16. Порядок затяжки болтов (гаек) крепления головки блоков цилиндров
Крепление головки блоков цилиндров, картеров и крышек распределительных шестерен, многоболтовых фланцев производят в определенной последовательности — от середины к краям и крест-на-крест, с многократным постепенным затягиванием крепежных деталей ( фиг. Такой способ крепления обеспечивает равномерное прилегание деталей друг к другу без перекосов и местных перенапряжений и обеспечивает равномерное и надежное уплотнение прокладок.
Болты и гайки крепления головки блока цилиндров затягивают динамометрическим ключом
Детали кривошипно-шатунного механизма во время работы сильно нагреваются и воспринимают переменные нагрузки большой величины, поэтому для обеспечения длительной работы двигателя в исправном состоянии необходимо выполнять следующие рекомендации:
применять моторные масла только рекомендованные в соответствии с климатическими и температурными условиями;
пуск двигателя при температуре окружающей среды ниже -5°С следует производить при помощи предпускового подогревателя или только после предварительного прогрева водой;
не давать двигателю полной нагрузки, пока он не прогреется;
не перегружать двигатель длительное время и не допускать во время работы ненормальных стуков и дымления;
поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 82 — 85°С;
не допускать длительной работы на холостом ходу.
Основными внешними признаками неисправности кривошипно-шатунного механизма являются: повышенный расход масла, дымный выхлоп отработавших газов и ненормальные стуки. Все это происходит в результате износа деталей и увеличения зазоров в сопряжениях, что вызывает падение давления масла в магистрали. Прежде чем проверять зазор в подшипниках, следует убедиться в правильности показаний манометра, проверить загрязненность фильтров и состояние других элементов системы смазки. Предварительная оценка состояния подшипников коленчатого вала по давлению масла в масляной магистрали производится приспособлением КИ-4940: номинальное давление прогретого двигателя до нормального теплового состояния при номинальной частоте вращения должно быть 250 — 350 кПа (2,5 — 3,5 кгс/см2), а предельно допустимое 100 кПа (1,0 кгс/см2). Падение давления масла в магистрали ниже предельно допустимого является одной из причин износа шеек коленчатого вала и подшипников. Допустимый зазор в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала должен быть 0,3 мм.
Зазоры в подшипниках можно проверить следующим способом. После слива масла и снятия поддона необходимо ослабить гайки крепления крышек коренных и шатунных подшипников, и снять крышку проверяемого подшипника вместе с нижним вкладышем. Затем положить на него вдоль оси коленчатого вала прокладку из латуни размером 25x13x0,3 мм, т.е. толщиной, равной максимально допустимому зазору, поставить крышку на место и затянуть гайки. Затяжку производят при помощи динамометрического ключа. Гайки шатунных болтов следует стопорить новыми шплинтами. Момент затяжки гаек коренных подшипников составляет 200 — 220 Н м (20 — 22 кгс-м), а шатунных 150 — 180 Н м (15 — 18 кгс-м).
Затем проверяют возможность вращения коленчатого вала, предварительно включив декомпрессионный механизм. Если вал будет вращаться свободно, то зазор в подшипнике превышает допустимое значение.
Увеличение зазора между деталями цилиндро-поршневой группы приводит к падению мощности двигателя, повышенному угару масла и выделению газов из сапуна.
Чтобы оценить состояние цилиндропоршневой группы, можно воспользоваться различными способами, но наиболее простыми являются такие, которые позволяют определить техническое состояние деталей без разборки двигателя. К этим способам относятся: определение компрессии в цилиндрах двигателя при помощи компрессиметра КИ-861 или технического состояния цилиндропоршневой группы по утечке газов в картер двигателя при помощи индикатора расхода газов КИ-4887-1.Окончательное решение о техническом состоянии цилиндропоршневой группы можно принять только после частичной разборки двигателя с замером зазоров между отдельными сопряженными деталями. Например, предельные зазоры между основными деталями цилиндропоршневой группы, по которым оценивают техническое состояние двигателя А-ОЗМЛ, равны:
зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра в верхнем рабочем пояске — 0,60 мм;
зазор между канавкой поршня и верхним компрессионным кольцом — 0,50 мм;
зазор между остальными кольцами — 0,40 мм; зазор в стыке компрессионного кольца — 6,00 мм; зазор в стыке маслосъемного кольца — 3,00 мм; зазор между бобышками поршня и пальцем — 0,10 мм; зазор между верхней головкой шатуна и пальцем — 0,30 мм; выступание гильзы цилиндра относительно плоскости блока — 0,165 мм.
Для установки поршневых пальцев поршни перед сборкой нагревают в масле до температуры 80 — 100°С. Поршневые кольца подбирают по гильзе, а затем по канавкам в поршне. Для проверки зазора в замке кольца его устанавливают в гильзу при помощи Поршня на глубину 25 мм от верхнего торца. Подгонка зазора в замке осуществляется при помощи личного напильника, а под гонка кольца по канавкам в поршне по высоте осуществляется притиркой на чугунной плите.
Гильзы цилиндров меняют на новые, если их износ в верхней зоне первого компрессионного кольца превышает 0,60 мм. Поршни заменяют, если зазор между канавкой и новым компрессионным кольцом по высоте превышает 0,50 мм. Затяжку гаек на шпильках при креплении головки цилиндров двигателя производят в определенной последовательности, момент составляет 200 — 220 Н м (20 — 22 кгс-м)
Каков порядок затяжки болтов головки блока цилиндров? » АвтоНоватор
Значение всех элементов крепления в двигателе очень велико. Это аксиома. Не является исключением и затяжка болтов головки блока цилиндров.
Особенности затяжки болтов ГБЦ
Причина? А она проста. Просто подумайте о том, какие нагрузки испытывают все элементы крепления: постоянная вибрация, бешеные перепады температуры. В результате проведенных исследований получена цифра 5000 кг. и выше. Примерно такую нагрузку на разрыв при полном газу испытывает каждый болт двигателя.
Одним из главных условий, которые гарантируют правильные действия при ремонте ГБЦ или при замене прокладки ГБЦ, является соблюдение требований производителя. Разные модели двигателей имеют разный момент затяжки головки блока цилиндров. Также может отличаться и порядок затяжки головки блока цилиндров. В мануалах к каждой модели существуют рекомендации, и их необходимо выполнять.
Имея свои особенности, применительно к разным моделям, затяжка болтов головки блока цилиндров, имеет и нюансы, которые применимы к процедуре затяжки болтов ГБЦ вообще, и одинаковы для всех.
И желательно вам их знать, так как никто не гарантирует, что в сервисе вам сделают грамотно и как для себя.
На момент затяжки головки блока цилиндров влияют:
- Смазка резьбы отверстий и самих болтов. Рекомендуется проводить смазку невязкими типами моторного масла.
- Состояние резьбы, как отверстия, так и самого болта. Деформация и засорение резьбы перед затяжкой противопоказаны, это может привести к уменьшению силы сжатия прокладки со всеми вытекающими…
- Новый болт или уже использовался. У нового болта сопротивление выше и показатели момента затяжки может быть искажёны. Желательно, чтобы при использовании новых болтов, затяжка болтов головки блока цилиндров, производилась после 2-3 циклов закручивания и раскручивания болтов. Рекомендуется затянуть болты на 50% от конечного момента затяжки и отпустить.
Рекомендации к затяжке болтов головки блока цилиндров
- Пользуйтесь Инструкцией производителя, в которой точно указаны момент и порядок затяжки головки блока цилиндров.
- Состояние болтов должно быть безупречным. Не экономьте, и ни в коем случае не перерезайте резьбу. Ведь для себя делаете.
- Резьба болта и отверстия должны быть чистыми. Проволочная щётка вам в руки.
- В случае «слепого» отверстия под болты, постарайтесь не перелить в них масла, иначе болт не станет на место до конца. И нелишним будет смазать резьбу пластичным герметиком, если отверстие выходит в систему охлаждения двигателя.
- Болты типа TTY (как правило используются в двигателях с алюминиевыми ГБЦ) запрещены категорически к повторной затяжке, так как возможны их разрывы. Их повторное применение также не сможет обеспечить нужного сжатия прокладки, а это значит – течь.
- Устанавливая прокладку, обязательно уточните в спецификации производителя прокладки величину момента затяжки. Если у вас есть прошлый опыт замены прокладок, то забудьте о нём. Каждый двигатель имеет свою специфику.
- Возвращаясь к болтам типа TTY, нужно акцентировать ваше внимание, что для них существует чёткий градус, а не момент затяжки болтов головки блока цилиндров. То есть, вам понадобится инструмент с индикатором угла.
- Дотяжка или протяжка болтов, в случае необходимости производится для двигателей: с чугунными ГБЦ на горячем, а с алюминиевыми ГБЦ на остывшем до комнатной температуры.
Удачи вам при затяжке головки блока цилиндров своими руками.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
При затяжке болтов ГБЦ многие по неопытности и незнанию могут допустить массу ошибок, способных стать причиной серьезных ремонтных работ в будущем. Нередко неправильная затяжка приводит к повреждениям и деформации как ГБЦ, так и блока. Самыми распространёнными ошибками считается попадание масла в колодцы для болтов, работа с неподходящими по размеру или изношенными торцевыми головками для динамометрического ключа или затяжка вовсе без него, перетяжка болтов мои нарушение порядка затяжки, а также использование болтов неподходящего размера (длинные или наоборот короткие).Нередко колодцы, куда закручиваются болты, покрываются ржавчиной или забиваются грязью, очистить их не всегда получается. Заливать в них масло категорически запрещается, ровно, как и закручивать болты в грязные отверстия, в противном случае добиться нужного усилия невозможно. Маслом можно смазать только резьбу непосредственно на болтах. Нередко бывали случаи, когда при игнорировании этих советов колодец разрушался, а это грозит заменой блока цилиндров, т. к. отремонтировать его получается не всегда.
Затягивать без динамометрического ключа нельзя, ни при каких обстоятельствах, закручивание болтов «на глаз» почти всегда совершается с превышением допустимого усилия, это приводит к поломке болтов и ремонту блока цилиндров. Также рекомендуется всегда использовать новые болты, даже если вы старые выглядят идеально, дело в том, что они имеют свойство вытягиваться после затяжки.
- Автор: Андрей
- Распечатать
(5 голосов, среднее: 4. 2 из 5)
Поделитесь с друзьями! Adblockdetector
Затяжные болты с головкой — The Boston Globe
Q. Несколько лет назад один инженер-механик сказал мне, что лучший способ отрегулировать эль вашего автомобиля для максимальной экономии топлива — это увеличить температуру и оставить вентилятор включенным. Логика подсказывает, что для работы вентилятора требуется меньше энергии, чем для работы компрессора, и, повышая температуру, компрессору не приходится работать так усердно.
Но я сейчас думаю, что когда вы повышаете температуру, горячий воздух от двигателя смешивается с холодным воздухом от эля. Так компрессор либо включен, либо выключен, или он переменный?
A. Первый второй вопрос: Некоторые автомобили просто постоянно включают и выключают компрессор, чтобы поддерживать правильное давление хладагента и, следовательно, соответствующее охлаждение. В других используются компрессоры с переменным рабочим объемом, а в третьих используется дроссельный клапан на линии хладагента.
В некоторых автомобилях, особенно с автоматическим регулированием температуры, воздух, нагретый в радиаторе отопителя, смешивается с холодным воздухом из испарителя для регулирования температуры выходящего воздуха. Если это звучит неэффективно, так оно и есть.
При охлаждении автомобиля с помощью вентилятора расходуется меньше топлива, чем при охлаждении с помощью компрессора. Таким образом, оставляя двигатель вентилятора на высоком уровне, он должен потреблять меньше энергии. В целом, я действительно не думаю, что это будет иметь огромное значение.
Q. Решил заменить прокладку ГБЦ на своем Ford Escort. Когда я пошел в магазин автозапчастей, продавец настоял на том, что мне нужны новые болты. Я думаю, он пытается увеличить счет на 30 долларов.
A. Я проверил цену вашего комплекта болтов, и указанные вами 30 долларов кажутся разумными. Большинство продавцов запчастей не работают за комиссию, так что этот парень действительно дает вам правильный совет.
В вашем Escort, как и во многих современных автомобилях, используется другой тип болта с головкой, чем мы привыкли. В старые добрые времена болт с головкой, как и большинство ответственных креплений, постепенно затягивался в два-три этапа до надлежащего крутящего момента. Использование динамометрического ключа позволяло усилию зажима между головкой и блоком сжимать прокладку головки достаточно, чтобы герметизировать ее, не деформируя.
Затем появились головки из алюминиевого сплава, прикрученные к чугунным блокам. Поскольку это разные металлы, блок и головка расширяются и сжимаются с разной скоростью, что значительно усложняет работу прокладки головки. Проблема в том, что обычная затяжка недостаточно точна. Затягивание болта растягивает его, одновременно стягивая головку и блок. Эти болты упруго деформируются и возвращаются к своим первоначальным размерам при ослаблении. Трение между головкой болта, его шайбой и головкой блока цилиндров непостоянно. Два болта, затянутых с одинаковым крутящим моментом, могут иметь совершенно разную силу зажима.
Ваши одноразовые болты с головкой предназначены для затягивания по другому критерию, а именно, до точки пластической деформации, точки, в которой они растягиваются и не возвращаются к своей первоначальной длине при ослаблении.
Эти болты с головкой необходимо затягивать совсем другим способом. Обычно вы затягиваете обычные болты с головкой крест-накрест в три шага, на одну треть, на две трети, а затем на окончательный крутящий момент. Растягивающие болты затягиваются в последовательности крутящий момент плюс угол.
Различные двигатели используют похожие, но разные последовательности и спецификации. Вот процедура для вашего конкретного эскорта.
Сначала затяните все болты в последовательности, указанной в руководстве по ремонту, с усилием от 30 до 44 футо-фунтов. Далее ослабьте их в той же последовательности на пол-оборота. Снова затяните их последовательно до 30–44 футо-фунтов. Далее поворачиваем все болты, опять же последовательно, на 90 градусов. Затем поверните их все еще раз, по порядку, на последние 90 градусов.
И последнее замечание: я бы попросил кого-нибудь, кто разбирается в головках цилиндров Escort, взглянуть на ваши. Если он деформирован, он просто снова взорвет прокладку головки блока цилиндров в короткие сроки.
Майк Аллен — старший редактор журнала Popular Mechanics. Вопросы следует направлять по электронной почте на адрес [email protected].
© Copyright 2008 Globe Newspaper Company.
Как установить головки блока цилиндров LS?
Поиск по ключевым словам
Процедура установки, характеристики момента затяжки и последовательность
Чтобы правильно установить головки цилиндров LS, выполните следующие действия. Это предотвратит утечки масла и охлаждающей жидкости, а также потерю компрессии из-за пробитой прокладки головки блока цилиндров.
**Если вы используете неоригинальные болты или шпильки, следуйте инструкциям, прилагаемым к новым крепежным деталям.**
Подготовка к установке
Перед установкой головок убедитесь в следующем: чистые и резьба не повреждена.
- Может вращаться под действием дополнительного веса головки блока цилиндров.
Процесс установки
- Вставьте новые установочные штифты в блок цилиндров.
- По 2 дюбеля с каждой стороны (в отверстиях №7 и №8).
- Они выравнивают головку по блоку. Всегда заменяйте их перед установкой головок цилиндров.
- При необходимости слегка постучите по ним молотком.
- Очистите поверхность блока чистой тряпкой и ацетоном (или подобным чистящим средством).
- Поместите прокладку головки на блок.
- Убедитесь, что «спереди» или «этой стороной вверх» обращены в соответствующем направлении.
- Очистите поверхность деки головки чистой тряпкой и ацетоном (или аналогичным чистящим средством).
- Аккуратно установите головку блока цилиндров поверх прокладки головки блока цилиндров.
- Убедитесь, что он правильно сидит на дюбелях.
- Будьте осторожны, чтобы не поцарапать и не поцарапать поверхность деки головки.
- Затяните все болты от руки.
- Затяните болты M11 (№1-10) в 3 прохода.
- Спецификации крутящего момента и последовательность см. ниже.
- Используйте качественный динамометрический ключ и измеритель крутящего момента.
- Затяните болты M8 (#11-15) за 1 проход.
- Спецификации крутящего момента и последовательность см. ниже.
- Повторите этот процесс для другой головки блока цилиндров.
LS Характеристики крутящего момента головки блока цилиндров | ||||
Семейство двигателей | Размер болта | Первый проход | Второй проход | Последний проход |
Поколение 3 (LS1, LS6 и т. д.) | М11 х 155,5 мм | 22 футо-фунта. | 90 градусов | 90 градусов |
M11 x 101 мм | 50 градусов | |||
M8 x 46 мм | — | — | 22 футо-фунта. | |
Поколение 4 (LS2, LS3 и т. д.) | М11 х 155,5 мм | 22 футо-фунта. | 90 градусов | 70 градусов |
M8 x 46 мм | — | — | 22 футо-фунта. |
Примечания
- Стандартные болты головки блока цилиндров представляют собой крепежные детали с усилием затяжки.