Состав моторного масла, группы базового масла, присадки масел и их разновидности
Что входит в состав моторного масла? Отличия базовых групп и присадок в составе масел
Химический состав моторного масла включает: базовое масло и адаптивные присадки разных групп. Присадки в составе масел значительно повышают их качественные характеристики, влияют на вязкость. Машинное масло, состоящее из базы и этих специальных добавок, имеет более широкие возможности и усовершенствованную формулу. Они помогают дольше сохранять поверхность трущихся пар деталей двигателя, продлевая срок его службы и рабочих характеристик. Базовые моторное масла делятся на три группы:
- минеральные – сегодня используют в небольшом числе двигателей, могут везти себя непредсказуемо – менять вязкость, терять свойства при высоких или низких температурах;
- синтетические – дороже стоят, но подойдут всем, более стабильны;
- полусинтетические – смесь двух вышеуказанных.

Согласно классификации API, выделяют 5 категорий масел в зависимости от способа их получения:
- Обычные минеральные, которые получены путем селективной очистки нефти и депаранифинизации.
- Улучшенные – прошедшие дополнительную гидрообработку.
- С повышенным индексом вязкости – минеральные, которые производится по технологии каталитического гидрокрекинга или GTL-технологии (синтез газ). Такой способ производства позволяет приблизить состав моторных масел данной группы к синтетическим.
- ПАО – синтетическая группа базовых масел. Полиальфаолефины – улучшенная химическая формула моторного масла с высокой вязкостью и окислительной стабильностью, не содержат парафинов.
- Все остальные масла.
База – основа любого моторного масла, определяющая его свойства. Молекулы масла состоят из углеводорода, соединённого с атомами углерода разным способом. Это может быть прямая цепочка или разветвленная.
Выбор подходящего состава моторного масла. Как состав масел влияет на вязкость?
Состав масел играет решающую роль в их свойствах, но не окончательную. Для улучшения характеристик в базовый состав моторного масла добавляют присадки. Без них использовать масло с длительным сохранением его защитных качеств было бы невозможно. Так, все моторные жидкости содержат определенный пакет присадок, которые могут достигать до 50% состава масла. Хорошее моторное масло должно выполнять следующие функции:
- создавать тонкую защитную масляную пленку на трущихся деталях;
- частично отводить тепло;
- смывать продукты сгорания и другие частицы грязи с поверхности ДВС.
Присадки в составе масел помогают защитить металл даже в случае разрыва масляной пленки. Это могут быть модификаторы вязкости – линейные или звездообразные полимерные загустители (используются для 1-3 групп базовых моторных масел).
состав, функции, виды и особенности выбора
Современные автомобилисты уже привыкли, что все заботы о подборе и замене масла в двигателе взяли на себя станции техобслуживания — нужно лишь вовремя заехать на очередное ТО.
Но нелишним будет знать, что именно заливают вам в мотор, уметь выбрать подходящую марку из нескольких предложенных вариантов, да и просто разговаривать с механиком почти на равных. Остается прочитать эту статью Mafin Media.
Зачем нужно моторное масло
Любая смазка нужна, чтобы снизить трение между деталями. А таких элементов в автомобильном двигателе предостаточно. Поршни, шатуны, коленчатый вал и множество скользящих и вращающихся узлов — всем им противопоказано «сухое» взаимодействие, иначе жди быстрого износа, перегрева, прикипания и прочих неприятностей.
Первая и главная функция моторного масла — устранять сухое трение. И здесь решаются две сопутствующие задачи: снижается физический износ деталей и сокращаются потери мощности для преодоления трения. То есть, чем лучше скольжение, тем больше крутящего момента дойдет до колес.
Но где трение, там и нагрев. И здесь у масла другая важная функция — оно забирает часть тепла, охлаждая узлы и детали.
Когда мы сжигаем топливо в цилиндрах двигателя, то получаем сложную химическую реакцию с целым набором побочных продуктов: сажей, нагаром и прочими нежелательными соединениями и частицами. А механическое взаимодействие движущихся частей образует собственные продукты износа — твердые металлические микрочастицы, своего рода «стружку».
Поэтому на моторное масло возложили еще одну значимую функцию — очищать двигатель от химических и механических загрязнений. Масло вбирает их в себя в виде взвеси и удаляет подальше от трущихся деталей. Разумеется, накапливать все эти примеси маслу недопустимо, поэтому его постоянно прогоняют через масляный фильтр, который и задерживает вредные частицы.
Со временем и масло, и фильтр накапливают слишком много загрязнений, и физические свойства масла начинают ухудшаться. Но стандартное время между очередными ТО рассчитано таким образом, чтобы успеть заблаговременно поменять и то и другое.
Кроме того, моторное масло защищает детали двигателя от коррозии и прочего химического воздействия.
Из чего состоит моторное масло
Любое масло для двигателя изготавливается из базового масла и присадок. Одни отвечают за сохранение текучести масла зимой и вязкости жарким летом, другие делают его особо скользким, третьи расщепляют и удаляют нагар и отложения. Словом, присадки как раз и обеспечивают важные функции, о которых мы рассказали выше.
Первые паровые машины поначалу смазывались животными или растительными жирами. Среди вторых хорошие результаты показало касторовое масло, которое применяли и на заре развития двигателей внутреннего сгорания: оно почти не высыхает и не образует пленку. Некоторое время для смазки ДВС использовали просто хорошо очищенное минеральное масло — продукт переработки нефти — автол.
Но простое масло было капризным: оно подгорало, образуя трудноудаляемые отложения, меняло свойства с перепадом температур и недолго служило. Уже с начала 1930-х в масло начали добавлять первые присадки.
Базовую основу для моторного масла отдельные крупные производители делают сами — их бренды часто совпадают с именами известных нефтедобывающих компаний. Но есть марки, которые, хоть и покупают базовое масло на стороне, обладают уникальными рецептами присадок.
Минералка, синтетика, полусинтетика — что это значит
Речь идет о базовой основе для моторных масел. Минеральное масло получают непосредственно из нефти путем ее перегонки и очистки. Его себестоимость ниже прочих, поэтому и конечный продукт получается относительно недорогим.
Синтетическое масло, как видно из названия, делают путем синтеза из органических соединений. Существуют различные технологии — к примеру, сверхчистая и отлично взаимодействующая с присадками основа получается из природного газа по технологии GTL (Gas-to-Liquids).
Полусинтетика содержит как минеральную основу, так и синтетическую, чаще в соотношении 70/30.
Синтетика считается самым высокотехнологичным в производстве маслом, обладающим наиболее стойкими характеристиками и высокими потребительскими качествами.
Цена у него, соответственно, тоже самая высокая. Это масло рекомендуют для современных двигателей с особо точной подгонкой деталей, которые нередко работают в сложном ритме движения (например, городском), в условиях перепада температур, особенно в морозы.
Минеральное масло образует устойчивую пленку, с пакетом качественных присадок оно хорошо справляется с очищением, однако заметно теряет вязкость с понижением температуры и чаще нуждается в замене. Обычно его рекомендуют для автомобилей с пробегом и не самой современной конструкцией двигателя и для эксплуатации в мягком климате.
Полусинтетика по рекомендациям подразумевает промежуточный вариант. Однако для окончательного подбора следует учитывать больше параметров.
5W-30, 10W-50 — как в этом разобраться
Это классификация масел по вязкости согласно шкале SAE (Society of Automotive Engineers). Первое число означает условную температурную границу зимой (отсюда и W — winter), а второе — летом. Причем летние параметры примерно совпадают, и «50» действительно подразумевает сохранение рабочей вязкости при окружающей температуре около +50 °C (под капотом она куда выше).
А с зимними параметрами почти все наоборот: «5» означает приемлемые прокачиваемость масла и проворачивание двигателя при морозе около −30 °C, а «25» — при −10 °C.
Есть и другие классификации. Например, API (American Petroleum Institute) разделяет масла по типу двигателя (S — бензиновые, С — дизельные) и конкретному назначению: году выпуска и условиям эксплуатации.
Как выбрать масло для конкретного автомобиля
Об этом уже позаботились производители автомобилей и масел, выработав конкретные рекомендации именно для вашего транспорта.
Можно пойти тремя путями. Прежде всего, узнать эту информацию на официальном сервисе, где вам могут предложить фирменное брендированное масло согласно возрасту и пробегу машины. Как правило, его изготавливают известные крупные концерны, и некоторые ставят свой логотип рядом с маркой автопроизводителя, а кто-то себя не афиширует. Важно, что все параметры масла специально согласованы с разработчиками автомобиля.
Конкретные рекомендации есть и в инструкции к автомобилю. Однако чаще там указывается гарантийный период, когда машина еще относительно новая и исправная, а это подразумевает, что вы будете посещать официальный сервис, и возвращает нас к первому пункту.
Наконец, на официальных сайтах крупных производителей масел (включая некоторые отечественные) есть электронный сервис подбора для автомобилей конкретной модели с определенным двигателем и годом выпуска. И этот вариант можно считать корректным.
Опытный мастер в автосервисе может дать более точные рекомендации с учетом пробега и износа автомобиля.
Существуют ли «чудодейственные» присадки
Это один из наиболее частых вопросов, порожденных навязчивой рекламой всевозможных добавок, которые обещают сделать двигатель чистым как после конвейера, создать невероятно скользкий слой, позволяющий проехать хоть сотню километров после полной утечки масла, и «нарастить» истертые детали до состояния новых.
Этот вопрос автор на технических семинарах не раз переадресовывал представителям известных производителей масел, и ответы были примерно одинаковыми.
Свойства присадок должны быть оптимально сбалансированы, где одно качество не мешает другому. Действительно, можно добавить стороннюю «сверхскользкую» присадку, но губительно повлиять на характеристики вязкости или, скажем, моющие свойства состава. Цель химиков — не насыпать «всего и побольше», а обеспечить необходимый баланс характеристик для конкретного мотора и синергию компонентов масла. Словом, в качественном масле от известного производителя все необходимое и так уже есть.
Каков состав моторного масла?
Моторное масло, минеральное, синтетическое или полусинтетическое, состоит из базового масла и присадок. Давайте подробнее рассмотрим, что входит в эту незаменимую смазку, и роль основных используемых присадок.
Состав минерального, синтетического и полусинтетического масла
Существует три вида моторных масел: минеральное масло, синтетическое масло и полусинтетическое масло.
Каждое из этих моторных масел имеет различный состав: основу составляет либо очищенная сырая нефть, либо полимеры, изготовленные в лаборатории.
Минеральное моторное масло производится из сырой нефти. После извлечения и транспортировки на нефтеперерабатывающий завод сырая нефть проходит несколько процессов очистки, чтобы удалить как можно больше примесей. Это масло в основном состоит из углеводородов (насыщенных или ненасыщенных кислородом), но оно также может содержать следы таких соединений, как сера или азот. После обработки в так называемое минеральное моторное масло добавляются присадки для улучшения его характеристик.
Как вы делаете синтетическое масло? Синтетическое масло можно получить химическим путем в лаборатории, но оно также может быть получено из очищенной нефти. Очистка синтетической нефти — более сложный процесс, чем минеральной: он включает изменение структуры молекул углеводородов.
Процессы получения масла гарантируют сохранение только лучших молекул. Также добавляют множество добавок. Учитывая свой состав, так называемое синтетическое моторное масло считается высококачественным маслом, которое является более чистым и обеспечивает более высокую производительность, чем минеральное масло.
Полусинтетическое масло представляет собой смесь синтетического масла и минерального масла. Пропорции в смеси не равны: полусинтетика содержит максимум 30% синтетического масла. Интересно знать, что масло, содержащее всего 1% синтетического масла, также называют «полусинтетическим маслом».
Какова цель
присадок, используемых в моторном масле?Для обеспечения качества, эффективности и срока службы моторных масел в минеральные и синтетические масла добавляются присадки.
Тип добавки | Роль добавки |
Добавки-ингибиторы окисления | Со временем моторное масло окисляется. |
Моющие добавки | Основным свойством моющей присадки является удаление отложений и микрочастиц, образующихся на поверхностях при эксплуатации автомобиля. |
Диспергирующие добавки | Диспергирующие присадки удерживают все отложения и примеси, образующиеся при работе двигателя на подвеске, что позволяет избежать накопления отложений на деталях двигателя. Затем отложения попадают в масляный фильтр. |
Противопенные добавки | Использование моющих присадок может привести к образованию пены на поверхности масла. Это не позволяет маслу правильно смазывать детали двигателя. Эта добавка используется для предотвращения этого явления. |
Противоизносные присадки | Противоизносные присадки, также называемые модификаторами трения, добавляют слой солидола, который смазывает двигатель сразу после запуска автомобиля, что позволяет избежать трения между деталями. |
Добавки-ингибиторы коррозии | Двигатель изготовлен из металлических деталей, чувствительных к ржавчине. Присадки-ингибиторы коррозии защищают детали от ржавчины. |
Модификаторы индекса вязкости | Эти присадки уменьшают разницу в вязкости между холодным и горячим маслом. |
Антифризные присадки | Эти присадки помогают адаптировать различные моторные масла к окружающей среде, изменяя температуру затвердевания масла. Они повышают текучесть холодного масла. |
Этот список содержит основные добавки, но не является исчерпывающим. Существуют и другие виды добавок.
Каков состав моторного масла? | TotalEnergies Group
Состав
минерального, синтетического и полусинтетического масла Существует три вида моторных масел: минеральное масло, синтетическое масло и полусинтетическое масло.
Каждое из этих моторных масел имеет различный состав : основу составляет либо очищенная сырая нефть, либо полимеры, изготовленные в лаборатории.
Минеральное масло:
Состав натурального маслаМинеральное моторное масло производится из сырой нефти. После извлечения и транспортировки на нефтеперерабатывающий завод сырая нефть проходит несколько процессов очистки, чтобы удалить как можно больше примесей. Это масло в основном состоит из углеводородов (насыщенных или ненасыщенных кислородом), но оно также может содержать следы таких соединений, как сера или азот. После обработки в так называемое минеральное моторное масло добавляются присадки для улучшения его характеристик.
Как вы
делаете синтетическое масло? Синтетическое масло можно получить химическим путем в лаборатории, но оно также может быть получено из очищенной нефти. Очистка синтетической нефти — более сложный процесс, чем минеральной: он включает изменение структуры молекул углеводородов.
Процессы получения масла гарантируют сохранение только лучших молекул. Также добавляют множество добавок. Учитывая состав , так называемое синтетическое моторное масло считается высококачественным маслом, более чистым и обладающим более высокими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное масло.
Из чего состоит полусинтетическое масло
?Полусинтетическое масло представляет собой смесь синтетического масла и минерального масла. Пропорции в смеси не равны: полусинтетика содержит максимум 30% синтетического масла. Интересно знать, что масло, содержащее всего 1% синтетического масла, также называют «полусинтетическим маслом».
Какова цель
присадок, используемых в моторном масле?Для обеспечения качества, производительности и срока службы моторных масел как в минеральные, так и в синтетические масла добавляются присадки.
Тип добавки | Роль добавки |
Добавки-ингибиторы окисления | Со временем моторное масло окисляется. |
Моющие добавки | Основным свойством моющей присадки является удаление отложений и микрочастиц, образующихся на поверхностях при эксплуатации автомобиля. |
Диспергирующие добавки | Диспергирующие присадки удерживают все отложения и примеси, образующиеся при работе двигателя на подвеске, что позволяет избежать накопления отложений на деталях двигателя. Затем отложения попадают в масляный фильтр. |
Противопенные добавки | Использование моющих присадок может привести к образованию пены на поверхности масла. Это не позволяет маслу правильно смазывать детали двигателя. Эта добавка используется для предотвращения этого явления. |
Противоизносные присадки | Противоизносные присадки, также называемые модификаторами трения, добавляют слой солидола, который смазывает двигатель сразу после запуска автомобиля, что позволяет избежать трения между деталями. Наверх
|


Менее эффективно смазывает детали двигателя. Поэтому моторное масло нужно менять регулярно. Однако добавка ингибитора окисления замедляет этот процесс, увеличивая срок службы моторного масла.
Эта присадка в основном используется в минеральных маслах.
Менее эффективно смазывает детали двигателя. Поэтому моторное масло нужно менять регулярно. Однако добавка ингибитора окисления замедляет этот процесс, увеличивая срок службы моторного масла.