Плавают обороты на горячую: Плавают обороты при нагреве двигателя на холостом ходу

Содержание

Что делать, если при нагреве двигателя плавают обороты

Нарекания водителей на то, что при всех случаях нагревания мотора в его функционировании начинают происходить странные вещи с оборотами (так называемый «плавающий эффект»), приходится слышать не так уж и редко. Этот неприятный казус присущ бензиновым двигателям, имеющим инжекторный, карбюраторный форматы, а также моторам, работающим на дизельном топливе. Если при нагреве мотора обороты внезапно забарахлили, это верный сигнал того, что с ним случилось непредвиденное и надо без промедления искать причину и устранять неисправность.

Устранение проблемы плавающих оборотов двигателя.

Причина появления плавающих оборотов

Если плавают обороты на прогретом двигателе при нагрузке или в холостом режиме, следует незамедлительно провести комплексную диагностику автомобиля, чтобы не усугубить ситуацию. Но на начальном этапе исследования целесообразно разобраться с особенностями плавания оборотов. Зафиксировать это поможет обыкновенный тахометр. Если с двигателем всё нормально, с помощью тахометра будут фиксироваться стабильные показатели примерно одного и того же уровня (около 800 оборотов в минуту), без резких прыжков. Однако если с мотором что-то неладно, диапазон показаний тахометра стремительно увеличится, составляя в минуту от 500 до 1500 оборотов.

Наличие плавания оборотов доказывает и величина рокота мотора, которая время от времени то нарастает, то падает. Кроме того, в салоне автомобиля из двигателя начинают отчётливо ощущаться изменяющиеся подобно синусоиде вибрации разной силы. Подобные казусы чаще всего фиксируют при нестабильных оборотах мотора, который действует в холостом режиме.

Однако «прыжки» тахометра иной раз наблюдаются и во время промежуточных оборотов двигателя, что присуще дизельным моторам. При отклонениях от нормы тахометр может показывать совершенно немыслимый диапазон оборотов. Например, от 500 до 1000, а затем до 1500 оборотов в минуту, после чего они стремительно падают, в обратном порядке, до 500 оборотов. Это отчётливо заметно, когда на двигатель нарастает нагрузка:

  • после нажатия тормозной педали;
  • вращения оснащённого гидроусилителем рулевого колеса;
  • включения кондиционера;
  • при езде переходного типа и прочее.

В подобных случаях мотору на ХХ при отсутствии лишней нагрузки удаётся держать обороты стабильно, но как только она появляется, обороты тут же падают и мотор почти глохнет. Дополнительными «наводками» считаются необоснованное увеличение расхода топлива и другие факторы.

Методы решения проблемы

Обнаружив плавание оборотов, опытные водители приступают к проверке соответствующей электроники. Во время диагностики уделяют особенное внимание дроссельному узлу, а также датчикам и исполнительным устройствам. Нуждается в диагностировании и работа иных механизмов, в том числе системы зажигания и регулятора холостого хода, а также воздушный, топливный фильтры, форсунки инжектора и т. д. Особенно много мороки с регулятором и датчиком расхода воздуха. По итогам тщательной диагностики нередко оказывается, что вся причина – в сильной загрязнённой дроссельной заслонке, которая по этой причине не закрывается, как следует, или в механическом повреждении дросселя. В первом случае аккуратная очистка заслонки сразу же дает положительный результат, а во втором лучше всего поменять дроссель на новый.

Помимо того, стоит проверить клапан вентиляции автомобильного картера, поскольку его выход из строя тоже может быть связан с плавающими оборотами. После прогрева двигателя плавают обороты и вследствие такого, на первый взгляд, пустяка, как наличие ржавчины на лопастях ТНВД. Это часто встречается тогда, когда автомобиль долгое время не эксплуатировался, оставаясь в гараже. В карбюраторных же моторах часто встречающейся причиной плавающих оборотов становятся сбитые настройки, регулировка карбюратора, перебои в работе карбюраторного электроклапана, засорение жиклера, некоторые иные факторы. Поэтому интегральный вывод из всего изложенного однозначен: надо проводить всестороннюю диагностику автомобильного двигателя с применением эффективных приборов и опытных специалистов.

Датчик РХХ

Причиной отклонения работы двигателя от нормальных параметров может быть также неисправность датчика регулятора холостого хода (РХХ). Вся соль в том, что в машинах его, как правило, не дополняет система самоконтроля, поэтому бортовые компьютеры или чек-эйнджи не сигнализируют о его поломке. Однако плавание оборотов – одна из ключевых примет неисправности датчика РХХ, поэтому нужен его тщательный осмотр и, при необходимости, его ремонт или даже замена, тем более что его стоимость относительно невысокая.

ДПДЗ

Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) во многом схожи с приметами поломки датчика РХХ. Однако при выходе из строя ДПДЗ об этом будет сигнал от бортового компьютера или чек-эйнджа.

Дроссельная заслонка

Как уже отмечалось выше, повышенные обороты холостого хода автомобиля на прогретом двигателе могут быть следствием того, что загрязнена дроссельная заслонка. Накопившаяся на ней со временем грязь не дает ей возможности свободно, до конца закрываться, как предусмотрено, поэтому ее надо основательно почистить. Вместе с тем, некоторые водители с удивлением отмечают, что иной раз даже основательной прочистки заслонки вместе с клапаном холостого хода оказывается недостаточно. Так, мотор по-прежнему сохраняет высокие обороты, причём тормозная педаль теряет свою упругую эластичность, становясь очень жесткой. Тогда, по мнению экспертов, придётся браться за очистку клапана VVTi. Есть также рекомендации взяться за промывку клапана холостого хода.

Датчик температуры мотора

Случается также такая ситуация: спустя несколько лет работы автомобиля у него вдруг начинаются перебои с оборотами. Они то резко поднимаются, то тут же стремительно падают. После того, как машина прогреется, такие скачки исчезают, однако лишь до следующего завода двигателя, после чего повторяются снова, причём с нарастающим эффектом. В итоге причиной оказывается неисправность датчика температуры мотора. В подобных случаях его лучше всего заменить новым.

Коллектор

Водители-практики отмечают также такую нередко встречающуюся причину плавающих оборотов, как дефект выпускного коллектора. Скорее всего, в нём по разным причинам образовалась трещина или вышла из строя прокладка. В итоге при работе двигателя получается утечка, при этом часть отработанных газов могла попасть в кислородный коллектор, в результате чего начались несанкционированные «прыжки» мотора.

Электронный блок управления

По наблюдениям специалистов, наиболее часто феномен плавания оборотов на холостом ходу присущ двигателям инжекторного типа, в которых за холостой ход отвечают «закрепленные» за ним регулировщики – электронные блоки управления мотором. Они призваны постоянно анализировать данные о функционировании холостого хода, а при появлении сбоев – давать соответствующим механизмам команду исправлять ошибки. Поэтому причиной появления плавающих оборотов зачастую являются поломки в электронике.

Обнаружив в автомобиле эффект плавающих оборотов, водителю надо отнестись к этому со всей серьезностью, чтобы ситуация не усугубилась, не привела к серьёзной поломке двигателя, а его масштабный ремонт, как известно, всегда стоит недёшево. Поэтому лучше провести основательную диагностику авто, и если в ее процессе будет обнаружено, какие именно деталь или блок вышли из строя – заменить их новыми, после чего двигатель заработает нормально.

Плавают обороты холостого хода на горячую: причины и решение проблемы

Режим холостого хода (ХХ) автомобильного двигателя при отпущенном акселераторе и нейтральном положении трансмиссии на всех моторах, кроме самых старинных, регулируется отдельными устройствами и должен быть стабилен. Тем более у полностью прогретого двигателя, когда созданы все условия для правильного дозирования топливной смеси.

Содержание статьи:

  • 1 Как определить, что обороты холостого хода стали плавать
  • 2 Из-за чего на прогретом моторе высокие обороты
    • 2.1 Карбюраторный ДВС
    • 2.2 Инжектор
    • 2.3 Дизельный мотор
  • 3 Способы решения проблемы
    • 3.1 Датчик массового расхода воздуха
    • 3.2 Датчик РХХ
    • 3.3 ДПДЗ
    • 3.4 Дроссельная заслонка
    • 3.5 Датчик температуры двигателя
    • 3.6 Впускной коллектор
    • 3.7 ЭБУ

Скорость вращения коленчатого вала на ХХ задана конструктивно, точность её поддержания говорит об исправности материальной части.

Как определить, что обороты холостого хода стали плавать

Циклические или хаотичные изменения скорости вращения хорошо заметны по реакции стрелки тахометра или на слух. Любые заметные колебания недопустимы. У старых карбюраторных моторов или дизелей без электронного регулирования возможны скачки оборотов при смене нагрузки.

Загляни сюда: Как определить масложор в двигателе за 5 минут

Здесь нагрузкой следует считать не только задействование трансмиссии. У двигателя имеются навесные агрегаты, потребление энергии которыми не носит постоянный характер. Это могут быть:

  • электрика, меняющая потребление энергии от генератора, тем самым нагружающая его ременный привод от шкива коленвала;
  • аналогичная переменная нагрузка со стороны насоса гидроусилителя руля при его вращении;
  • нажатие тормозной педали, вызывающее срабатывание усилителя тормозов;
  • включение компрессора кондиционера климатической системы;
  • изменение температуры двигателя.

В современных моторах присутствует обратная связь через датчик положения коленвала. Электронный блок управления (ЭБУ) замечает разницу между заданными в программе и реальными оборотами, после чего подачей дополнительного воздуха, топлива, или изменением момента опережения зажигания выравнивает ситуацию.

Но если в системе имеются неисправности, то диапазона регулирования не хватает, или контроллер не успевает отработать быстрые изменения, двигатель меняет обороты, вибрирует и подёргивается.

Из-за чего на прогретом моторе высокие обороты

Можно обобщить причины роста оборотов для всех моторов. Это изменения состава смеси, проблемы с зажиганием или механической частью.

Читайте также: Чем отличается крутящий момент от мощности

Конкретизировать неисправности следует для каждой организации рабочего процесса, примитивного распыла бензина в карбюраторе, контролируемой подачи в электронной системе впрыска или топливных узлах дизельного двигателя.

Карбюраторный ДВС

Отличительной особенностью таких ДВС является отсутствие обратной связи по оборотам. Карбюратор выделяет определённое количество смеси по признакам скорости потока, проходящего через него воздуха.

Скорость эта зависит от частоты вращения, но точной реакции на все факторы ждать не приходится. Мотор может сбросить обороты от любой нагрузки в виде неисправности или подключения потребителей, а компенсация не предусмотрена.

Возможна и обратная ситуация, когда обороты велики, но система холостого хода карбюратора может отреагировать единственным образом – ещё больше добавить смеси, поддерживая эти увеличенные обороты. Поэтому на скорость вращения влияет практически всё.

Единственная возможность коррекции – вручную подрегулировать карбюратор, что многие и делают, не вникая в суть происходящего. Например, приоткрывают дроссель при падении оборотов, отчего работа теряет стабильность.

Чаще всего работа автономной системы ХХ нарушается из-за засорений в карбюраторе. Попытки отрегулировать ведут к нестабильной работе и резкому росту содержания вредных веществ в выхлопе, а на ходу мотор может заглохнуть в самый неподходящий момент. К счастью, карбюраторных двигателей уже практически не осталось.

Инжектор

Заметив возрастание оборотов, ЭСУД отдаст команду на их уменьшение. Будет прикрыт воздушный канал штатным регулятором, но его возможности ограничены.

Типовая ситуация – поступление лишнего воздуха в обход канала регулирования. Система добавит соответствующее количества бензина, обороты возрастут. Исправить ошибку невозможно, канал ХХ и так полностью закрыт.

Появится сигнал об ошибке, контроллер перейдёт в аварийный режим поддержания повышенных оборотов, поскольку остановка двигателя небезопасна.

Дизельный мотор

Дизели также бывают разные, от простейших топливных систем с механическими насосами, до современных, управляемых электроникой по сигналам многочисленных датчиков, но основа всего – расход воздуха, замеряемый ЭБУ.

Частая причина нарушений заключается в клапане рециркуляции, призванном подавать часть выхлопа обратно на впуск. Условия, в которых он работает, способствуют загрязнению и отказам.

Возможны и иные виновники, насос высокого давления, датчики, регуляторы, впускная магистраль, форсунки. Нужна сложная диагностика.

Способы решения проблемы

Устранить нарушение обычно несложно, больше времени тратится на её поиск из-за многообразия причин.

Датчик массового расхода воздуха

ДМРВ может выдавать искажённые показания, внося погрешность в вычисления ЭБУ. Последний способен легко парировать обман, но обычно в небольших пределах.

Дальше он просто отключит очевидно неисправный датчик, начнёт регулирование по показаниям всех прочих, увеличит обороты ХХ и выставит код ошибки.

Неисправный ДМРВ проверяется по данным сканера в разных режимах, его сигнал должен соответствовать типовому набору. То же можно сделать и мультиметром, но не во всех моторах. Датчик подлежит замене. Иногда удаётся его промыть и восстановить, но не всегда стоит на это надеяться.

Датчик РХХ

На самом деле это не датчик, а исполнительный механизм. Состоит из воздушного клапана, управляемого шаговым электродвигателем.

Проблемы случаются из-за загрязнения привода, дроссельного узла, где установлен регулятор в байпасном канале, а также механического износа. РХХ меняется на новый, а дроссельный узел подлежит снятию и полной промывке.

ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки может иметь конструкцию в виде простейшего потенциометра с угольной дорожной и ползунком. Этот механизм со временем протирается и начинает выдавать обрывы и погрешности.

Стоит недорого, легко диагностируется сканером и быстро заменяется. Иногда удаётся восстановить работу регулировкой положения, чтобы закрытая заслонка выдавала чёткий ноль на ЭБУ.

Дроссельная заслонка

Канал подачи воздуха с дросселем часто загрязняется, после чего заслонка полностью не закрывается. Это равносильно лёгкому нажатию на педаль газа, что ведёт к росту оборотов.

Причём ошибка не выдаётся, поскольку ДПДЗ также сигнализирует о небольшом открытии. Решение – мойка дроссельного патрубка очистителями. Иногда то же случается из-за износа. Тогда узел в сборе заменяется.

Датчик температуры двигателя

Состав смеси зависит от температуры мотора. Когда соответствующий сенсор работает с большой погрешностью, ЭБУ фиксирует это как недостаточный прогрев, добавляя обороты ХХ.

Сравнив реальную температуру с показаниями сканера, можно выявить и забраковать ДТ, после чего всё решается недорогой заменой.

Впускной коллектор

Весь впускной тракт должен быть герметичным, поскольку в нём при закрытом дросселе имеется разрежение. Любые неплотности в прокладках или материале деталей ведут к подсосу неучтённого воздуха, перебоям и росту оборотов.

Необходима диагностика при помощи дымогенератора или углеродного теста, то есть проливанием подозрительных мест горючими спреями.

ЭБУ

Редко, но случаются ошибки ЭБУ, от старости или попадания воды в его герметизированную конструкцию. Блок можно восстановить пропайкой у специалиста, чисткой контактов и заменой элементов.

Но часто его просто заменяют на новый или заведомо исправный с автомобильной разборки. Реально отказы ЭБУ ведут к более серьёзным проявлениям, чем рост оборотов.

Ездить с повышенными оборотами нежелательно. Это аварийный режим, который может привести к новым поломкам в двигателе. Но добраться до места ремонта вполне допускается своим ходом.

Плавают обороты ВАЗ 2115 инжектор: причины

Нередко владельцам ВАЗ-2115 с инжекторным двигателем приходится сталкиваться с ситуацией, когда обороты на холостом ходу начинают плавать. На первый взгляд, данная неисправность является незначительной. Однако, прежде всего, она банально раздражает водителя, к тому же автомобиль, стоящий на перекрестке на «нейтралке», может попросту заглохнуть и спровоцировать тем самым аварийную ситуацию. Не стоит также забывать и о повышенном расходе топлива. Ведь для того, чтобы не заглохнуть, нужно постоянно «играть» акселератором, удерживая обороты на нужном уровне. Так что к решению данной проблемы лучше всего отнестись со всей серьезностью.

Если в работе автомобиля все нормально, то вы наблюдаете следующую картину. После того как двигатель заведен, стрелка тахометра поднимается до примерно 2,5 тысячи оборотов в минуту. Постепенно, по мере прогрева, она опускается. Нормальным считается диапазон 800-900 оборотов в минуту. Однако бывает и так, что стрелка не держится стабильно возле нужных отметок. Она поднимается то вверх, то вниз – создается ощущение, будто двигатель живет какой-то «своей жизнью». При этом диапазон отклонений бывает достаточно широким.

Стрелка тахометра при нагретом двигателе на холостом ходу может то опускаться до 500 оборотов минуту, и тогда авто начинает «давиться», то влетает до 1,5 тысячи. Нередко проблема пропадает сама по себе минут через 5-10, однако вскоре снова дает о себе знать.

Если вы заметили, что у вашего автомобиля плавают обороты, то нужно как можно скорее заняться поиском первопричины. Как уже говорилось выше, данная проблема достаточно неприятна, и чем раньше ее устранить – тем лучше. Причин, по которым обороты двигателя начинают плавать, имеется множество, в том числе и у инжекторных авто. Их полное перечисление займет довольно много места, поэтому мы ограничимся только лишь основными.

Читайте также: Снятие печки на ВАЗ-2115

Зачастую первопричиной проблемы оказывается выход из строя какого-то датчика. Возникает ситуация, когда электронный блок управления пытается считать нужную ему информацию, но получить ее не может. Следствием этого как раз и является некорректная работа двигателя, в том числе и плавание оборотов. В «пятнашке» с инжекторным двигателем можно выделить следующие основные первопричины проблемы:

  • повреждение высоковольтных проводов, в том числе и из-за банального износа;
  • вышедший из строя регулятор холостого хода;
  • свечи – загрязнение, выработанный ресурс, низкое качество;
  • неисправность датчика рециркуляции выхлопных газов;
  • некорректная работа датчика массового расхода воздуха.

Также следует указать еще одну, достаточно распространенную причину. Речь идет о банальном попадании в систему впуска воздуха извне. Впрочем, самое первое, на что следует обратить внимание при возникновении данной проблемы – это датчик ХХ.

Проверить его работоспособность достаточно просто. В первую очередь следует, конечно же, отыскать устройство – оно располагается возле датчика, контролирующего положение дроссельной заслонки. Затем берем мультиметр и замеряем сопротивление. Если показатели отклоняются в ту или иную сторону от допустимого интервала (40-80 Ом), значит, можно практически со 100-процентной уверенностью констатировать – первопричина проблемы найдена.

Если же здесь все в порядке, значит, следует заниматься дальнейшим поиском. В частности – проверить датчик массового расхода воздуха. Сделать это довольно просто. Отключите от этого датчика разъем, после чего заведите двигатель. В случае если вы не заметили никаких изменений в его работе, значит, проблема, скорее всего, именно в этом датчике. Подтверждением может стать немного улучшившаяся динамика автомобиля.

Однако не всегда причина проблемы находится здесь. Значит, переходим к следующему этапу – проверке работоспособности датчика массового расхода воздуха. Его задачей является возвращение обратно в камеру определенной части сгоревших газов, чтобы топливо сгорало в полном объеме, и, соответственно, уменьшались вредные выбросы в атмосферу. В данной ситуации для решения проблемы зачастую достаточно просто почистить седло клапана.

Читайте также: Как открыть капот ВАЗ-2115

Достаточно часто обороты начинают плавать при проблемах со свечами или высоковольтными проводами. В первом случае поможет визуальный осмотр. Свечи следует внимательно изучить на предмет нагара. Также вспомните, когда вы их в последний раз меняли, возможно, причина в банальной выработке ресурса. Проблему с высоковольтными проводами можно рассмотреть в темноте. Если вы увидите там фейерверк искр, немедленно их замените. Впрочем, можно пойти и по более простому пути. Нужно просто взять заведомо работоспособные свечи или провода, одолжив их, например, у кого-то из знакомых, и поставив на свое авто. Сперва замените что-то одно, затем – другое. Если работа двигателя стала нормальной, значит, проблема найдена.

Ожидает решения — Плавают обороты на горячую и иногда не заводиться — Клуб Вольво

Интересно !

x

  • Если не знаете, в какой агрегатный раздел задать вопрос, задайте его здесь (создайте новую тему). Смотрите рекомендации при создании технических вопросов / тем
    Не забывайте, пожалуйста, сообщать в своих темах об итогах ремонта или решения вашей проблемы. В противном случае тема без решения или итогов будет отправлена в архив как неинформативная.

JavaScript is disabled. For a better experience, please enable JavaScript in your browser before proceeding.