Двигатель «ЗМЗ-406 Турбо»: описание, характеристики и отзывы
Отечественный двигатель «ЗМЗ-406 Турбо» является приемником классического аналога, известного под индексом 402. Новый мотор несколько напоминает шведский «Сааб», корпус агрегата сделан из чугуна, распределительные валы имеют верхнее расположение. Силовая установка включает в себя 16 клапанов, гидравлические компенсаторы. Такая конструкция позволяет избавиться владельцу от частой регулировки клапанов. Привод ГРМ оборудован цепью, номинальный ресурс работы которой составляет не менее 100 тысяч километров. Несмотря на простоту конструкции, рассматриваемая установка гораздо «продвинутей», чем ее предшественник. Изучим особенности приспособления и отзывы пользователей о нем.
«ЗМЗ-406 Турбо»: характеристики
Ниже представлены параметры рассматриваемого мотора:
- Годы выпуска – 1997-2008.
- Питающая часть – инжектор/карбюратор.
- Расположение цилиндров – рядного типа.
- Число цилиндров и клапанов на каждом элементе – 4/4.
- Перемещение поршня – 86 мм.
- Компрессия – 9,3.
- Объем «движка» – 2286 куб. см.
- Показатель мощности – 145 конских сил при 5200 оборотах в минуту.
- Экологический стандарт – «Евро-3».
- Масса – 187 кг.
- Расход горючего в смешанном режиме – 13,5 литров на 100 км.
- Номинальный рабочий ресурс агрегата – 150 тысяч километров.
- Установка – «Волга» 3102/31029/3110, (Газель, Соболь).
Модификации
В эксплуатацию поступили несколько моделей двигателя «ЗМЗ-406 Турбо»:
- Карбюраторная модификация 406. 1. 10. Используется на «Газелях», потребляет бензин АИ-76.
- Версия 406. 2. 10. Инжекторный мотор, устанавливается на «Газелях» и «Волгах».
- Модель 406. 3. 10. Применяется на «Газелях» (АИ-92).
Основные неисправности
Двигатель «ЗМЗ-406 Турбо» чаще всего подвержен следующим неисправностям:
- Гидравлические натяжные механизмы цепи ГРМ поддаются заклиниванию. В связи с этим возникает посторонний шум, отсутствие колебаний, дальнейшая деформация башмака, вплоть до разрушения всей цепи.
В этом плане преимущество рассматриваемого двигателя заключается в том, что на нем не гнутся клапана.
- Перегрев силовой установки. Подобная проблема – также не редкость. Как правило, такая поломка происходит вследствие забитого радиатора либо выхода из строя термостата. Изначально рекомендуется проверить уровень охлаждающей жидкости и наличие воздушных пробок в системе.
- Увеличенный расход масла. Чаще всего, мотор «ЗМЗ-406 Турбо КИТ» испытывает данную проблему по причине износа сальников и маслосъемников на клапанах. Также неисправность иногда возникает из-за того, что между пластиной и крышкой клапанов образуется щель, через которую и происходит утечка масла. Для устранения проблемы достаточно снять крышку и обработать поверхность герметиком.
Прочие неполадки
Среди других, часто возникающих неисправностей двигателя «ЗМЗ-406 Турбо» можно отметить следующее:
- Часто наблюдаются провалы тяги по причине выхода из строя катушек зажигания. После замены этих элементов работоспособность мотора восстанавливается моментально.
- Стук в силовом агрегате. Эта неполадка возникает по причине износа гидравлических компенсаторов. Как заявляет производитель, срок службы этих деталей рассчитан не менее чем на 50 тысяч километров.
- Износ поршневых пальцев, поршней и шатунных вкладышей, что также приводит к возникновению посторонних звуков в моторе.
- Силовой агрегат троит. В этом случае следует проверить свечи, катушки и компрессию.
- Наблюдается замирание силового агрегата. Чаще всего, «ЗМЗ-406 Турбо» глохнет в связи с нарушением работы проводов, датчика коленчатого вала или РХХ.
Кроме того, неоднократно наблюдаются сбои в работе сцепления «ЗМЗ-406 Турбо» и бензонасоса. В общем, причины неполадок характерны для всех отечественных моторов, включая низкое качество сборки. Тем неменее 406-я модель намного эффективнее и практичнее предшественника под номером 402. Для справки: на базе 406-го «ЗМЗ» разрабатывались моторы 405-й и 409-й серии, объемом 2,7 литра.
Форсирование
Одним из вариантов увеличения мощности агрегата является атмосферный способ с установкой дополнительных валов. На впуске монтируют забор холодного воздуха, ресивер с увеличенным диаметром. Затем распиливается ГБЦ, дорабатываются отсеки сгорания, увеличивается размер каналов. На следующей стадии усовершенствования мотора «ЗМЗ-406 Турбо» проводят установку облегченных Т-образных клапанов, пружин серии типа 21083 и новых валов, например, от ОКБ 38/38.
Использовать стандартную тракторную поршневую группу не имеет смысла. Приобретают новые поршни кованого типа, облегченный коленчатый вал. Производят балансировку узла. Настраивается прямоточный выхлоп на трубе диаметром 63 мм. В итоге мощность получится около 200 конских сил, а характеристики силовой установки станут иметь выраженную спортивную конфигурацию.
«ЗМЗ-406 Турбо»: тюнинг
Второй способ усовершенствования рассматриваемого двигателя заключается в монтаже наддува. Для того чтобы приспособление нормально переносило высокое давление, следует установить усиленный поршневой блок. Остальная конструкция идентична преобразованиям, проводимым при атмосферной модернизации.
Монтируется турбина типа Garrett 28 с соответствующим коллектором, пайпинги, интеркулер, форсунки 630 сс, выхлопная система на 76 мм, ДАД+ДТВ. Выходная мощность в результате получится не менее 300 «лошадок». При желании можно поменять форсунки на конфигурацию 800 сс, что позволит еще увеличить мощность двигателя, однако такая система приведет к быстрому износу агрегата. Потребуется монтаж нового компрессора, например Eaton M90. Затем нужна его точная настройка. Как показывает практика, такая модернизация позволяет получить мотор без провалов, тяга которого ощущается уже с низов.
Конфигурация системы впуска
Эта операция с применением нового набора ГРМ «ЗМЗ-406 Евро-2 Турбо» является одним из самых важных моментов, влияющих на параметры силовой установки. В рассматриваемой системе происходят волновые процессы, которые настраиваются на конкретный диапазон оборотов. В штатном исполнении узел имеет неоднозначные характеристики.
К плюсам можно отнести короткий впускной тракт, рассчитанный на высокую оборотистость. С другой стороны, впускные отверстия на фильтре имеют довольно малое сечение. Сам фильтрующий элемент отличается высокой производительностью и не требует замены на нулевой вариант, который сложен в обслуживании и не отличается высокой эффективностью.
Для улучшения производительности и наполнения цилиндров на высоких оборотах, специалисты рекомендуют убрать стандартный корпус атмосферного фильтра. Решение этой проблемы проявляется в монтаже системы «холодного впуска». В месте установки воздушного фильтрующего элемента оборудуется закрытый объем таким образом, чтобы воздушный поток попадал исключительно снаружи. Поможет в этом дополнительная перегородка.
Как вариант, можно ничего под капотом не отгораживать, а вывести заборник воздуха под бампер. Однако, в этом случае, возникает опасность получения гидравлического удара, при этом отмечается небольшое снижение мощности мотора.
Доработка ГБЦ
Эта операция сводится к шлифовке каналов, сглаживания всех острых остатков в отсеке сгорания и на донной части поршня. Для рассматриваемых моторов рекомендуется монтаж прокладки ГБЦ от агрегата 405.22 (Евро-3). Она сделана из цельного металла, является более надежной и тонкой. В результате это позволяет увеличить компрессию и экономичность двигателя.
На следующей стадии выполняется установка распределительных валов с увеличенным перемещением клапана. Для регулярной эксплуатации силовой установки в условиях города, специалисты советуют использовать пару валов типа 30/34.
Другие способы модернизации
Усовершенствовать мотор можно также путем установки набора ГРМ «ЗМЗ-406 Евро2 Турбо». Кроме того, производят монтаж коленчатого вала с увеличенным ходом кривошипного узла. Это даст возможность повысить рабочий объем до 2,5 литра. Дополнительно с новым коленвалом используют поршни со смещенным на 4 миллиметра пальцем. Он не должен выходить из плоскости блока и ударяться о ГБЦ.
Хорошим вариантом для силовых агрегатов рассматриваемой модели считается использование поршней с тонкими кольцами. Они позволят уменьшить динамические потери, что особо актуально для оборотистых движков. Как вариант, можно заняться облегчением поршневой и шатунной группы, но это не будет иметь особого эффекта на моторах с числом оборотов до 7 тысяч вращений в минуту. Снижение массы маховика на подобных образцах ведет к прерывистой работе, быстрому набору оборотов и такому же интенсивному их сбрасыванию. Это не очень удобно, особенно при перемещении в городе.
Отзывы
Как свидетельствуют отклики пользователей, мотор «ЗМЗ-406» – намного лучше своего предшественника в плане мощности и эксплуатации. Однако и он не лишен недостатков. В связи с этим многие владельцы проводят тюнинг агрегата. Как это сделать, было рассмотрено выше. Главное, не переусердствовать с доработками, поскольку излишние внедрения повышают характеристики установки, но и ведут к быстрому износу. Здесь нужно грамотно сопоставить получаемый эффект и предположительный рабочий ресурс. Стоит отметить, что после модификации любого мотора, требуется последующая настройка его системы управления. Помочь в регулировке конкретного мотора поможет программа Molt, которая оптимизирует работу каждого движка, в зависимости от его особенностей.
Технические характеристики ЗМЗ 405 2,5 л/152 л. с
Характеристики двигателя ЗМЗ-406
Производство | ЗМЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ-406 |
Годы выпуска | 1997-2008 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор/карбюратор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 86 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Степень сжатия | 9.3 8* |
Объем двигателя, куб.см | 2286 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/4500* 110/4500** 145/5200 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 177/3500*186/3500** 201/4000 |
Топливо | 92 76* |
Экологические нормы | Евро 3 |
Вес двигателя, кг | 185* 185** 187 |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан.![]() | 13.5 — — |
Расход масла, гр./1000 км | до 100 |
Масло в двигатель | 5W-30 5W-40 10W-30 10W-40 15W-40 20W-40 |
Сколько масла в двигателе | 6 |
При замене лить, л | 5.4 |
Замена масла проводится, км | 7000 |
Рабочая температура двигателя, град. | ~90 |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике | 150 300+ |
Тюнинг — потенциал — без потери ресурса | 600+ до 200 |
Двигатель устанавливался | ГАЗ 3102 ГАЗ 31029 ГАЗ 3110 ГАЗ 31105 ГАЗ ГазельГАЗ Соболь |
* — для двигателя ЗМЗ 4061.10 ** — для двигателя ЗМЗ 4063.10
youtube.com/embed/nuSPNboyQCU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Какая Компрессия Должна Быть В Двигателе 405
Многие автовладельцы слышали термин «сжатие», но что это значит? Прочитав статью, вы узнаете, что в двигателе должно быть сжатие и как оно затягивается. Также скажи:
- почему важно определить это на крутом моторе;
- на что это влияет;
- насколько отличается степень сжатия;
- как это определяет состояние двигателя.
Когда поршень поднимается, он сжимает топливовоздушную смесь, которая заполняет камеру. Чтобы сгорание топлива было очень эффективным, необходимо обеспечить достаточное давление в цилиндрах (сжатие). Действительно, чем выше давление первого рабочего цикла, тем больше отработавший газ давит на поршень, заставляя его крутить коленчатый вал. Если компрессия двигателя недостаточна, происходит следующее:
- топливо горит неэффективно, что приводит к падению мощности двигателя;
- выхлопные газы вдуваются в картер, что приводит к окислению масла;
- пламенные газы, проникающие в прокладку, поршневые кольца или клапаны, повреждают их поверхность и еще больше снижают давление.
Спиннинг толкает поршень вверх. Закрытые клапаны, прокладки головки цилиндров и поршневые кольца предотвращают утечку газа из камеры сгорания, вызывая повышение давления. Когда поршень почти достигает верхней мертвой точки (ВМТ), топливовоздушная смесь воспламеняется. В результате давление в камере сгорания резко возрастает и начинает выходить из положения. через поршень, шатун и коленчатый вал. Таким образом, давление в камере сгорания преобразуется во вращение коленчатого вала. Сколько продуктов сгорания будет выбрасываться поршнем, зависит от компрессии и от того, сколько будет идти в системы охлаждения или смазки, чтобы загубить двигатель.
Проверка и замена форсунок ЗМЗ-406
Уменьшить давление в топливной системе, если двигатель только что был остановлен
Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите приемник.
Ослабьте хомуты и отсоедините шланг подачи топлива 1 от топливопровода 3 двигателя.
Отсоедините шланг слива топлива 4 от редукционного клапана.
Отсоединить колодки с проводами от разъемов 5 четырех форсунок.
Снимите форсунку с топливопровода двигателя. Форсунка фиксируется в отверстии топливопровода только с помощью уплотнительного кольца.
Отверните два болта крепления 2 и аккуратно снимите топливопровод 3 двигателя, вынув форсунки из отверстий впускной трубы.
Форсунки фиксируются в отверстиях впускной трубы только с помощью уплотнительных колец.
Установите новую форсунку в обратном порядке.
Для проверки герметичности клапана форсунки необходимо опустить штуцер 1-й форсунки в емкость с бензином или керосином и подать сжатый воздух под давлением 0,3 МПа (~3 кгс/см2).
Если из распылителя форсунки выходят пузырьки воздуха, клапан форсунки протекает, и форсунку необходимо заменить.
Для проверки исправности обмотки соленоида форсунки подайте 12 В постоянного тока на разъем форсунки.
При этом должен быть отчетливо слышен характерный щелчок, свидетельствующий об открытии клапана форсунки. Если этого не происходит, то форсунка неисправна и подлежит замене.
Это испытание можно проводить, не снимая форсунку с автомобиля.
Сопротивление катушки электромагнита форсунки можно проверить с помощью омметра, подключив его к контактам разъема форсунки.
Сопротивление должно быть в пределах 15,5-16 Ом. Если значение сопротивления не попадает в указанные пределы, замените форсунку.
Проверка форсунки без снятия с двигателя
Для проверки исправности форсунки выключите зажигание и снимите минусовую клемму аккумулятора.
С помощью шила или тонкой отвертки отломать пружинный зажим колодки
Отсоедините разъем от форсунки.
Подсоединив омметр к клеммам форсунки, измеряем сопротивление обмотки
Обмотка исправной форсунки должна иметь сопротивление 15–16 Ом между центральным и боковым контактами разъема
Дальнейшие испытания осуществляются на снятой с двигателя форсунке.
Снятие форсунки
Сбросьте давление топлива в топливной системе.
Выключите зажигание и снимите «минусовую» клемму аккумулятора.
Отсоедините разъем регулятора холостого хода.
Снять впускной воздуховод и трос воздушной заслонки с дроссельной заслонки (см. Замена редукционного клапана ГАЗ-3110).
Отверткой ослабить хомут нижнего (выходного) шланга регулятора холостого хода.
Отверткой ослабляем хомут, снимаем шланг системы вентиляции картера.
Отверткой которой ослабляем хомут, снимаем шланг вакуумного усилителя тормозов.
Ослабить хомут отверткой, снять шланг регулятора давления топлива.
Ключом на 13 отверните гайку крепления наконечника провода массы к первой шпильке впускного коллектора.
Аналогично отсоедините провод от последней шпильки впускного коллектора.
Затем, открутив оставшиеся гайки шпилек впускного коллектора ключом на 13, снимите ресивер
Ослабьте хомут отверткой
Снимите шланг подачи со штуцера топливной рампы.
Отверткой ослабляем хомут, снимаем шланг вентиляции картерных газов с патрубка системы холостого хода.
Ослабьте хомут отверткой, снимите сливной шланг со штуцера регулятора давления топлива.
Ключом на 10 откручиваем два винта крепления топливной рампы к впускному коллектору и снимаем рампу
Поддев шилом пружинную защелку блока, отсоединяем разъем от форсунки
Снять форсунку с коллектора
Установить форсунку в обратном порядке
Проверка снятой с двигателя форсунки
При кратковременной подаче напряжения от аккумулятора должен быть слышен отчетливый щелчок.
Снимите уплотнительную манжету с фланца форсунки и подсоедините форсунку резиновым шлангом с хомутом к источнику сжатого воздуха (компрессор с манометром или ножной насос).
Опустив форсунку-распылитель в керосин, подаем к ней воздух под давлением 3 кгс/см 2.
При исправной насадке воздух не должен проходить через распылитель.
Проверка качества распыления топливной форсункой, для чего:
Подсоединяем провода массы, снятые со шпилек впускного коллектора при снятии форсунок.
Затягивая гайки ключом на 13, обеспечиваем надежный контакт с землей
Надеваем впускной шланг топливной рампы на фланец форсунки и затягиваем хомут отверткой0003
Подключаем к выводам передних два провода длиной не менее 1 метра.
Убедившись, что зажигание выключено, подключаем «минусовую» клемму аккумулятора.
Включить зажигание и, дождавшись прекращения работы топливного насоса, выключить зажигание.
Закрепив насадку над емкостью, на короткое время подключаем провода к клеммам аккумулятора.
Форсунка должна создавать коническую струю мелкодисперсного топлива.
Если форсунка не работает, поменяйте полярность проводов.
Сбросьте давление в топливопроводе, подав напряжение на форсунку. Сливаем бензин в подходящую емкость
Заменяем неисправную форсунку.
Установите все детали в обратном порядке.
Поговорим о достоинствах и недостатках ЗМЗ 402
В начале 50-х годов в СССР появился двигатель для седанов ГАЗ-21, который назывался 24Д. Он имел объем 2,5 литра и использовал АИ-76. Степень сжатия была 7,2. Вскоре он был модернизирован, после чего на свет появились ЗМЗ 21 и ЗМЗ 24. Их характеристики были несколько улучшены, но конструктивные решения практически полностью совпадают. Ну и эволюция добралась до ЗМЗ 402. Он появился в мире двигателей автомобилей ГАЗ в начале 80-х. Сразу оговорюсь, что его сняли с производства, он был в 2007 году, когда ему на смену пришли ЗМЗ 406 и 405.
Этот двигатель показал себя надежным и неприхотливым, кроме того, его ресурс, по сравнению с предшественниками, был значительно увеличен. Сейчас он в принципе морально устарел, так как нижнее расположение распределительного вала давно признано самым неэффективным ГРМ. Но не будем забывать тот факт, что некоторые марки автомобилей в США до сих пор используют такие двигатели на своих новых машинах.
Дело в том, что это самая простая конструкция, которая позволяет избежать цепного или ременного привода распредвала. Да, это несколько снижает шумность работы, но полностью компенсируется штангами и поршнями-толкателями. Таким образом, для привода одного клапана используются четыре части: распределительный вал, толкатель, шток и коромысло. Надо сказать, все это создает не меньше шума, чем цепь. Но не будем забывать и о другой стороне: этой простотой и заслуженной популярностью ЗМЗ 402 среди владельцев.
Кроме того, такая конструкция защищает от превышения скорости, так как за такой ГРМ раскрутить коленвал за 3000 проблематично из-за слишком большой массы деталей. Даже тот факт, что толкатели и тяги выполнены из алюминия, не может спасти ситуацию. А чем так вредно превышение скорости?
Задний подшипник коленвала ЗМЗ 402 вращается не в сальниковой коробке, а в набивке, представляющей собой другой материал, пропитанный графитом. При бережной эксплуатации он хорошо справляется со своими обязанностями, но при превышении этого порога масло начинает выбрасываться в неимоверных количествах.
Видимо, это все недостатки. Но стоит помнить и о такси, которое ездило по разным городам. Каждый таксист был счастлив, если его служебным автомобилем был ГАЗ 24, ведь в свое время он обладал такими характеристиками, которым могли позавидовать конкуренты.
В отношении ГАЗелей можно сказать следующее: именно двигатель ЗМЗ 402 принес им такую популярность, которой они обладали и обладают по сей день, ведь за основу для 402 двигателей взяты 402 и 406 двигатели. Многие видят в нем только недостатки и неисправности, но большинство считают, что для начала 90-х такой мотор был очень хорош. Комбинация с пятиступенчатой коробкой, с редуктором тяги моста и полной массой менее 2 тонн помогает раскрыть весь потенциал ЗМЗ 402. Характеристики подчеркивают 15-дюймовые колеса на автомобилях «Волга». , которые компенсируют низкие обороты двигателя.
В заключение можно сказать, что владельцы давно занимаются разработкой 402-го, есть даже прецеденты впрыска, что довольно дорого.