Притирка клапанов — KeyProd
Притирка — точная доводочная операция, вследствие которой получаются герметичные соединения. Металл сопрягаемых поверхностей снимается мелкозернистыми абразивными порошками или пастами, которые наносятся непосредственно на притираемые поверхности. Клапаны притирают после ручного фрезерования седел. В случае, когда фаски седел и клапанов отшлифованы, притирать клапаны не нужно — это только ухудшит геометрию контакта деталей. Если фрезерование седла выполнено качественно, то и в этом случае притирка может не потребоваться или займет всего несколько минут.
Абразивные материалы различают по зернистости, т.е. по размерам зерен. Последние, в зависимости от размеров, делят на следующие группы (в порядке уменьшения размеров зерна): шлифовальные зерна, шлифовальные порошки и микропорошки.
Для притирки клапанов используются только микропорошки, указанные в табл. 1
Таблица 1. Микропорошки
Обозначение зернистости | Размеры зерен, мкм |
М40 | 28…40 |
М28 | 28…20 |
М20 | 20…14 |
М14 | 14…10 |
М10 | 10…7 |
М7 | 7…5 |
М5 | 5…3 |
В зависимости от состояния притираемых поверхностей чаще применяют микропорошки от М14 (зерна 10…14 мкм) до М40 (зерна 28…40 мкм).
Микропорошок М14 смешивают с моторным маслом, а М40 — с трансмиссионным. Полученные пасты наносят на фаску тарелки клапана. Стержень клапана смазывают чистым моторным маслом. Обычно притирка клапана длится не более 1…2 мин.Притирать клапаны следует очень аккуратно, не снимая с рабочих фасок клапанов и седел слишком много металла, так как это уменьшает число возможных ремонтных воздействий на седла и клапаны и тем самым сокращает общую продолжительность их службы. При особо тщательной притирке меняют не только микропорошок, но и уменьшают его содержание в притирочной пасте, а с момента, когда притираемые поверхности примут ровный серый цвет, притирку ведут на чистом масле.
Рекомендуют заканчивать притирку и пастой ГОИ, смешанной с керосином. При этом на клапане появится блестящая полоска. Пасты ГОИ также различаются по зернистости. Грубые пасты ГОИ имеют светло-зеленый, средние — темно-зеленый и тонкие — зеленовато-черный цвет. Тонкие пасты ГОИ считаются лучшим абразивным материалом для окончательной притирки.
Чем более мелкозернистый абразивный материал, тем притирка будет более качественной, хотя и более длительной.
Клапаны притирают одновременно на специальном станке, при помощи электродрели или вручную.
Наиболее «древний» способ притирки — коловоротом с присоской. Под клапан лучше поставить слабую пружину, которая сможет поднять его. При отсутствии присоски на тарелку клапана битумом приклеивают текстолитовый кружок с прорезью в середине. Клапан поворачивают в одну и другую сторону, уменьшая давление в конце каждого поворота так,
чтобы пружина смогла приподнять клапан. Подъем и опускание клапана на седло позволяют возвращать к фаске седла пасту, вытесненную во время притирки. Угол поворота клапана должен быть в пределах 45…90°, причем при каждом повороте в одну сторону смещают сектор поворота. Таким образом клапан через некоторое время сделает полный оборот. Ни в коем случае не рекомендуется клапан проворачивать вкруговую, так как в этом случае возможно появление кольцевых рисок и герметичности не будет.
Описанный способ притирки применялся чаще, когда в тарелках клапанов предусматривались шлицы (пазы). В настоящее время практически у всех автомобилей тарелки клапанов шлицев не имеют и притирка осуществляется при помощи специальных приспособлений с захватом клапана за конец стержня. При этом клапан для контакта с седлом поднимается вверх (в случае с коловоротом он опускался).Приспособления с захватом клапана за конец стержня показаны на рис. 10…12. Наиболее удобным является цанговое приспособление (см. рис. 10). Такие приспособления выпускаются со сменными цангами под клапаны со стержнями различных диаметров.
Более простое, но менее удобное приспособление показано на рис. 11. Если затягивание цанги приспособления на рис. 10 производят гайкой с верхним шестигранником, то здесь затягивают винты, расположенные внизу. А в случаях с цилиндрическими толкателями винты оказываются в их колодцах.
В приспособлении, показанном на рис. 12, затягивать что-либо не требуется.
Стержень клапана зажимается за канавку на его конце, что довольно удобно, но в целом приспособление получается сложным.Приспособления, изображенные на рис. 10…12, предназначены для клапанов с диаметрами стержней 8 мм. Клапаны с такими стержнями имеют наибольшее распространение (табл. 2). Для изготовления приспособлений для притирки клапанов со стержнями 7 и 9 мм достаточно у деталей 1 (см. рис. 10) и 2 (см. рис. 11,12) изменить диаметр 8+0Д мм на 7+°.i или 9+о,1 мм соответственно.
Приспособление для притирки клапанов при помощи дрели (рис. 13) представляет собой кривошипно-кулисный механизм.
Порядок сборки приспособления приведен ниже, а характер соединения его деталей — в табл. 3.
Порядок сборки приспособления на рис. 13.
1. Штифты 10 и 12 запрессовывают соответственно в детали 9 и 11.
2. Собирают детали 1 и 2, на деталь 1 напрессовывают деталь 11 со штифтом 12. Деталь 1 должна свободно вращаться в детали 2.
3.
Аналогично (см. п. 2) собирают детали 7, 8 и 9.4. В деталь 8 запрессовывают штифт 3, устанавливают детали 6, 4, 5 и деталь 2 в сборе с деталями 1, 11, 12.
5. Внутрь механизма закладывают смазку.
6. Детали 2 и 8 в сборе стягивают болтами М8-30.
Вращательное движение от электродрели передается на валик 1, диск 11 с кривошипом (штифтом) 12 и преобразуется в качательное движение кулисы 4, которое, в свою очередь, преобразуется в требуемое качательное движение рычага 9.
Рычаг 9 соединен с валиком 7, который и обеспечивает движение притирки. Соединение валика 7 с клапаном осуществляется при помощи присоски.
Притирка клапана происходит следующим образом. Одной рукой держим дрель, а другой держимся за корпус 5. Прижимать клапан не требуется, достаточно веса дрели. Приспособление при работе постепенно поворачиваем, перенося зону притирки. Внешним признаком конца притирки, как отмечалось, является получение ровной непрерывной матовой или блестящей полосы шириной 1…2 мм на рабочих поверхностях клапана и его седла.
После притирки тщательно промывают клапаны и седла, чтобы паста не попала на рабочие поверхности стержня клапана и втулки, в противном случае произойдет интенсивный износ последних.
Герметичность притертых клапанов проверяют различными способами. Часто советуют делать это при помощи керосина, налитого в камеру сгорания. Если клапаны, собранные с пружинами, в течение 3…6 мин не пропускают керосин, считается, что притирка выполнена нормально. В случае пропуска керосина притирку повторяют.
Поступают и иначе: керосин заливают в небольшом количестве с другой стороны — во впускные и выпускные каналы. Примерно через минуту керосин сливают. На стыке седла с клапаном не должно быть капель, допускается лишь узкая смоченная полоска. Как показала практика, стремиться к полной герметичности клапанов не обязательно. При работе двигателя клапаны сами прирабатываются к седлам.
Менее трудоемкая проверка герметичности клапанов «на карандаш». Мягким карандашом наносят на фаску клапана 6…8 радиальных линий.
Установив клапан, нажимают на его тарелку и немного поворачивают в обе стороны. Если притирка нормальная, линии будут стерты.Притирка клапанов
Эту операцию выполняют при прогорании клапанов и их последующей замене, а также при показании компрессии меньшей чем она должна быть.
Я выполнял такую операцию на двигателе ВАЗ-2103. На его примере и расскажу, как, что делать.
1. Снял головку блока. Промыл дизельным топливом. Оставлял в дизеле на 2 часа для того, чтобы вся грязь и все масляные отложения удалить. Промыл.
2. Взял рассухариватель (кстати для жигулей один для других машин дрогой, надо подбирать). У меня было 2 рассухаривателя для грузовых машин (для ГАЗ-53). Пришлось дорабатывать для жигуля. Так же понадобится магнит. Им удобно снимать сухари с клапана. Так же для того чтобы при нажатии рассухаривателя на пружину, клапан не ушел вниз, под камеру сгорания пришлось выпилить дощечку. Тогда клапан остается на месте пружину сжимаем и вытаскиваем сухари. Снимаем пружины вместе с тарелкой и опорной шайбой пружин и сам клапан.
3. Сняв все клапаны и пружины занялся их очисткой. Днище клапана и часть его ножки почистил наждачной бумагой нулевкой. Здесь главное не задеть фаску клапана.
4. Перед притиркой нужно прозенковать седла клапана. Шарошки нужно подбирать конкретно под модель двигателя, иначе вся работа на смарку и никакой компрессии не будет.
· Сначала берем шарошку 300 обрабатываем внешнюю часть седла.
· Затем 600 обрабатываем внутреннюю часть седла.
· И 450 шарошкой обрабатываем рабочую часть седла.
5. Закончив зенкование, притираем клапаны. Для этого взял абразивную пасту и пасту Гои. Сейчас в автозапчастях можно найти и пасту двухкомпонентную. Но я по старинке взял две пасты. В автозапчастях для притирки можно найти присоски к клапанам. Не знаю у кого как у меня они отлетали от клапанов. Поэтому я взял старые ненужные клапаны обрезал ножку и сделал отверстие как под шлицевую отвертку. Чтобы приклеить этот пятак к клапану взял гудрон погрел его и клапан. Склеил, держится хорошо.
6. Нанес абразивную пасту на фаску клапана с 4 сторон. Всю фаску мазать не нужно. Начал притирать. Еще под клапан нужно взять какую ни будь пружину так чтобы клапан не был прижат к седлу, а был прижат только при нажатии и проворачивании. Притирал пока седло клапана не стало все равномерно матового цвета. И не поменялся звук при притирке.
7. Протер клапан и седло клапана и взялся за чистовую притирку пастой Гои. Принцип тот же что и с абразивной пастой.
8. После всех этих операций собираем все обратно. Поставил клапаны на место засухарил. Момент истины нужно проверить качество притирки.
9. Перевернул головку блока камерой сгорания вверх. Закрутил все свечи зажигания (взял уже не рабочие). И залил камеры сгорания дизельным топливом. Можно так же использовать уайт-асперит. Но не бензин , он быстро испаряется. Оставил так на ночь. На утро везде в камерах сгорания остался тот же уровень солярки. Значит можно ставить на место.
10. После установки проверки тепловых зазоров.