Двигатель ЯМЗ 650: описание, характеристика, ремонт, обслуживание
Двигатель ЯМЗ-650 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.
Технические характеристики
Технические характеристики двигателя ЯМЗ 650 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов. Основная техническая характеристика ДВС 650 ЯМЗа.
Наименование | Характеристика |
Тип | Дизель, турбированный дизель |
Объем | 11 литров (11 120 см куб) |
Конфигурация, параметр | V-образная |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов | 24 |
Эконорма | Евро 3 |
Мощность двигателя, л. с./об.мин | 311/2000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1215/1100-1300 |
Диаметр цилиндра | 123 мм |
Степень сжатия | 16,4 |
Охлаждение | Жидкостное |
Клапанный механизм | OHV |
Материал исполнения блока и головки | Чугун |
Ресурс | 800 000 — 1 000 000 км пробега |
Топливо | Дизельное топливо |
Применяемость | МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501 |
Конструктивные особенности
В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.
Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке.
Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.
На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.
Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.
Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.
Модификации
На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:
- ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
- ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
- ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
- ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин.
- ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
- ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
- ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.
Обслуживание
Обслуживание двигателя ЯМЗ 650 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.
Двигатель ЯМЗ-650.10-04, ЯМЗ-650.10-14 вид слева
Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.
Вывод
Двигатель ЯМЗ 650 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.
Двигатель ЯМЗ-650 (651, 652, 653)
Характеристики ЯМЗ-650
Производство | «Автодизель» Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 650 |
Годы выпуска | 2007-н. в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 156 |
Диаметр цилиндра, мм | 123 |
Степень сжатия | 16.4 |
Объем двигателя, куб.см | 11120 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 311/2000 320/2000 362/1900 362/1900 367/1900 412/1900 412/1900 422/1900 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1215/1100-1300 1569/1100-1400 1670/1100-1300 1765/1100-1400 1800/1100-1300 1870/1100-1300 1911/1200-1400 2000/1100-1300 |
Экологические нормы | Евро 3 Евро 4 Евро 5 |
Турбокомпрессор | ТКР 90-2 ТКР 90-3 |
Вес двигателя, кг | 970 1030 (ЯМЗ-651) |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-А9) | 35 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0. 1 |
Масло в двигатель | 5W-30 10W-30 10W-40 15W-30 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 34 |
Замена масла проводится, км | 30000 (1й раз) 40000 |
Ресурс двигателя, км — по данным завода — на практике | 1 000 000 |
Двигатель устанавливался | МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501 Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902 Тонар-5422, 6528 МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007 |
Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-650
В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.
Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке.
Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.
На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели).
Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2.
Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.
Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.
Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.
Модификации ЯМЗ 650 и их отличия
1. ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
— ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
— ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
2. ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
— ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
— ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
3. ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
— ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
4. ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
— ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.
Неисправности ЯМЗ-650
Это нормальный мотор без глобальных конструкторских просчетов, при соответствующем обслуживании, все работает долго и больших проблем не вызывает. Лейте нормальное топливо, регулярно меняйте масло, вовремя обслуживайте. Завод-изготовитель рекомендует менять масло каждые 40000 км, а при содержании серы в топливе более 0. 2%, — в 2 раза чаще.
Номер двигателя ЯМЗ-650
Ищите номер справа на блоке цилиндров.
Тюнинг двигателей ЯМЗ-650
Евро 4 в Евро 3
Данную процедуру делают как для Евро-4, так и для Евро-5 моторов. Все делается обычной прошивкой, которая программно отключает клапан EGR. Можно физически отключить, но обязательно нужно прошить ЭБУ под работу без ЕГР.
<<НАЗАД
Ремонт ГБЦ ЯМЗ-650
Разборка ГБЦ (ориентируясь по рис. 1)
- 1. Отвернуть гайки (311442) крепления штуцеров подачи топлива к форсункам
- 2. Снимите штуцеры подачи топлива к форсункам (650.1112154).
3. Ослабьте болты (а) (300144) (см. рис. 2) крепления кронштейнов форсунок.
- 4. Снимите кронштейны крепления форсунок (6) (650.1112163) (см. рис. 2).
- 5. Снимите форсунки (в) (650.1112010) (см. рис. 2).
- 6. Снимите медные шайбы (312383).
- 7. Снимите 7 болтов сливной коробки охлаждающей жидкости головки цилиндров (a) (310022) (см. рис. 3).
- 8. Снимите коробку слива охлаждающей жидкости с головки (17).
- 9. Снимите прокладку (18) со сливной коробки охлаждающей жидкости.
- 10. Сожмите пружины с помощью приспособления 9838 (см. рис. 4).
- 11. Удалите панировочные сухари (25).
- 12. Снимите пластины (24) и пружины (21, 22).
- 13. Снимите пружинные шайбы (23).
- 14. Снимите клапаны (26, 27) и расположите их по порядку.
- 15. Снимите чашки клапанов (13).
- 16. Снимите направляющие клапанов (14, 15)
- 17. Приварите шайбу к седлу клапана.
- 18. Вытолкните сиденья (19, 20) из головки.
- 19. Нарезать внутреннюю резьбу M26x1,5 мм в стаканах насадок
- 20. Снимите чашки форсунок (12) с помощью приспособления 1205 (см. рис. 5).
- 21. Снимите уплотнительное кольцо (11).
Разборка коромысла с осью и стойками. (См. рис. 1)
- 1. Вытяните направляющую втулку (1).
- 2. Снимите штифты (5).
- 3. Снимите коромысла (2), стойки (3) и пружины (4).
- 4. При необходимости снимите заглушки (7, 8).
Сборка коромысла с осью и стойками. (См. рис. 1)
- 1. Установите заглушки (7, 8), используя герметик Loctite 542.
- 2. Смажьте и установите стойки (3), коромысла (2) и пружины (4).
- 3. Установите штифты (1, 5).
Очистка головки блока цилиндров.
(см. рис.1) При необходимости очистить головку блока цилиндров, снять пробки (9, 10, 16) для удаления нагара.
Проверка головки блока цилиндров и деталей MGR. (См. Приложение Б)
- 1. Проверьте опорную поверхность головки блока цилиндров на наличие прокладки.
- 2. Перед установкой проверьте герметичность головки блока цилиндров.
Подсоедините инструмент 2549 с давлением воздуха 6 бар, погрузите головку в горячую воду (80°C) и убедитесь в отсутствии пузырьков (см. рис. 6).
- 3. Проверьте калибровку пружины.
- 4. Проверьте радиальный зазор между клапаном и направляющей.
- 5. Проверьте зазор и выступ клапана.
Головка блока цилиндров в сборе
Установите заглушки:
- 1. Установите заглушки (9, 16) (см. рис. 1) с помощью инструментов 3016 + 2363 25 мм.
- 2. Установите заглушку (10) (см. рис. 1) с помощью инструмента 3016 + 2363 42 мм.
- 3. При установке заглушек используйте герметик Loctite 542.
- 4. Проверить углубление «А» = 1,5 ± 0,5 мм (см. рис. 9)
Установка чашки инжектора:
- 1. Замените уплотнительное кольцо (11) (см. рис. 1).
- 2. Смажьте стакан сопла консистентной смазкой.
- 3. Замените чашку сопла (12) (см. рис. 1).
- 4. Установите инструмент 2556.
- 5. Развальцовка в точке «А» (см. рис. 10а) с помощью инструмента 1220.
- 6. Снимите приспособление 1220 с помощью приспособления 1205 (см. рис. 10В) .
- 7. Снимите инструмент 2556 .
- 8. Проверить герметичность.
Установка направляющих клапанов:
- 1. Смажьте направляющие втулки консистентной смазкой.
- 2. Запрессуйте направляющие впускного (1) и выпускного (2) клапанов с помощью приспособления 2539 и пресса (см. рис. 11).
- После замены направляющих втулок притерлись седла клапанов. Притирка после посадки.
Установка седла клапана:
- 1. Охладите седла клапана в жидком азоте или в морозильной камере в течение примерно 12 часов.
- 2. Установите седла клапанов с помощью приспособления 1332 и пресса (см. рис. 12).
Притирка седла клапана:
Перед притиркой седел проверьте состояние направляющих клапанов. Замените, если требуется.
Техника:
- — направляющие клапанов должны обеспечивать центрирование инструмента.
- — для определения количества снимаемого металла учитывают значения «R» проходки арматуры; обработайте посадочную поверхность «P» с помощью инструмента 9732, соблюдая угол «A»:
- — на входе 60˚,
- — при выпуске 45˚
В зависимости от применяемого оборудования/инструмента углы указывают либо по отношению к плоскости стыка головки блока цилиндров с прокладкой, либо по отношению к оси клапана.
Установка клапанов (см. рис. 1):
Сами клапаны не притирать, притирка не допускается.
- 1. Установите уплотнения (13) на направляющие выпускных клапанов.
- 2. Смажьте маслом и установите клапаны.
- 3. Установите опорные шайбы пружины (23).
- 4. Установите пружины (21, 22) с пластинами (24).
- 5. Установите шпильки (25) с помощью приспособления 9838 (см. рис. 14).
Установка форсунок:
- 1. Установите форсунку (2) с медной шайбой (1) (312383) в отверстие форсунки в головке блока цилиндров. (При его установке отверстие подачи топлива должно быть направлено в сторону впускных отверстий головки блока цилиндров).
- 2. Установите фитинг подачи топлива на форсунку (6). (Соблюдайте ориентацию (B)).
- 3. Переместите форсунку (2) и форсунку подачи топлива в форсунку (6) так, чтобы конусы форсунки и отверстия в форсунке совпали.
- 4. Наверните накидную гайку (7).
- 5. Установите кронштейн форсунки (3).
- 6. Замените сферическую шайбу (4) (312391).
- 7. Затяните болт крепления кронштейна форсунки (5).
- 8. Предварительно затяните болт крепления кронштейна форсунки (5) и накидную гайку (7) моментом не более 5 Нм.
- Наконец, затяните болт кронштейна форсунки (5) и гайку крепления форсунки (7) моментом 60 Нм.
- 9. Проверьте выступание форсунок.
Установка патрубка слива охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров:
- 1. Установите прокладку (2) в патрубок слива охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров (1) (см. рис. 16).
- 2. Установите коробку слива охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров.
- 3. Навинтить болты коробки слива охлаждающей жидкости на головку блока цилиндров и окончательно затянуть Mcr = 20 ± 4 Нм, соблюдая указанный порядок затяжки (см. рис. 17)
Инструменты для ремонта ГБЦ
Снятие и установка ГБЦ ЯМЗ-650
Снимите крышку ГБЦ (650.1003256 — в сборе).
Снимите жгут проводов форсунок с кронштейнов кронштейнов.
Отсоедините электрические провода от форсунок.
Снимите кронштейн жгута форсунок (650.3724126).
Отсоединить датчик температуры охлаждающей жидкости (3) (650.1130556) (см. рис. 1).
Отверните винт (1), снимите 1-образный переходник (2) и жгут проводов (см. рис. 21).
Снимите поворотный болт (310200) с двумя медными шайбами (312381), крепящий трубку слива топлива к головке.
Снять трубку слива топлива (650.1104346).
Отверните 12 болтов (1) (см. рис. 2) крепления стоек оси коромысел (650.1007108).
Снимите коромысла с осью и стойками в сборе (650.1007088).
Снять коромысла (650.1007176).
Разложите детали в правильном порядке.
Отверните 14 болтов М20 (650.1003016) и 24 болта М14 (650.1003017) крепления головки блока цилиндров.
Снимите головку блока цилиндров (см. рис. 3).
Снять прокладку ГБЦ (650.1003210).
Закрепите втулки с помощью приспособления 1462 (см. рис. 4).
1. Установите прокладку головки блока цилиндров так, чтобы заводская маркировка находилась сверху.
- 2. Проверьте центральные штифты. (Используйте 2 винта без шляпки (А) диаметром 14 мм и длиной 170 мм (см. рис. 5)).
- 3. Установите головку блока цилиндров.
- 4. Снимите винты (А).
5. Установите болты крепления головки блока цилиндров и затяните их в порядке, указанном на рис. 6.
Затяните в четыре этапа с помощью инструментов 2322 + 9777:
- — 1-й прием: болты (1 — 14) M20x1,5 — 215 мм крутящий момент Мкр = 200 Нм;
- — 2-я техника: болты (15 — 38) М14х1,5 — 190 мм момент Мкр = 120 Нм;
- — 3-й способ: ослабить болты М20, затем затянуть моментом Мкр = 100±10 Нм и затянуть на угол 180˚±6˚;
- — 4 прием: ослабить болты М14, затем затянуть с моментом Мкр = 80±10 Нм и затянуть на угол 100˚±6˚.
После того, как болты будут затянуты в указанном порядке, не затягивайте болты в будущем.
Смазочные болты:
- — поскольку новые болты уже смазаны, дополнительная смазка не требуется;
- — при повторном и последующем использовании болтов смазать резьбу и под ее головку герметиком Loctite 542.
Установка коромысел с осью и стойками в сборе
- 1. Смажьте посадочные поверхности маслом.
- 2. Установите коромысла.
- 3. Убедитесь в наличии установочных штифтов.
- 4. Установите ось коромысел.
5. Затяните болты крепления стойки коромысел в указанном порядке и рекомендуемым моментом (см. рис. 7):
- — предварительно затяните, соблюдая момент затяжки Мкр = 20 ± 4 Н·м;
- — довернуть до конца, соблюдая порядок затяжки с моментом Мкр = 40 ± 4 Нм плюс дополнительный оборот на 90˚ ± 6˚
- — проверить момент затяжки динамометрическим ключом Мкр = 100 ± 10 Нм.
Смазка болтов: Поскольку новые болты уже смазаны, дополнительная смазка не требуется.
6. Установите кронштейн жгута проводов форсунки, затянув болты его крепления моментом Mкр = 7,5 ± 1,5 Н·м.
Регулировка коромысла
Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить на холодном двигателе или не ранее чем через два часа после его остановки.
Для проверки и регулировки зазоров необходимо установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия при закрытых впускных и выпускных клапанах.
Рекомендуется проверять и регулировать зазоры в соответствии с порядком работы цилиндров: 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4.
Цилиндры пронумерованы от вентилятора.
ВНИМАНИЕ! ВМТ НА ТАКТЕ СЖАТИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СВОБОДНОМУ ПРОВОРАЧИВАНИЮ «РУКОЙ» КОРОМЫШЛЕЙ ВПУСКНОГО И ВЫПУСКНОГО КЛАПАНОВ РЕГУЛИРУЕМОГО ЦИЛИНДРА. ЕСЛИ ШТОКИ ЗАЖИМАЮТСЯ И НЕ ПРОВОРАЧИВАЮТСЯ, ТО КОЛЕНВАЛ ДОЛЖЕН ПОВОРАЧИВАТЬСЯ НА 360˚ (ОДИН ОБОРОТ).
Зазоры проверяются щупом, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы.
Величина зазора «А» (см. рис. 8) должна быть:
- — на входе 0,40±0,05 мм,
- — на выходе 0,70±0,05 мм.
Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стойки коромысел (для затяжки) и при необходимости подтянуть их.
Момент затяжки должен составлять 80–100 Н·м.
Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо:
1. Отсоединить и отвернуть датчик частоты вращения двигателя от кожуха маховика (1) (см. рис. 9).
- 2. Вращением коленчатого вала с помощью поворотного устройства по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия (1-е положение (см. рис. 10))
- 3. Ослабьте контргайку регулировочного винта коромысла впускных и выпускных клапанов (поочередно) и отверните винт на пол-оборота.
- 4. Вставьте щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью вилки и, удерживая его в этом положении, заверните регулировочный винт так, чтобы носок коромысла соприкоснулся с щупом ( регулировка производится как для впускных, так и для выпускных клапанов).
- 5. Удерживая регулировочный винт в этом положении, затяните контргайку винта моментом Мкр = 40 ± 8 Н·м
- (при последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на входе и 0,75 мм на выходе должен входить с небольшим усилием (1 кгс), толщиной 0,35 мм на входе и 0,65 мм на выходе — свободно, без усилий).