Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя автомобиля
Сборка двигателя после ремонта – очень ответственный процесс. Неочевидными ошибками можно перечеркнуть все время и средства, потраченные на эту одну из самых затратных операций. Между тем многое сводится лишь к правильной последовательности и нормированным моментам затяжки резьбовых соединений.
Содержание статьи:
- 1 Роль подшипников скольжения во время работы двигателя
- 1.1 Схема крепления маховика
- 1.2 Зазор между вкладышем и коленвалом
- 2 Моменты затяжки при ремонте ДВС
- 2.1 Моменты затяжки резьбовых соединений
- 2.2 Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
- 2.3 Моменты затяжки болтов ГБЦ
- 3 Признаки износа вкладышей коленчатого вала
- 4 Распространенные ошибки при затяжке ГБЦ
Следует изучить технологию крепежа и не нарушать её, особенно на самых важных деталях мотора.
Роль подшипников скольжения во время работы двигателя
Наиболее важной и массивной движущейся деталью автомобильного двигателя является коленчатый вал. Он связан с шатунами поршневой группы с одной стороны, получая от них энергию для вращения, и с маховиком с другой.
Коленвал располагается в подшипниках скольжения. Они имеют вид выполненных заодно с блоком цилиндров разъемных постелей.
Для демонтажа применена бугельная конструкция, когда полуокружность каждой постели крепится на двух болтах. Изнутри между материалами шеек коленвала и блоком (бугелем) располагаются износостойкие вкладыши, изготовленные из металла с низким коэффициентом трения по стали или чугуну шейки вала.
С точки зрения крепежных деталей и технологий важными здесь будут болты крепления маховика, их расположение, фиксация и порядок затяжки, а также вворачиваемые в плиту блока бугельные болты.
Схема крепления маховика
Самая распространенная схема крепления маховика к торцу коленчатого вала – это шесть болтов близко к геометрическому центру деталей. Ответная резьба выполнена в теле вала.
Расположение крепежных отверстий искусственно сделано асимметричным. Дело в том, что сочетание коленвала с маховиком должно обладать близким к идеалу балансом.
Иначе на таких больших скоростях вращения, которым соответствуют обороты максимальной мощности современного бензинового двигателя, вибрации выйдут за все допустимые пределы.
Соответственно, если отделить маховик от двигателя, а затем установить его обратно, то ошибка проворота относительно кривошипов коленвала должна быть исключена.
По теме: Что такое двухмассовый маховик: проверка и ремонт DMF
Дополнительной страховкой будут наносимые на маховик метки, как сделанные на заводе, так и мастером, производящим ремонт. Это скорее полезная привычка, чем острая необходимость.
В большинстве случаев поставить маховик неправильно просто не получится, расположение отверстий на нем и на валу не позволит. Но в любом случае проще и быстрее воспользоваться метками, чем проверять все возможные сочетания ради единственно верного.
Второе, что надо обязательно обеспечить, это надежная фиксация крепежных болтов. Момент их затяжки рассчитывается таким образом, чтобы любое страгивание крепежа в процессе эксплуатации было исключено. Рассчитываются все силы, действующие на каждый болт, берутся в расчет коэффициент трения и параметры резьбы.
Но опасность, возникающая при обрыве маховика, слишком велика, поэтому конструкторы позаботились о запасе. Сейчас специальные одноразовые болты крепления маховиков продаются с нанесенным слоем резьбового фиксатора, а затяжка производится на предел текучести болта, то есть после предельного момента совершаются один или два доворота на определенный угол.
Материал в таком состоянии перестает реагировать на возможные малые отвороты при эксплуатации снижением натяга, то есть болты держат с гарантией.
Зазор между вкладышем и коленвалом
Несмотря на особый антифрикционный материал шатунных и коренных вкладышей, работа их невозможна без постоянной подачи масла под давлением. Вал «всплывает» на масляной пленке.
Если бы шейки терлись с такими нагрузками по вкладышам, то мгновенно выделилось бы огромное количество тепла, металл задрало и провернуло. После чего все закончится стуком и заклиниванием мотора.
Чтобы обеспечить стабильное поступление масла, одновременно не потеряв давление в системе смазки, между валом и вкладышами поддерживается стабильный и очень малый зазор.
Величина его рассчитывается по многим параметрам — геометрическим, свойствам масла, давлению и производительности насоса, нагрузке и многому другому.
Порядок ее – несколько сотых долей миллиметра, зависит от конкретного мотора. Выставляется проточкой шеек коленвала и калиброванным размером вкладышей.
Моменты затяжки при ремонте ДВС
Для каждого двигателя существует таблица, куда сведены все моменты затяжки резьбовых соединений. Указывается номинальная величина и допустимые отклонения в виде минимума и максимума.
Моменты затяжки резьбовых соединений
Типовых значений для всех машин и болтов не существует. Момент зависит от:
- класса прочности крепежных изделий;
- материала крепежа и сопрягаемых деталей;
- геометрических параметров резьбы, диаметра и шага;
- типа резьбы, они могут отличаться по профилю в зависимости от используемого стандарта;
- наличия дополнительных веществ на резьбе, например, смазки или фиксирующих составов;
- дополнительных фиксаторов, например, это могут быть шайбы Гровера, различные виды более надежных стопоров.
Без подобной таблицы и надежного поверенного динамометрического ключа за ремонт двигателя лучше не браться.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
На величину масляного зазора натяг со стороны крепежа в бугельном соединении не влияет. Всё усилие передается через плоскость бугеля, вкладыши не прижмутся к шейке вала.
Более того, для точного поддержания геометрии постелей часто используется отделение крышки методом разрыва с ломаной формой стыка, поэтому болты тянутся по таблице указанным в ней моментом.
Обычно это несколько десятков ньютон-метров. Может быть уточнение по порядку затяжки, нескольким этапам или доворотам.
Моменты затяжки болтов ГБЦ
Болты головки блока – это самое ответственное резьбовое соединение в автомобиле. Они отвечают за правильную деформацию прокладки и надежное уплотнение камер сгорания.
Здесь же проходят многочисленные каналы масла под давлением, а также системы охлаждения. Малейшая неплотность приводит к быстрому выходу из строя мотора в целом.
Это надо знать: Что означает степень сжатия, на что влияет и как её увеличить
Болты головки тянутся в несколько приемов, постепенно обжимая прокладку. Используется тот же прием, что описан выше – затяжка идет на предел текучести.
Например, достаточно типичный случай, хотя каждый мотор строго индивидуален и надо смотреть руководство:
- предварительная подтяжка до 40 Нм;
- второй этап подтяжки моментом до 80 Нм;
- первый доворот на 90 градусов;
- второй доворот на 90 градусов.
Порядок протяжки – по схеме из инструкции, они у всех двигателей разные, но примерно от центра к краям. Болты приобретаются новые, поскольку они уже были подвержены необратимой пластичной деформации.
Признаки износа вкладышей коленчатого вала
Несмотря на обилие масла, вкладыши со временем изнашиваются. Проявляется это достаточно однозначно:
- падает общее давление масла в системе смазки;
- появляются глухие стуки в нижней части двигателя;
- из-за износа упорных полуколец, часто выполненных заодно с вкладышами, коленвал приобретает нештатный осевой люфт.
Такое мотор эксплуатировать крайне нежелательно, поскольку все прочие узлы подвергаются ускоренному износу из-за масляного голодания и продуктов разрушения подшипников коленвала.
Распространенные ошибки при затяжке ГБЦ
Все варианты непредсказуемы, но есть типичные:
- чаще всего используют некондиционную или бывшую в употреблении прокладку, хотя она тут строго одноразовая;
- не соблюдается последовательность затяжки, а также чередование моментов;
- игнорируется необходимость доворотов, или они производятся с отклонениями по углу;
- из резьбовых колодцев не удаляется грязь и масло, что ведет к повреждениям резьбы и плохой затяжке.
Грубая ошибка – использование инструмента недостаточного качества. Конструкция рассчитана на высокосортную легированную инструментальную сталь, размеры головок невелики, а моменты большие.
Срезанные грани причинят крупные неприятности. То же произойдет и при излишних усилиях. Сорванная резьба или порванный болт влекут за собой очень сложные слесарные работы.
Затяжка коренных и шатунных вкладышей двигателя
Снова всем привет, при сборке мотора, главное правильно затянуть вкладыши, они же подшипники скольжения, чтобы не возникало проблем с мотором. Затяжка коренных и шатунных вкладышей – ответственная работа, при плохом зажатии их может провернуть.
Если провернуло хоть один – меняй все. Если пережать, вкладыши быстро снашиваются, перспектива замены их через 2-3 недели тоже никого не обрадует. А еще, может понадобиться проточка коленвала, тогда считай капитальный ремонт заново начался.
Содержание
- Назначение подшипников скольжения
- Подбираем правильный размер
- Правильная установка подшипников
- Затяжка подшипников
Назначение подшипников скольжения
В конструкции моторов внутреннего сгорания присутствуют тысячи малых и больших деталей. Среди них, коленчатый вал является одной из наиболее крупных деталей. Коленвал является одним из важных элементов в моторе.
При помощи коленвала, поступательное движение поршней переходит во вращательное. Это вращательное движение затем через трансмиссию передается на ведущие колеса машины. Коленвал — дорогостоящий элемент, сложный в изготовлении. Поэтому в конструкции мотора, предусмотрены некоторые особенности, с целью продления его службы.
Вкладыши относятся к таким особенностям. Различают коренные и шатунные. Коленчатый вал должен долго и непрерывно вращаться, поэтому для него необходимо было создать благоприятные условия, при которых исключается его преждевременный износ.
Установка роликовых, либо шариковых подшипников, в не решит проблему, поэтому были придуманы специальные подшипники скольжения, способные справиться с этой задачей. В составе вкладышей используются более мягкие металлы, чем металл для коленвала. Они принимают на себя основную нагрузку и износ, а коленвал дольше остается целым.
Дополнительно, эти изделия покрыты сверху анти фрикционным слоем (против трения). Подшипники скольжения в местах контакта с валом смазываются маслом, которое туда подается под давлением из смазочной системы.
При правильном зазоре между подшипником скольжения и шейкой вала обеспечивается достаточный уровень смазки, детали не трутся, а скользят в масле. Нужный зазор, кроме этого, поддержит нужное давление в масляной системе.
Если зазор увеличивается, а это неизбежно при эксплуатации мотора, давление в смазочной системе снижается, что приводит к повышению трения и ускорению износа вкладышей и шеек коленвала, в первую очередь.
Вообще недостаточное давление вредит всем узлам и агрегатам, которые сообщаются со смазочной системой. Для опытных водителей, показатели на панели приборов давления масла подскажут приближение капитального ремонта.
Вкладыши выпускаются двух типов – под коренные шейки коленвала и под шатунные. Изготовлены одни по одинаковой технологии, отличаются размерами. Шатунные меньшего диаметра.
Помимо основного размера, существует ряд ремонтных размеров подшипников, разнящийся на 0,25 миллиметров один от другого. Ремонтных предусмотрено всего четыре, значит последний ремонтный размер будет толще начального, на целый миллиметр.
Подбираем правильный размер
Состоят подшипники скольжения из двух половин, имеющих замки для фиксации на своем месте. Между шейками вала и вкладышами должен быть зазор, который рекомендуется производителем мотора.
Когда ремонт двигателя производится без обработки шеек коленвала, нужно проверить зазор, имеющийся в трущейся паре. Шейки коленвала меряют микрометром, в шатунах внутренний диаметр измеряют нутромером.
Более точные замеры выполняют контрольными полосками из медной фольги либо бумаги. Кроме того, есть в продаже наборы контрольных пластмассовых прутиков.
Изначально установленный зазор, для трущихся частей от 0,025 миллиметра, если зазор превышает 0,08 миллиметра, вал требует шлифовки под следующий размер, вкладыши тогда соответственно берутся под протачиваемы размер тоже. Если же зазор допустимый, проточка не нужна и вкладыши нужны номинального размера.
Правильная установка подшипников
Первыми устанавливаются в свои «постели», коренные подшипники. Важно помнить, что средний подшипник от остальных отличается. Прежде чем устанавливать вкладыши, отмойте их от консервирующей смазки. После этого, рабочие поверхности смажьте чистым моторным маслом. Это необходимо для первых поворотов мотора, пока внутри системы еще нет смазки.
Крышки от коренных подшипников, когда ставят на место, постукивают сверху киянкой, либо молотком, с резиновой или пластмассовой головкой. После установки всех коренных крышек на место, вставляются болты и затягиваются. Затяжка предварительная, поэтому, не стоит зажимать до предела.
Несмотря на то, что необходимый «момент затяжки» для крышек подшипников важный параметр, часто в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к машине величина не указывается.
Эти данные придется вам, скорее всего, искать самостоятельно. Приводить какие-то цифры я не буду, они индивидуальны для каждой модели мотора.
Без них, правильно отремонтировать мотор невозможно.
Затяжка подшипников
Затяжку выполняют постепенно, периодически проверяя, с помощью приспособления, для проворачивания коленвала, чтобы вал свободно крутился в подшипниках. Первая проверка, сразу после установки и затяжки коренных подшипников. Если коленвал не вращается совсем, или вращается туго:
- Посмотрите, не цепляет ли коленвал за какой-либо шатун.
- Сверьтесь с нумерацией крышек коренных подшипников, не перепутали ли их порядок.
- Затем проверьте на предмет повреждений направляющие втулки и опорные поверхности крышек подшипников.
- Перепроверьте, правильно ли лежат вкладыши коренных подшипников.
Затяжку болтов на крышках подшипников нужно выполнять равномерно и в предписанной последовательности, чтобы избежать перекоса. После полной затяжки всех подшипников окончательным усилием, еще раз проверьте, чтобы коленвал крутился свободно.
Затем производим установку подшипников на шатуны. При сборке важно учесть, каждая крышка соответствует своему подшипнику и на коленчатом валу и на шатунах, менять их местами запрещено. Ориентируются по их нумерации. Если нумерации нет, маркируют до того как разобрать, необходимо точно установить на свои места крышки.
ВАЖНО: Помните, что при несоблюдении рекомендуемых «моментов» затяжки проблемы возникнут как при перетяжке болтов, так и при недостаточном усилии. Большой зазор способствует снижению давления масла и усиливает износ. Сниженный зазор приведет к заклиниванию коленвала, перегреву и проворачиванию подшипников.
Выполняется затяжка с соблюдением всех правил и применением динамометрических ключей, настроенных на необходимое усилие. Помните, что у шатунных и коренных вкладышей моменты затяжки разные.
Один момент, из моей личной практики, который важно учесть в работе: убедитесь, что используемый вами динамометрический ключ в рабочем состоянии, и соответствует моменту затяжки, иначе можно сломать болты, (так как усилие затяжки довольно большое) я так сорвал резьбу, понадеявшись на испорченный динамометрический ключ.
Все, спасибо друзья, подписывайтесь на обновления, будет много полезной информации. Делитесь с друзьями, им тоже будет полезно.
Сделай сам, как затянуть коренные подшипники
Существует множество задач по техническому обслуживанию, которые каждый может выполнить на своих автомобилях. Например, заменить масло и фильтры просто.
Даже заменить неисправный датчик массового расхода воздуха относительно просто. Однако, как только вы начинаете работать с такими компонентами двигателя, как коренные подшипники, все становится немного сложнее. Самое главное, вам нужно тщательно затянуть их, чтобы убедиться, что все правильно.
Затяжка основного подшипника
При затяжке любого компонента необходимо понимать, что металл слегка эластичный. Это означает, что они могут деформироваться при слишком сильном давлении. Двигатели тщательно спроектированы, чтобы выдерживать значительные силы внутри них. Частью этого является обеспечение того, чтобы болты и другое оборудование были правильно затянуты.
Стань инсайдером Гарлема!
Подпишитесь на нашу рассылку новостей *
Постоянное использование контактов. Пожалуйста, оставьте это поле пустым.
Отправляя эту форму, вы соглашаетесь получать маркетинговые электронные письма от: Harlem World Magazine, 2521 1/2 west 42nd street, Los Angeles, CA,
, https://www.harlemworldmagazine.com. Вы можете отозвать свое согласие на получение электронных писем в любое время, используя ссылку SafeUnsubscribe®, расположенную внизу каждого электронного письма. Электронная почта обслуживается постоянным контактом
Обязательно ознакомьтесь со спецификациями, прежде чем приступить к работе с любой важной частью двигателя. Они зависят от модельного года. Так, например, характеристики крутящего момента Nissan Frontier от 1998 отличаются от моделей 2018 года.
Кроме того, вам понадобится динамометрический ключ, чтобы точно следовать спецификациям. Это предотвратит чрезмерное затягивание деталей.
Насколько плотными должны быть шатунные подшипники?
Как упоминалось выше, характеристики крутящего момента для компонентов автомобиля зависят от марки, модели, года выпуска и детали. Как и коренные подшипники, шатунные подшипники должны быть достаточно точно затянуты. Поэтому обязательно заранее ознакомьтесь со спецификациями крутящего момента и приобретите подходящий динамометрический ключ.
Многие спецификации крутящего момента включают затяжку болта до определенного значения крутящего момента, его ослабление и повторное затягивание до другого уровня крутящего момента. Это помогает подготовить болт, чтобы он идеально встал на место. В некоторых случаях в спецификациях также будет указано, что после окончательной затяжки следует повернуть болт на определенное число градусов. Это нужно для того, чтобы немного вытолкнуть его за пределы спецификации, когда требуется очень плотное уплотнение.
Почему вам следует обновить и заменить детали вашего Nissan Frontier
Всегда полезно регулярно заменять и обслуживать детали вашего автомобиля. Например, если у вас есть Nissan Frontier, вам нужно будет периодически заменять детали, чтобы обеспечить его оптимальную работу. Большинство деталей любого автомобиля или грузовика со временем изнашиваются по мере использования. Некоторые из них, такие как рама и кузов, должны служить в течение всего срока службы автомобиля. Другие, такие как детали трансмиссии и двигателя, со временем нуждаются в замене.
Поддержание автомобиля в оптимальном состоянии поможет ему дольше оставаться на дороге. Это также поможет защитить стоимость ваших инвестиций. Несколько автозапчастей Nissan Frontier могут прослужить на удивление долго. Кроме того, сделать необходимые обновления и замены, вероятно, проще, чем вы думаете. Имея несколько основных инструментов, вы можете выполнять большую часть работы дома самостоятельно.
Начните гаечный ключ на своем автомобиле или грузовике
Если вы хотите обслуживать свой автомобиль, вы можете выполнять большую часть работы дома. Закажите гаечные ключи, домкраты и другие инструменты в вашем любимом магазине. Затем подумайте, с какого проекта вы хотели бы начать. Это может быть что угодно, от замены масла до установки новых подшипников.
Похожих сообщений не найдено…
Сегодняшняя избранная статья — Еще воспоминания инженера по обслуживанию — Брайана Дая . Введение: Автор работал в одном из крупнейших дилерских центров по продаже тракторов Ford в Англии в качестве специалиста по устранению неисправностей тракторных двигателей, гидравлики и зерноуборочных комбайнов с 19 века.с 63 по 1972 год. В 1972 году он стал менеджером по продажам и, наконец, покинул дилерскую сеть в 1975 году, чтобы возглавить собственную компанию по разработке и производству электроники. [ Редактор ] Мы живем прямо в центре Норфолка. Дилерский центр, в котором я работал, продавал тракторы Fordson 1920-х годов и некоторые из них. … [Читать статью] Последнее объявление: Плуг Oliver #4240 — 2- или 3-корпусный. Полное/годное/восстановимое состояние для моего проекта Boys 4H.
|