Авто термостат. Принцип работы и неисправности
Если двигатель охлаждается при помощи жидкости, в системе охлаждения имеется термостат. Расскажем что такое автомобильный термостат, принцип работы и какие бывают неисправности в работе.АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕРМОСТАТ. ПРИНЦИП РАБОТЫ
Термостат — это регулятор температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный тепловой режим работы. Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости — антифриза в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается. Он позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым уменьшая износ двигателя и вредные выхлопы.КАКИЕ БЫВАЮТ НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА?
Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз.КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ ИЛИ НЕТ?
Нужно прогреть двигатель, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной зоны. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний.Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими.
Если датчик температуры двигателя показывает, что он нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.Есть «народный способ» проверки на работоспособность. Нужно положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.
При замене термостата следует узнать температуру открывания клапана (если покупаете неоригинал) — она может варьироваться в широком диапазоне. Как понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывания, ведь в этом случае мотор начнет перегреваться.
Чтобы печка грела
Сегодня поговорим о термостате. Это небольшая, но очень важная штучка весьма могущественна, ибо управляет температурой двигателя. А температура двигателя — это не только перегрев либо недогрев, но и впечатляющие последствия обоих явлений. В первом случае — «капиталка» или замена мотора, во втором — медленное достижение рабочей температуры и заодно повышенный расход топлива, холод в салоне, затянутые инеем стекла…
Что такое термостат? Название происходит от греческих thermos — теплый и statos — неподвижный, стоящий. Это прибор для поддержания постоянства температуры. Автомобильный термостат регулирует температуру жидкости в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.
Все просто. При запуске холодного двигателя охлаждающая жидкость имеет одинаковую температуру с окружающей средой. Чтобы сократить время прогрева двигателя, термостат не пускает антифриз в радиатор, позволяя жидкости циркулировать по так называемому малому кругу, только через рубашку охлаждения двигателя и радиатор отопителя салона. При повышении температуры двигателя термостат приоткрывает клапан, перенаправляя поток горячей охлаждающей жидкости по большому кругу — подключая основной радиатор системы охлаждения. И в обратном порядке: при снижении температуры клапан термостата закрывается, пуская охлаждающую жидкость по малому кругу. Например, когда автомобиль с горячим двигателем выезжает на свободную трассу и поток воздуха ударяет в радиатор, остужая его, или когда мы включаем на всю катушку отопитель салона.
На горячем, прогретом до рабочей температуры двигателе (стрелка указателя температуры на середине шкалы) мы не только имеем полноценное отопление салона, но и более полное сгорание топлива, снижение токсичности отработанных газов и увеличение ресурса двигателя.
Как работает термостат? Главным компонентом является термоэлемент, заполненный твердым веществом (смесь гранулированного воска и порошков меди, графита и алюминия). При нагреве термоэлемента открывается и закрывается клапан термостата. Момент начала движения клапана и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои и обычно составляют 70—95 и 100—105 градусов соответственно. Температура начала срабатывания клапана указывается на его корпусе. Устанавливать в автомобиль следует термостат со значением, который предписывает производитель. Как узнать, что термостат неисправен? Двигатель не прогревается до рабочей температуры или, того хуже, перегревается — это явные признаки. Но есть и косвенные: повышение расхода топлива, снижение динамики автомобиля, система отопления салона не справляется со своей миссией.
Неисправность термостата — это ограничение подвижности рабочего клапана. Клапан может заклинить как в одном из крайних положений, так и в промежуточном.
Если термостат заклинил в полностью закрытом положении, жидкость циркулирует по малому кругу, возможен перегрев двигателя практически в любом режиме движения, при любой положительной температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.
Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии, охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу и до рабочей температуры двигатель будет прогреваться очень долго, а в зимнее время рабочая температура может и не быть достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5—10 минут.
В основном термостат выходит из строя по вине коррозии внутри радиатора: отслоившиеся частицы накипи осаждаются на термоэлементе, и он становится нечувствительным к изменяющейся температуре жидкости в системе, снижается его подвижность. А не надо было лить дешевенький тосол и доливать воду из-под крана: Проверить исправность автомобильного термостата очень просто. Нужно запустить двигатель и потрогать верхний патрубок радиатора. При исправном узле он должен быть холодным вплоть до достижения температуры охлаждающей жидкости 60—70 градусов. После прохода данного рубежа патрубок должен постепенно нагреваться.
Или такая проверка: нагреть двигатель до рабочей температуры и заглушить, затем открыть капот и проверить рукой верхний и нижний шланги, которые отходят от радиатора снизу и сверху. Они должны быть на ощупь приблизительно одинаковой температуры. Если температура у них разная, значит, термостат неисправен. Главное, при проверке не обжечь руки, будьте осторожны.
Термостат помогает автомобилю сохранять прохладу и тепло
Термостаты. Дома они поддерживают комфортную рабочую температуру. В вашем автомобиле они поддерживают наиболее эффективную рабочую температуру двигателя.
При работе двигатель выделяет много тепла. Так много тепла, что оно могло начать плавиться. Некоторые двигатели, например газонокосилки и некоторые мотоциклы, рассеивают избыточное тепло в наружный воздух посредством ребер на цилиндрах.
Реклама
Автомобильные двигатели используют воду, смешанную с антифризом/охлаждающей жидкостью, для отвода избыточного тепла. Охлаждающая жидкость протекает через отверстия и туннели, называемые водяной рубашкой двигателя. Набрав тепло, охлаждающая жидкость проходит через радиатор, где лишнее тепло рассеивается в наружном воздухе.
Обратите внимание, что мы говорим «избыточное тепло». Двигатель вашего автомобиля должен поддерживать определенную температуру, а термостат регулирует скорость циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе. Если двигатель перегреется, головка блока цилиндров может деформироваться или прокладка головки блока цилиндров (между головкой блока цилиндров и блоком цилиндров) может лопнуть. Перегрев может привести и к другим механическим проблемам.
Реклама
Если двигатель слишком холодный, эффективность использования топлива снижается, а выбросы резко возрастают. Бортовой компьютер даже не корректирует соотношение воздух/топливо, пока не получит сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкости о том, что двигатель достиг рабочей температуры. Износ двигателя увеличивается, а мощность нагревателя снижается, когда двигатель работает слишком холодно.
Термостат является привратником. Он управляет потоком.
Термостаты рассчитаны на температуру, при которой они начинают открываться и пропускать охлаждающую жидкость. Эта температура открытия обычно составляет 195 градусов по Фаренгейту на машинах. Когда двигатель нагревается, термостат открывается больше, чтобы обеспечить более свободный поток охлаждающей жидкости. Примерно на 20 градусов выше номинальной температуры термостат полностью открыт.
Открывается и закрывается постепенно для поддержания надлежащей температуры двигателя, которая при некоторых условиях может достигать 250-275 градусов. Термостат, по крайней мере, частично открыт все время, когда двигатель прогревается, даже в минусовую погоду.
Термостат представляет собой простой клапан, в котором подпружиненная пластина препятствует протеканию охлаждающей жидкости. Стержень, прикрепленный к центру этой пластины, входит в маленькую камеру, заполненную воском. Когда воск нагревается, он расширяется, оказывая давление на стержень, который давит на пластину. Когда толчок преодолевает давление пружины, термостат начинает открываться. По мере того, как расширение продолжается и штифт нажимается сильнее, термостат открывается больше и увеличивает поток охлаждающей жидкости.
Это простая конструкция, которая существенно не изменилась за более чем 50 лет. Но это может испортиться.
Если термостат не открывается или не открывается при соответствующей температуре, двигатель может перегреться. Термостат может залипнуть, если парафиновая таблетка была повреждена в результате перегрева двигателя из-за низкого уровня охлаждающей жидкости, забитого радиатора или неисправного вентилятора.
Стат может открыться слишком рано или никогда полностью не закрыться, если его пружина сломается или мусор в системе охлаждения застрянет между пластиной и корпусом.
Реклама
———-
Боб Вебер является сертифицированным ASE мастером-автомехаником, проходящим повторную сертификацию каждые пять лет с 1978 года. Свяжитесь с ним по адресу [email protected].
Как работает термостат | Предварительные автозапчасти
Источник | GettyПри первом запуске двигатель холодный. Закрытый термостат предотвращает попадание охлаждающей жидкости в радиатор, где она может охлаждаться, и вместо этого помогает двигателю быстро нагреваться и достигать оптимальной рабочей температуры, уменьшая износ двигателя и быстрее доставляя тепло в салон.
Все термостаты имеют номинальную температуру, при которой они открываются или закрываются, и эта номинальная температура может различаться от автомобиля к автомобилю в зависимости от спецификаций производителя. Большинство термостатов рассчитаны на то, что они начинают открываться между 180 и 19°С.
5 градусов и достигнет полностью открытого положения примерно на 20 градусов выше, позволяя охлаждающей жидкости течь между радиатором и двигателем.Мы также рекомендуем:
Как работает система охлаждения автомобиля
Ответы на ваши вопросы о охлаждающей жидкости
Как работает водяной насос
Как работает радиатор
Механика за термостатом
Как термостат определяет температуры и знать, когда открывать и закрывать? Это не магия. Вместо этого на боку термостата находится заполненный воском цилиндр. По мере повышения температуры двигателя воск расширяется и неуклонно давит на стержень, который открывает термостат, позволяя охлаждающей жидкости течь. Когда температура двигателя падает, воск начинает затвердевать, и термостат начинает закрываться. Этот процесс является непрерывным, при этом термостат регулирует степень его открытия или закрытия во время работы двигателя.
Проблемы, с которыми может столкнуться термостат
Термостат не требует обслуживания или износа и требует замены при любом заданном уровне. Вместо этого его обычно заменяют только в случае неисправности или всякий раз, когда заменяется водяной насос. Основные проблемы, с которыми может столкнуться термостат: заедает в открытом положении , заедает в закрытом положении или протекает .
1. Термостат застрял в открытом положении
Если термостат заклинил в открытом положении , то никогда не будет достигнута оптимальная температура двигателя, а в салоне не будет или будет мало тепла, что может увеличить износ двигателя.
2. Термостат заклинил в закрытом положении
Если он заклинил в закрытом положении, двигатель перегреется, так как охлаждающая жидкость не поступает к радиатору. Мусор или сломанная пружина в термостате могут быть причиной его застревания в открытом или закрытом положении.
3. Утечка
Наконец, корпус термостата может выйти из строя и начать утечку охлаждающей жидкости.
Источник | GettyПризнаки неисправного термостата
В то время как перегрев, исходящий из-под капота, является явным сигналом о наличии проблемы с термостатом или другим компонентом системы охлаждения, существуют и другие, более тонкие признаки того, что термостат идет плохо, включая перечисленные ниже. По крайней мере, следует проводить периодический визуальный осмотр под капотом и под автомобилем на наличие признаков утечки охлаждающей жидкости. Другой вариант — проверить термостат, сняв его с автомобиля и поместив в кастрюлю с кипящей водой. Если термостат открывается в воде, а затем закрывается при извлечении из воды, он исправен. Другие предупреждающие знаки, указывающие на неисправный термостат, включают:
- Колебания температуры двигателя (Это также может указывать на наличие пузырька воздуха в системе, который можно удалить, прокачав систему охлаждения.)
- «Проверьте индикатор двигателя» горит с кодом OBD, указывающим, что он связан с термостатом. Существует несколько кодов, которые могут указывать на проблему с термостатом, например P0128 или P0125.
- Перегрев двигателя
- Нет отопления или мало тепла в салоне
- Двигатель работает с перебоями или имеются колебания в работе двигателя
Термостаты стоят недорого – от 10 до 15 долларов, если это автономный термостат, но цена будет выше для термостатов, которые встроены в узел корпуса выпуска воды, который можно найти на многих новых автомобилях.