Как выгнать пробку из системы охлаждения [+видео]
- Подробности
- Категория: Ремонт
- Опубликовано 03.05.2016
Сегодня расскажем о том, как самостоятельно выгнать воздушную пробку из системы охлаждения.
Что такое пробка в системе охлаждения?
Пробка в системе охлаждения представляет собой скопление воздуха, который находится в охлаждающей жидкости. Она ухудшает функционирование системы охлаждения.
Чаще всего воздушная пробка возникает после слива охлаждающей жидкости из автомобиля — при ее замене, обслуживании системы охлаждения и т.д. При заливке охлаждающей жидкости обратно через расширительный бачок, воздух который попал в систему, не успевает выйти и остается в виде пузырьков в жидкости. На автомобилях Лада воздушная пробка чаще всего остается в отопителе, так как его радиатор находится выше уровня расширительного бачка.
Как выгнать пробку из системы охлаждения (без Е-газа)
На старых автомобилях, без Е-газа (тросиковый привод педали газа), выгнать воздушную пробку было достаточно просто.
У этих машин дроссельная заслонка обогревалась охлаждающей жидкостью. Так как дроссельная заслонка находится высоко, достаточно было перед заливкой охлаждающей жидкости отсоединить от дросселя тонкий шланг подвода охлаждающей жидкости и потихоньку наполнять расширительный бачок. При этом воздух выходил через этот тонкий шланг. Как только через него начинала поступать охлаждающая жидкость, заполнение системы можно было прекращать. Воздушная пробка при таком способе оставалась редко.
Как выгнать пробку из системы охлаждения (Е-газ)
Но в случае с Е-газом («электронная» педаль газа) ситуация другая. На автомобилях Лада с электронной педалью газа дроссельная заслонка уже не имеет подогрева, соответственно шланга тоже нет. Как же быть?
Чтобы выгнать воздух из системы охлаждения на автомобилях с электронной педалью газа, нужно сделать так, чтобы расширительный бачок оказался выше радиатора отопителя. Для этого можно использовать подъемник в автосервисе, а можно просто заехать передней частью машины на крутой пригорок.
После этого нужно открыть капот, сесть за руль и держать обороты двигателя на уровне 2-3 тыс.
Прогрев двигатель до срабатывания вентилятора, нужно выйти из автомобиля и аккуратно открыть пробку расширительного бачка.
При этом будет видно, как из системы выходят пузырьки воздуха — это и есть воздушная пробка.
После отключения вентилятора нужно повторять эту операцию до тех пор, пока из системы не перестанет выходит воздух. После этого можно закрутить пробку расширительного бачка и заглушить двигатель. Если воздушная пробка вышла, в отопителе не должно быть слышно булькающих звуков, а из дефлекторов при включении печки должен идти горячий воздух.
Проверьте уровень охлаждающей жидкости — после выхода воздушной пробки он может упасть.
Водные процедуры
Замена охлаждающей жидкости на Ducati 848
Текст: Михаил Пимус
Фото автора
Liqui Moly Motorbike Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus – это долговременный антифриз на основе этиленгликоля, комбинации присадок и пакета ингибиторов.
Он подходит для всех типов систем охлаждения. Оптимален для использования в высоконагруженных двигателях современных мотоциклов с алюминиевыми картерами. Имеет большую стойкость к отрицательным температурам, высокую температуру кипения и прекрасные антикоррозионные свойства. Неконцентрированный состав позволяет использовать антифриз сразу после вскрытия банки.
Обслуживание жидкостной системы охлаждения – хрестоматийная тема, классика из области регламентных работ. Сегодня мы пошагово разберёмся с полной заменой охлаждающей жидкости.
Основные шаги рассматриваемой процедуры знакомы практически каждому опытному мотоциклисту. В теории всё действительно не так уж и трудно. Однако тонкостей хватает. Их знают лишь профессиональные механики. В нашем случае своей методикой поделились мастера из Desmoservice Moscow. В качестве подопытной техники мы рассмотрим итальянский спортбайк Ducati 848. Рекомендуемый производителем интервал замены охлаждающей жидкости – один раз в год, ёмкость системы охлаждения – 2,3 литра.
В каждом конкретном случае уточняйте интервал и заправочные ёмкости по технической документации к вашему мотоциклу! Всё нижесказанное применимо к любым мотоциклам с технически исправной жидкостной системой охлаждения двигателя с одним радиатором.
Подготовка
Нам понадобится стандартный набор инструментов, большой шприц или аналогичное вакуумное устройство, небольшая воронка и ёмкость под отработавшую охлаждающую жидкость с широкой горловиной. Наполнять систему охлаждения мы будем антифризом Motorbike Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus от Liqui Moly (фото 1).
Мотоцикл следует установить на боковую подставку. Так как в абсолютном большинстве случаев пробка радиатора расположена на правой стороне, дифферент мотоцикла на левый бок позволит более эффективно выгнать воздух из системы охлаждения в момент её наполнения.
Выполнение
Перво-наперво следует обеспечить максимальную доступность к радиатору системы охлаждения, помпе и расширительному бачку.
Доступ к системе охлаждения свободен, можно приступать к удалению старой охлаждающей жидкости. Важное замечание – по технике безопасности нельзя открывать пробку на радиаторе, когда двигатель горячий. Только на холодную! Поэтому, не заводя мотоцикл или предварительно дав ему остыть, откручиваем пробку с радиатора (фото 3). Далее выкручиваем сливной болт на помпе (фото 4), подставив под него заранее приготовленную ёмкость (фото 5). В абсолютном большинстве случаев помпа расположена с левой стороны мотоцикла. Найти сливной болт обычно не составляет труда – он расположен ниже крепёжных и отличается от них визуально. За информацией о точном расположении узлов, агрегатов и сливных отверстий при необходимости следует обратиться к технической документации.
Радиатор пуст, но некоторая часть жидкости по-прежнему может находиться в расширительном бачке системы охлаждения. Чтобы без снятия самого бачка её оттуда извлечь, рекомендуем воспользоваться большим шприцем или другим вакуумным прибором (фото 6). На шприц предварительно нужно надеть подходящий по диаметру резиновый шланг, длина которого подбирается под глубину расширительного бачка. Но и это не всё. Небольшое количество жидкости может остаться внутри шланга радиатор-помпа, особенно если он не идеально прямой. Не поленитесь ослабить хомут со стороны помпы, снять шланг с посадочного места и вылить последние капли охлаждающей жидкости. В случае с Ducati 848 пришлось опустошить бачок, из шланга всё сразу вытекло без остатка.
Промывка системы охлаждения водой – процедура желательная, но не обязательная. Она гарантированно требуется в случае перехода на охлаждающую жидкость, значительно отличающуюся по составу и свойствам от той, что использовалась ранее.
Система промывается следующим образом: сливная пробка помпы возвращается на место, в радиатор сквозь горловину заливается дистиллированная вода (фото 7), из системы выгоняется воздух (как это правильно сделать – читайте ниже), двигатель мотоцикла запускается и греется до срабатывания вентилятора, затем двигатель естественным способом остывает, финальным шагом вода сливается из системы вместе с загрязнениями и мельчайшими частицами старого антифриза.
Переходим к заполнению системы свежей охлаждающей жидкостью. В нашем случае это Motorbike Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus от Liqui Moly. Закручиваем сливную пробку на помпе и визуально осматриваем шланги системы охлаждения на предмет течи. Сквозь горловину радиатора (напомним: мотоцикл продолжает стоять на боковой подставке) небольшими порциями вливаем новую жидкость (фото 8). Заполненная до краёв система – это ещё не всё. Обязательно следует выгнать воздух. Часть его выйдет ещё в момент наполнения, часть останется.
Поочерёдное нажатие на все шланги системы охлаждения малоэффективно. Хорошая идея – изгнать воздух, медленно наклоняя мотоцикл на левый бок. Минус в том, что вам, скорее всего, потребуется помощник, страхующий мотоцикл от падения. Ducati в сервисной документации рекомендует следующее: зафиксировать заднее колесо мотоцикла на надёжном подкате, а переднее колесо приподнять при помощи подъёмника до уровня, когда горловина радиатора станет выше заднего цилиндра L-образного твина (фото 9). Манипуляция непростая и ответственная, но работает безотказно, причём не только с Ducati.
И в заключении. Прежде, чем приступать к работам, которые сухим языком технической литературы называются «сборка в обратной последовательности», не забудьте наполнить расширительный бачок до метки минимума (фото 10).
За помощь в подготовке материала выражаем благодарность Desmoservice Moscow, www.
desmoservice.ru, тел. 8-916-087-82-77.
Чемпионат равных возможностей > 4 Марта 2016 10:27 Михаил Пимус Поделиться:
Как удалить воздух из системы охлаждения
Удаление воздуха из системы охлаждения
Удаление воздушных карманов или пузырьков воздуха из двигателя — это способ удаления воздуха из системы охлаждения. Этот процесс можно назвать выпуском воздуха, продувкой или отрыжкой системы охлаждения. Воздушные карманы в системе охлаждения образуются после выполнения любого обслуживания системы охлаждения, такого как промывка охлаждающей жидкости, замена водяного насоса или ремонт радиатора. Каждый раз, когда вы теряете или удаляете антифриз из своего автомобиля, у вас может образоваться воздушная пробка. Захваченный воздух, застрявший в вашем двигателе, не позволит вам полностью заполнить систему охлаждения и может привести к перегреву, повреждению двигателя и поломке.
Предотвращение образования воздушных карманов в системе охлаждения
Чтобы предотвратить образование воздушных карманов в системе охлаждения, вам необходимо правильно заполнить систему охлаждения. Используя смесь антифриза и воды 50/50, добавляйте охлаждающую жидкость до тех пор, пока система не покажется заполненной. Оставив крышку радиатора открытой, вы должны завести автомобиль и включить обогреватель на максимальную мощность. Дайте автомобилю поработать на холостом ходу около 15 минут, наблюдая за уровнем жидкости.
По мере того, как ваш автомобиль нагревается и начинает циркулировать, вы увидите, как охлаждающая жидкость немного поднимается и опускается, и вы можете увидеть, как выпускаются пузырьки воздуха, когда термостат начинает открываться. Теперь вы очищаете систему охлаждения от воздуха, поскольку водяной насос начинает прокачивать охлаждающую жидкость через вашу систему, выталкивая воздух. Во время движения автомобиля добавляйте охлаждающую жидкость по мере выпуска воздуха, и уровень охлаждающей жидкости падает.
Продолжайте делать это до тех пор, пока нагреватель не начнет дуть горячим воздухом, все пузырьки воздуха не прекратятся, а уровень жидкости не станет полным и не перестанет падать.
Некоторые механики рекомендуют поднять переднюю часть автомобиля домкратом и убедиться, что радиатор находится выше двигателя, или поставить переднюю часть автомобиля под наклоном, чтобы облегчить отрыжку системы охлаждения. Мы никогда не делали этого в нашем магазине, и я не думаю, что это необходимо в большинстве случаев.
Когда вы заполняете систему охлаждения и прогреваете автомобиль, вам нужно будет открыть все выпускные клапаны, которые могут быть на вашем автомобиле, и выпустить захваченный воздух. Убедитесь, что вы знаете, есть ли в вашей системе выпускные клапаны и где они расположены. Вам нужно будет открывать их до тех пор, пока весь воздух не будет выпущен, и пока вы не увидите вытекающую жидкость. Если в вашей системе охлаждения есть выпускной клапан, важно использовать его.
Симптомы воздушной пробки в системе охлаждения
Лучшее, что вы можете сделать, чтобы защитить себя от воздушной пробки, — следить за показаниями манометра и дважды проверять уровень охлаждающей жидкости после любых работ с системой охлаждения.
Большинство воздушных карманов быстро проявятся, и очень важно проверять жидкость сразу после любого обслуживания системы охлаждения. Если вы теряете тепло после любого ремонта системы охлаждения, у вас, вероятно, есть воздушная пробка. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и долейте систему охлаждения.
В нашем магазине мы всегда запускали автомобиль после любой работы с системой охлаждения и «отрыгивали» систему охлаждения воздухом. Мы бы позволили термостату открыться и обеспечить циркуляцию жидкости по системе, чтобы убедиться, что нагреватель работает правильно. Затем мы проверяли и перепроверяли уровни всех жидкостей, открывали все выпускные клапаны и убеждались, что все заполнено.
Помните, транспортные средства не очищаются сами по себе и должны быть «отрыгнуты». Чтобы срыгнуть систему охлаждения, термостат должен быть открыт, а система должна быть горячей и через нее должна прокачиваться жидкость. Ваш обогреватель должен быть включен и выпускать горячий воздух.
Все выпускные клапаны должны быть открыты для выпуска воздуха из любой верхней точки системы охлаждения, а затем надежно закрыты. Наконец, после любого ремонта системы охлаждения, сразу после первого вождения автомобиля, найдите минутку, чтобы проверить свой автомобиль и уровни всех жидкостей. Если вам не нравится какая-либо из этих процедур, пусть ваш механик сделает это за вас. Помните, всегда проверяйте уровень охлаждающей жидкости после любого ремонта и убедитесь, что вы правильно прокачали систему охлаждения, иначе вы перегреетесь.
Как прокачать радиатор за 4 простых шага
Если ваш водонагреватель не нагревается, вероятно, в систему попал воздух. Обладая большей плавучестью, чем вода, воздух поднимается к верхушкам радиаторов и блокирует попадание туда горячей воды. Исправить это легко — на радиаторах сверху есть выпускные клапаны, чтобы вы могли выпустить воздух.
Что вам понадобится для прокачки радиатора
Вам понадобятся простые инструменты.
Для работы многих выпускных клапанов требуется только прямая отвертка. Однако убедитесь, что у вас правильный размер.
Использование слишком маленькой отвертки может привести к износу паза до такой степени, что вы не сможете повернуть винт, и тогда вам придется вызывать сантехника. Для более старых радиаторов может потребоваться ключ радиатора. Они бывают нескольких размеров, и выбор доступен в старомодных хозяйственных магазинах, магазинах товаров для дома и в магазинах сантехники.
Вам также понадобятся защитные перчатки и небольшая миска или тряпка для сбора капель воды.
Этапы удаления воздуха из радиатора
- Прежде чем открывать какие-либо выпускные клапаны, выключите нагрев. Если бы система начала движение воды при открытом выпускном клапане, она могла бы всосать больше воздуха. Вы можете либо воспользоваться аварийным выключателем (обычно расположенным наверху лестницы в подвал), либо просто выключить термостат (термостаты) до упора.
- Хорошо бы прокачать все радиаторы, а не только проблемный.
Начните на нижнем этаже с радиатора, наиболее удаленного от котла, затем постепенно приближайтесь к нему. Повторите эту последовательность на верхних этажах. - Удерживая миску или тряпку под носиком выпускного клапана, медленно откройте винт. Если выходит постоянный поток воды, закройте вентиль и двигайтесь дальше (будьте осторожны — если система работала, эта вода будет горячей). Если вы слышите шипение, это воздух выходит.
- Держите вентиль открытым, пока не получите постоянный поток воды, затем закройте его и переходите к следующему радиатору.
Вот и все.
Совет: Красочный и выпускной клапаны несовместимы. Отверстие в носике можно закрасить, или винт можно закрасить. Жесткая проволока или крошечное сверло очистят носик от краски. Соскребая краску с края винта, можно освободить его. Однако иногда вам может понадобиться использовать несколько капель ацетона (средство для снятия лака), чтобы сначала смягчить краску.
Как воздух попадает в систему горячего водоснабжения?
Как воздух попадает в закрытую водопроводную систему? В некоторых случаях это вообще не воздух.

Начните на нижнем этаже с радиатора, наиболее удаленного от котла, затем постепенно приближайтесь к нему. Повторите эту последовательность на верхних этажах.