Ремонт свечного колодца: Восстановление резьбы свечного отверстия

Содержание

Восстановление резьбы свечного отверстия

Повреждение резьбы свечного отверстия не позволит уплотнительному кольцу или конусу свечи надежно герметизировать цилиндр. Существует несколько способов ремонта, и некоторые из них позволяют не снимать головку блока цилиндров с двигателя.

Большинство операций технического обслуживания автомобиля производится с отворачиванием и затягиванием различных резьбовых элементов крепления. Если при этом повреждается болт, гайка или шпилька, то их заменяют новыми. В случае нарушения резьбы в корпусной детали — головке и блоке цилиндров двигателя, картере коробки передач и т.д. — чаще всего целесообразней провести ремонт.

Свечи зажигания не относятся к элементам крепления, но имеют присоединительную резьбу, основными причинами повреждения которой являются:

  • использование свечного ключа, конструкция которого не обеспечивает правильной фиксации свечи, что может привести к ее перекосу при заворачивании;
  • попадание в резьбу загрязнений.
    Чтобы этого избежать на двигателях с незакрытым свечным углублением (колодцем), необходимо перед демонтажем свечи отвернуть ее на один-два оборота и удалить грязь продувкой сжатым воздухом или кистью;
  • затяжка свечи с усилием, превышающим допустимое. Отраслевой стандарт 37.003.081.98 предусматривает затягивание свечи c усилием от 30 до 45 Н·м (примерно 3,0 — 4,5 кгс·м) при толщине уплотнительного кольца от 1,4 до 2,0 мм. Свечи с коническим уплотнением необходимо затягивать усилием 20-25 Н·м (примерно 2 — 2,5 кгс·м), а точная его величина указана в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля.

Восстановление резьбы в отверстии производится разными способами, которые имеют свои особенности. В каждом отдельном случае из них выбирают наиболее подходящий по конструкции детали, технологическим возможностям мастерской, трудоемкости и стоимости. При всех способах ремонта обязательными требованиями являются:

  • обеспечение соосности
    старого и нового резьбовых отверстий;
  • соблюдение допусков всех размеров.

Для ремонта головки используют заплавление свечного отверстия или установку резьбовой вставки — фланцевой, спиральной, самонарезной, а также с фиксирующим пояском. Вставки не должны выступать в камеру сгорания, а окончательной операцией их установки является калибровка свечной резьбы метчиком для устранения деформаций, появившихся в процессе монтажа.

Заплавление свечного отверстия

Головку блока цилиндров снимают с двигателя и сваркой заплавляют дефектное свечное отверстие. На координатно-расточном станке (как минимум, фрезерном) производят механическую обработку углубления под свечу и восстановление привалочных плоскостей. Затем под определенным углом сверлят новое отверстие и нарезают резьбу. Если резьба имеет наиболее распространенную размерность М14х1,25 (рис. 1), то диаметр отверстия составляет 12,7 мм.

Окончательной операцией является опрессовка головки блока — проверка ее герметичности избыточным давлением воздуха в водяной ванне с подогревом.

Интенсивный нагрев в зоне сварки может привести к образованию трещин в месте ремонта. Поэтому металл наплавляют только в крайнем случае, когда нельзя использовать другие способы или предполагается замена этой дорогостоящей детали. Например, невозможно установить резьбовую вставку из-за трещины или небольшой толщины стенки между свечным отверстием и каналом охлаждения у двигателей с четырьмя и пятью клапанами на один цилиндр.

Установка вставки с опорным фланцем

Головку блока цилиндров устанавливают на расточной или фрезерный станок. Рассверливанием свечного отверстия удаляют сорванную резьбу и нарезают новую для установки ремонтной резьбовой вставки.

Вставку изготавливают (как правило, из бронзы) на токарном станке. Внутри нарезают свечную резьбу, а если ее размерность М14х1,25, то наружную делают М18х1,25, но чаще используют наиболее распространенную М18х1,5. Технология изготовления фланцевых вставок из бронзы не может обеспечить их прочность при меньшем наружном диаметре.

Для отвода тепла от свечи вставка должна плотно «сидеть» в отверстии, поэтому ее наружная резьба имеет диаметр несколько больше номинального. На нее наносят бакелитовый лак и заворачивают в головку блока (рис. 2) с помощью свечи. Фиксируют деталь развальцовкой тонкого края вставки со стороны камеры сгорания.

При сверлении и нарезании резьбы вручную, без снятия головки блока с двигателя, невозможно обеспечить соосность нового и старого отверстий. В результате свечное отверстие может стать не пригодным к ремонту. К тому же трудно избежать попадания стружки в цилиндр и надежно зафиксировать вставку, исключив отворачивание ее вместе со свечой.

Из-за опорного фланца вставки свеча занимает нештатное положение, а использовать этот способ для ремонта головок с коническим уплотнением свечей не позволяют небольшие диаметры свечных колодцев.

Между бронзовой вставкой и алюминиевой головкой происходит процесс электрохимической коррозии, которая будет усиливаться за счет проникновения раскаленных газов из цилиндра. Это ограничивает срок службы головки, отремонтированной таким способом.

Установка резьбовой вставки с опорным фланцем возможна только на устаревших двигателях, у которых стенка между свечным отверстием и каналом охлаждения имеет достаточную толщину, а свечной колодец — подходящий диаметр.

Установка спиральной вставки

Чаще всего этот способ используют на снятой головке блока цилиндров, но, если позволяет диаметр, расположение и глубина свечного колодца, двигатель не разбирают.

Перед проведением операций необходимо проверить положения поршня и клапанов (в ремонтируемом цилиндре), чтобы обеспечить место для вворачивания инструмента.

Подготовку свечного отверстия производят комбинированным метчиком, который позволяет обойтись без металлорежущих станков. Если головка находится на двигателе, в углубления метчика закладывают пластичную смазку (например, «Литол») для удержания стружки.

Комбинированный метчик (фото 1) имеет две размерности — М14х1,25 под свечу и М16х1,25 под спиральную вставку. При заворачивании в поврежденное свечное отверстие метчик центрируется в нем и нарезает резьбу без перекоса.

Вставка (см. фото 1) представляет собой проволочную пружинную спираль ромбического сечения с загнутым технологическим поводком. Внутренний диаметр и шаг спирали соответствуют резьбе свечи, а наружный — больше ремонтной резьбы для надежной фиксации. Например: при восстановлении резьбы М14х1,25 наружный диаметр спирали в свободном состоянии будет 16,4 мм.

Спиральную вставку вворачивают за технологический поводок специальным ключом. При этом спираль сжимается, уменьшается ее наружный диаметр, позволяя вставке встать в ремонтную резьбу. Установку ее производят со стороны свечного колодца до того момента, пока ее наружный виток не опустится на 0,5 мм ниже плоскости (рис. 3) под уплотнительное кольцо свечи. Затем специальным бородком срубают технологический поводок, а если головка расположена на двигателе, то его обламывают и удерживают длинногубцами, чтобы избежать попадания этой части резьбовой вставки в цилиндр.

При наличии соответствующих вставок и метчиков можно восстановить резьбу не только свечных отверстий (см. таблицу).

В нашей стране пружинные спиральные вставки применяют для ремонта резьбовых отверстий с начала 40-х годов прошлого столетия. Этим способом в настоящее время пользуются и за рубежом.

Установка самонарезной вставки

Головку блока цилиндров снимают с двигателя и в свечном отверстии нарезают ремонтную резьбу комбинированным метчиком М14х1,25 и 5/8″, близкую по размерам к М16х1,25 (фото 2).

Метчик заворачивают в отверстие на глубину, достаточную для срезания его разворачивающей частью (см. фото 2) вершин ремонтной резьбы, что обеспечивает начальный момент заворачивания вставки.

Технология изготовления вставки предусматривает определенное взаимное положение витков внутренней и наружной резьбы (рис. 4). Это позволяет без снижения прочности использовать наружную резьбу меньше, чем у вставки с опорным фланцем.

Диаметр наружных витков вставки — 16,5 мм, что примерно на 0,6 мм больше предварительно нарезанной резьбы, а на ее боковой поверхности сделаны три углубления, облегчающие процесс самонарезания.

При установке специальным приспособлением (см. фото 2) вставка нарезает резьбу своего диаметра и профиля, что обеспечивает надежную ее фиксацию (см. рис. 4). Герметичность соединения с головкой блока достигается применением термостойкого клея, который перед установкой наносят на наружную поверхность вставки. Направляющую втулку установочного приспособления (см. фото 2) можно снять только со стороны камеры сгорания, что и вынуждает демонтировать головку с двигателя.

Данный способ позволяет ремонтировать только отверстия для свечей с уплотнительным кольцом.

Установка вставки с фиксирующим пояском

Все операции выполняют не снимая головки блока с двигателя. Перед их проведением необходимо проверить положения поршня и клапанов (в ремонтируемом цилиндре), чтобы обеспечить место для вворачивания инструмента.

Ремонтную резьбу в поврежденном свечном отверстии нарезают комбинированным метчиком М14х1,25 и М17х1,25 (фото 3).

Для улавливания стружки углубления в теле метчика заполняют пластичной смазкой, которую после нарезания резьбы удаляют.

При изготовлении вставки ее внутреннюю и наружную резьбу нарезают определенным способом, не допускающим совмещения выступов и впадин профиля (рис. 5), что обеспечивает необходимую прочность детали. Установочное приспособление (см. фото 3) позволяет заворачивать вставку в глубокие свечные колодцы и легко демонтируется с внешней стороны головки блока. Герметичность обеспечивается термостойким клеем. Два наружных витка вставки имеют накатку (см. фото 3), которая надежно ее фиксирует (см. рис. 5) после развальцовки оправкой со специальным профилем (см.фото 3).

Данный способ позволяет ремонтировать отверстия как для свечей с уплотнительным кольцом, так и с коническим уплотнением.

(«Полезные страницы» выпуск 11, 2002)

Специальный инструмент для восстановления свечной резьбы

Сорванная резьба свечного колодца — распространенная проблема, которая возникает при замене свечей зажигания. Чтобы не выполнять трудоемкий ремонт головки блока цилиндров, мы предлагаем простое и практичное решение — специальный инструмент для восстановления свечной резьбы. В этой статье мы расскажем как использовать инструмент и почему он эффективнее стандартных метчиков с комплектом футорок.

Что делать, если сорвало резьбу?

Резьба свечного колодца срывается во время замены свечей зажигания. Одна или сразу несколько свечей выкручиваются вместе с резьбой. Поэтому без ремонта резьбы установить новую свечу не получится.

Если поломка случилась в автосервисе, то владельцу автомобиля предложат оперативный ремонт, который будет выполнен с помощью специального инструмента для восстановления резьбы.

Резьба свечного колодца может сорваться во время замены свечей

В случае, если резьбу сорвало в полевых условиях — в гараже или на улице, то автомобиль уже не сможет доехать до ближайшего автосервиса. Советуем вам найти сервис, в арсенале которого имеется специальный инструмент, и договориться с его сотрудниками о выездном ремонте.

Инструмент для восстановления свечной резьбы не требует специальных навыков для работы с ним. Поэтому ремонт можно выполнить самостоятельно.

Почему срывает резьбу свечного колодца?

Зачастую резьба срывается из-за перетяжки свечи при вкручивании. Поломка происходит, если замену свечи производил неквалифицированный сотрудник автосервиса или неопытный владелец машины.

Также резьбу можно сорвать из-за перекоса свечи зажигания при вкручивании. Подобное происходит в том случае, если для замены свечи использовался неподходящий инструмент.

Таблица моментов затяжки свечей зажигания

Кроме того, замена свечей на прогретом двигателе тоже может привести к поломке. Поэтому выполняйте ремонт только на холодном двигателе.

Чтобы избежать перетяжки или перекоса свечи, необходимо использовать профессиональные свечные головки и динамометрический ключ для контроля момента затяжки.

Восстановление резьбы с помощью специального инструмента

Восстановить резьбу свечного отверстия можно двумя способами:

  • Демонтировать ГБЦ. Рассверлить свечное отверстие, нарезать резьбу большего размера, выточить под нее специальные футорки и т.д;
  • Без демонтажа ГБЦ. Восстановить свечную резьбу с помощью специального инструмента.

Второй вариант намного предпочтительнее, потому что он не требует демонтажа головки блока цилиндров. Благодаря этому ремонт можно выполнить быстро.

К специальному инструменту относятся свечные метчики с комплектом футорок и наборы для восстановления свечной резьбы.

Стоимость набора для ремонта свечных колодцев может в несколько раз превышать стоимость свечного метчика. Мы попытаемся разобраться, с чем это связано и в каком случае целесообразнее сделать выбор в пользу того или иного решения.

Восстановление резьбы с помощью свечных метчиков с футорками

Свечной метчик с комплектом ремонтных футорок Licota ATA-0342

Метчики (свечной ввертыш) и футорки различного размера для ремонта резьбы продаются одним комплектом. Не советуем вам экономить на покупке метчика, потому что не во всех случаях он подходит для ремонта резьбы.

На многих автомобилях свечи зажигания расположены в глубоких колодцах. Поэтому длины стандартного метчика не хватает, чтобы добраться до поврежденной резьбы. В таком случае необходимо использовать дополнительный удлинитель. Но из-за этого могут возникнуть люфты, которые усложняют центровку.

Если вам всё же удалось нарезать новую резьбу правильно, то возникает другая проблема: установить свечную футорку и посадить ее на резьбовой температурный клей. Это необходимо сделать качественно, иначе футорка будет выкручиваться вместе со свечой каждый раз, когда вы будете ее извлекать. Выполнить эту операцию в глубоком колодце невозможно без специального инструмента. Поэтому считается, что свечной ввертыш с футорками подходит только для восстановления свечной резьбы неглубоких колодцев. К примеру, автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и других.

Большинство современных машин получили конструкцию головки блока цилиндров именно с глубокими свечными колодцами. В таком случае для восстановления и ремонта свечной резьбы понадобится профессиональный набор.

Восстановление резьбы с помощью профессионального набора

Профессиональные наборы для восстановления свечной резьбы подходят для ремонта любой сложности. Для этого в их комплекте имеется все необходимое. Каждое приспособление отвечает за определенную операцию. Рассмотрим комплектацию подробнее:

  • Метчик для развальцовки;
  • Ступенчатый метчик;
  • Держатель для метчиков;
  • Вороток для держателя метчика;
  • Приспособление для установки свечных футорок;
  • Фреза для очистки свечного отверстия от стружки;
  • Комплект различных футорок самых востребованных размеров.

Как восстановить свечную резьбу при помощи профессионального набора?

Восстановить резьбу свечного колодца при помощи профессионального набора довольно просто. Новую резьбу нарезает ступенчатый метчик. Его необходимо соединить с держателем для метчиков. После чего всю конструкцию следует установить в свечное отверстие с поврежденной резьбой.

Процесс нарезки, как правило, не вызывает никаких проблем.

Головка блока цилиндров выполнена из алюминия и легко поддается метчику. При этом на инструмент нужно нанести консистентную смазку, тогда прирезка проходит легче. Кроме того, смазка удерживает на метчике стружку, которая образуется во время нарезки.

Мы рекомендуем закручивать метчик в поврежденную резьбу до тех пор, пока его внешний край не выйдет из резьбы примерно на пять см. Таким образом, за одну операцию мы удалим старую резьбу и создадим новую под свечную головку.

Затем необходимо очистить от стружки края свечного отверстия. Для этого следует использовать специальную фрезу, которая надевается поверх метчика. После этого свечное отверстие нужно полностью вычистить от остатков стружки. Быстрее всего это сделать с помощью продувочного пистолета.

Затем метчик нужно выкрутить из отверстия. На новую резьбу устанавливается свечная футорка с помощью специального приспособления для установки ремонтных футорок. Этим приспособлением комплектуют все профессиональные наборы для восстановления резьбы бренда Licota.

Метчик для развальцовки необходимо соединить с держателем метчиков, смазать маслом и закрутить в ремонтную футорку, которая установлена в резьбу. Тем самым происходит развальцовка ремонтной футорки.

Как только футорка плотно встанет в новую резьбу, восстановление свечной резьбы можно считать выполненным. Осталось вкрутить метчик для развальцовки и установить свечи зажигания. В результате ремонта футорка надежно установлена в свечном колодце.

Итоговый результат:

  • Футорка надежно установлена в свечном колодце;
  • Высокая скорость выполнения ремонта;
  • В процессе ремонта был исключен риск попадания стружки в ГБЦ;
  • Использование всех приспособлений не потребовало специальных навыков.

Поэтому набор для восстановления свечной резьбы, несмотря на более высокую цену, используют как профессионалы, так и продвинутые автолюбители.

ГАРВИН — удобный поставщик инструмента с 1995 года

Санкт-Петербург

Ремкомплект резьбы свечи зажигания

Сравнить

Комплект для ремонта свечей зажигания Heli-Coil M14-1,25

Сравнить

Инструмент Performance Tool M14, комплект для восстановления резьбы свечей зажигания

Сравнить

Инструмент для повышения производительности M14-1,25 Заглушка

Сравнить

Репрезентативное изображение

Heli-Coil M14-1.

25 Метрическая вставка свечи зажигания

Сравнить

Heli-Coil M14-1.25 Резьба отверстия для свечи зажигания

Сравнить

Репрезентативное изображение

Метчик для свечей зажигания Heli-Coil M10-1.00

Сравнить

Репрезентативное изображение

Heli-Coil M14-1.25 Метрическая вставка свечи зажигания

Сравнить

Репрезентативное изображение

Ремкомплект свечей зажигания Heli-Coil M18-1.50

Сравнить

Репрезентативное изображение

Вставка для метрической свечи зажигания Heli-Coil M10-1.

00

Сравнить

Репрезентативное изображение

Метчик для свечей зажигания Heli-Coil M14-1,25, метрический

Сравнить

Репрезентативное изображение

Вставка для метрической свечи зажигания Heli-Coil M12-1,25

Сравнить

Репрезентативное изображение

Вставка свечи зажигания Heli-Coil M14-1,25, метрическая

Сравнить

Heli-Coil M14-1.25 Резьба отверстия для свечи зажигания

Сравнить

Репрезентативное изображение

Ремкомплект свечей зажигания Heli-Coil M10-1.

00

Сравнить

Репрезентативное изображение

Ремкомплект свечей зажигания Heli-Coil M12-1.25

Сравнить

Комплект для ремонта свечей зажигания Heli-Coil M14

Сравнить

Репрезентативное изображение

Вставка для метрической свечи зажигания Heli-Coil M14-1,25

Сравнить

Репрезентативное изображение

Вставка для метрической свечи зажигания Heli-Coil M18-1,50

Сравнить

Репрезентативное изображение

Вставка для метрической свечи зажигания Heli-Coil M14-1,25

Сравнить

Репрезентативное изображение

Метчик для вставки свечи зажигания Heli-Coil M18-1,50

Сравнить

Инструмент для вставки свечей зажигания Heli-Coil M14-1,25

Сравнить

Ремкомплект свечей зажигания Heli-Coil M16

Сравнить

Репрезентативное изображение

Ремкомплект свечей зажигания Heli-Coil M14

Наборы для ремонта резьбы свечи зажигания

— это решение, которое нужно, когда резьба свечи зажигания в головке блока цилиндров вашего автомобиля сорвана или повреждена.

Это может быть вызвано чрезмерной затяжкой или перекручиванием свечи зажигания. Использование комплекта для ремонта резьбы свечи зажигания может избавить вас от необходимости замены головки блока цилиндров автомобиля. Специальный инструмент закрепляет резьбовую вставку внутри порта свечи зажигания, восстанавливая резьбу без постукивания по головке. В O’Reilly Auto Parts у нас есть комплекты для ремонта резьбы свечей зажигания, свечи зажигания и инструменты, необходимые для того, чтобы вернуть ваш автомобиль на дорогу.

Лайфхак для нарезки резьбы для свечей зажигания своими руками

Зачем покупать насадку для резьбы для свечей зажигания, если можно сделать ее самостоятельно?

Я вытащил свой генератор, чтобы убедиться, что все готово к сезону ураганов, когда обнаружил повреждение резьбы свечи зажигания. Несмотря на то, что они выглядели довольно хорошо, у нескольких верхних были некоторые повреждения поперечной резьбы, и я не мог заставить штекер начать проталкивать его. Поскольку повреждение не было настолько серьезным, чтобы нуждаться в полной повторной нарезке резьбы или обработке Helicoil, изготовление моей собственной нарезки резьбы свечи зажигания сэкономило мне поездку в магазин и немного денег.


Содержание

  • Зачем покупать резьбонарезной инструмент для свечей зажигания, если можно сделать его самостоятельно?
  • Необходимые инструменты
  • Как сделать самодельный нарезчик резьбы для свечей зажигания
    • Шаг 1. Выломите вращающийся инструмент и нарежьте несколько канавок
    • Шаг 2. Подготовьте отверстие для свечи зажигания, нанеся немного смазки Вставьте и закрутите его, чтобы устранить повреждение резьбы
    • Шаг 4. Снимите метчик свечи зажигания
    • Шаг 5. Заверните
  • Вот и все, ребята!

Необходимые инструменты

Вот что вам понадобится перед началом работы:

  • Старая свеча зажигания того же размера с хорошей резьбой
  • Дремель или другой вращающийся инструмент (напильник может работать в крайнем случае) подходит для вашей свечи зажигания
  • Плоскогубцы с тонкими губками
  • Густая смазка
  • Магазинные полотенца
  • Защитные очки
  • Перчатки

0005

Шаг 1.

Разберите вращающийся инструмент и нарежьте несколько канавок

Возьмите вращающийся инструмент и установите на него небольшой режущий диск. Нам нравится беспроводной прецизионный вращающийся инструмент Ryobi (40 долларов). Другой вариант — вращающийся инструмент Hart 20V (69 долларов США).

Используйте его, чтобы прорезать канавку в резьбе свечи зажигания снизу до упора, не разрезая шестигранную головку. Просто убедитесь, что свеча зажигания имеет хорошую резьбу.

Повторять каждые 90º вокруг резьбы. Это создает отвод свечи зажигания с 4 режущими кромками вокруг него. Вы можете использовать пару перчаток — эта свеча зажигания станет довольно жаркой, как только вы начнете ее резать.

Шаг 2: Подготовка отверстия для свечи зажигания с небольшим количеством смазки

Правильная подготовка отверстия для свечи зажигания имеет решающее значение для ее фиксации без попадания металлической стружки в двигатель. Начните с добавления небольшого количества смазки на резьбу отверстия свечи зажигания и самодельного крана свечи зажигания.

Смазка предназначена для прилипания стружки, чтобы она не упала и не повредила двигатель во время его работы. Для дополнительной защиты вы можете опустить магазинное полотенце достаточно далеко, чтобы вы могли работать, но не позволяя ему упасть в пространство внизу. Если вы это сделаете, выловить его будет не слишком весело.


Шаг 3. Отцентрируйте свечу зажигания и вкрутите ее, чтобы устранить повреждение резьбы

Вот где все это сходится. Используя гнездо и храповик, аккуратно отцентрируйте самодельный резьбонарезной патрон свечи зажигания, чтобы он мог войти прямо и снова открыть поврежденную резьбу. Если вы войдете под углом, вы перережете новые нити поверх старых, и игра будет окончена.

Как только вы почувствуете, что метчик свечи зажигания входит в исправную резьбу, поверните ее на несколько оборотов, чтобы она открылась и вычистила старые. Просто помните, что не следует засовывать полотенце полностью внутрь, если вы им пользуетесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *