JWL и VIA — что значат эти аббревиатуры в маркировке колесных дисков?
Контроль качества и безопасности автомобильных колесных дисков всегда был очень важным. Именно по этой причине Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (Ministry of Land, Infrastructure, Transport and Tourism (MLIT)) создало и применило на практике «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для легковых автомобилей» и «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для грузовых автомобилей и автобусов». Эти стандарты имеют ряд требований, которым должен соответствовать колесный диск, а так же определяет степень нагрузки, которую должен выдерживать диск.
JWL-маркировка
Такие технические стандарты определяют, что производители автомобильных дисков самостоятельно проводят тестирование своей продукции и только в случае соответствия маркируют диск аббревиатурой JWL (для легковых автомобилей) и JWL-T (для грузовых автомобилей и автобусов).
Сама аббревиатура обозначает – Японские Легкосплавные Диски и является обязательной только для автомобильных дисков, реализация которых производится на территории Японии. Все остальные производители могут наносить такую маркировку по желанию и производится она по заявке изготовителя.
VIA-маркировка
VIA – маркировка, которая может наноситься на автомобильный диск, только при позитивном прохождении испытаний в лаборатории Транспортной Инспекции Японии. VIA является зарегистрированной торговой маркой и ее нанесение без соответствующих пройденных тестов является закононаказуемым. В Японии создана целая система для регистрации легкосплавных дисков, производимых на территории государства.
Для того, чтобы зарегистрироваться в системе, производитель обязан пройти ряд тестов. Этот процесс контролируется Японским советом по тестированию автомобильных дисков. Только продукты, прошедшие регистрацию VIA, получают право на маркировку с соответствующей аббревиатурой.
В состав совета входят несколько организаций: Японская Алюминиевая Ассоциация (JAA), Отделение JAWA Комитета по контролю автозапчастей афтермаркет Ниппон (NAPAC), Независимая Японская Ассоциация Автоинспекции. Эти организации являются ключевыми в процессе контроля и стандартизации автомобильных колесных дисков.
Сравнение испытаний по нормативам JWL VIA и UNECE (Европейская экономическая комиссия ООН):
1) Расчет индекса нагрузки для испытаний
В UNECE является нагрузка транспортного средства, а в JWL VIA берется из норматив на основе диаметра центрального отверстия и PCD (Pitch Circle Diameter) что являет собой количество отверстий для крепления колеса и диаметр на котором они расположены.
Как пример, чтобы понять разницу, вы должны представить модель W2354 16×8 для Land Rover Defender, где PCD 5×165 и диаметр центрального отверстия 114 мм.
В случае JWL VIA нагрузка для испытаний составляет 765 кг, но техническими характеристиками данного автомобиля предусмотрена нагрузка в 1100 кг!
2) Формулы расчета прилагаемой нагрузки
Кручение на изгиб
а.
Для JWL VIA по формуле M=Sm x F x (μ x r + d)
где F испытательная нагрузка Sm = 2 для колесных дисков из алюминиевого сплава и μ = 0,7. d является ET.
б. Для UNECE формула такая же, где M = Sm х F х (μ x r + d)
где F испытательная нагрузка Sm = 2 для колесных дисков из алюминиевого сплава и М = 0,9. d является ET.
Здесь есть разница F (которая обычно в UNECE больше) и μ, что в JWL равна 0,7 а в UNECE составляет 0,9 (разница 20%).
Самая большая разница, однако, в ходе испытания
В JWL она применяется к 100% нагрузки, рассчитанного на 100000 циклов вращения.
В UNECE наносят на 75% от расчетной нагрузки, но и для 200000 циклов вращения, а затем 50% нагрузки для 1800000 циклов вращения.
Испытание качением
где F является испытательной нагрузкой, Sr=2,5
б. Для UNECE формула такая же, как Q = Sr х F
где F является Sr испытательная нагрузка = 2
Имеем как разницу величину F (которая обычно в UNECE больше).
Даже здесь имеем большую разницу в условиях испытаний: В JWL устанавливаются 100% нагрузки, вычисленной для 500000 циклов вращения.
В UNECE применяют 100% от расчетной нагрузки на 2000 км.
(!) Имейте в виду, что в среднем испытание по нормативам UNECE больше на 800000-900000 циклов, что почти в два раза больше чем в JWL VIA.
Испытание на удар
а. Для JWL VIA формула D = 0.6W + 180
где W является испытательной нагрузкой.
б. Для UNECE формула такая же D = 0.6W + 180
где W является тест нагрузки
Хотя тест идентичен, имеем разницу в W, которая обычно в UNECE больше.
Маркировка колесных дисков — Размер колес
На диске должно быть указано:
— Товарный знак или наименование производителя.
— Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0407 означает, что диск выпущен в 4-ю неделю 2007 года.
— Вылет колеса (некоторые американские фирмы почему-то игнорируют это требование; европейцы указывают вылет всегда).
– SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам (по-русски ОТК, многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно-цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством).
— Отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних дефектов — раковин).
– MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг).
Кроме этого на диске может быть указано:
— PCD 100/4 – присоединительные размеры;
— MAX PSI 50 COLD – означает, что для данного диска давление в шине не должно превышать 50 футов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см). словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.
— Номер плавки.
— Способ производства. Если диск кованый — FORGED («Кованый»). Эта надпись не предусмотрена никакими стандартами, выбивается на диске исключительно для престижа.
Полный размер, по которому специалист или Вы сами сможете понять, подходит данный диск на тот или иной автомобиль. Схема колесного диска выглядит следующим образом: 6,5JxR15 ET33 4*98 D58.1.
6,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.
J — расшифровка этих символов довольно сложна. Эти символы служебные, они важны не для потребителя, а для производителя и продавца.
Мы коротко коснемся их лишь потому, что, будучи внесенными в размерную надпись, они привлекают внимание покупателя и вызывают массу вопросов. Расшифровка — в каталогах. J — закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы, закругления и т.п.). В зависимости от конкретной конструкции может быть написано JJ, JK, K или L. h3 — закодированная информация о форме кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска. Конструкций хампов много. Есть простой хамп H (Hump), двойной h3, плоский FH (Flat Hump) ассиметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов; на ободе делают специальную полку SL (Special Ledge), параметры которой выверены так, что шина надежно держится, ни за что, кроме закраины обода, не «цепляясь».
15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
Установка на автомобиль дисков с нештатным вылетом:
— уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему «стильный гоночный вид», но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.
— увеличение вылета, т.е. сужение колеи, как правило, невозможно — диск упрется в тормозные механизмы.
Для установки «неродных» дисков с неправильны выносом (но правильной сверловкой) необходимо наличие проставки между привалочной плоскостью диска и ступицей – для корректировки вылета.
4*98 — PCD (Pitch Circle Diameter). Цифра 4 — количество крепежных отверстий для болтов или гаек. Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.
Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия «уведет» и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной.
При необходимости PCD можно рассчитать, измерив расстояние между центрами соседних отверстий (S). Это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля.
У дисков с тремя крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние S нужно разделить на коэффициент 0.8658.
| 4 отверстия PCD = S / 0,7071 | 5 отверстий PCD = S / 0,5878 | 6 отверстий PCD = S / 0,5 |
Существуют диски с большим количеством крепежных отверстий, что называется двойной сверловкой. Двойная сверловка 5×100/114,3 подразумевает, что на диске присутствует 10 отверстий, 5 из которых рассчитаны на сверловку 100, а 5 на сверловку 114,3.
Устанавливать такие диски можно как на автомобили с размерами 5х100, так и на машины с дисками 5х114,3.
D58.1 — Диаметр центрального отверстия (DIA)
Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками.
При покупке «неродных» дисков центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
При установке колеса затягивайте элементы крепления в очередности, показанной на схеме.
| 4 отверстия | 5 отверстий | 6 отверстий |
Цифры и буквы в маркировке дисков
Каждый производитель автомобилей настоятельно рекомендует определенный размер диска. Эту информацию можно найти в сервисной книжке или на наклейке в проеме водительской двери, рядом с информацией о размере шин и давлении. Несоблюдение этих требований может повлиять на ходовые качества или вызвать быстрый износ подвески. При выборе автомобильных дисков нужно уметь «читать» цифры и буквы в маркировке.
Рассмотрим маркировку дисков на примере популярного в настоящее время Kia Rio New. Производитель рекомендует для установки диски 6J15 PCD4-100 et48 DIA 54.
1. Давайте разберемся, что это за маркировка и расшифруем ее, но сначала посмотрим на основные размеры диска.
6J15
Число 6 означает, что ширина обода составляет шесть дюймов. J означает, что размер указан в дюймах, 15 — диаметр обода в дюймах.
PCD 4-100
Эти номера означают, что диск имеет 4 отверстия для крепежных болтов и PCD 100 миллиметров.
Et-48
Самый важный параметр указывает смещение диска. Несоблюдение этого параметра впоследствии может привести ко многим проблемам.
Вылет меньше рекомендуемого делает колесную базу шире, тем самым увеличивая нагрузку на подвеску из-за смещения центра тяжести колеса. Кроме того, уменьшенный вылет приводит к тому, что колеса касаются арок. Вылет больше рекомендованного смещает колеса внутрь, тем самым снижая устойчивость автомобиля. Также колесо с увеличенным вылетом может цеплять суппорт. Не поддавайтесь на уловки продавцов, выбирайте вылет, указанный производителем вашего автомобиля.
ДИА 54.1
Это диаметр седла обода. Если этот показатель меньше указанного производителем, то диск просто не подойдет к ступице. Когда этот показатель больше — не так страшно, такой диск можно установить, но необходимы проставочные (центровочные) кольца. Следует отметить, что даже при использовании проставочных колец может наблюдаться дисбаланс балансируемого колеса.
Некоторые специалисты считают, что центрирующие кольца бесполезны. Почему? Дело в том, что центральное отверстие и его диаметр не играют абсолютно никакой роли в центровке и фиксации колеса. Последний центрируется и фиксируется только конической частью болтов, и никак иначе.
Просто наденьте стандартный диск (диаметр его центрального отверстия совпадает с диаметром выступающей части ступицы) на ступицу и затяните конические болты (с коническими гайками все точно так же). Колесо на своем месте; тут нет вопросов.
Теперь возьмем диск с нестандартным, большим отверстием и наденем его на ступицу без центрирующего кольца.
Не идеально, со смещением.
Болты затягивайте спокойно, равномерно, крест-накрест ручным ключом – без пневматического, который иногда способен перекашивать диск. Конусы болтов входят в конусы отверстий, и колесо автоматически ставится строго по центру ступицы, независимо от наличия или отсутствия центрирующего кольца и независимо от диаметра центрального отверстия диска, которое может быть любого типа!
Центрирование с помощью конусов (или полусфер) — старый, проверенный метод, очень часто применяемый в самых разных механизмах, и он полностью используется в случае колес. Центровка диска с центральным отверстием не дополняет конические крепления; это просто не предусмотрено инженерами, проектировавшими машину.
Однако, помимо центрирования «сферически в вакууме», популярный миф о центрирующих кольцах связан с поведением колеса в движении. Многие думают, что из-за пустоты в месте, где предположительно должно располагаться центровочное кольцо, диск может смещаться относительно ступицы из-за удара массы автомобиля и езды по неровностям.
Они считают, что появится дисбаланс и биение колеса. Это позволяет сделать вывод, что кольцо выполняет не только центрирующую, но и опорную роль.
Эта точка зрения еще более ошибочна. Легко рассеивается. Следует только представить себе силы, действующие (теоретически!) на центрирующее кольцо, если бы оно играло опорную роль.
Из чего сделаны кольца? Тонкий пластик или алюминий, т.е. чрезвычайно мягкие и пластичные материалы, абсолютно не способные выдерживать нагрузки, даже отдаленно похожие на те, которые испытывает колесный диск в движении.
Получается, что огромные силы воздействуют на очень маленькую площадь кольца. Если распорка в виде пластикового кольца действительно выполняла хотя бы малейшую опорную роль, то она должна была быть сделана из цельной стали. При первых же ударах пластик или алюминий серьезно деформировались — так что повреждения можно было не заметить невооруженным глазом.
Однако после любого пробега даже хлипкая пластиковая проставка не имеет следов давления и биения… Причина в том, что конические поверхности болтов, и только они, центрируют и держат колесо.
Роль кольца нулевая, ни на биение колеса, ни на прочность фиксации оно не влияет.
Поэтому можете смело приобретать и устанавливать нестандартные колеса, если их цена вас устраивает и они подходят по всем размерным параметрам, кроме диаметра центрального отверстия. Никаких «центрирующих колец» для компенсации увеличенного отверстия не требуется.
Однако есть хитрые болты крепления колес – со скользящими эксцентриками. Это тюнинговый аксессуар, который позволяет совмещать ступицу и колесо с разным PCD без сварки, пересверливания отверстий и «блинов», изменения вылета. Например, поставить колеса 4х100 на ступицы 4х98. Такие хитрые болты — не лучшее техническое решение, но, тем не менее, оно существует и иногда используется. Для крепления колеса, диаметр центрального отверстия которого больше диаметра ступицы, такими болтами, избегая перекоса, крайне желательно использовать центрирующее кольцо. В таких случаях желательны термостойкие поликарбонатные и алюминиевые центрирующие кольца для легкосплавных дисков.
Независимо от того, умеете ли вы читать маркировку колесных дисков или нет, сесть за руль может только человек, имеющий водительские права. Это также чрезвычайно удобно и полезно, когда последний является международным. Оформить международное водительское удостоверение на нашем сайте просто. Не упустите эту возможность!
Как определить размер обода
Джоди Л. Кэмпбелл
Большинство ободов имеют три стандартных размера, отштампованных или отлитых на задней стороне ступицы. Это наиболее важные размеры, чтобы определить, подойдет ли обод к шине и автомобилю, на который вы хотите его установить. Однако есть два других измерения, которые часто игнорируются, и они могут быть одинаково важны для правильной установки шины и автомобиля.
Шаг 1
Найдите размер, выбитый на задней стороне втулки на ободе. Это заданный измеренный размер обода, и он разбит на три размера: диаметр, ширину и разболтовку. Например, показание 14 на 6 на 4,5 на ободе указывает на то, что диаметр обода составляет 14 дюймов, и он подходит для большинства 14-дюймовых шин.
Цифра 6 посередине указывает на ширину обода. Шины имеют гибкие боковины и подходят к большинству дисков, но лучше и безопаснее всего использовать таблицу ширины, чтобы не повредить шину и не дать ей выйти из строя из-за того, что она слишком широка для обода. 4,5 — это разболтовка, измеренная от двух самых удаленных друг от друга отверстий под болты. Этот номер также определяет, подойдет ли обод на ваш автомобиль или нет.
Шаг 2
Измерьте ширину и диаметр обода с помощью рулетки, если вы не можете определить размер обода на внутренней поверхности ступицы обода. Диаметр измеряется от нижней части борта на одной стороне задней части обода до другой стороны задней части обода. Ширина измеряется от нижней части борта на задней стороне обода до нижней части борта на передней стороне обода. Измерьте самое дальнее расстояние между отверстиями под болты, чтобы определить расположение болтов.
Шаг 3
Запишите числа на листе бумаги.
Шаг 4
Зазор и смещение обода также являются важными измерениями, позволяющими определить, будет ли обод работать с шиной и транспортным средством.
