«Моторист-конструктор» или как правильно собрать двигатель? ч. 1 / Ремонт двигателей
Сборка — один из самых сложных и ответственных этапов. Ремонт двигателя, от качества которого зависит его дальнейшая судьба. Дефекты деталей, не замеченные при сборке, и ошибки моториста способны во много раз уменьшить ресурс отремонтированного мотора.
Рекомендации о правилах сборки двигателей можно прочитать не только в руководствах по ремонту — их дают многие фирмы — производители запчастей, среди которых — известная в России немецкая фирма Kolbenschmidt. Опыт фирмы по обслуживанию и ремонту двигателей очень интересен и заслуживает того, чтобы с ним познакомить читателей. А начать мы решили со сборки кривошипно-шатунного механизма.
Вначале небольшое, но очень важное замечание.
Сборка двигателя начинается с тщательной мойки и дефектовки деталей, а не с установки коленвала. Следует учесть, что контрольно-измерительные операции на этом этапе отнимают значительно больше времени, чем сам процесс установки и крепления деталей.
Сборка — это комплексный процесс, к которому недопустимо относиться как к простой «отверточной» технологии.
Контроль, контроль… и еще раз контроль
Накопленный опыт работы убеждает в том, что первое, в чем необходимо убедиться, — это соответствие новых вкладышей шейкам коленвала и постелям блока цилиндров. Известно немало случаев, когда ошибка, допущенная при определении номера детали по каталогу, обнаруживалась только в последний момент при ее установке.
Иногда случается и так, что в одном и том же двигателе производители применяют несколько типоразмеров вкладышей. Такая ситуация характерна для моторов Audi-VW, где средний коренной вкладыш может быть как обычного типа с упорными полукольцами, так и с фланцами. Такие вкладыши номинального размера взаимозаменяемы, но фланцевый вкладыш ремонтного размера отличается большей шириной, что требует дополнительной шлифовки упорных поверхностей коленвала.
Встречаются и другие несовпадения: иное расположение замков на вкладышах, несовпадение смазочных отверстий, иной материал при сохранении основных размеров.
В отдельных случаях подобные несоответствия несущественны, и вкладыши вполне допустимо использовать в конкретном двигателе, но иногда ошибки при контроле вкладышей могут привести к выходу двигателя из строя. Кроме того, эти ошибки влекут большие потери времени.Что еще важно проконтролировать? Посадку вкладыша в постель: вкладыш должен иметь необходимые распрямление (разница между размером вкладыша по разъему и диаметром отверстия постели) и выступание (разность длин вкладыша и полуокружности постели). Распрямление обеспечивает плотное прилегание вкладыша к поверхности постели, а выступание гарантирует натяг вкладыша после затягивания болтов крышки подшипника, что дает плотный контакт вкладыша (в первую очередь тепловой) с отверстием и правильную геометрию подшипника.
Конечно, контролируются отверстия постелей, которые измеряются в 3-х плоскостях — два измерения (А и В) проводятся на угловом расстоянии %25o от плоскости разъема, а третье (С) — перпендикулярно ей. Далее находится среднее значение (А+В)/2 и сравнивается с величиной С — разница показывает некруглость отверстия (допустимая некруглость 0,016-0,022 мм).
Аналогичным образом контролируется отверстие подшипника с установленными в постели вкладышами. Данное измерение используется для точного определения зазора между внутренней поверхностью отверстия и шейкой вала (зазор должен составлять в среднем 0,04-0,07 мм). Для этих измерений необходим нутромер, измерять которым внутренние размеры вкладышей следует с осторожностью: мягкий рабочий слой вкладыша легко повредить. В дополнение к этому следует проконтролировать несоосность постелей в блоке, величина которой не должна превышать 0,02 мм для соседних отверстий (самый простой способ — с помощью лекальной линейки).
Как проверить коленвал?
Контроль коленчатого вала не менее важен, чем контроль отверстий подшипников. Необходимо убедиться в отсутствии трещин на шейках вала. Крупные трещины видны невооруженным глазом, но обнаружить микротрещины можно только специальными приборами, например магнитным дефектоскопом. Экономия при проверке коленчатого вала «себе дороже» — цена повторного ремонта двигателя в сотни раз выше цены проверки.
Что еще? Очевидно, качество поверхности шеек. Их шероховатость не должна превышать 0,2 мкм (речь идет о среднем арифметическом значении шероховатости Ra). На некоторых двигателях после шлифования дополнительно требуется полирование. Кроме того, иногда после шлифования на краях смазочных отверстий образуются заусенцы, способные сразу же испортить рабочую поверхность вкладышей (заусенцы легко заглаживаются при полировке). Все эти особенности в полной мере относятся и к упорным поверхностям вала.
Очень важный параметр — твердость шеек коленвала.
В том случае, если мы имеем дело с чугунным коленвалом, особых проблем с твердостью не возникает. Рабочие поверхности таких валов закаливаются на заводах токами высокой частоты на глубину до 2-3 мм. Этого вполне достаточно для сохранения твердости при ремонтной шлифовке до 1 мм.
На практике встречаются валы (в частности, стальные) с азотированными шейками, у которых толщина упрочненного слоя во много раз меньше. Поэтому ремонтное уменьшение размеров шеек для таких валов ограничено, как правило, величиной 0,25 мм. Кроме того, при перегреве азотированная поверхность разупрочняется. Выход один — повторное химико-термическое упрочнение рабочих поверхностей.
Обязательная операция — измерение геометрии самого вала и размеров шеек. Каждую шейку вала измеряют микрометром в нескольких плоскостях, чтобы определить диаметр, соблюдение допусков (отклонения не более 0,016-0,022 мм) и возможные отклонения от цилиндричности (в среднем не более 0,005 мм). Затем вал устанавливается на призмы и с помощью индикатора проверяется биение коренных шеек и вспомогательных поверхностей (допустимое биение — от 0,01 мм до 0,08 мм). Еще один очень важный параметр — непараллельность шатунных и коренных шеек, от которого зависит надежность и долговечность шатунных подшипников, измерить в условиях СТО практически невозможно. Этот параметр должен проверяться при шлифовке вала.
Наконец, заключительная проверка качества ремонта коленвала — измерение радиусов галтелей.
К сожалению, многие шлифовщики пренебрегают теми требованиями, которые изготовители некоторых иностранных моторов предъявляют к галтелям.
На этом контрольные операции не заканчиваются. Очень важное значение имеет состояние болтов крышек подшипников, работающих при больших знакопеременных нагрузках. А на таких режимах возрастает вероятность усталостного разрушения, особенно при наличии механических повреждений — рисок, царапин, забоин. Болты с «угловой» затяжкой, работающие на пределе текучести, требуют обязательной замены в случае, если их длина или диаметр не соответствуют рекомендациям изготовителей.
Наконец, все проверено, и можно приступать к сборке.
Как поставить коленвал?
Сама по себе сборка намного проще контрольных операций. В самом деле, для этого надо установить вкладыши в постели, смазать их поверхность маслом, «уложить» коленвал, поставить крышки и затянуть, приложив рекомендованный момент.
Однако и здесь есть свои тонкости.К примеру, как правильно нанести масло на поверхность вкладышей? Простой вопрос, а между тем нередко именно здесь совершаются ошибки. Некоторые мотористы предпочитают пользоваться кисточкой, другие вообще привыкли смазывать вкладыш пальцем. Оба способа не годятся — вместе с маслом на поверхность вкладыша обязательно попадет грязь. Правильный способ может быть только один: смазка из масленки.
А каким маслом смазывать подшипники? Ответ многих механиков — моторным. Однако наберемся смелости посоветовать использовать более густое трансмиссионное масло — при первых оборотах двигателя оно лучше защитит от возможных задиров и прихватов в подшипниках.
Затягивать крышки подшипников надо по инструкции завода-изготовителя — это очевидно. Однако в инструкциях не всегда указывается, как затянуть болты, если их момент затяжки, к примеру, около 9-10 кГм? По одному и сразу до рабочего момента? Нет, принята иная схема, если нет других данных. Сначала один болт заворачивается до «касания», а затем второй — до половины заданного момента.
Когда коленчатый вал уже установлен в блоке, необходимо проверить его осевой зазор. Это легко сделать с помощью индикаторной стойки, закрепив ее на торце блока. Зазор, проверяемый перемещением вала вперед-назад при помощи рычага, не должен быть ни чрезмерно большим (более 0,2 мм), ни слишком малым (менее 0,05 мм).
Шатунные подшипники собираются аналогично коренным, но необходимо следить за тем, чтобы при посадке шатуна на шейку шатунные болты не повредили ее поверхность. Для этого на болты полезно надеть пластиковые либо резиновые колпачки или отрезки подходящего шланга. И, конечно, при сборке надо строго контролировать положение крышки относительно шатуна — случаи ошибочной установки крышки подшипника «наоборот» тоже известны…
Ну вот, сборка двигателя закончена, установлен поддон картера, головка блока, привод ГРМ, агрегаты. Однако масла во внутренних каналах вала нет, и после запуска потребуется немало времени, пока оно поступит к подшипникам.
А этого времени может вполне хватить для повреждения подшипников.
Исключить подобные неприятности несложно, достаточно закачать масло под давлением в систему смазки через переходник, устанавливаемый вместо масляного фильтра, либо через резьбовое отверстие датчика давления масла.
Рассматривая технологию сборки кривошипно-шатунного механизма, легко убедиться, что контрольно-измерительные операции действительно занимают большую часть времени. Сама сборка сродни хирургической операции — все работы необходимо делать в чистоте и аккуратно, тщательно контролируя каждый этап. Иными словами, собрать двигатель не так легко, как кажется на первый взгляд. Да и времени уходит уйма. Но это вполне разумная плата за то, чтобы подшипники двигателя служили надежно и долго. А попытка сэкономить обречена на провал, придется платить позднее, но намного больше. Но это уже другая «технология».
Допустимые отклонения размеров и формы отверстий подшипников и шеек валов | ||||||
Диаметр отверстия или шейки вала, мм | Ориентиро-вочная величина допуска на размер, мм | Некруглость, эллипсность не более, мм | Конусность поверхности не более, мм | Несоосность расположенных рядом поверхностей не более, мм | ||
отверстий | шеек вала | отверстий | шеек вала | |||
30-50 | 0,016 | 0,016 | 0,004 | 0,003 | 0,020 | 0,010 |
50-80 | 0,019 | 0,019 | 0,005 | 0,005 | ||
80-120 | 0,022 | 0,022 | 0,006 | 0,007 |
Сборка двигателя ВАЗ-21126
Разборка двигателя представлена в статье – «Разборка двигателя ВАЗ-21126»
Дефектация деталей двигателя представлена в статье – «Дефектация деталей двигателя ВАЗ-21126»
Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с бойком из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, те же ключи, что и для разборки двигателя, отвертка, монтажная лопатка.
Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров.
Очистите от отложений масляные канавки в постелях.
Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке.
При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей.
Смажьте вкладыши моторным маслом.
После установки вкладышей в постели их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного ориентирования вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления крышек подшипников проследите, чтобы выступание обоих концов было одинаковое.
Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Смажьте упорные полукольца моторным маслом.
Обратите внимание на канавки полуколец: этими сторонами полукольца должны быть установлены к щекам коленчатого вала.
Установите сталеалюминевое полукольцо (белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода распределительного вала) металлокерамическое (желтого цвета) – с другой стороны постели
Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.
Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке.
При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек.
Смажьте вкладыши моторным маслом.
Установите крышки в соответствии с метками.
На крышках нанесены метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра.
Исключение составляет пятая крышка, на которой нанесены две метки, как и на второй.
На второй крышке есть два резьбовых отверстия 1 под болты крепления маслоприемника.
При этом номера цилиндров считают со стороны привода распределительного вала, а крышки устанавливают метками 2 в противоположную сторону от штуцера масляного фильтра 3.
Для установки крышек коренных подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана.
Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как при этом будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.
Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления крышек.
Заверните болты и затяните их требуемым моментом в следующем порядке: первыми затяните болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой.
После затяжки болтов проверните на 2–3 оборота коленчатый вал — он должен вращаться легко, без заеданий.
Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку.
Удалите излишки смазки.
Установите масляный насос и заверните болты его крепления.
Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку.
Удалите излишки смазки.
Установите держатель заднего сальника и заверните болты его крепления.
Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы номер метка на шатуне была обращена в сторону передней части поршня (в эту сторону направлена стрелка, выбитая сверху на днище поршня)
Смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте палец в поршень и шатун.
Установите стопорные кольца с обеих сторон пальца.
При этом обратите внимание на то, что кольца должны быть четко установлены в канавках поршня.
Нечетко зафиксированное в канавке поршня кольцо выскочит из нее при работе двигателя и приведет к аварийным повреждениям.
Установите на поршень расширитель маслосъемного кольца.
Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником.
Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.
Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (замок кольца должен находиться с противоположной стороны от замка разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним — верхнее компрессионное.
Обратите внимание на то, что на кольцах может быть выбита надпись «GOE» или «TOP».
Кольца следует устанавливать этой надписью вверх (к днищу поршня).
Провернув кольца в канавках поршня, убедитесь в том, что они легко вращаются.
Если какое-либо кольцо не проворачивается или заедает, его необходимо заменить.
Разверните кольца на поршне так, чтобы их замки были расположены под углом 120° друг к другу.
Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленчатого вала.
Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом.
Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками таким образом, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне.
После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.
Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр.
Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в НМТ.
Стрелка на днище поршня должна быть направлена к передней части двигателя (в сторону привода распределительного вала).
Плотно прижмите оправку к блоку и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр.
Если оправка будет неплотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.
Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала.
Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в крышке.
После этого смажьте вкладыш моторным маслом.
Установите крышку шатуна. Маркировка шатуна на крышке и нижней головке шатуна должны быть с одной стороны.
Заверните болты крепления крышки и затяните требуемым моментом. Таким же образом установите и остальные поршни.
Установите маслоприемник и заверните три болта его крепления.
Нанесите на болты крепления маховика анаэробный фиксатор резьбы.
Установите маховик, стопорную пластину и заверните болты крепления маховика.
Для удобства установки нанесите тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного картера.
Установите масляный картер и заверните болты его крепления.
Далее двигатель собирайте в обратном порядке.
Установка головки блока описана в статье «Замена прокладки головки блока цилиндров», ремня привода распределительного вала — в статье «Замена ремня привода газораспределительного механизма и натяжного ролика».
Двигатель в сборе для моделей Power Pet PX-1 и PX-2
Модель №: MA-PX-12V
Рег: 59,99 долл. США
Сегодняшняя цена продажи:
$ 48,99
Описание
Полная сборка
Не позволяйте вашему любимому питомцу лишиться свободы дверцы с электроприводом, если ваш мотор в сборе с истекшим сроком гарантии выйдет из строя. Этот новый узел двигателя включает в себя приводной двигатель постоянного тока, предварительно смонтированный с втулками для гашения вибрации на вставном монтажном кронштейне.
*** КАТУШКА ДЛЯ КАБЕЛЯ ПРОДАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО.
Технические характеристики
Длина: 4 дюйма
Ширина: 4 дюйма
Высота: 5 дюймов
Вес: 1 фунт
Руководства
Отзывы
Другие товары, которые могут вам понравиться
POWER PET DOOR, самая популярная в мире полностью автоматическая дверь с электроприводом. Размер: средний. Для домашних животных весом до 30 фунтов
Рег.: 479,99 долл. США
Цена сегодня:
399,99 долл. США
ДВЕРЦА ДЛЯ ЛЮБИМЧИКА С МОЩНОСТЬЮ PX-2, самая популярная в мире полностью автоматическая дверь с электроприводом. Размер: большой, для домашних животных до 100 фунтов
Рег.: $539.99
Сегодняшняя цена продажи сегодня:
$ 449,99
MS-4 Цифровой водостойкий ультразвуковой воротник для домашних животных
Рег: 49,99
Сегодняшняя продажа:
$ 44. 99
MS-5 Digital Waterproper Extra-Rugged ultraSON
Рег: 55,99 долл. США
Сегодняшняя цена продажи сегодня:
49,99 долл. США
RX-10 Регулируемая электронная собачья забора Ультра-воротник
Рег: 99,99 долл. США
Продажа сегодня:
долл. США 89,99
.0038 МОДЕЛЬ B3V1A БАТАРЕЯ 12-PK ДЛЯ ЦИФРОВЫХ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ОШЕЙНИКОВ MS-4 И MS-5
Рег.: $83,99
Цена сегодня:
$74,99
MS-4 MS-DI-4-P БАТАРЕЯ 6-PK Ultrasonic Pet Callars
Рег: 43,00 долл. США
Сегодняшняя цена продажи сегодня:
$ 39,99
B3V1A-2P Батарея 2-пк. Пользовательский литий батарея 2 упаковки-для MS-4 и MS-5 Ultrasonic Collars
Reg: 15,49
Рег: 15,49
Сегодняшняя цена продажи:
$ 13,99
Модель WA-1 Средний пластиковый настенный туннель для PX-1
Рег: 35,99 долл. США
Сегодняшняя цена продажи:
$ 32,99
Модель WA-2 Большой пластиковый стеновой туннель для PX-2
Рег: $ 0,01
Today’s Sale Price:
$0.01
CRG-12V BATTERY CHARGER KIT — For Power Pet Doors
Reg: $75.99
Today’s Sale Price:
$59.99
AC Adapter for Power Pet Doors
Reg: $39.99
Сегодняшняя цена продажи:
$35,99
Ротационно-лопастной насос/двигатель в сборе, серия 2- 1T2A100F116A717
Модель #: 1Т2А100Ф116А717
Ротационно-лопастной латунный насос/двигатель в сборе серии 2 — 100 галлонов в час (300 л/ч), EPDM/нитрил, внешняя регулировка — с двигателем PSC 230 В переменного тока, 50/60 Гц, 0,33 л.с. (245 Вт)
* Номинальная мощность в галлонах в час при 1725 об/мин/60 Гц и номинальная мощность в л/ч при 1450 об/мин/50 Гц
Одобрения агентства ICIM/MOCA
Материал Латунь
Порт Отверстие Нормальная трубная резьба 3/8″
Тип крепления Зажим
Конфигурация привода Двухместный Квартира
Расход (галлонов в час) 100GPH
Расход (л/ч) 300 л/ч
эластомер ЭПДМ/нитрил
Тип уплотнения Небалансы Керамика/Углерод
Вращение по часовой стрелке
Материал внутренних компонентов Углерод
Тип клапана Solid- Ultem
Конфигурация клапана Внешняя регулировка
Вес изделия 13,51 фунта (6,13 кг)
Максимальное рабочее давление 150 фунтов на квадратный дюйм
Диапазон давления срабатывания предохранительного клапана от 151 до 250 фунтов на кв.