Регулировка тепловых зазоров в приводе газораспределительного механизма
Рис. 1. Утапливание толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы:1 – приспособление;
2 – толкатель Рис. 2. Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы:
1 – фиксатор;
2 – регулировочная шайба
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе.
Выводим наконечник троса привода дроссельной заслонки из кронштейна. (см. Снятие привода дроссельных заслонок карбюратора)
Снимаем корпус воздушного фильтра (двигатель ВАЗ-21083) (см. Снятие корпуса воздушного фильтра).
Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма).
Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.
Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма).
Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого…
Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм — для выпускных. Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм.
Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.
Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз. Вставив ребро другой отвертки (с лезвием шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель. Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.Н = В+(А–С), мм,
где А – замеренный зазор; В – толщина снятой шайбы; С – номинальный зазор; Н – толщина новой шайбы.
Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.
Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.
Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением. Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, регулируем зазоры остальных клапанов в последовательности, указанной в таблице:
Угол поворота коленчатого вала от положения совмещения меток, град. | Кулачки | |
---|---|---|
выпускной (зазор 0,35 мм) | впускной (зазор 0,20 мм) | |
40–50 | 1 | 3 |
220–230 | 5 | 2 |
400–410 | 8 | 6 |
580–590 | 4 | 7 |
Тепловой зазор клапана и его регулировка
В любых ДВС для организации нормального газораспределения применяются клапанные механизмы. На привод коленвала забирается небольшая часть крутящего момента. В процессе нагрева металл имеет свойства расширяться. Следовательно, меняются размеры деталей мотора. Изменяются и размеры элементов ГРМ. Если в приводе ГРМ не предусмотрен тепловой зазор клапана, то при нагревании двигателя до его оптимальных рабочих температур клапаны не будут плотно закрываться. Как следствие, они не будут обеспечивать требуемой герметичности.
По этой причине рабочие характеристики двигателя могут ухудшиться. Но это не все. Снижается ресурс клапанов – очень часто подгорают кромки тарелок. В процессе работы клапана поверхность его изнашивается, а тепловые зазоры увеличиваются. Это ведет к более шумной работе мотора. Чтобы этого не возникало, а двигатель всегда работал ровно и тихо, необходимо периодически регулировать тепловой зазор клапана. Для этого инженеры предусмотрели специальный механизм или же шайбы для регулировки.Важность настройки зазоров
После запуска мотор и все его элементы разогреваются и, как следует еще из школьного курса физики, расширяются. Также трущиеся элементы изнашиваются по естественным причинам. Этим обуславливается необходимость наличия точного зазора между элементами системы ГРМ. И расстояние, которое имеется между кулачком на распредвале и клапаном, – это один из самых важных факторов.
Когда тепловой зазор клапана меньше, чем нужно, мотор не сможет максимально реализовать заложенный в него производителем потенциал. Это обязательно скажется на динамике и скоростных характеристиках машины. Вместе с этим будут перегреваться впускные клапаны. Их края оплавляются.Если зазор увеличенный, автовладелец будет слышать стук клапанов. Он будет пропадать по мере прогрева двигателя. При больших расстояниях кулачок распределительного вала стучит по рокеру клапанного стержня, вместо того чтобы давить на него.
Признаки необходимости настройки
О том, что тепловой зазор клапана выставлен неверно, скажут некоторые признаки. Так, первый симптом – это характерные звенящие звуки в районе крышке ГБЦ. Еще один признак – сниженная отдача мотора, а вместе с этим и высокий расход топлива.
Также настройка зазоров необходима, если выполнялся какой-либо ремонт газораспределительного механизма. Необходимо обязательно выполнить настройку, если последний раз зазоры выставляли более 20 тысяч километров назад.
Существуют и другие признаки. Это повышенный расход масла, выстрелы в глушитель или впускной коллектор, ошибка по богатой или слишком бедной смеси. О неверных тепловых зазорах скажет и состояние свечей зажигания. На них будет налет.Как часто нужно регулировать?
На автомобилях ВАЗ тепловые зазоры клапанов по регламенту производителя необходимо регулировать через каждые 45 тысяч километров. Но часто нужда в настройке появляется значительно раньше. Специалисты рекомендуют настраивать элементы ГРМ не реже, чем через 20 тысяч километров. А если двигатель работает в условиях максимальных нагрузок, то и 15. Этот показатель обуславливается и качеством запчастей для отечественных автомобилей, которые быстро изнашиваются даже при идеальных условиях эксплуатации.
Измерение тепловых зазоров
Убедиться в необходимости настройки можно и при помощи измерений. Проверку тепловых зазоров клапанов осуществляют всегда на холодном моторе. Для проведения операции будет нужен измерительный щуп и набор инструментов. Что войдет в данный набор, зависит от типа толкателя клапана.
Если зазоры регулируются посредством винта, то нужен накидной, рожковый ключ и молоток. Если настройка клапанов в двигателе осуществляется при помощи шайб, то следует приобрести набор шайб. Последние должны быть разных размеров. Также понадобится микрометр, съемник, инструмент для замены шайб и пинцет.Для настройки зазора коленвал следует провернуть так, чтобы кулачок на распределительном вале для выбранного клапана смотрел в другую сторону по отношению к толкателю. По последнему наносят легкие удары молотком. Затем пальцами раскачивают клапан.
Далее при помощи щупа следует измерить зазор. Делать это нужно между толкателем и клапаном. Значения измерения сверяют с номинальными размерами. Их можно найти в инструкции к автомобилю. Если величина отличается, тогда ее следует отрегулировать. Как изменить тепловые зазоры на моторе, где регулировка осуществляется при помощи шайб? Коленчатый вал следует провернуть так, чтобы кулачок на распредвале смотрел вверх по отношению к толкателю. Далее при помощи набора щупов производится измерение зазора. Значения сравниваются с номинальными и при необходимости корректируются.Технология настройки
Давайте рассмотрим, как отрегулировать тепловой зазор клапанов на примере двигателей ВАЗа. Самое первое, что нужно сделать, – это выставить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки. Делается это очень просто. Ключом проворачивают коленвал до момента совпадения меток на звезде распределительного вала со шкивом коленчатого и на блоке цилиндров. После этого можно приступать к регулировке. Схема настройки тепловых зазоров клапанов на дизелях аналогична этой.
Измерительный щуп вставляют между рабочими поверхностями кулачка и рычага на соответствующем клапане. Если щуп идет с небольшими затруднениями, то зазор в порядке. Если он не идет или входит слишком туго, то расстояние необходимо регулировать. Для этого ключом на 13 удерживают головку на регулировочном болте. При этом ключом на 17 отпускают контргайку и проворачивают болт в необходимую сторону. Крутят до тех пор, пока не получится нужный зазор. Затем необходимо проверить параметр, после чего затянуть гайку. В каком порядке следует регулировать клапаны? Технологию настройки рассмотрим ниже.Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов
Первым следует настраивать восьмой клапан, расположенный на четвертом цилиндре. После него – шестой клапан третьего цилиндра. Зазоры регулируются парами. Для каждой коленвал двигателя проворачивают на 180 градусов. При каждом из последующих поворотов регулируют четвертый и седьмой клапан, первый и третий, пятый и второй соответственно.
Контрольный замер
Даже профессионалам не всегда удается настроить зазоры правильно с первого раза. Поэтому обязательно выполняются контрольные замеры тепловых зазоров в приводе клапанов. Если есть несоответствие, то нужно настраивать еще раз. После такой регулировки двигатель заработает значительно тише, стабильнее и будет радовать своего владельца.
Итак, мы выяснили, что такое тепловой зазор, и как его правильно настроить своими руками.
Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.
Что такое регулировка клапанов?
Работа обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра. Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан. Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»
Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».
Зачем нужна регулировка клапанов?
Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.
Подобное может произойти, к примеру, из-за износа седел и тарелок клапанов. Соответственно, в этом случае регулировка клапанов нужна, чтобы обеспечить нужный тепловой зазор для обеспечения полного закрытия клапанов.
— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.
Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов. В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка. Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.
Что будет, если не регулировать клапаны?
Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя. Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий. Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).
Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность. В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару. Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).
Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана. Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.
Как узнать, каким должен быть тепловой зазор?
Величина теплового зазора определяется производителем для конкретного двигателя: если конструкция мотора предусматривает регулировку клапанов, показатели обычно указываются в руководстве по эксплуатации. — Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.
В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.
На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.
Как узнать, когда регулировать клапаны
Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.
Второй способ узнать о необходимости регулировки клапанов – это характерный звук: стук или цоканье при работе мотора, не проходящее по мере его прогрева.
— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.
Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.
Как регулировать клапаны?
Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала. Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины. Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.
Еще одна вариация — это регулировка теплового зазора с помощью винтового механизма. В этом случае ничего подбирать не нужно: зазор измеряется щупом и затем при необходимости настраивается вкручиванием или выкручиванием регулировочного болта, который затем фиксируется контргайками — Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.
Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.
Почему на некоторых моторах клапаны регулировать не нужно?
Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются «гидрокомпенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.
Тепловой зазор клапанного механизма
Конструкция современных четырехтактных двигателей внутреннего сгорания в преобладающем числе случаев предполагает установку клапанного управления фазами газораспределения. Оно включает тарельчатые впускные и выпускные клапаны, распределительный вал (бывает не один) и клапанный механизм, обеспечивающий связь между клапанами и кулачками распредвала.
Так как силовой агрегат нагревается при работе (основной принцип функционирования ДВС), а металлу свойственно расширяться при нагревании, то шток клапана увеличивается в размерах. В результате расстояние между ним и элементами клапанного механизма (коромыслами, толкателями, иногда используются и другие решения) изменяется. А это приводит к тому что клапаны либо не полностью открываются, либо не полностью закрываются, что непосредственным образом сказывается на работе двигателя.
Оттого в конструкции каждого ДВС с клапанным управлением фазами газораспределения предусмотрены тепловые зазоры между штоком клапана и коромыслом, толкателем или другим элементом клапанного механизма. Эти значения для каждого мотора устанавливаются автопроизводителем и их надо строго соблюдать, причем значения для впускных и выпускных клапанов отличаются.
Актуальность регулировки теплового зазора клапанов
Если температурный зазор клапанов будет меньше положенного, то каналы не будут герметично закрыты. Это приводит к снижению компрессии, прогоранию клапана, потере мощности, порой заклиниванию клапанов в направляющих втулках. Далее текущий, а если сильно не повезет, то и капитальный, весьма дорогостоящий ремонт двигателя.
Когда температурный зазор клапанов больше чем положено, в силовом агрегате возникают стуки, клапаны не смогут полностью открыться, а это также приводит к потере мощности и нарушению процесса газообмена. Происходит ускоренный износ как минимум распределительного вала, а если компоновка двигателя верхневальная, то достается и головке блока цилиндров (ГБЦ), что может потребовать замену этих деталей.
Добавим к этому что нарушение зазоров приводит к увеличению расхода топлива, повышению токсичности выхлопов (а за это штраф) и повышению шумности двигателя.
Вся проблема в том что под воздействием ряда факторов, среди которых значительное место занимает износ деталей и узлов двигателя, заводские значения температурных зазоров клапанов со временем меняются. Оттого после определенного пробега возникает необходимость регулировки температурных зазоров клапанов. На отечественных двигателях зазоры на впускных и выпускных клапанах регулируются через каждые 20-30 тысяч пробега, на иностранных моторах через 80-100 тысяч пробега. Это необходимо, чтобы не допустить поломки двигателя и обеспечить оптимальный режим его работы, максимальные эксплуатационные характеристики.
Две дороги – два пути
Регулировка тепловых зазоров клапанов в двигателях осуществляется двумя основными способами. Первый способ заключается в использовании специальных устройств, их называют гидрокомпенсаторами, принцип работы основан на применении моторного масла и автоматической регулировке тепловых зазоров. Кстати, если потребуется замена гидрокомпенсаторов, то их предлагаем выбрать в нашем интернет-магазине Part-Auto.ru.
Второй путь заключается в том что гидрокомпенсаторы не используются, а регулировка температурных зазоров проводится вручную. В зависимости от конструкции клапанного механизма существует несколько основных способов ручной регулировки при помощи:
- регулировочного болта и контргайки, классика жанра;
- регулировочных шайб нужного размера;
- регулировочных стаканчиков (толкателей).
Существуют и более оригинальные конструкционные решения, на них останавливаться не будем по причине незначительного распространения.
Регулировочный болт и контргайка использовались активно ранее, сейчас такая схема практически не встречается. Это наименее затратная технология, ничего кроме прокладки клапанной крышки, конечно же, если используется верхневальная схема OHC, есть ГБЦ и клапанная крышка, покупать не нужно.
Регулировочные шайбы второе по расходам решение. Их необходимо покупать. С этим вопросом обращайтесь к нам в интернет-магазин Part-Auto.ru, у нас есть возможность подобрать регулировочные шайбы для большинства отечественных и иностранных двигателей, не оборудованных гидрокомпенсаторами.
Наиболее дорогостоящее решение – регулировочные стаканчики. Регулировка температурного зазора путем подбора толкателей нужного размера встречается на современных силовых агрегатах. Зачастую нужный стаканчик очень трудно купить, на один мотор бывает порядка 30 значений и поддерживать весь ассортимент для определенного двигателя способен не каждый автомагазин, да и смысла в этом особого нет. Оттого в случае необходимости обращайтесь к нам на Part-Auto.ru, постараемся помочь. Ведь проточка стаканчиков не всегда способна решить проблему, да и квалифицированных специалистов, которые могут выполнить эту операцию, очень мало.
Заканчивая тему отметим следующее. Когда клапанный ГРМ двигателя не имеет гидрокомпенсаторов, проверяйте периодически температурные зазоры при прохождении планового ТО по регламенту и внепланово. Если обнаружите что двигатель стал работать как-то неправильно, падает мощность, появились стуки и шумы, увеличился расход топлива. Это даст возможность предотвратить серьезные поломки.
У различных автомобилей, в зависимости от типа двигателя, может приходиться на цилиндр два и более клапанов. Одни из них служат для впуска топливно-воздушной смеси, другие выпускают отработанные газы. Первые клапаны принято просто называть впускными, а вторые — выпускными. А в действие их приводит и регулирует порядок работы так называемый клапанный (или газораспределительный) механизм. О том, каким способом отрегулировать клапана наиболее выгодно и просто, ведётся множество споров.
Важность регулировки зазоров клапанов двигателя
После старта двигатель и все его детали начинают нагреваться, а значит, и расширяться. При этом не стоит забывать и про естественный износ трущихся и соприкасающихся частей. Это обуславливает необходимость строго определённых зазоров между некоторыми компонентами. И тепловые зазоры клапанов (между кулачком распредвала и стержнем клапана) относятся к одним из самых важных.
При слишком малом зазоре двигатель не сможет в полной мере реализовывать свой потенциал, что не замедлит сказаться на динамических и скоростных характеристиках автомобиля. Попутно будет происходить перегрев выпускных клапанов и оплавление их краёв.
Если же зазор будет больше положенного, то тут звоночком для автовладельца будет характерное «цоканье» мотора, которое иногда может уходить с прогревом машины. При увеличенном зазоре кулачок распредвала начинает «стук» по рокеру клапанного стержня, вместо того, чтобы продавливать его.
Клапанный механизм в разрезе на примере двигателя с двумя распредвалами
Необходимость регулировки клапанов назрела, если видны такие признаки:
- в области крышки головки блока цилиндров присутствует посторонний, слегка звенящий звук;
- ремонтировался газораспределительный механизм;
- последняя регулировка тепловых зазоров клапанов проводилась более 20 тыс. км назад;
- отдача двигателя заметно упала;
- как последствие возможен высокий расход топлива.
В большинстве современных моторов для регулировки тепловых зазоров стоят гидрокомпенсаторы. Удобно и не требует стороннего вмешательства, хоть и бытует мнение, что износ компонентов всё равно происходит немного быстрее. Двигатели многих автомобилей, в частности на вазовской классике, требуют регулировки тепловых зазоров вручную. Кто-то считает это дело простым, кто-то, наоборот, работой ответственной и серьёзной. Всё зависит от опыта, вариантов приёмов, сноровки и терпения. Работы рекомендуется проводить примерно после 20 тыс. км пробега с момента последней регулировки.
Также нет особой разницы, с бензиновым или дизельным мотором придётся иметь дело. Существенных и принципиальных отличий в процессе регулировки клапанов тут нет.
Ещё лучше совместить настройку зазора клапанов с заменой масла в двигателе. Причём именно в такой последовательности. Это даст возможность грязи, пыли и песку, что могут попасть в мотор при регулировке уйти затем вместе со старым маслом и масляным фильтром.
Подготовка
Прежде чем приступить к работе, кузов автомобиля лучше тщательно помыть и очистить от пыли и грязи подкапотное пространство, дабы ничего лишнего не попало в мотор после снятия крышки головки блока цилиндров. Затем машину очень желательно установить на максимально ровную поверхность, затянуть стояночный тормоз и подложить под колёса упоры. Нелишним будет иметь хорошее и равномерное освещение. Если последнего недостаточно, обзаведитесь дополнительными источниками света.
Вовсе необязательно покупать подобные упоры, их вполне можно сделать своими руками
Далее необходимо подождать, пока двигатель остынет до рекомендуемой температуры (обычно это 15–25 °С), чтобы измерения были максимально точными. Иногда опытные мастера берутся за регулировку «на горячую», учитывая определённые поправки на повышенную температуру мотора. Но двигатели бывают разные, со своими нюансами и поправками, так что лучше подождать. Свободное время можно пустить на замену фильтров, проверку оптики и т.д.
Регулировку тепловых зазоров клапанов можно проводить и при снятой головке блока цилиндров. Тут кому какая схема работы удобнее, нельзя считать такой способ неправильным. Только следует помнить, что при установке ГБЦ на машину и протяжке возможны смещения зазоров либо в плюс, либо в минус от необходимых показателей. Поэтому лучше подстраховаться и перепроверить.
Перечень инструментов для работы
- Комплект гаечных ключей.
- Пара отвёрток.
- Измерительный щуп.
- Набор регулировочных шайб.
- Микрометр.
- Пинцет.
- Специальное приспособление для регулировки клапанов.
Набор инструментов для регулировки клапанов на автомобилях ВАЗ
Регулировка тепловых зазоров клапанов с использованием щупа
- Для начала надо отцепить все трубки от крышки клапанов, тросики, ведущие к приводам заслонок, и произвести демонтаж корпуса воздушного фильтра. Чтобы коленвал легче прокручивался, свечи тоже можно выкрутить.
- Открутить две гайки и снять крышку, после чего с верхней части ГБЦ удаляются остатки масла.
- Снимается передний кожух ремня ГРМ.
- Поршень цилиндра, с которого начнётся регулировка зазоров, выставляется в верхнюю мёртвую точку сжатия. Все клапаны в таком положении будут закрыты. В процессе для наиболее точного результата можно ориентироваться на нанесённые производителем метки.
- Далее коленвал по звёздочке проворачивать следует по часовой стрелке. Для оптимальной регулировки клапанов требуется, чтобы совпадали риски на коленвале и корпусе подшипников. Для большего удобства можно нанести свои метки. Тогда в дальнейшем положение каждого цилиндра можно будет определять по зубьям звёздочки.
- На винте, использующемся для установки зазора, отжимается контргайка. Выставляется зазор таким образом, чтобы плоский щуп был пределом подворота болта. После чего контргайка затягивается. Попутно необходимо следить за силой затягивания контргайки, иначе полученные параметры можно сбить.
- Закончив с затяжкой, необходимо щупом ещё раз проверить выставленный зазор. Последний должен проходить с лёгким усилием. Если результат отличается от нужного — провести регулировку заново.
- Повторить процесс со всеми последующими клапанами.
Выше был приведён метод регулировки клапанов с помощью щупа. На многих современных автомобилях для этой процедуры применяются специальные регулировочные шайбы. Весь объём работ отлично продемонстрирован на приведённом ниже видео.
Пример регулировки клапанов на ВАЗ 2108–2115
Как регулировать 6-цилиндровый рядный мотор: видео
Как отрегулировать с помощью рейки и индикатора
Ещё для регулировки теплового зазора клапанов может применяться специальная рейка в паре с индикатором. Этот набор помогает добиться большей точности, нежели при использовании щупа или шайб.
Набор с рейкой и индикатором для регулировки тепловых зазоров клапанов
Порядок работ следующий:
- После подготовительных процедур и демонтажа крышки клапанов мотор прокручивается до совпадения метки на шестерне распредвала с корпусной меткой.
- Маркером на обратной стороне шестерни относительно заводской метки можно через каждые 90 градусов проставить свои отметки.
- При помощи трёх болтов фиксируем рейку на выступе блока подшипников.
- В специальное гнездо на планке ставится стрелочный индикатор с установленной на «0» шкалой.
- Специальным приспособлением берётся кулачок и тянется вверх, после чего стрелка индикатора сместиться на 50–52 деления. Если полученные цифры отличаются, тогда клапан регулируется по сценарию, описанному при работе с щупом.
Видео о последовательности проведении работ
Если стоит ГБО (газ)
В случае если автомобиль оснащён газобаллонным оборудованием, регулировка клапанов приобретает свои характерные особенности. Зазоры для впускных клапанов можно выставлять по инструкции, как для бензина. А вот выпускным требуется уделить отдельное внимание. Связано это с особенностями топливно-воздушной смеси на газу, температура горения которой выше, а время горения ниже. Регулировку выпускных клапанов при наличии ГБО лучше проводить с периодичностью в два раза чаще, а сами зазоры выставлять максимально допустимыми по инструкции. Некоторые мастера советуют ставить на 10–20% больше рекомендуемых.
Приведёнными выше способами можно достаточно точно отрегулировать тепловые зазоры клапанов, попутно оптимизировав фазы газораспределения и улучшив в целом работу всего газораспределительного механизма. Это позволит увеличить срок службы компонентов двигателя и его моторесурс.
Приветствую! Зовут меня Александр. Мне 34 года. По образованию — инженер морского транспорта. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Зачем производится регулировка зазоров клапанов?
Базовый регламент AutoCare предлагает следующие периоды замен:Регламентная работа | Период замены | Пробег, км |
Замена охлаждающей жидкости (антифриза) | раз в 2 года | 30 000 км |
Обратите внимание, что значения базового регламента AutoCare можно редактировать «под себя» исходя из рекомендаций производителя автомобиля, производителя технической жидкости либо особенностей эксплуатации вашего автомобиля.
Даже если вы знаете, как устроен механизм работы клапанов двигателя в вашем автомобиле, есть вероятность, что вы даже не задумывались о необходимости их регулировки. Регулировать тепловые зазоры необходимо, чтобы повысить эффективность работы двигателя на высоких и на низких оборотах.
Любой двигатель изнашивается в процессе эксплуатации . Во время его работы двигающиеся детали деформируются , изменяется заданный диаметр зазоров.
В механизме клапанов важную роль имеет тепловой зазор клапанов.
Когда двигатель еще не прогрет между торцом клапана и коромыслом, или толкателем и распределительным валом должен быть заданный производителем зазор. Он рассчитывается исходя из температурного расширения металла, то есть когда двигатель нагрелся до температуры работы, детали в механизме газораспределения нагреваются и по закону физики имеют свойство расширяться, удлиняться, увеличиваться в размере. Так как у разных автомобилей разная длинна и форма деталей, а так же из-за того что металл, из которого изготавливают клапаны, тоже разный, на разных двигателях будут отличаться регламентные тепловые зазоры.
Если зазоры выставлены правильно, после прогрева они уменьшаются до минимальных значений и тем самым обеспечивают своевременное газораспределение и длительный срок службы деталей. Мощность двигателя падает из-за нарушения фаз газораспределения, сопутствующие детали так же приходят в негодность.
Если зазор больше регламентного, то интенсивная нагрузка на клапаны снижает срок их службы, к тому же повышается шумность. Мощность уменьшается из-за нарушения фаз газораспределения, так как у наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью ухудшается , снижается эффективность сгорания.
Если тепловой зазор меньше, после прогрева клапаны не полностью закрывают камеру сгорания. Во время хода работы двигателя, раскаленные газы так же прорываются и приводят к прогару .Клапан открывается раньше, чем нужно, а закрывается позднее, из-за чего уменьшается период, когда тарелка клапана контактирует с седлом и остывает. Без зазора клапан может закрываться не до конца, зависая над седлом. В этом случае из-за перегрева будут обгорать, покрываться трещинами и оплавляться кромки тарелки клапана.
Работа любого двигателя внутреннего сгорания зависит от четкой работы газораспределительного механизма (ГРМ), частями которого являются распределительный вал (распредвал), привод и клапаны. Прочитав статью, вы узнаете, почему тепловой зазор важен, как его измеряют и регулируют, а также что бывает, если он выставлен неправильно.
Как работает ГРМ
Коленчатый и распределительные валы двигателя соединены с помощью ременной, зубчатой или цепной передачи с соотношением 2:1. За один оборот распредвала, коленчатый вал (коленвал) проворачивается дважды. Форма кулачков распредвала обеспечивает открытие и закрытие клапанов в соответствии с положением коленвала, такта двигателя и фазы газораспределения. Подробней эти процессы описаны в статье про фазы и механизм газораспределения двигателя.
Во время работы двигателя все детали ГРМ нагреваются и увеличиваются в размерах. В результате меняется расстояние между толкателем клапана и распределительным валом. Когда мотор прогрет до рабочей температуры, толкатель вплотную прилегает к распредвалу и клапану. Это обеспечивает наиболее эффективную работу двигателя. Если торец полностью закрытого клапана оказывается выше толкателя, между тарелкой и седлом клапана появляется зазор, который снижает компрессию двигателя. Если торец полностью закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время соответствующей фазы газораспределения он откроется чуть меньше, чем необходимо. В результате упадет мощность мотора, ведь чем меньше открыт клапан, тем сложней через него входить воздуху или выходить выхлопным газам.
Регулировка зазоров клапанов
На серийных автомобилях используют три способа регулировки теплового зазора:
- С помощью винта;
- С помощью подбора шайб;
- С помощью гидрокомпенсаторов.
Привод клапана с регулировкой винтом был популярен в начале и середине ХХ века. У этого привода было лишь одно неоспоримое достоинство – простота регулировки. Его главный недостаток – необходимость регулировать тепловой зазор каждые 10 тысяч километров. Регулировка теплового зазора с помощью шайб использовали на высокооборотных моторах с 80-х годов ХХ века до первого десятилетия ХХI века. Для регулировки теплового зазора необходим комплект шайб различной толщины.
Повторную регулировку теплового зазора проводят через 20-50 тысяч километров. С появлением гидрокомпенсаторов появилась возможность проводить регулировку клапанов с промежутком 100-300 тысяч километров.
Как и чем измеряют тепловой зазор клапанов
Величину теплового зазора проверяют на холодном двигателе. Для этой операции понадобится щуп и дополнительные инструменты, которые зависят от типа толкателя клапанов:
Для винтовой регулировки:
- накидной ключ, соответствующий гайке толкателя;
- рожковый ключ, соответствующий регулировочному болту;
- молоток.
Для регулировки с помощью шайб:
- набор шайб;
- микрометр;
- съемник;
- специальный инструмент для замены шайб;
- пинцет.
Для регулировки с помощью гидрокомпенсатора:
- штангенциркуль.
Для измерения теплового зазора на толкателе с винтовой регулировкой, коленчатый вал поворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен в противоположную от толкателя сторону. Молотком несильно ударяют по толкателю над клапаном, затем пальцами несколько раз качают его влево и вправо.
С помощью щупа измеряют зазор между толкателем и клапаном и сверяют со значением, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля (мануале). Если величина зазора отличается от рекомендованной, то, придерживая регулировочный болт, откручивают контргайки. Затем с помощью болта устанавливают правильный зазор и придерживая болт ключом, затягивают контргайки. После чего снова проверяют зазор.
Для измерения теплового зазора на двигателе с регулировкой шайбами, коленвал проворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен вверх. Затем с помощью щупа измеряют зазор и сравнивают с указанным в мануале. Если зазор отличается, то с помощью съемника утапливают толкатель (стальной цилиндрик) и пинцетом достают шайбу. На шайбах написана толщина в миллиметрах с точностью до одной сотой. Если надпись стерта, необходимо измерить толщину шайбы посередине с помощью микрометра. Для этой операции нельзя применять штангенциркуль, потому что он покажет толщину по краям. После этого необходимо подобрать шайбу подходящего размера, установить ее на место и еще раз проверить зазор.
Регулировка теплового зазора гидрокомпенсаторов проводят во время ремонта или проверки двигателя. Для этого снимают направляющую толкателей или распредвал, после чего вытаскивают гидрокомпенсаторы и с помощью штангенциркуля измеряют высоту ножки клапана. Если ее высота соответствует допуску гидрокомпенсатора, который написан на нем, то регулировка не требуется. Если не соответствует, то компенсатор меняют на подходящий. После этого устанавливают на место направляющую толкателей или распредвал.
Симптомы изменения теплового зазора
Если исправный двигатель стал издавать негромкое постукивание, частота которого меняется вместе с оборотами двигателя и не исчезает после прогрева, возможно незначительное увеличение теплового зазора. Если в дополнение к стуку исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости или экономичности, возможно сильное увеличение теплового зазора. Если исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости и экономичности, но стука клапанов нет, а свечи, топливный фильтр, угол опережения зажигания, компрессия в цилиндрах и давление в шинах в норме, возможно сокращение теплового зазора (зажатые клапаны).
Чем опасно изменение теплового зазора двигателя
Если клапан зажат, то горячие газы, образующиеся во время сгорания топлива, нагревают не только нижнюю, но и верхнюю часть тарелки, то температура клапана увеличивается, что может привести к его прогоранию. Это особенно опасно, если мотор работает под большой нагрузкой или неправильно выставлен угол опережения зажигания.
Прогар клапана приведет к резкому падению мощности мотора, росту расхода топлива и перегреву двигателя. Если клапаны начали стучать, то никакой угрозы для мотора нет. Проблема в том, что на ранней стадии проворачивание вкладыша коленвала проявляет себя аналогичным стуком, поэтому их легко спутать.
симазоран / iStock / Thinkstock
Ваш двигатель нуждается в регулировке клапана? Это зависит от возраста, состояния и марки автомобиля, на котором вы ездите.В связи с популяризацией конструкций клапанного механизма с роликовым толкателем, которые уменьшают трение и гидравлические толкатели (толкатели клапанов), которые помогают поддерживать оптимальный зазор клапана, регулировка клапана не требуется так часто, если вообще, в современных транспортных средствах, как в старых.
Связанные: Есть ли какие-либо механические преимущества для очистки двигателя?
Где это уместно, технические характеристики зазоров клапанов и процедуры регулировки клапанов сильно различаются у разных производителей. Например, графики технического обслуживания некоторых недавних двигателей Hyundai требуют проверки зазора клапанов на 60 000 миль; некоторые хонды призывают к осмотру на 110 000 миль; некоторые производители рекомендуют проверять клапаны только в случае чрезмерного шума клапана; другие не упоминают зазор клапанов в своих графиках технического обслуживания на всех .График технического обслуживания вашего автомобиля должен быть подробно описан в руководстве пользователя, поэтому сначала проверьте его, если не уверены.
типов клапанов и как они работают
Клапанывыглядят как пружинные перевернутые тройники для гольфа, которые открываются лопастями на вращающихся распредвалах либо непосредственно в двигателях с верхним расположением кулачков, либо с помощью толкающих рычагов, действующих на коромысла в двигателях с верхним расположением клапанов (толкателей). При увеличенном времени и использовании зазоры между лепестками или коромыслами и стержнями клапанов, на которые они воздействуют, могут стать больше.Это часто приводит к грохоту или большей вибрации двигателя, которые водитель может не замечать в течение долгого времени, потому что он постепенно увеличивается, но который необходимо будет отрегулировать, чтобы исправить. В случае выпускных клапанов зазор может становиться все более узким по мере износа клапанов или седел клапанов, уменьшая зазор, известный как зазор, между клапанами и компонентами клапанной системы.
Впускные клапаны открываются и закрываются, чтобы позволить топливовоздушной смеси (или просто воздуху в некоторых современных двигателях) войти в цилиндры, а выпускные клапаны позволяют выхлопным газам выходить.Слишком большой или слишком маленький зазор клапана может привести к плохой работе или грубому холостому ходу, потому что двигатель не может нормально «дышать» и работает с максимальной эффективностью. Слишком большой зазор означает, что клапаны, вероятно, будут стучать и в долгосрочной перспективе привести к повреждению клапанов, кулачков распределительных валов или коромысел. Если зазор слишком мал, клапаны закрываются не полностью, что приводит к чрезмерному нагреву, и двигатель теряет мощность.
Как проверить свои клапаны (и когда их починить)
Если ваш двигатель издает громкий стук, возможно, настало время для регулировки зазора клапана, хотя шум при постукивании также может быть вызван ослабленным кулисным рычагом или другим компонентом; механик не узнает наверняка, не осмотрев клапаны.На некоторых двигателях клапаны не создают шума при слишком большом зазоре, но проблемы с клапанами могут проявляться другими способами. Например, потеря мощности может быть признаком слабой или сломанной пружины клапана.
Проверка зазора клапана требует снятия крышки клапана (или двух крышек клапана на двигателях V-образного типа) и измерения пространства между впускным и выпускным клапанами и их лепестками или коромыслами с помощью тонких щупов, как показано на рисунке выше. (Распределительный вал должен быть в правильном положении, и каждый клапан должен быть полностью закрыт для каждого измерения.) При необходимости регулировка требует установки или замены прокладок с помощью специальных инструментов, и это не просто элемент технического обслуживания, как замена масла, особенно на двигателях с тремя или четырьмя клапанами на цилиндр. Запланируйте оплату как минимум нескольких часов труда в магазине и плату только за проверку.
Устранение стука клапанов — одно из преимуществ правильной настройки клапанов, но двигатель также, вероятно, станет более плавным и более отзывчивым. Кроме того, правильная регулировка может продлить срок службы клапанной системы.
Редакция Cars.com — ваш источник новостей и обзоров автомобильной промышленности. В соответствии с давней этической политикой Cars.com, редакторы и рецензенты не принимают подарки или бесплатные поездки от автопроизводителей. Редакционный отдел независим от отделов рекламы, продаж и спонсорского контента Cars.com.
доля
Вкладчик Рик Попели освещал автомобильную промышленность в течение десятилетий и ведет еженедельное онлайн-шоу на TalkZone.ком. Email Рик ,Как проверить регулировку зазора клапанов
Термин «регулировка клапана» — оксюморон. Что на самом деле регулируется, так это зазор между соединением распределительного вала и клапаном. Это чаще всего называют плеть клапана. Эта система, которая связывает распределительный вал с клапаном, имеет много конструкций. Все они требуют регулировки при первой сборке, но некоторые практически не требуют обслуживания после первоначальной настройки. У каждой системы есть свои сильные и слабые стороны как в производительности, так и в циклах обслуживания.Эта статья поможет вам осмотреть клапан и при необходимости отрегулировать зазор клапана.
Часть 1 из 7: Понимание вашей системы
- Примечание : Приведенный ниже список инструментов представляет собой полный список для настройки любого типа системы клапанов. Обратитесь к части 3, шаг 2, чтобы узнать, какой конкретный инструмент необходим для системы клапанов, над которой вы будете работать.
Часть 2 из 7: Определите, нуждается ли ваш автомобиль в регулировке клапана
Необходимый материал
Шаг 1: Прислушайтесь к шуму клапана .Необходимость регулировки клапанов определяется их звучанием.
Точнее, чем громче постукивание в штоке клапанов, тем больше необходимость в регулировке. Правильно подобранные клапанные ресницы будут тихими. В некоторых системах всегда будет слышен легкий постукивающий шум, но он никогда не должен быть настолько громким, чтобы затмевать все другие шумы, издаваемые двигателем.
- Примечание : Знание, когда клапаны слишком громкие, является вопросом опыта. Не говоря уже о том, что они очень постепенно становятся громче, и мы часто не замечаем этого факта.Если вы не уверены, найдите кого-то с опытом, который поможет вам определить необходимость корректировки.
Шаг 2: Определите, откуда исходит шум от . Если вы определили, что ваши клапаны нуждаются в регулировке, вы можете либо отрегулировать их все, либо вы можете отрегулировать только те, которые нуждаются в этом.
Двигателис двумя головками, например с V6 или V8, будут иметь два набора клапанов. Используйте стетоскоп и потратьте некоторое время, чтобы точно определить проблемный клапан, определив самый громкий.
Часть 3 из 7: Снятие крышки или крышек клапанов
Необходимые материалы
- Храповик и розетка
- Отвертка
Шаг 1: Снимите все компоненты, установленные над или на крышке клапана или крышках . Это может быть жгут проводов, шланги, трубы или впускной коллектор.
Вам не нужно полностью удалять все это из машины. Вам просто нужно освободить место для крышки клапана, чтобы снять ее с головки и получить доступ к регуляторам клапана.
Шаг 2: Открутите болты или гайки крышки клапана . Поверните болты или гайки против часовой стрелки, чтобы снять их.
Убедитесь, что вы удалили их все. Они часто прячутся в ничего не подозревающих местах.
Совет : Нередко накапливается грязное масло, которое скрывает болты или гайки крышки клапана. Обязательно удалите это накопление, чтобы тщательно осмотреть крышку клапана на предмет того, что ее удерживает.
Совет : Болты и гайки крышки клапана обычно устанавливаются вокруг внешнего края, но часто в центре крышки клапана есть несколько гаек или болтов.Обязательно тщательно осмотрите их все.
Шаг 3: Осторожно, но твердо приподнимите крышку клапана от головки . Часто крышка клапана приклеена к головке, и для ее снятия потребуется дополнительное усилие.
Это потребует от вас найти безопасную сильную область, чтобы поддеть крышку клапана. Вы можете использовать отвертку с плоской головкой и втиснуть ее между крышкой клапана и головкой и аккуратно отодвинуть ее, или вы можете использовать монтировку в качестве рычага и сделать то же самое из другого места.
- Предупреждение : Будьте осторожны, чтобы не сломать крышку клапана. Не прилагайте чрезмерных усилий. Часто перед тем, как крышка клапана ослабнет, потребуется многократное тщательное подглядывание в нескольких местах. Если вы чувствуете, что слишком сильно любопытствуете, вероятно, так оно и есть.
Часть 4 из 7: Определите тип системы регулировки клапанов вашего автомобиля.
Шаг 1: Определите, какой тип регуляторов клапанной защелки в вашем автомобиле имеет . Если вы не уверены после прочтения следующих описаний, вам необходимо обратиться к соответствующему руководству по ремонту.
Гидравлический саморегулирующийся тип системы клапанной защелки гидравлический и требует только предварительной настройки начальной нагрузки. Саморегулирование достигается с помощью гидравлического подъемника, который заряжается системой давления масла двигателя.
Термин «твердый толкатель» часто используется для описания негидравлического подъемника, но в основном это ссылка на ряд клапанов, который не является гидравлическим. Твердый дизайн толкателя может использовать или не использовать подъемники. Некоторые из них имеют качающиеся руки, а другие используют кулачки.Негидравлические клапанные узлы требуют регулярной регулировки для поддержания правильной защелки клапана.
Приводной кулачок просто едет прямо на выступ распредвала; это следует за камерой. Это может быть в форме коромысла или подъемника. Различия между лифтером и последователем кулачка часто семантические.
Приводной кулачок Toyota в стиле шайбы очень эффективен, пока не потребуется регулировка. Регулировка толкателя кулачка в стиле шайбы требует замены проставок, установленных в толкателе кулачка, что является обширным процессом.
Требуются точные измерения, и, как правило, для правильной работы требуется несколько этапов разборки и сборки. Шайбы или распорки приобретаются отдельно или в комплекте от Toyota и могут быть довольно дорогими. По этой причине многие люди пренебрегают этим стилем регулировки клапана.
Шаг 2: Определите, какие инструменты вам нужны для настройки вашей конкретной системы . Все, кроме гидравлической системы, потребуют использования щупа.
Для системы гидравлического подъемника потребуется гнездо и храповик правильного размера.
Для твердого толкателя потребуются щупы, ключ правильного размера и отвертка с плоской головкой. Последователи кулачка требуют того же, что и сплошной толкатель. По сути, это система одного типа.
Твердым толкателям Toyota шайбного типа требуются щупы, микрометр и инструменты для снятия распределительного вала и ремня ГРМ или цепи. Инструкции по снятию распределительного вала, ремня ГРМ или цепи ГРМ см. В руководстве по ремонту.
Часть 5 из 7: Проверка и / или регулировка клапанов для негидравлического типа
Необходимые материалы
Шаг 1: Подключите дистанционный выключатель стартера .Сначала подключите дистанционный выключатель стартера к меньшему проводу на соленоиде стартера.
Если вы не уверены, какой провод является проводом возбудителя, вам нужно будет обратиться к электрической схеме в вашем руководстве по ремонту, чтобы быть уверенным. Подключите другой провод дистанционного выключателя стартера к положительной стороне батареи.
Если ваш провод возбудителя стартера недоступен, вам нужно будет вручную перевернуть двигатель с помощью храпового механизма или гаечного ключа на болте коленвала. Во многих автомобилях на крыле имеется дистанционный соленоид, к которому можно подключить дистанционный выключатель стартера.
Всегда будет проще использовать дистанционный выключатель, но вам нужно будет оценить усилия, приложенные для его подключения, и усилия, направленные на то, чтобы перевернуть двигатель вручную.
Шаг 2: Найдите правильный зазор клапанного зазора в руководстве по эксплуатации . Часто эту спецификацию можно найти под капотом вашего автомобиля на наклейке о выбросах или другой наклейке.
Будет выпуск и спецификация впуска.
Шаг 3: Установите первый комплект клапанов в закрытое положение .Расположите выступы распределительного вала, которые соприкасаются с рычагом коромысла или толкателями, прямо напротив носика выступа кулачка.
Примечание : При регулировке клапанов крайне важно, чтобы клапаны находились в закрытом положении. Они не могут быть отрегулированы в любой другой позиции.
Совет : Самый точный способ проверить зазор клапана — это проверить его в трех местах на нижней стороне кулачка. Он называется базовым кругом кулачка.Вы хотите проверить это пространство с помощью щупа в центре базового круга и с каждой стороны от него, прежде чем оно начнет расти к носу. Некоторые транспортные средства более чувствительны к этой настройке, чем другие. Часто вы можете просто проверить его в центре базового круга, но некоторые двигатели лучше всего проверять в трех точках, описанных выше.
Шаг 4: Вставьте правильный толщиномер . Это будет происходить либо на выступе распределительного вала, либо на верхней части этого клапана.
Выполнение этого измерения на распределительном валу всегда будет наиболее точным, но часто невозможно получить доступ к лепестку распределительного вала.
Шаг 5. Переместите толщиномер внутрь и наружу, чтобы почувствовать, насколько жесткой является регулировка . Толщиномер не должен скользить слишком легко, но не должен быть настолько тугим, чтобы его было трудно двигать.
Если он слишком тугой или слишком ослабленный, вам нужно будет отпустить контргайку и повернуть регулятор в нужном направлении, чтобы затянуть или ослабить его.
Шаг 6: Затянуть контргайку . Обязательно держите регулятор с помощью отвертки.
Шаг 7: Проверьте зазор с помощью щупа . Делайте это после того, как вы затяните контргайку.
Часто регулятор движется во время затягивания контргайки. Если это произойдет, повторите шаги 4-7, пока зазор не станет правильным с помощью щупа.
- Совет : на ощупь датчик толщины должен быть твердым, но не плотным.Если он легко выпадает из свободного пространства, он слишком ослаблен. Чем точнее вы будете с этим, тем тише будут клапаны, когда закончите. Потратьте больше времени на первые несколько клапанов, чтобы измерить ощущение правильно отрегулированного клапана. Как только вы получите его, вы сможете быстрее пройти через все остальные. Каждое транспортное средство будет немного отличаться, поэтому не ожидайте, что все они будут одинаковыми.
Шаг 8: Установите распределительный вал на следующий клапан . Это может быть следующий в порядке запуска или следующий ряд на распределительном валу.
Определите, какой метод наиболее эффективен по времени, и следуйте этой схеме для остальных клапанов.
Шаг 9: Повторите шаги 3-8 . Делайте это, пока все клапаны не будут отрегулированы на правильный зазор.
Шаг 10: Установите крышки клапанов . Обязательно установите любые другие компоненты, которые вы, возможно, также удалили.
Часть 6 из 7: Регулировка гидравлического подъемника
Необходимые материалы
Шаг 1: Определите правильную предварительную нагрузку подъемника для двигателя, на котором вы работаете .Вам нужно будет обратиться к руководству по ремонту для вашего года изготовления и модели для этой спецификации.
Шаг 2: Установите первый клапан в закрытое положение . Для этого используйте дистанционный стартер или поверните двигатель вручную.
Шаг 3: Поверните регулировочную гайку по часовой стрелке, пока не достигнете нулевой ресницы . Обратитесь к определениям выше для нулевой ресницы.
Шаг 4: Поверните гайку на дополнительное количество, как указано производителем .Это может быть всего четверть оборота или два оборота.
Наиболее распространенная предварительная нагрузка — один оборот или 360 градусов.
Шаг 5: Используйте дистанционный переключатель стартера, чтобы установить следующий клапан в закрытое положение . Вы можете следовать порядку обжига или каждому клапану, когда он поступает на распределительный вал.
Шаг 6: Установите крышку клапана . Обязательно установите любые другие компоненты, которые вы, возможно, удалили.
Часть 7 из 7: Регулировка толкателя толкателя Toyota
Необходимый материал
- Торцевой гаечный ключ правильного размера
Шаг 1: Определите правильную защелку клапана .Для впускных и выпускных клапанов будет различаться диапазон зазоров плетей.
Шаг 2: Измерьте зазор каждого клапана перед разборкой . Будьте особенно осторожны при выполнении этого измерения.
Он должен быть как можно более точным и должен измеряться таким же образом, как и системы сплошного толкателя, описанные выше.
Шаг 3: Вычтите сумму спецификации изготовителя из фактической измеренной суммы . Следите за тем, для какого клапана он предназначен, и запишите разницу.
Вы добавите разницу к размеру исходного подъемника, если зазор не соответствует спецификации.
Шаг 4: Снять распределительный вал с головки . Сделайте это, если вы обнаружили, что некоторые клапаны не соответствуют спецификации производителя.
Для этого потребуется снять ремень ГРМ или цепь ГРМ. Обратитесь к соответствующему руководству по ремонту для инструкций во время этой части процедуры.
Шаг 5: Отметьте всех сторонников камеры по местоположению .Укажите номер цилиндра, впускной или выпускной клапан.
Шаг 6: Снимите кулачковые толкатели с головки . Более ранние модели имеют отдельную шайбу, которая может быть удалена с толкателя или толкателя, как некоторые ссылаются на нее.
Более новые конструкции требуют измерения самого лифтера и его замены, если он не соответствует спецификации.
Шаг 7: Измерьте толщину подъемника или вставленной шайбы . Если зазор клапана не соответствует спецификации, добавьте разницу между фактическим зазором и спецификацией производителя.
Значение, которое вы вычисляете, будет толщиной толкателя, который вам нужно будет заказать.
- Примечание Очень важно, чтобы ваши измерения были как можно более точными из-за обширного характера разборки и сборки распределительного вала. Имейте в виду, что при измерениях на этой шкале должен учитываться коэффициент погрешности, определяемый тем, насколько плотным или ослабленным является датчик щупа при проверке зазора клапана.
Шаг 8: Установите крышку клапана .Обязательно переустановите любые другие компоненты, которые вы, возможно, удалили.
Каждая система имеет свои сильные и слабые стороны. Обязательно внимательно изучите дизайн автомобиля, над которым вы работаете. Если у вас есть какие-либо вопросы о процессе, обратитесь к механику за подробными и полезными советами или обратитесь к сертифицированному механику из YourMechanic, чтобы выполнить регулировку зазора клапана.
,How-To: Отрегулировать зазор клапана — Transmoto
7 лет назад | Words: Ian Hancock & Nick Dole
Эта статья первоначально появилась в Transmoto за сентябрь 2013 года (# 35)…
Если ваш четырехтактный двигатель за последнее время стал немного трудным для запуска, или мощность вашего велосипеда медленно снижается, будет справедливой ставкой на то, что вам нужно отрегулировать клапанные зазоры двигателя.Четыре или пять клапанов, которые контролируют поток воздушно-топливной смеси и выхлопных газов в головке вашего двигателя, являются одной из наиболее злоупотребляемых частей во всем двигателе. Под воздействием высоких оборотов зазоры клапанов уменьшаются по мере износа клапанов и седел клапанов. В результате зазоры клапанов требуют регулярного осмотра и, при необходимости, регулировки.
Проверка зазоров клапанов в современных четырехтактных двигателях — довольно простой процесс. Пока вы держите все в чистоте, мало что может пойти не так.Регулировка зазоров клапанов с помощью регулировочных прокладок (если на вашем велосипеде установлена система ковшей и регулировочных прокладок) более сложна, но не так сложна, как многие домашние механики думают. Когда два десятилетия назад на рынке появились высокотехнологичные кулачковые натяжные кулачки, конструкция была известна быстродействующими клапанами и седлами, что означало регулярную регулировку зазора. Введение титановых клапанов и других высокотехнологичных материалов означало меньший износ и регулировку, однако рекомендуется проверять зазоры клапанов после взлома велосипеда, а затем каждые 10–20 часов, в зависимости от рекомендаций вашего производителя.Ник Доул из Teknik объясняет, как это делается.
Инструменты, которые вам понадобятся
- Набор гаечных ключей, T-образных планок и патронов
- шестигранные ключи
- Стяжка
- Магнит
- Штангенциркули с нониусом
- Толщиномеры
- Руководство по эксплуатации
Сколько это будет стоить Я
- Труд: от 45 до 90 минут Комплект
- Shim: от 50 до 100 долларов
Зачем вам нужно проверять и регулировать зазоры клапанов
Поскольку клапаны в вашем двигателе открываются и закрываются тысячи раз в минуту, клапаны и седла клапанов в алюминиевой головке постепенно изнашиваются со временем.Это заставляет клапаны отступать в головку, уменьшая зазор между концом штока клапана и кулачками. В свою очередь, это меняет степень открытия клапанов. Из-за обработки металла в клапанах и седлах клапанов, зазоры клапанов часто остаются стабильными после запуска двигателя в течение приблизительно 40–120 часов, а затем начинают быстрее изнашиваться, требуя регулярной регулировки.
1. Сделать комнату
Перед тем, как вращать гаечный ключ, тщательно промойте велосипед, уложив седло и бак — так как грязь, попавшая в клапанный механизм после снятия крышки клапана, обязательно плохо кончится.Удалите все принадлежности (например, гудок или трубы) и переместите кабели и жгут проводов в сторону, чтобы у вас был свободный доступ к крышке клапана. Затем тщательно продуйте всю область воздухом, чтобы убедиться, что велосипед чист, включая отверстие для свечи зажигания.
2. Снимите крышку
Снимите болты, удерживающие крышку клапана на месте и провод свечи зажигания. Теперь медленно потяните крышку клапана и наденьте крышку на зубчатые колеса кулачка. Он плотно прилегает к большинству велосипедов, но крышка спроектирована таким образом, чтобы снимать двигатель с рамы.Убедитесь, что вы сняли прокладку с головы тоже. Разместите крышку подальше от рабочей зоны.
3. Верхняя мертвая точка
Для проверки зазоров клапанов поршень должен находиться в верхней мертвой точке (ВМТ). Это точка в цикле, когда кулачки не оказывают никакого давления на клапаны; В результате зазор между ними является зазор клапана. Чтобы повернуть двигатель и найти верхнюю мертвую точку, вам необходимо снять контрольные заглушки, чтобы получить доступ к рукоятке и контрольному отверстию на стороне звездочки двигателя.Проверьте боковую панель на странице для объяснения поиска верхней мертвой точки.
4. Проверьте зазоры
Термин «зазор клапана» описывает зазор между кулачком (или кулисами на Honda) и ковшом клапана. Используя узкую пару щупов, определите зазор методом проб и ошибок, посмотрев, какие из них могут свободно проскальзывать под кулачок. Запишите зазор клапанов для всех клапанов на листе бумаги, а затем обратитесь к разделу «Ведение математики» на странице.На всех мотоциклах, кроме YZ450F с 2010 года, выпускные клапаны находятся спереди, а впускные клапаны сзади. Если зазоры находятся в пределах допуска, соберите велосипед обратно и отправляйтесь в путь. Если нет, продолжайте следовать последовательности шагов ниже.
5. Ослабьте временную цепь
Если ваши клапанные зазоры выходят за пределы допусков, установленных вашим производителем, вам необходимо заменить прокладки на некондиционных клапанах. Чтобы снять кулачки для доступа к ковшам и прокладкам, вам нужно ослабить цепь привода ГРМ.В большинстве велосипедов используются автоматические натяжители с кулачковыми цепями. Просто удалите защитный болт, а затем с помощью отвертки отвинтите натяжитель, пока не почувствуете щелчок и цепь не ослабнет.
6. Снимите кулачок (и)
Для снятия распределительных валов, которые необходимы для доступа к клапанам, которые не соответствуют техническим требованиям, первым делом необходимо снять держатель цапфы. Отверните болты в порядке, рекомендованном вашим производителем, чтобы предотвратить деформацию держателя. Два штифта удерживают кулачок и держатель цапфы выровненными, поэтому убедитесь, что вы позаботились о том, чтобы захватить их (иначе они могут легко упасть в двигатель).Затем поднимите кулачок (и) с сидений, чтобы получить доступ к ковшам и прокладкам. Заверните кулачки в хлопок, находясь вне велосипеда.
7. Цепь привода ГРМ
Если вы регулируете клапаны только под одним распределительным валом (впускной или выпускной, но не оба), то просто зацепите цепь привода ГРМ, чтобы шестерня кулачка кулачка не была снята. Если вы снимаете обе кулачки, важно не допустить, чтобы цепь упала в кожухи, поэтому закрепите кусок проволоки вокруг цепи и оставьте длинный конец, который вы можете прикрепить к раме.Другой вариант — просто положить отвертку под цепь, как показано здесь.
8. Удалить ковши
Используя плоскогубцы с длинными носами, осторожно поднимите ведра с верхней части клапанов. Используйте только достаточное усилие, чтобы удерживать ведра во избежание их повреждения. Прокладка тогда будет или сидеть на вершине клапана или застревать в ведре. Держите магнит под рукой и выполняйте этот процесс осторожно, чтобы не потерять прокладки двигателя или пола.Держите ведра и прокладки вместе и запишите, с какого клапана они сошли.
9. Измерить прокладки
Используя пару штангенциркулей, измерьте прокладки для клапанов, которые необходимо отрегулировать. Как вы уже записали зазоры ранее, вы будете использовать свои измерения по старой прокладке для расчета необходимой новой прокладки (см. Раздел «Ведение математики» ниже). Производители используют прокладки в производственном процессе для компенсации отклонений допусков в ковшах, кулачках, клапанах и головке.Естественно, не все впускные или выпускные прокладки будут одинаковыми.
10. Соберите
После того, как вы установили правильные прокладки, пришло время переустановить прокладки, ведра, кулачок, держатель журнала, цепь привода ГРМ и крышку клапана. Убедитесь, что вы придерживаетесь правильной цепи привода ГРМ и установите ее на правильные зубья кулачка, следуя инструкциям производителя, чтобы не ошибиться во времени велосипеда. Также используйте рекомендуемые характеристики для затягивания держателя журнала.
В поисках верхней мертвой точки
Верхняя мертвая точка — это точка во время цикла двигателя, когда поршень находится в самой высокой части своего хода.Разные велосипеды имеют разные способы обнаружения ВМТ, но обычно процедура заключается в использовании гнезда для вращения рукоятки против часовой стрелки (правильное направление двигателя), пока маркер на маховике не совпадет с отметкой в смотровом отверстии. На этом этапе, как правило, на каждой кулачковой шестерне есть маркер, который будет совмещен с верхней частью головы. Если маркер маховика установлен правильно, но маркеры кулачкового механизма отсутствуют, цепь привода ГРМ растянута и ее необходимо заменить.
Doing Maths
Зазоры клапанов обычно измеряются в сотых долях миллиметра.На листе бумаги нарисуйте кружочки, обозначающие каждый клапан, и зазор клапана над ним. В нашем случае впускной клапан был вне допуска на 0,08 мм, поэтому мы удалили это ведро и прокладку. Размер прокладки составлял 1,84 мм или 184 сотых, которые мы написали внутри круга. Мы стремились к зазору 0,13 мм, являющемуся верхним пределом спектра допуска, чтобы учесть будущий износ. Это означало, что шим на 0,05 мм (0,13 мм — 0,08 мм) должен быть меньше 184, то есть на 179. Повторите этот процесс для каждой шайбы, выходящей за пределы допуска.
,
Одно из преимуществ регулировки зазора клапанов состоит в том, что вы устраняете стук клапанов, но при этом двигатель вашего автомобиля, несомненно, станет более отзывчивым и более плавным в работе. Тем не менее, вы можете не знать, когда ваша машина нуждается в этом. Проверьте здесь для знаков для регулировки!
1. Нужна ли вашему автомобилю регулировка зазора клапана?
Это не ново для нас здесь, в Naijauto.com , чтобы получить такие вопросы, как этот и многие другие вопросы, связанные с авто тоже. Но, как всегда, мы стараемся изо всех сил предоставить лучшие ответы для вас, ребята.
Теперь вам интересно, нужен ли для двигателя вашего автомобиля регулировка зазора клапана или нет?
Во-первых, вы должны понимать, что это зависит от марки, состояния и возраста автомобиля, на котором вы ездите.
Регулировка клапана стала менее необходимой или вообще необходимой в современных автомобилях по сравнению с более старыми из-за недавней популяризации конструкций роликовых толкателей клапанов, которые доказали свою способность уменьшать трение, а также гидравлические толкатели клапанов (толкатели), которые помочь поддерживать оптимальный уровень зазора клапана.
Частая регулировка клапанного зазора больше не требуется в современных автомобилях для улучшенной механики
В соответствующих случаях параметры регулировки и зазора клапанов сильно различаются у разных производителей. Например, последние двигатели от Hyundai имеют графики технического обслуживания, в которых указана проверка зазора клапана после 60 000 миль.
Некоторые из новых автомобилей Honda имеют установленный диапазон в 110 000 миль до того, как потребуется проверка, в то время как некоторые другие производители просто советуют проверять клапаны только в том случае, если кто-то замечает, что он издает чрезмерные шумы.
2. Когда следует проверять или ремонтировать клапаны?
Если вы начинаете замечать, что ваш двигатель издает действительно громкий стук, возможно, сейчас самое время выполнить регулировку зазора клапана. Хотя такие постукивающие шумы могут также быть результатом незакрепленного коромысла и / или других компонентов в автомобиле. Ваш механик сможет понять это, только проверив клапаны в вашем автомобиле.
Для некоторых типов двигателей клапаны могут не обязательно создавать шумы, когда имеется слишком большой зазор, но другие проблемы с клапанами наверняка проявятся тем или иным образом.Потеря мощности часто может быть хорошим признаком, указывающим на сломанную или слабую пружину клапана в вашем автомобиле.
Использование тонкого щупа для проверки зазора клапанов в двигателе автомобиля
3. Как вы регулируете зазор клапана?
Проверка зазора клапанов в вашем автомобиле потребует снятия крышки клапанов или двух крышек клапанов (на большинстве двигателей V-типа), а затем измерения фактического пространства между выпускными клапанами, впускными клапанами и их коромыслами или лепестками. тонкий щуп, как показано ниже;
Примечание: Убедитесь, что распределительный вал находится в правильном положении, а также каждый клапан полностью закрыт при каждом измерении.
Как отрегулировать клапаны на вашем автомобиле
4. Заключение
Проверка регулировки зазора клапана — это не всегда быстрая проверка технического обслуживания, как замена масла, поэтому при необходимости вам следует подготовиться к оплате нескольких часов работы обученного механика для проведения проверки за вас.
Одно из преимуществ правильной регулировки клапанов состоит в том, что вы устраняете стук клапанов, но двигатель вашего автомобиля, несомненно, станет более отзывчивым и более плавным в работе.А правильная регулировка также помогает продлить срок службы клапанной системы вашего автомобиля.
>>> Вам следует чаще заходить на Naijauto.com, чтобы получить наши самые полезные советы и рекомендации по обслуживанию автомобилей .
Олувасеун Соломон
,