 лет, то можно попытаться восстановить его при помощи полной замены электролита.

Содрежание

  • Можно ли поменять электролит в аккумуляторе
  • Причины полной замены электролита
  • Меры предосторожности
  • Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно
  • Как заряжать аккумулятор после замены электролита

Можно ли поменять электролит в аккумуляторе

Споры на этот счет по-прежнему ходят. Заменить электролит в аккумуляторе несложно, хотя и есть некоторые особенности. При должной сноровке поменять раствор можно самостоятельно даже в необслуживаемой батарее.

Некоторые уверяют, что замена не даст должного результата, а батарея прослужит лишь пару дополнительных месяцев. Другие отмечают, что способ действенный и аккумулятор после замены продержится от года до двух при правильно проведенной процедуре. В любом случае, попробовать стоит, ведь стоимость электролита несоизмерима с ценой на новый аккумулятор.

Причины полной замены электролита

Важно понимать, что далеко не во всех случаях помогает полная замена электролита. Прежде чем приступить к процедуре стоит изучить причины, требующие замены раствора:

  1. Изменилась плотность. Косвенным признаком изменения плотности может быть нехарактерный цвет раствора. Для проверки плотности следует использовать ареометр. Перед замером нужно полностью зарядить АКБ. Плотность раствора в нормальной батареи должна быть в пределах от 1,25 до 1,27 г/см3.
  2. Помутнение электролита. Такие изменения наблюдаются с некачественным раствором, который был разбавлен обычной, а не дистиллированной водой. Также причиной может быть сульфатация пластин.
  3. Новый аккумулятор быстро теряет заряд (вплоть до полного разряда в течение суток). Обычно это связано с недостаточной концентрацией серной кислоты в растворе.
  4. Одна из ячеек не содержит раствора.
  5. Электролит был подвержен заморозке.
  6. Часть раствора испарилась из-за плохой герметизации (наблюдается у обслуживаемых моделей АКБ).

Важно! Если пластины аккумулятора осыпались или присутствует замыкание на одной из ячеек, то замена раствора не поможет. В данном случае восстановление работоспособности возможно только после замены пакета пластин в ячейке. Это достаточно сложная процедура и требует специального оборудования.

Меры предосторожности

В процессе работы с электролитом и постановки батареи на зарядку нужно использовать резиновые перчатки, защитный фартук, очки и обувь, устойчивую к кислотам.

Помещение должно хорошо проветриваться. В нем запрещено хранить или принимать еду. Также не допускается курить вблизи раствора, поскольку пары водорода могут легко воспламениться.

Заливать раствор необходимы с использованием стеклянной посуды. Серная кислота, содержащаяся в растворе, даже при небольших концентрациях прожигает одежду и наносит химические ожоги.

Важно! При попадании электролита на одежду или кожу требуется немедленная обильная промывка водой. После, кислоту нужно нейтрализовать пищевой содой.

Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно

В процессе замены следует полностью слить жидкость из всех ячеек АКБ и выполнить промывку дистиллированной водой.

Сливать раствор рекомендуется снизу батареи, чтобы исключить ее переворачивание. Избегать этого следует, дабы осадок не поднялся и не замкнул пакет в ячейке. Нужно аккуратно просверлить 3-миллиметровое отверстие во дне батареи. Объем слитой жидкость в среднем составляет 2 литра. После того как будет выполнена промывка необходимо запаять просверленные отверстия.

Для запайки следует использовать только кислотостойкий пластик или герметик. Подойдет часть корпуса непригодного аккумулятора или его пробки. После запайки нужно залить свежий электролит плотностью 1,27-1,28 г/см3 и провести процедуру зарядки.

Как заряжать аккумулятор после замены электролита

После заполнения батареи нужно подождать от 2 до 5 часов до окончания реакции и стабилизации плотности. Время ожидания зависит от емкости. Заряжать следует током, силой не более 2 А в автоматическом режиме зарядного устройства. После окончания зарядки батарея будет готова к использованию.

Метод доступен практически каждому, но стоит понимать, что аккумулятор после такой реанимации не может заменить новый. Этим способом следует пользоваться, чтобы выкроить время до покупки батареи. При этом важно помнить, что полная разрядка восстановленного аккумулятора приведет к глубокой сульфатации, реанимация после которой будет невозможна.

Остались вопросы о том, как менять электролит или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Как заменить электролит в аккумуляторе

Электролит является важнейшим компонентом свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Это рабочая жидкость, благодаря которой между отрицательными и положительными пластинами могут протекать электрохимические процессы.

Срок службы даже самых современных АКБ обычно не превышает 5–6 лет. Встречаются и более «живучие» устройства, но тут многое зависит уже от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания.

Обидно, когда отказ батареи происходит уже через пару лет после покупки. Потому автомобилисты стремятся тем или иным образом продлить жизнь источнику питания. Существует несколько способов добиться желаемого. Один из них предусматривает замену электролита. Процедура достаточно простая и финансово выгодная. Тут главное – соблюдать правила и рекомендации при замене рабочей жидкости.

Содержание

  1. Зачем и в каких ситуациях проводится замена
  2. Что необходимо для замены
  3. Процедура замены
  4. Подготовка и удаление
  5. Промывание
  6. Залив жидкости и зарядка
  7. О чём должен помнить автомобилист

Зачем и в каких ситуациях проводится замена

Для начала нужно разобраться с особенностями замены электролита в аккумуляторах и понять, когда и зачем это делается.

Существует достаточно распространённое мнение или даже, скорее, миф. Некоторые автомобилисты в него искренне верят. Они уверены, что периодическая полная замена электролита в автомобильном аккумуляторе – процедура просто необходимая. Это якобы один из методов профилактики, позволяющий продлить срок службы АКБ.

В действительности это не так.

При соблюдении правил эксплуатации залитый на производстве электролит служит полный срок и утилизируется вместе с АКБ. Потребоваться может только контроль состояния, уровня и доливка дистиллированной воды.

На вопрос о том, надо ли менять старый электролит в аккумуляторах, можно ответить следующим образом. Обойтись без замены можно лишь в идеальных условиях. На практике добиться их удаётся не так часто.

Среди наиболее распространённых ситуаций, когда замена всё же может потребоваться, выделяют такие:

  • помутнение электролита;
  • низкая плотность в банках при полном заряде;
  • высокие показатели саморазряда;
  • эксплуатация при пониженном уровне жидкости;
  • замерзание.

Нельзя сказать точно, поможет ли проведённая замена электролита в автомобильном аккумуляторе в той или иной ситуации. Но если проблема кроется в самой жидкости, прибегнуть к такой процедуре стоит.

Чаще всего автомобилисты сталкиваются именно с помутнением смеси серной кислоты и дистиллированной воды. Изменение цвета изначально прозрачной жидкости связано с такими явлениями:

  • применение электролита низкого качества;
  • доливка обычной воды вместо дистиллята;
  • длительная эксплуатация АКБ;
  • осыпание пластин и пр.

Эксплуатация АКБ с мутным электролитом обычно ведёт к существенному падению ёмкости, из-за чего полного заряда хватает буквально на пару пусков двигателя. Ещё такая батарея будет плохо набирать заряд от ЗУ и генератора, демонстрировать высокий саморазряд.

Если электролит мутный, но никаких проблем не наблюдается, всё равно менять жидкость необходимо.

Главное – убедиться в том, что помутнение и изменение характеристик не связаны с осыпанием свинцовых пластин. Если это произошло, тогда АКБ подлежит утилизации. Простая смена рабочей жидкости уже не поможет.

Что же касается того, можно ли полностью поменять в автомобильном аккумуляторе старый электролит, то так делать допускается. Важно избавиться от потерявшей свои свойства жидкости, а также убрать осадок, способный испортить свежий электролит.

Что необходимо для замены

Решив заняться заменой электролита в автомобильном аккумуляторе, предварительно потребуется подготовить всё необходимое для этого.

К списку требуемых инструментов и материалов относят:

  • готовый электролит;
  • дистиллированную воду;
  • тару для слива старой жидкости;
  • ветошь;
  • воронку;
  • резиновую грушу;
  • ареометр;
  • ЗУ;
  • мультиметр или вольтметр (постоянный ток).

Электролит должен иметь плотность, соответствующую климатическим условиям вашего региона. Обычно это 1,28 г/см³. Его количество определяется ёмкостью АКБ. Для популярных батарей на 60 Ач обычно требуется от 2,5 до 3 литров.

Количество дистиллированной воды составляет от 5 до 10 литров. Тару для слива, как и воронку для заливки, выбирайте только из устойчивых к кислоте материалов. К ним можно отнести стекло и пластик.

Помимо материалов и инструментов, также пригодятся средства защиты. Это очки, перчатки, доступ к проточной воде, мыло.

Процедура замены

Теперь непосредственно о том, как заменить своими силами электролит в аккумуляторе.

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • подготовка;
  • слив;
  • промывка;
  • заливка;
  • зарядка.

Зная о том, как нужно менять электролит в аккумуляторе, вам удастся успешно выполнить поставленную задачу.

Подготовка и удаление

Автомобилисты справедливо считают, что успешная замена старого электролита в автомобильном аккумуляторе, которая проводится в домашних условиях, более чем на 50% зависит от правильной подготовки батареи и удаления старой рабочей жидкости.

Когда выполняются подготовка и слив, важно максимально качественно подготовить источник питания к последующей заливке свежего электролита.

Чтобы подготовиться и самостоятельно заменить изношенный электролит в аккумуляторе своего автомобиля, нужно сделать следующее:

  • подготовить помещение с хорошей вентиляцией и температурой 15–20 градусов Цельсия;
  • снять АКБ с автомобиля, перенести в помещение;
  • очистить поверхности корпуса;
  • при наличии следов электролита на батарее промыть её ветошью и содовым раствором;
  • используя грушу, начать постепенно высасывать из банок батареи старую жидкость;
  • по мере извлечения электролита можно постепенно наклонять АКБ;
  • когда при наклоне батареи на 45 градусов груша уже не сможет ничего доставать, слив можно считать завершённым.

Многих интересует, можно ли при замене старого электролита переворачивать автомобильный аккумулятор. Тут ответ однозначный.

Ни в коем случае не пытайтесь слить жидкость, просто открутив крышки и перевернув АКБ. Также нельзя сверлить в днище отверстия, чтобы ускорить процесс выведения электролита.

Если перевернуть батарею, весь осадок, осевший в придонных призмах, окажется на пластинах. Это ни к чему хорошему не приведёт. Сверлить нельзя, поскольку электроинструмент может ударить вас током, вы нарушите герметичность, часть кислоты выльется вам на руки, и есть риск просто повредить свинцовые пластины.

Потому слив выполняется только с помощью груши и до наклона не более 45 градусов относительно ровной горизонтальной поверхности.

Вот почему важно знать, как правильно и безопасно поменять старый электролит в уже немного изношенном аккумуляторе. Опыт показывает, что более чем в 80% случаев, когда жидкость сливается путём переворачивания АКБ, источник питания просто отправляется на свалку.

Промывание

Следующим этапом будет промывка АКБ от остатков старого электролита. Задача не менее ответственная.

На этот счёт можно дать следующие рекомендации:

  • разместите АКБ на ровной горизонтальной поверхности;
  • с помощью груши залейте во все банки дистиллированную воду;
  • убедитесь, что вода полностью покрыла пластины;
  • дайте батарее постоять около 10–20 минут;
  • немного покачайте в стороны батарею, что позволит поднять осадок;
  • слейте воду по аналогии с кислотой, то есть грушей.

Только не трясите устройство. Тряска может свести к нулю все ваши старания.

Слив грушей воду, повторите процедуру ещё несколько раз.

Как только сливаемая из батареи вода станет чистой, промывку можно заканчивать.

Часто автомобилисты интересуются, нужно ли после выполненной замены старого электролита заряжать аккумулятор. Об этом в следующем разделе.

Залив жидкости и зарядка

Теперь остаются последние два этапа. Правильная заливка и последующая зарядка АКБ также играют большую роль.

В заливке нет ничего сложного. Аккуратно берёте готовый раствор и постепенно заполняете им с помощью груши банки аккумуляторной батареи. Либо воспользуйтесь воронкой и постепенно, небольшими порциями, через неё заливайте состав.

В общей сложности может уйти от 2,5 до 5 литров готового раствора воды и серной кислоты. С помощью корпуса от ручки (прозрачного) можно убедиться в правильном уровне. Для этого после заливки вставьте корпус в банку, коснувшись пластин, второй конец закройте пальцем и поднимите.

После заливки обязательно покачайте немного АКБ, что позволит удалить воздух и выровнять уровень электролита. Сделайте замер ещё раз и при необходимости долейте состав.

Измерьте, сколько жидкости осталось в корпусе от ручки, с помощью линейки. Если электролит покрывает пластины на 4–5 мм, уровень правильный. Некоторые заливают до 15 мм. Но это неправильно.

Да, в норме уровень жидкости должен быть на 10–15 мм выше пластин. Так рекомендует производитель. Но вы заливаете электролит, фактически предназначенный для сухозаряженных АКБ. Его плотность составляет около 1,27–1,28 г/см³. После заливки батарея будет разряженной, и её потребуется подключить к ЗУ. В процессе зарядки плотность начнёт повышаться. По завершении заряда потребуется привести плотность в норму, что делается путём добавления дистиллированной воды. Потому заливка на 4–5 мм необходима, чтобы потом иметь возможность долить воду.

Говоря о том, нужно ли заряжать свой аккумулятор после замены электролита, ответ будет утвердительным. Сделать это необходимо.

Сразу после заливки электролита нужно оставить АКБ в состоянии покоя на 3–4 часа, чтобы пластины пропитались рабочей жидкостью.

Только теперь можно приступать к зарядке.

Что же касается того, сколько необходимо заряжать по времени аккумулятор после выполненной замены электролита, то тут ориентируйтесь на саму АКБ и её состояние. Лучше всего поставить батарею на автоматическое зарядное устройство и выбрать зарядный ток на уровне 10% от ёмкости. То есть при 60 Ач ток будет 6 А.

В среднем на полную зарядку уходит 6–8 часов. Следите за состоянием батареи, контролируйте уровень электролита и при оголении пластин доливайте дистиллированную воду.

Когда зарядка закончится, отключите АКБ от ЗУ и дайте ей просто постоять 2–3 часа. Теперь сделайте замеры напряжения и проверьте плотность. Долейте недостающее количество дистиллята, чтобы электролит покрывал пластины на 10 мм.

Напряжение должно быть около 12,6 В, а плотность 1,27–1,28 г/см³.

На этом процедуру можно считать завершённой.

О чём должен помнить автомобилист

Напоследок стоит дать несколько рекомендаций:

  • отдавайте предпочтение готовому электролиту;
  • делая состав своими руками, кислоту добавляйте в воду, а не наоборот;
  • если электролит попал на тело, смойте водой с мылом, смажьте кремом для кожи;
  • промывать глаза нужно под проточной водой, а затем раствором из 1 таблетки «Фурацилина» на 1 стакан воды;
  • электролит на одежде через несколько часов разъест ткань, потому застирать нужно сразу;
  • зарядку АКБ нельзя проводить в закрытых помещениях и под открытым небом;
  • не курите около АКБ;
  • всегда держите батарею в горизонтальном положении, не переворачивайте её.

Как видите, поменять электролит не так сложно даже в гаражных условиях.

Но прежде чем это делать, убедитесь, что замена жидкости даст результат, а АКБ ещё пригодна к восстановлению таким способом.

Как заменить электролиты в свинцово-кислотной батарее

Дэвид Сандовал

Изображение цифрового мультиметра TekinT с сайта Fotolia.com

Свинцово-кислотная батарея вырабатывает электрическую энергию за счет взаимодействия раствора электролита со свинцовыми пластинами батареи . Результирующее взаимодействие создает перепад напряжения между клеммами батареи и позволяет батарее работать в качестве источника питания.

Со временем раствор электролита соединяется со свинцом в пластинах батареи, образуя кристаллы сульфата свинца. Электролит ослабевает, и пластины батареи выстилают кристаллы. Перезарядка батареи вместе с заменой раствора электролита изменит химический состав батареи и позволит батарее снова производить электроэнергию.

Шаг 1

Подключите зарядное устройство к сетевой розетке и включите зарядное устройство; это разрушит любые кристаллы сульфата свинца, которые образовались на пластинах аккумулятора. Дайте аккумулятору зарядиться не менее двух часов. Проверяйте аккумулятор каждые 30 минут во время зарядки; если аккумулятор вздулся или стал горячим на ощупь, немедленно отключите зарядное устройство от сетевой розетки и отсоедините провода зарядного устройства от аккумулятора.

Шаг 2

Дайте аккумулятору остыть в течение как минимум одного часа после зарядки. Наденьте защитные очки и перчатки.

Шаг 3

Ослабьте и снимите вентиляционные крышки аккумулятора с помощью вентиляционного ключа. Проверьте уровень электролита в каждом элементе аккумуляторной батареи. Наклоните аккумулятор вперед, чтобы слить раствор электролита из элементов аккумулятора. Поскольку электролит батареи содержит серную кислоту, убедитесь, что весь использованный раствор электролита собран в кислотостойкий контейнер.

Шаг 4

Залейте раствор электролита для замены в каждое вентиляционное отверстие аккумулятора, пока в каждом элементе аккумулятора не будет достаточно раствора, чтобы достичь нижней отметки «заполнить».

Шаг 5

Замените и затяните вентиляционные крышки аккумулятора. Нейтрализуйте пролитый раствор электролита, посыпав пятно пищевой содой, а затем поливая рассыпанную пищевую соду водой. Вытрите нейтрализованную жидкость по мере необходимости.

Шаг 6

Включите мультиметр и установите шкалу на «В постоянного тока». Подсоедините красный (положительный) провод мультиметра к положительной клемме аккумулятора. Поместите черный (отрицательный) провод мультиметра на отрицательную клемму аккумулятора. Проверьте дисплей мультиметра. Напряжение должно быть на уровне или выше 12,6 В для 12-вольтовой батареи (или 6,3 В для шестивольтовой батареи).

Ссылки

  • Автомагазин 101: Основы аккумуляторов
  • Автомагазин 101: Сервис аккумуляторов
  • «Популярная механика»; Обслуживание батареи; Майк Аллен; Август 2000 г.

Советы

  • Если напряжение батареи ниже 12,6 В для 12-вольтовой батареи (или ниже 6,3 В для шестивольтовой батареи), подключите зарядное устройство, как указано в шаге 1, и зарядите батарею в течение по крайней мере один час.

Вещи, которые вам понадобятся

  • Safety goggles
  • Rubber gloves
  • Lead-acid battery
  • Battery vent wrench
  • Battery electrolyte solution (see «Resources»)
  • Acid-resistant disposal container
  • Baking soda
  • Water
  • Battery charger
  • Цифровой мультиметр

Предупреждения

  • Свинцово-кислотные батареи обычно не требуют замены электролита. Проще, безопаснее и экономичнее просто купить новую батарею, если электролит загрязнится, станет слишком слабым или непригодным для использования по другим причинам.
  • Раствор электролита содержит серную кислоту и может потребовать специальной процедуры утилизации. Узнайте в местных органах власти, как безопасно и законно утилизировать раствор электролита в вашем регионе.

Writer Bio

Дэвид Сандовал работает тренером и техническим писателем с 2000 года. Он написал несколько статей в Интернете на темы обустройства дома, финансов, электроники и науки. Сандовал имеет степень младшего специалиста по прикладным наукам в области микроэлектроники Северного колледжа Нью-Мексико.

Еще статьи

Замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях

Исправность аккумулятора – одно из главных условий безотказной работы автомобиля. Бывают случаи, особенно зимой, когда емкость аккумулятора резко падает, и владельцу приходится бежать за новым аккумулятором в магазин. Такие расходы не всегда оправданы. Если АКБ не старше 5 лет, то можно попробовать восстановить с полной заменой электролита.

Содержание

  • Можно ли менять электролит в аккумуляторе
  • Причины для полной замены электролита
  • Меры предосторожности
  • Как самостоятельно заменить электролит в аккумуляторе
  • Как зарядить аккумулятор после замены электролита

Можно ли поменять электролит в аккумуляторе

Споры по этому поводу идут до сих пор. Заменить электролит в аккумуляторе несложно, хотя есть некоторые особенности. При должной сноровке можно самостоятельно поменять раствор даже в необслуживаемом аккумуляторе.

Некоторые утверждают, что замена не даст желаемого результата, а батареи хватит всего на пару дополнительных месяцев. Другие отмечают, что метод эффективен и батарея после замены прослужит от года до двух при правильном выполнении процедуры. В любом случае попробовать стоит, ведь стоимость электролита несоизмерима с ценой нового аккумулятора.

Причины полной замены электролита

Важно понимать, что далеко не во всех случаях помогает полная замена электролита. Прежде чем приступить к процедуре, стоит изучить причины, требующие замены раствора:

  1. Плотность изменилась. Косвенным признаком изменения плотности может быть нехарактерная окраска раствора. Для проверки плотности следует использовать плотномер. Перед измерением необходимо полностью зарядить аккумулятор. Плотность раствора в обычной батарее должна быть в пределах 1,25-1,27 г/см3.
  2. Помутнение электролита. Такие изменения наблюдаются при некачественном растворе, который был разбавлен обычной, а не дистиллированной водой. Также причиной может быть сульфатация пластины.
  3. Новый аккумулятор быстро разряжается (вплоть до полного разряда в течение суток). Обычно это происходит из-за недостаточной концентрации серной кислоты в растворе.
  4. В одной из ячеек нет решения.
  5. Электролит был подвержен замерзанию.
  6. Часть раствора испарилась из-за плохой герметизации (наблюдается на обслуживаемых моделях аккумуляторов).

Важно! Если пластины аккумулятора осыпались или произошло короткое замыкание на одной из ячеек, то замена раствора не поможет. В этом случае восстановление работоспособности возможно только после замены пакета пластин в ячейке. Это достаточно сложная процедура и требует специального оборудования.

Меры предосторожности

В процессе работы с электролитом и постановки аккумулятора на зарядку необходимо использовать резиновые перчатки, защитный фартук, очки и обувь, устойчивые к кислотам.

Помещение должно хорошо проветриваться. В нем запрещено хранить или брать с собой продукты. Рядом с раствором также нельзя курить, так как пары водорода могут легко воспламениться.

Налейте необходимый раствор, используя стеклянную посуду. Серная кислота, содержащаяся в растворе, даже в малых концентрациях прожигает одежду и вызывает химические ожоги.

Важно! При попадании электролита на одежду или кожу необходимо немедленно промыть большим количеством воды. После кислоту необходимо нейтрализовать пищевой содой.

Как самостоятельно заменить электролит в аккумуляторе

В процессе замены полностью слить жидкость со всех элементов аккумулятора и промыть дистиллированной водой.

Рекомендуется сливать раствор с нижней части аккумулятора, чтобы он не перевернулся. Этого следует избегать, чтобы осадок не поднялся и закрыл мешок в ячейке. Аккуратно просверлите отверстие диаметром 3 мм в нижней части батареи. Объем сливаемой жидкости в среднем составляет 2 литра. После того, как промывка завершена, необходимо загерметизировать просверленные отверстия.

Для герметизации следует использовать только кислотостойкий пластик или герметик. Подойдет часть корпуса негодного аккумулятора или его вилка. После герметизации залить свежий электролит плотностью 1,27-1,28 г/см3 и провести процедуру зарядки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *