Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
Моменты затяжки соединений двигателя Ваз 2106 | ||
Болт крепления крышек коренных подшипников | М1×1,25 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) |
Болт крепления масляного картера | М6 | 5,10–8,20 (0,50–0,85) |
Шпилька крепления крышки сапуна | М8 | 12,7–20,6 (1,3–2,1) |
Гайка крепления крышки сапуна | М8 | 12,7–20,6 (1,3–2,1) |
Болт крепления головки цилиндров: | ||
| М12×1,25 | 33,3–41,16 (3,4–4,2) |
| М12×1,25 | 95,94–118,38 (9,79–12,08) |
Болт крепления головки цилиндров | M8 | 36,67–39,1 (3,13–3,99) |
Гайка крепления впускного и выпускного трубопроводов | М8 | 20,87–25,77 (2,13–2,6) |
Гайка болта крышки шатуна | М9×1 | 43,32–53,51 (4,42–5,4) |
Болт крепления маховика | М10×1,25 | 60,96–87,42 (6,22–8,92) |
Болт крепления башмака натяжителя цепи | М10×1,25 | 41,2–51,0 (4,2–5,2) |
Гайка шпилек крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 18,33–22,6 (1,87–2,3) |
Болт крепления звездочки распределительного вала | М10×1,25 | 41,2–51,0 (4,2–5,2) |
Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса | М10×1,25 | 41,2–51,0 (4,2–5,2) |
Гайка регулировочного болта клапана | М12×1,25 | 43,3–53,5 (4,42–5,46) |
Втулка регулировочного болта клапана | М18×1,5 | 83,3–102,9 (8,5–10,5) |
Свеча зажигания | М14×1,25 | 30,67–39,0 (3,13–3. 99) |
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости | М8 | 21,66–26,75 (2,21–2,73) |
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 15,97–22,64 (1,63–2,31) |
Храповик коленчатого вала | М20×1,5 | 101,3–125,6 (10,3–12,8) |
Болт крепления кронштейна генератора | M10x1,25 | 44,1–64,7 (4,5–6,6) |
Гайка крепления установочной планки генератора | M10x1,25 | 28,63–45,27 (2,86–4,62) |
Гайка болта крепления генератора к кронштейну | M12x1,25 | 58,3–72,0(5,95–7,35) |
Гайка крепления установочной планки к генератору | М10×1,25 | 28,08–45,3 (2,86–4,62) |
Гайка крепления подушки к кронштейну передней опоры | M10x1,25 | 21,6–35,0 (2,21–3,57) |
Гайка крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине | M10x1,25 | 27,4–34,0 (2,8–3,46) |
Гайка крепления пластины к подушке | M6 | 5,7–9,2 (0,58–0,94) |
Гайка крепления задней подвески двигателя к кузову | М8 | 15,0–18,6 (1,53–1,9) |
Гайка крепления задней опоры к коробке передач | М8 | 23,3–28,8 (2,38–2,94) |
Гайка болта крепления задней опоры к поперечине | М8 | 15,9–25,7 (1,62–2,62) |
Датчик электровентилятора | М22×1,5 | 40,0–49,4 (4,08–5,04) |
Моменты затяжки соединений сцепления Ваз 2106 | ||
Болт крепления сцепления | М8 | 19,1–30,9 (1,95–3,15) |
Гайка болта крепления педалей сцепления и тормоза | М12×1,25 | 12,7–20,6 (1,3–2,1) |
Гайки крепления главных цилиндров сцепления и тормозов | М8 | 9,8–15,7 (1,0–1,6) |
Соединение трубок гидропривода тормозов | М10 | 14,7–18,6 (1,5–1,9) |
Соединение трубок гидропривода сцепления | М12 | 24,5–31,4 (2,5–3,2) |
Моменты затяжки соединений на КПП Ваз 2106 | ||
Выключатель света заднего хода | М14×1,5 | 28,4–45,1 (2,9–4,6) |
Болты крепления картера сцепления к двигателю | М12×1,25 | 53,9–87,2 (5,5–8,9) |
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач | М10×1,25 | 31,8–51,4 (3,25–5,25) |
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Болт крепления крышки фиксаторов штоков | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Гайка крепления задней крышки | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Гайка заднего конца ведомого вала | М20×1 | 66,6–82,3 (6,8–8,4) |
Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала | М12×1,25 | 79,4–98,0 (8,1–10,0) |
Болт крепления вилки к штоку переключения передач | М6 | 11,7–18,6 (1,2–1,9) |
Моменты затяжки соединений карданной передачи Ваз 2106 | ||
Гайка вилки переднего карданного вала | М16×1,5 | 79,4–98,0 (8,1–10,0) |
Гайки болтов крепления эластичной муфты | М12×1,25 | 57,8–71,5 (55,9–7,3) |
Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцу редуктора | М8 | 27,4–34,3 (2,8–3,5) |
Моменты затяжки соединений заднего моста Ваз 2106 | ||
Болт крепления редуктора | М8 | 35,0–43,2 (3,57–4,41) |
Болт крепления крышки подшипника дифференциала | 43,3–53,5 (4,42–5,46) | |
Болт крепления ведомой шестерни | М10×1,25 | 83,3–102,9 (8,5–10,5) |
Гайка пластины крепления подшипника полуоси и щита тормоза | М10×1,25 | 41,6–51,4 (4,25–5. 25) |
Моменты затяжки соединений рулевого управления Ваз 2106 | ||
Гайка болта крепления картера рулевого управления | М10×1,25 | 33,3–41,2 (3,4–4,2) |
Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага | М10×1,25 | 33,3–41,2 (3,4–4,2) |
Гайка шарового пальца тяг рулевого привода | М14×1,5 | 42,1–53,0 (4,3–5,4) |
Болт крепления рулевого вала к валу червяка | М8 | 22,5–27,4 (2,3–2,8) |
Гайка крепления рулевого колеса | М16×1,5 | 31,4–51,0 (3,2–5,2) |
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и выключателя зажигания | М8 | 15,0–18,6 (1,53–1,9) |
Гайка крепления сошки | М20×1,5 | 199,9–247,0 (20,4–25,2) |
Гайка оси маятникового рычага | М14×1,5 | 63,7–102,9 (6,5–10,5) |
Моменты затяжки соединений передней подвески Ваз 2106 | ||
Болт крепления поперечины к лонжерону кузова | М12×1,25 | 78,4–98,0 (8,0–10,0) |
Гайка нижних болтов крепления поперечины к лонжерону кузова | М12×1,25 | 66,6–82,3 (6,8–8,4) |
Гайка болта крепления оси нижнего рычага | М12×1,25 | 66,6–82,3 (6,8–8,4) |
Гайка оси нижнего рычага | М14×1,5 | 63,7–102,9 (6,5–10,5) |
Гайка оси верхнего рычага | М14×1,5 | 57,3–92,1 (5,85–9,4) |
Гайка крепления верхнего конца амортизатора | М10×1,25 | 27,4–34,0 (2,8–3,46) |
Гайка крепления нижнего конца амортизатора | М10×1,25 | 50,0–61,7 (5,1–6,3) |
Гайка подшипников ступицы переднего колеса | М18×1,5 | |
Болт крепления суппорта к кронштейну | М10×1,25 | 29,1–36,0 (2,97–3,67) |
Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости | М8 | 15,0–18,6 (1,53–1,9) |
Гайка крепления шаровых пальцев к поворотному кулаку | М14×1,5 | 83,3–102,9 (8,5–10,5) |
Болт крепления колеса | М12×1,25 | 58,8–72,0 (6,0–7,35) |
Гайка болтов поворотного кулака | М10×1,25 | 50,0–61,7 (5,1–6,3) |
Моменты затяжки соединений задней подвески Ваз 2106 | ||
Гайки крепления амортизаторов | М12×1,25 | 38,2–61,7 (3,9–6,3) |
Гайки болтов крепления поперечной и продольных штанг | М12×1,25 | 66. 6–82,3 (6,8–8,4) |
Ремонт ВАЗ 2105 (Жигули) : Моменты затяжки резьбовых соединений
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту ВАЗ 2105 (Жигули) 1980-1992 г.в.
- Моменты затяжки резьбовых соединений
Деталь | Резьба | Момент затягивания, Н·м (кгс·м) | ||
номинальный | минимальный | максимальный | ||
Двигатель | ||||
Болт крепления крышек коренных подшипников | М10х1,25 | 80,36 (8,2) | 68,31 (6,97) | 84,38 (8,61) |
Болт крепления масляного картера | М6 | 7,80 (0,8) | 5,10 (0,50) | 8,20 (0,85) |
Шпилька крепления крышки сапуна | М8 | 19,6 (2,0) | 12,7 (1,3) | 20,6 (2,1) |
Гайка крепления крышки сапуна | М8 | 19,6 (2,0) | 12,7 (1,3) | 20,6 (2,1) |
Болт крепления головки цилиндров: | ||||
– предварительное затягивание | М12х1,25 | 39,2 (4,0) | 33,3 (3,4) | 41,16 (4,2) |
– окончательное затягивание | 112,7 (11,5) | 95,94 (9,79) | 118,38 (12,08) | |
Болт крепления головки цилиндров* | М8 | 37,24 (3,8) | 36,67 (3,73) | 39,1 (3,99) |
Гайка крепления впускного и выпускного трубопроводов | М8 | 24,5 (2,5) | 20,87 (2,13) | 25,77 (2,6) |
Гайка болта крышки шатуна | М 9х1 | 50,96 (5,2) | 43,32 (4,42) | 53,51 (5,4) |
Болт крепления маховика | М10х1,25 | 83,3 (8,5) | 60,96 (6,22) | 87,42 (8,92) |
Болт крепления кронштейна натяжного ролика | М8 | 29,4 (3,0) | 24,5 (2,5) | 34,3 (3,5) |
Болт крепления башмака натяжителя цепи* | М10х1,25 | 48,0 (4,9) | 41,2 (4,2) | 51,0 (5,2) |
Гайка шпилек крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 21,56 (2,2) | 18,33 (1,87) | 22,64 (2,3) |
Болт крепления звездочки распределительного вала* | М10х1,25 | 48,0 (4,9) | 41,2 (4,2) | 51,0 (5,2) |
Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса* | М10х1,25 | 48,0 (4,9) | 41,2 (4,2) | 51,0 (5,2) |
Гайка регулировочного болта клапана | М12х1,25 | 50,96 (5,2) | 43,3 (4,42) | 53,5 (5,46) |
Болты шкивов распределительного вала и вала привода масляного насоса | М10х1,25 | 78,4 (8,0) | 66,64 (6,8) | 82,32 (8,4) |
Втулка регулировочного болта клапана | М18х1,5 | 98 (10) | 83,3 (8,5) | 102,9 (10,5) |
Свеча зажигания | М14х1,25 | 37,24 (3,8) | 30,67 (3,13) | 39 (3,99) |
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости | М8 | 25,48 (2,6) | 21,66 (2,21) | 26,75 (2,73) |
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 21,56 (2,2) | 15,97 (1,63) | 22,64 (2,31) |
Храповик коленчатого вала | М20х1,5 | 119,6 (12,2) | 101,3 (10,3) | 125,6 (12,8) |
Болт крепления кронштейна генератора | М10х1,25 | 58,8 (6,0) | 44,1 (4,5) | 64,7 (6,6) |
Гайка крепления установочной планки генератора | М10х1,25 | 43,12 (4,4) | 28,63 (2,86) | 45,27 (4,62) |
Гайка болта крепления генератора к кронштейну | М12х1,25 | 68,6 (7,0) | 58,3 (5,95) | 72 (7,35) |
Гайка крепления установочной планки к генератору | М10х1,25 | 43,12 (4,4) | 28,08 (2,86) | 45,3 (4,62) |
Гайка крепления подушки к кронштейну передней опоры | М10х1,25 | 33,3 (3,4) | 21,6 (2,21) | 35 (3,57) |
Гайка крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине | М10х1,25 | 32,3 (3,3) | 27,4 (2,8) | 34 (3,46) |
Гайка крепления пластины к подушке | М6 | 8,8 (0,90) | 5,7 (0,58) | 9,2 (0,94) |
Гайка крепления задней подвески двигателя к кузову | М8 | 17,6 (1,8) | 15 (1,53) | 18,6 (1,9) |
Гайка крепления задней опоры к коробке передач | М8 | 27,4 (2,8) | 23,3 (2,38) | 28,8 (2,94) |
Гайка болта крепления задней опоры к поперечине | М8 | 24,5 (2,5) | 15,9 (1,62) | 25,7 (2,62) |
Датчик электровентилятора | М22х1,5 | 47 (4,8) | 40 (4,08) | 49 (5,04) |
Сцепление | ||||
Болт крепления сцепления | М8 | 29,4 (3,0) | 19,1 (1,95) | 30,9 (3,15) |
Гайка болта крепления педалей сцепления и тормоза | М12х1,25 | 19,6 (2,0) | 12,7 (1,3) | 20,6 (2,1) |
Гайки крепления главных цилиндров сцепления и тормозов | М8 | 14,7 (1,5) | 9,8 (1,0) | 15,7 (1,6) |
Соединение трубок гидропривода тормозов | М10 | 17,6 (1,8) | 14,7 (1,5) | 18,6 (1,9) |
Соединение трубок гидропривода сцепления | М12 | 29,4 (3,0) | 24,5 (2,5) | 31,4 (3,2) |
Коробка передач | ||||
Выключатель света заднего хода | М14х1,5 | 43,1 (4,4) | 28,4 (2,9) | 45,1 (4,6) |
Болты крепления картера сцепления к двигателю | М12х1,25 | 83,3 (8,5) | 53,9 (5,5) | 87,2 (8,9) |
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач | М10х1,25 | 49 (5,0) | 31,8 (3,25) | 51,4 (5,25) |
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач | М8 | 24,5 (2,5) | 15,7 (1,6) | 25,5 (2,6) |
Болт крепления крышки фиксаторов штоков | М8 | 24,5 (2,5) | 15,7 (1,6) | 25,5 (2,6) |
Гайка крепления задней крышки | М8 | 24,5 (2,5) | 15,7 (1,6) | 25,5 (2,6) |
Гайка заднего конца ведомого вала | М20х1 | 78,4 (8,0) | 66,6 (6,8) | 82,3 (8,4) |
Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала | М12х1,25 | 93,1 (9,5) | 79,4 (8,1) | 98 (10) |
Болт крепления вилки к штоку переключения передач | М6 | 17,6 (1,8) | 11,7 (1,2) | 18,6 (1,9) |
Карданная передача | ||||
Гайка вилки переднего карданного вала | М16х1,5 | 93,1 (9,5) | 79,4 (8,1) | 98 (10) |
Гайки болтов крепления эластичной муфты | М12х1,25 | 67,6 (6,9) | 57,8 (5,9) | 71,5 (7,3) |
Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцу редуктора | М8 | 32,3 (3,3) | 27,4 (2,8) | 34,3 (3,5) |
Задний мост | ||||
Болт крепления редуктора | М8х1,25 | 41,2 (4,2) | 35 (3,7) | 43,2 (4,41) |
Болт крепления крышки подшипника дифференциала | М10х1,25 | 51 (5,2) | 43,3 (4,42) | 53,5 (5,46) |
Болт крепления ведомой шестерни | М10х1,25 | 98 (10) | 83,3 (8,5) | 102,9 (10,5) |
Гайка крепления фланца к ведущей шестерне | М16,5 | (см. подраздел 5.4.7.8) | ||
Гайка пластины крепления подшипника полуоси и щита тормоза | М10х1,25 | 49 (5,0) | 41,6 (4,25) | 51,4 (5,25) |
Рулевое управление | ||||
Гайка болта крепления картера рулевого управления | М10х1,25 | 39,2 (4,0) | 33,3 (3,4) | 41,2 (4,2) |
Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага | М10х1,25 | 39,2 (4,0) | 33,3 (3,4) | 41,2 (4,2) |
Гайка шарового пальца тяг рулевого привода | М14х1,5 | 50 (5,1)** | 42,1 (4,3) | 53 (5,4) |
Болт крепления промежуточного вала к верхнему валу и к валу червяка | М8 | 26,5 (2,7) | 22,5 (2,3) | 27,4 (2,8) |
Гайка крепления рулевого колеса | М16х1,5 | 49 (5,0) | 31,4 (3,2) | 51 (5,2) |
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и включателя зажигания | М8 | 17,6 (1,8) | 15 (1,53) | 18,6 (1,9) |
Гайка крепления сошки | М20х1,5 | 235,2 (24) | 199,9 (20,4) | 275 (25,2) |
Гайка оси маятникового рычага | М14х1,5 | 98 (10) | 63,7 (6,5) | 102,9 (10,5) |
Передняя подвеска | ||||
Болт крепления поперечины к лонжерону кузова | М12х1,25 | 93,1 (9,5) | 78,4 (8,0) | 98 (10) |
Гайка нижних болтов крепления поперечины к лонжерону кузова | М12х1,25 | 78,4 (8,0) | 66,6 (6,8) | 82,3 (8,4) |
Гайка болта крепления оси нижнего рычага | М12х1,25 | 78,4 (8,0) | 66,6 (6,8) | 82,3 (8,4) |
Гайка оси нижнего рычага | М14х1,5 | 98 (10) | 63,7 (6,5) | 102,9 (10,5) |
Гайка оси верхнего рычага | М14х1,5 | 88,2 (9,0) | 57,3 (5,85) | 92,1 (9,4) |
Гайка крепления верхнего конца амортизатора | М10х1,25 | 32,3 (3,3) | 27,4 (2,8) | 34 (3,46) |
Гайка крепления нижнего конца амортизатора | М10х1,25 | 58,8 (6,0) | 50 (5,1) | 61,7 (6,3) |
Гайка подшипников ступицы переднего колеса | М18х1,5 | (см. подраздел 6.1.4) | ||
Болт крепления суппорта к кронштейну | М10х1,25 | 34,3 (3,5) | 29,1 (2,97) | 36 (3,67) |
Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости | М8 | 17,6 (1,8) | 15 (1,53) | 18,6 (1,9) |
Гайка крепления шаровых пальцев к поворотному кулаку | М14х1,5 | 98 (10) | 83,3 (8,5) | 102,9 (10,5) |
Болт крепления колеса | М12х1,25 | 68,6 (7,0) | 58,8 (6,0) | 72, (7,35) |
Гайка болтов поворотного кулака | М10х1,25 | 58,8 (6,0) | 50 (5,1) | 61,7 (6,3) |
Задняя подвеска | ||||
Гайки крепления амортизаторов | М12х1,25 | 58,8 (6,0) | 38,2 (3,9) | 61,7 (6,3) |
Гайки болтов крепления поперечной и продольных штанг | М12х1,25 | 78,4 (8,0) | 66,6 (6,8) | 82,3 (8,4) |
* Для двигателей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103.
** При несовпадении выреза гайки с отверстием для шплинта произведите дозатяжку гайки (на угол, меньший 60°) для обеспечения ее шплинтовки.
Скачать информацию со страницы
↓ Комментарии ↓
1. Эксплуатация автомобиля
1.0 Эксплуатация автомобиля
1.1. Пуск двигателя
1.2 Управление коробкой передач
1.3 Движение автомобиля
1.4 Торможение и стоянка
1.5 Эксплуатация нового автомобиля
1.6 Корректировка угла опережения зажигания
1.7 Меры предосторожности при эксплуатации автомобиля
1.8 Уход за кузовом
1.9 Хранение автомобиля
2. Техническое обслуживание автомобиля
2.0 Техническое обслуживание автомобиля
2.1 Операции технического обслуживания
3. Общие данные
3.0 Общие данные
3.1 Техническая характеристика автомобилей
3.2. Органы управления
3.3. Управление вентиляцией и отоплением салона
3.4 Моменты затяжки резьбовых соединений
3.5 Инструмент для ремонта и технического обслуживания
3. 6 Применяемые горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
3.7 Основные данные для регулировок и контроля
4. Двигатель
4.0 Двигатель
4.1 Возможные неисправности, их причины и методы устранения
4.2 Снятие и установка двигателя
4.3 Разборка двигателя
4.4 Сборка двигателя
4.5 Стендовые испытания двигателя
4.6 Проверка двигателя на автомобиле
4.7. Блок цилиндров
4.8. Поршни и шатуны
4.9. Коленчатый вал и маховик
4.10. Головка цилиндров и клапанный механизм
4.11. Распределительный вал и его привод
4.12. Система охлаждения
4.13. Система смазки
4.14. Система питания
4.15. Карбюратор 2105-1107010
4.16. Карбюратор 21051-1107010
5. Трансмиссия
5.0 Трансмиссия
5.1. Сцепление
5.2. Коробка передач
5.3. Карданная передача
5.4. Задний мост
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1. Передняя подвеска
6.2. Задняя подвеска
6.3. Амортизаторы
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Возможные неисправности, их причины и методы устранения
7. 2. Осмотр, проверка и регулировка рулевого правления
7.3. Рулевой механизм
7.4 Тяги и шаровые шарниры рулевого механизма
7.5 Кронштейн маятникового рычага
8. Тормоза
8.0 Тормоза
8.1 Возможные неисправности, их причины и методы устранения
8.2. Проверка и регулировка тормозов
8.3 Кронштейн педалей сцепления и тормоза
8.4 Вакуумный усилитель
8.5. Главный цилиндр
8.6. Передние тормоза
8.7. Задние тормоза
8.8. Регулятор давления задних тормозов
8.9. Стояночный тормоз
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Возможные неисправности, их причины и методы устранения
9.2 Цепи, защищаемые предохранителями
9.3. Аккумуляторная батарея
9.4. Генератор
9.5. Стартер
9.6. Система зажигания
9.7. Освещение и световая сигнализация
9.8. Звуковые сигналы
9.9. Очиститель ветрового стекла
9.11. Электродвигатель вентилятора отопителя
9.12. Контрольные приборы
9.13. Система управления пневмоклапаном карбюратора
10. Кузов
10.0 Кузов
10.1 Возможные неисправности, их причины и методы устранения
10. 2. Двери
10.3. Капот, крышка багажника, бамперы
10.4. Остекление кузова, омыватели ветрового стекла и стекол фар
10.5 Панель приборов
10.6. Сиденья
10.7. Отопитель
10.8. Ремонт каркаса кузова
10.9. Лакокрасочные покрытия
10.10. Противокоррозионная защита кузова
11. Модификации автомобиля
11.0 Модификации автомобиля
11.1. Особенности ремонта автомобилей ВАЗ-21051 и ВАЗ-21053
11.2. Особенности ремонта автомобилей ВАЗ-2104 и ВАЗ-21043
11.3 Автомобили ВАЗ-21044 с системой впрыска топлива
11.4. Устройство системы центрального впрыска топлива
12. Электросхемы
12.0 Электросхемы
12.1 Интерактивная электросхема автомобиля ВАЗ-2105
12.2 Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2104
12.3 Схема электрических соединений системы впрыска
12.4 Схема соединения комбинации приборов
12.5 Схема соединений контрольных ламп тормозной системы
12.6 Схема включения очистителей и омывателей фар
12.7 Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя
12.8 Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла
12.