что это, устройство и как работают :: Autonews
Фото: Shutterstock
adv.rbc.ru
Читайте также
Разбираемся, какие виды топливных форсунок существуют, в чем разница и какие поломки чаще всего встречаются.
- Что это
- Как работают
- Устройство
- Виды
- Неисправности
- Промывка
- Почему льют или стучат
- Когда нужно менять
adv.rbc.ru
Эксперт в этой статье: Александр Тихонов, продукт специалист по системам бензинового впрыска Bosch
Что такое форсунки
Топливные форсунки (или инжектор) — это элемент системы впрыска автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, работающего на бензиновом и дизельном топливе. Они отвечают за равномерную подачу горючей смеси и ее последующее эффективное сгорание. Принцип работы всех форсунок примерно одинаков, но в зависимости от типа мотора их конструкции рабочие характеристики различаются.
Изобретение форсунки как механизма распыления под давлением жидкости или порошка принадлежит российскому инженеру Владимиру Шухову [1]. В автомобильной промышленности их внедрение неразрывно связано с именем Рудольфа Дизеля и Роберта Боша, предложившего несколько типов впрыскивающих устройств.
Сегодня существует несколько видов форсунок, которые предназначены для разного впрыска и типов моторов. Но все они обеспечивают:
- дозировку топлива;
- распыление горючей смеси;
- экономичный расход топлива;
- снижение вредных выбросов.
Как работает форсунка
В самом простом варианте форсунка чем-то напоминает насос. Попадающее в нее топливо под высоким давлением подается в камеру сгорания в мелкодисперсном виде. Поэтапно процесс работы форсунки с электронным управлением выглядит следующим образом:
- топливный насос подает бензин или дизель в канал форсунки;
- электронный блок управления (ЭБУ) с помощью датчиков определяет правильное время для запуска и объем топлива для распыления;
- когда ЭБУ активирует открытие запорного клапана, происходит впрыск.
Устройство форсунки
Все существующие сегодня форсунки различаются по конструкции и расположению. В уже устаревших моносистемах они размещаются возле дроссельной заслонки. При распределенном впрыске форсунки установлены на впускном коллекторе. Когда впрыск топлива осуществляется непосредственно в цилиндры, форсунки располагаются в головке блока по одной на каждый.
Фото: Shutterstock
В самом общем варианте топливная форсунка состоит из:
- герметичного корпуса;
- сетчатого фильтра;
- запорного клапана или иглы;
- распылителя с одним или более сопел.
Виды форсунок
Форсунки для дизельных и бензиновых моторов — разные. Это связано с механизмом сжигания топлива в каждом из агрегатов. Их главное отличие в давлении — у дизельных моторов этот показатель намного выше.
Механические
Одни из самых простых видов, которые все реже применяются в конструкции автомобилей, как правило, дизельных. Работа механической форсунки основана на давлении топливной системы. В дизельных моторах за него отвечает пара насосов низкого (ТННД) и высокого давления (ТНВД). В момент подачи топлива создаваемое давление поднимает иглу и сопло открывается. Так происходит впрыск, после чего под давлением пружины игла вновь запирает сопло.
Электромагнитные
Используются в инжекторных моторах бензиновых автомобилей и дизелях. Конструктивно такая форсунка также состоит из корпуса, запорного клапана и сопла. Но привод осуществляется за счет магнитного поля. Для этого форсунка имеет электромагнит (обмотка в верхней части элемента) и якорь, который соединен с иглой.
Движение начинается, когда на обмотку подается напряжение. Алгоритм частоты и продолжительности импульса определяется электроникой. Создаваемое магнитное поле притягивает якорь к магниту, оказывая тем самым давление на пружину. В этот момент происходит открытие сопла и впрыск. Как только напряжение прерывается, пружина срабатывает и клапан закрывается.
Электрогидравлические
Конструкция электрогидравлических форсунок сложнее, в основе их работы лежит разница давления жидкостей. Топливо в таких форсунках подается сразу в две камеры — верхнюю и нижнюю. В исходном положении давление в них одинаковое и пружина удерживает иглу. При открытии электромагнитного клапана, давление в верхней камере падает, а топливо уходит «в обратку». Соответственно в нижней камере давление наоборот возрастает, благодаря чему игла поднимается и происходит впрыск.
Пьезоэлектрические
Конструкция такой форсунки повторяет электрогидравлическую, с тем различием, что за привод отвечает пьезоэлектрический элемент. По структуре это множество керамических пластин плотно спаянных между собой (их еще называют кристаллами). Под воздействием электрического напряжения они расширяются, воздействуя на запорный клапан в камере управления. В итоге давление над иглой падает и происходит впрыск.
Пьезоэлектрические форсунки отличаются исключительным быстродействием в сравнении с электромагнитными системами. В среднем открытие клапана в них происходит в четыре раза быстрее.
Насос-форсунка
Такие форсунки объединяют в себе сразу два устройства: распылитель и насос. Они предназначены для прямого впрыска и работают без ТНВД. Количество насос-форсунок всегда соответствует числу цилиндров — по одной на каждый. В них используется одноплунжерный насос, который приводит в действие распредвал. В зависимости от модели может использоваться электромагнитный или пьезоэлектрический клапан. Управляются насос-форсунки электронным блоком управления.
Как и любое механическое устройство, топливные форсунки подвержены износу и другим неисправностям. (Фото: Shutterstock)
Причины неисправности форсунок
Как и любое механическое устройство, топливные форсунки подвержены износу и другим неисправностям. Они могут засоряться, если заливается некачественное топливо, подтекать из-за старения уплотнителей или треснуть.
Некоторые элементы форсунок можно заменить или почистить, но в случае серьезных повреждений они требуют полной замены. Помимо самой форсунки выходить из строя могут электрические компоненты инжектора.Если форсунка неисправна, это может вызвать:
- проблемы с запуском;
- повышенный расход топлива;
- потерю мощности;
- колебания холостого хода;
- повреждение каталитического нейтрализатора и сажевого фильтра.
Основные причины неисправности:
- засорение сетчатого фильтра из-за загрязненного топлива;
- плохо закрывающийся игольчатый клапан из-за мельчайших частиц грязи изнутри или отложений присадок;
- забитое выпускное отверстие;
- короткое замыкание в катушке;
- обрыв кабеля к блоку управления.
Когда промывать форсунки
Несмотря на то, что современные виды топлива содержат очищающие присадки, процесс сгорания по-прежнему грязный и приводит к накоплению побочных продуктов.
Засоренные топливные форсунки имеют несколько симптомов. Наиболее очевидные — это пропуски зажигания, неровный холостой ход и «подпрыгивающая» стрелка тахометра. Кроме того, могут возникнуть проблемы с ускорением или двигатель может вообще не запуститься.
Промывку форсунок можно выполнять с их снятием и без. Для этого существует несколько способов:
- добавление в бензобак специальных чистящих средств;
- ультразвуковая чистка, которая требует снятия элементов;
- промывка на специальном стенде.
Промывку форсунок можно выполнять с их снятием и без. (Фото: Shutterstock)
По словам экспертов, такие работы лучше проводить в автосервисе. Не стоит промывать форсунки ради профилактики, так как это несет риски их повреждения. «Например, они могут выйти из строя из-за агрессивных присадок в моющей жидкости, может повредиться соленоид из-за некорректных параметров тока и др», — говорит Александр Тихонов, продукт специалист по системам бензинового впрыска Bosch.
Почему форсунки льют
Выражение «льет форсунка» означает, что она пропускает топливо в момент, когда это не нужно. К этому, например, приводит нарушение герметичности одного из элементов, загрязнение фильтров или выход из строя топливного насоса.
Признаки льющих форсунок:
- запах бензина;
- проблемы с запуском двигателя;
- разбавленное масло.
Например, из-за протечки нижнего уплотнительного кольца на форсунке, топливо может попасть в цилиндр, где оно будет просачиваться через кольца и в конечном итоге смешиваться с моторным маслом. Разжижение масла чревато перегоранием стенок цилиндров, повреждением подшипников двигателя и даже его полным разрушением.
«Работа форсунок связана с горючими жидкостями (бензин), высоким напряжением и высоким давлением топлива. Также некоторые форсунки требуют специального инструмента для их правильной установки, особенно при монтаже непосредственно в блок цилиндров», — поясняет Александр Тихонов.
Почему стучат форсунки
Чаще всего форсунки стучат из-за излишней дозы топлива, которое подается в цилиндр. Лишний звук может возникать по причине износа распылителей или плохо отрегулированного топливного оборудования.
Несмотря на то, что дизельные моторы изначально шумные, стук форсунок выделяется из общего акустического потока. Он похож на стрекот или цокание, которое исходит из верхней части двигателя. Его интенсивность и сила могут указывать на степень проблемы, поэтому при любых подозрениях на неисправность лучше обратиться за диагностикой на СТО.
Когда нужно менять форсунки
У каждой форсунки свой срок службы, который определяется производителем. В среднем он составляет не менее 100 тыс километров пробега, хотя на практике зависит от условий эксплуатации. Чтобы продлить срок службы форсунок достаточно соблюдать два правила: заправляться топливом на проверенных АЗС, а также регулярно проводить обслуживание топливной системы.
Читайте также:
От бака до форсунок: как обслуживать топливную систему
Замена масла в АКП, вариаторе, «роботе». Почему это нужно делать
Ремонт бензиновых форсунок — Автосервис ФОРСПРО
Форсунки играют ключевую роль в полноценном функционировании двигателя. Их многие называют – инжекторами. Форсунка – это конструктивный элемент, который предназначен для систематической подачи топлива, а также его дозирования. Она обеспечивает впрыск топлива в камеру сгорания двигателя. Также ее работа направлена на пульверизацию топлива в камере сгорания и тем самым формирует воздушно-топливную смесь. Она может использоваться, как в бензиновых двигателях, которые обустроены инжектором, так и – дизельных. Двигатели, которые работают на дизеле, используют форсунку высокого давления.
Важные элементы конструкцииЗнать структуру любой детали важно для правильного ее ремонта. Ведь, это центральная часть, из которой и вытекают азы разборки детали и ее последующие этапы починки. Неправильно работающая форсунка способна увеличить расход топлива на 15-20%. Так вот, самым главным элементом – является сопло. Зачастую распылитель состоит из одного канала. В редких случаях насчитывают два канала, но это очень редкое явление. Именно эти каналы занимаются интенсивным и дозированным распылением жидкости. Конкретнее, первый сконцентрирован на выходе распыляемой жидкости, а второй – на рассеивании пара, газа, что и предназначается для распыления уже первой жидкости. Безусловно, важна чистота форсунки. Когда она очищена от различных загрязнений, то получается конусообразное распыление, а факел – ровный и непрерывный. Поэтому следите за ее состоянием и старайтесь менять форсунки систематически, каждые 100 – 150 тыс. км пробега, либо же выполнять своевременный ремонт бензиновых форсунок.
Виды бензиновых форсунокВсеми принятая классификация распылителей различает четыре вида:
- Механические.
Они базируются на использовании для распыления мазута энергии в цилиндрической камере. Весь этот процесс подразумевает собой круговые движения. Механическую форсунку используют чаще всего. Это стандартный вид, который требует меньше всего хлопот.
По сути, такой тип форсунки – это обычный клапан, который раскрывается в момент подачи определенного давления. Основой в данном случае служит корпус, внутри которого – игла. Именно она под воздействием пружины скрывает сопло. Впоследствии этого происходит тот самый процесс распыления топлива в камеру сгорания. Когда снижается давление – сопло закрывается.
- Электромагнитные.
Этот вид форсунок имеет некие отличия от механических. Игла в них раскрывается в тот момент, когда получает сигнал от контроллера. На этот процесс также влияет встроенный электромагнит. Чаще всего он расположен в верхней части распылителя. Во время подачи напряжения игла поднимается к верху и впоследствии открывает сопло.
- Электрогидравлические.
Данная разновидность форсунок объединяет в себе все достоинства двух предыдущих видов. В данном случае топливо действует на иглу с обеих сторон. Исходя из этого – давит на нее сверху и снизу. Эти две камеры тесно связаны между собой и при этом обеспечивают равнозначное давление топлива. Впоследствии игла закрывает сопло.
- Пьезоэлектрические.
Они самые надёжные и современные. Чаще их применяют в двигателях, которые работают на дизеле. По принципу работы, пьезоэлектрические форсунки напоминают гидравлические. За исключением того, что в них клапан, что и открывает путь к топливу, действует исключительно под воздействием пьезоэлектрического кристалла. Их главным преимуществом является быстродействие. Поэтому они так популярны.
Основные этапы ремонтаРемонт бензиновых форсунок включает:
- Первым делом нужно найти неисправность.
- Важно определиться, относительно того, что нужно чинить, а что – менять.
- Часто возникают проблемы со сложными конструкциями форсунок.
Изначально, поломка форсунок подразумевает собой работу с диагностическим оборудованием. С его помощью и можно определить степень поломки, а также ее причины. Такое приспособление есть только у профессионалов, работающих в этой сфере. Главное – перед началом тестирования форсунки, ее тщательно очистить и проверить на наличие механических повреждений.
Не редко случается и так, что причина «отказа работы» форсунки заложена в ее загрязненности. Стоит немного прочистить, желательно в ультразвуковой ванне, и вот поломки, как и небывало.
Чаще всего, чтобы починить бензиновую форсунку нужно только заменить комплект – распылитель с иглой. Но, все это можно решить лишь в специальных центрах, с помощью тестирующего прибора.
Много хлопот приносят форсунки, что оснащены электрическими датчиками подъема иглы. Цены на такие форсунки обычно колеблются от 250 до 400 евро за штуку. Починку электромеханических форсунок для дизелей в Украине не особо практикуют. Сносившееся форсунки такого типа в специализированных СТО мастера встречают редко, так как автомобили, что могут их использовать в страну были ввезены не так давно.
Fuel Injector Tech – обзор, терминология
| Практическое руководство — двигатель и трансмиссия
Максимальная мощность благодаря высокоэффективным топливным форсункам
Когда электронный впрыск топлива впервые появился на высокопроизводительных автомобилях, это стало серьезным сдвигом в зоне комфорта многих хот-роддеров. Вращение винтов, замена форсунок и настройка уровней поплавка внезапно ушли в прошлое. Конечно, также были проблемы с управляемостью, иногда связанные с резким ускорением, прохождением поворотов и остановкой. Впрыск топлива с компьютерным управлением был в конечном итоге принят редукторами, в первую очередь из-за почти бесконечного диапазона настройки. Это, в свою очередь, привело к гораздо лучшим результатам с безнаддувными характеристиками и с добавками мощности, такими как закись азота, воздуходувки и турбины.
Однако современные мощные двигатели часто развивают столько мощности, сколько позволяют их форсунки. Подведение итогов об этих часто забываемых деталях — один из способов, с помощью которых ваш спортивный автомобиль может вызвать или испортить улыбку.
ЧТО ДЕЛАЮТ ФОРСУНКИ
Проще говоря, электронные топливные форсунки представляют собой электромагнитные соленоиды, которые подают необходимое количество топлива в двигатель вашего автомобиля. Они регулируются бортовым электронным модулем управления (ECM), который измеряет объем воздушного потока и рассчитывает количество топлива, необходимое для получения желаемого соотношения воздух/топливо, а затем приводит в действие топливную форсунку всего за миллисекунды. Затем модуль ECM посылает сигнал для включения соленоида топливной форсунки, что позволяет топливу течь.
Несколько основных факторов определяют количество топлива, подаваемого форсункой. Во-первых, это ширина импульса, которая относится к количеству времени, в течение которого форсунка открыта. Далее идет скорость потока, которая измеряется в фунтах/час для отечественных автомобилей и кубических сантиметрах для импортных. В-третьих, это давление в топливной магистрали за форсункой, а последнее касается чистоты наконечника форсунки. В то время как первые три часто считаются факторами, влияющими на общий расход топлива, последний менее известен, но не менее важен, поскольку грязная форсунка может препятствовать подаче топлива.
Также важно, как форсунки подают топливо. Некоторые форсунки предназначены для обеспечения широкоугольного, конического или диффузного распыления для оптимального распыления, эффективности горения и мощности. Другие настроены на более узкую форму распыления, чтобы топливный заряд не попадал и не конденсировался на стенках впуска и цилиндра. Что интересно, хотя формы распыла часто можно проверить на испытательном стенде, эти формы могут иногда искажаться в камерах сгорания, сконфигурированных для обеспечения завихрения или пониженного уровня наддува в приложениях с наддувом или турбонаддувом.
Типы форсунок
Хотя форсунки обычно выбираются по их скорости потока, существуют также значительные различия с точки зрения сопротивления и конструкции форсунок. Никогда не следует смешивать или подбирать разные типы форсунок, поскольку эти различия могут привести к перегреву драйвера ECU и резко повлиять на производительность вашего двигателя.
Доступны инжекторы с широким диапазоном расхода от 14 фунтов/час до колоссальных 160 фунтов/час и даже больше. Однако знание того, как эти рейтинги достигаются, важно при проведении сравнений. Переменные, участвующие в определении этих скоростей, включают рабочий цикл и давление топлива. Рабочий цикл относится к количеству времени, в течение которого форсунка остается открытой. Чтобы проиллюстрировать это, высокопроизводительный автомобиль на верхнем конце тормозной полосы может работать со 100-процентным рабочим циклом, что означает, что форсунки постоянно открыты, а затем с 20-процентным рабочим циклом на холостом ходу. Большинство оценок расхода, измеренных при рабочем цикле от 80 до 100 процентов, часто используют меньшее из двух чисел. Давление топлива, которое может варьироваться в широких пределах, часто учитывается в диапазоне от 43 до 44 фунтов на квадратный дюйм при измерении расхода.
Когда дело доходит до понимания реакции инжектора, это можно сравнить с переключением принтера на компьютер с изменением программного обеспечения. Сменные форсунки могут по-разному реагировать на ЭБУ автомобиля. Большинство форсунок делятся на две категории: с низким и высоким импедансом. Низкоимпедансные, также известные как Peak and Hold, обычно имеют низкое сопротивление от 2 до 3 Ом, в то время как высокоимпедансные или насыщенные форсунки имеют более высокое сопротивление от 12 до 16 Ом. Хотя оба типа используются в серийных автомобилях, часто можно найти форсунки с более низким сопротивлением, работающие с более низким сопротивлением, в слегка модифицированных автомобилях, в то время как более быстро реагирующие форсунки с низким сопротивлением предназначены для всех автомобилей, не участвующих в соревнованиях. Хотя ЭБУ некоторых автомобилей совместимы с форсунками любого типа, всегда полезно проконсультироваться с поставщиком перед покупкой.
Несмотря на разнообразие конструкций форсунок, наиболее известны форсунки игольчатого, дискового и шарикового типа. Форсунки игольчатой конструкции позволяют топливу течь, когда вертикальная игла втягивается из конического седла, в то время как дисковые форсунки имеют пластины с очень маленькими отверстиями. С другой стороны, в шаровых типах используется конструкция шара и гнезда для управления потоком топлива. Хотя у каждого есть свои плюсы и минусы, все они успешно используются в высокопроизводительных приложениях. Кроме того, для герметизации доступны различные конфигурации уплотнительных колец, а также электрические соединения и варианты с верхней или нижней подачей.
РАЗМЕР ФОРСУНОК
Хотя выбор правильного размера форсунки для производительности является чем-то вроде науки, нельзя не подчеркнуть, насколько важно сделать это правильно. Как правило, можно использовать следующую простую формулу, которая выглядит следующим образом:
л.с. / количество форсунок X BSFC / рабочий цикл
Чтобы проиллюстрировать это, если у нас есть безнаддувный двигатель V-8. выдавая на маховике 300 л.с., делим эту цифру на количество форсунок. Затем мы умножаем это на значение удельного расхода топлива при торможении (BFFC), равное 0,50. и разделите это на рабочий цикл 0,80. На калькуляторе эти числа будут выглядеть так:
300 л.с. / 8 форсунок = 37,5
37,5 X 0,50 BFSC = 18,75
18,75 / 0,80 Рабочий цикл = 23,43 (форсунка 24 фунта/ч) до 0,44, в то время как то же число для двигателей с наддувом может достигать 0,65. Цифра, которую вы используете для рабочего цикла, также может измениться. Существует ряд очень простых программ-калькуляторов, которые могут сделать эту математику за вас. MSD также имеет довольно сложную программу (PN2000) для покупки, которая учитывает еще больше переменных, таких как температура, давление в коллекторе и число оборотов в минуту.
Поскольку методы производства допускают различные допуски, некоторые форсунки могут не течь так, как указано на коробке. Вот почему покупатели производительности могут запросить комплект форсунок с согласованным потоком. Подходящие форсунки, которые были индивидуально протестированы, отобраны вручную и согласованы с точностью до одного процента друг от друга, помогают гарантировать, что каждый цилиндр получает одинаковое дозированное количество топлива.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНЖЕКТОРОВ
Если человек выбрал правильный тип и размер инжектора, это не значит, что о нем можно полностью забыть. Загрязнение и перегрев являются злейшими врагами инжектора и могут не только привести к плохой работе двигателя, но и, возможно, провалить проверку на выбросы.
Известно, что мелкие частицы грязи, изоляция топливных элементов и даже мельчайшие кусочки металла забивают форсунки изнутри, что приводит к неравномерному распылению. Когда двигатель выключается, небольшое количество топлива, прилипшее к наконечникам форсунок, также может разрушаться и оставлять отложения, особенно в случаях высоких температур. В таких случаях цилиндр, обслуживаемый этой форсункой, будет работать с ненормальной обедненной смесью, что может привести к чрезмерной компенсации ЭБУ автомобиля, вызывая чрезмерно богатое состояние, что резко увеличит вредные загрязняющие вещества. С другой стороны, негерметичные форсунки могут вызвать обратную ситуацию.
Единственным выходом в подобных ситуациях является чистка форсунок на автомобиле или вне его, либо замена их всех вместе. Периодическое добавление бутылки с очистителем топливных форсунок в бак бензина является отличным профилактическим обслуживанием, но часто мало помогает для очистки от уже образовавшихся отложений. топливная рейка. Затем машина заводится и использует чистящее средство, пока оно не закончится. Хотя этот метод обычно работает хорошо, другие предпочитают снимать все свои форсунки, чтобы отправить их, очистить и восстановить. Однако регулярное выполнение этого часто может обойтись больше, чем стоимость набора новых форсунок. Хорошей альтернативой может стать приобретение комплекта высокопроизводительных форсунок, даже если они имеют стандартный размер замены.
Благодаря материалам и конструкции лучше, чем стандартные, это может быть одним из самых дешевых страховых полисов, которые вы когда-либо найдете для работы вашего двигателя.
На этом разрезе показана игольчатая форсунка Bosch, которую ACCEL использует с каждой из своих форсунок. Каждая форсунка ACCEL также оснащена паровой крышкой, препятствующей засорению, а номинальный расход для каждой форсунки выгравирован на литой верхней части. Прецизионные уплотнительные кольца и топливные фильтры с мелкой сеткой также включены в каждую форсунку размером от 14 до 48 фунтов/ч.Trending Pages
Volkswagen Golf GTI S 2023 г. Протестировано вручную: 0–60 миль в час, результаты ¼ мили
Volkswagen Golf GTI S 2023 г. Руководство Первый тест: зачем выбирать базовую комплектацию
Более прочный прототип Toyota Tacoma следующего поколения, вероятно, новый «Trailhunter»0065
3 Это Overland Toyota Land Cruiser 76 также буквально пуленепробиваемый
Trending Pages
Volkswagen Golf GTI S 2023 г. Протестировано вручную: 0–60 миль в час, результаты ¼ мили
2023 г.
Этот Toyota Land Cruiser 76 от Rad Overland также буквально пуленепробиваемый
Более прочный прототип Toyota Tacoma следующего поколения, вероятно, новый «Trailhunter»0065
Характеристика размера капель распыления топливной форсунки
Характеристика размера капель распыления топливной форсунки | Малверн ПаналитикХарактеристика размера капель аэрозоля для топливных форсунок.
Топливные форсункииспользуются в автомобильной и аэрокосмической промышленности для регулирования объема топлива, впрыскиваемого в камеру сгорания двигателя. Количество топлива регулируется временем открытия клапана. Обычно это значение составляет от 0,2 до 10 мс, что может затруднить измерение размера аэрозольных капель.
На работу топливной форсунки влияет размер образующихся капель. Идеальный размер капель — это баланс между более мелкими каплями, увеличивающими скорость испарения, и более крупными каплями, улучшающими проникновение в головку блока цилиндров.
Системы Malvern Panalytical для определения размера частиц аэрозоля и визуализации могут использоваться для определения характеристик систем впрыска топлива. Эти методы измерения можно использовать для:
- сбора высокоскоростных (10 кГц) данных о размере капель (с рядом вариантов запуска измерения).
- Измерение профилей размера капель для нескольких импульсов в одном эксперименте.